Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Это волшебное электричество"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством - это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры и т.д.). Электричество очень опасно и шутить с ним нельзя: необходимо соблюдать технику безопасности. Но есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Но вопрос: как его можно получить? Для этого я решила познакомить дошкольников с образованием статического электричества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_eto_volshebnoe_elenktrichestvo.docx | 118.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 27»
Цель: познакомить детей со статическим электричеством.
Задачи:
Образовательные:
Обобщать ранее полученные знания детей об электричестве.
Познакомить с причиной возникновения статического электричества и принципом его действия.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей посредством опытов.
Способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Воспитывать навык работы в паре.
Методы и приемы:
Словесный (художественное слово, объяснение, пояснение, беседа, вопрос).
Наглядный картинки «Бытовая техника»)
Практический (опыты с проявлениями статического электричества)
Игровой (физминутка «Электроны»)
Развивающая среда: дидактические игра «Собери картинку», плакат «Правила поведения в лаборатории».
Раздаточный материал: воздушные шарики, синтетические и шерстяные лоскутки, расчески, бумажные бабочки, зеркала по количеству детей.
Этапы НОД | Деятельность педагога (что делает педагог на каждом этапе НОД) | Деятельность детей (как отвечают дети на действия педагога) |
Введение в образовательную ситуацию Дидактическая игра «Собери картинку» Актуализация знаний. Разминка для ума. Отгадывание загадки Физминутка. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации, мотивации к действию. | В: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с волшебником. Чтобы узнать, как зовут этого волшебника нужно отгадать загадку: По тропинкам я бегу, Без тропинки не могу. Где меня, ребята, нет, Не зажжется в доме свет. В: А почему его называют волшебником? Подумайте, какое волшебство может совершить электричество? В: У вас на столах лежать разрезанные картинки электроприборов. Нужно собрать картинку, чтобы вспомнить какие электроприборы есть в наших домах. Собирайте внимательно, чтобы прибор работал исправно и безопасно. В: Расскажите: какой это электроприбор и для чего нужен. В: А почему эти предметы называют электроприборами? В: Да, правильно. Потому что работают от электричества. В: Ребята, а в нашей группе есть электричество? В: Вспомните по каким предметам вы догадались, что в группе есть электричество? В: Правильно, электричество есть сейчас в каждом доме. Это наш самый первый помощник. С помощью электричества работают все наши электроприборы. Что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться - вы вспомните, отгадав загадку: Что за зверь сидит в розетке? Из какой сбежал он клетки? Как на свет он появился? И в розетке поселился? А что такое электричество? Откуда электричество поступает в наши дома? ( - Я предлагаю вам превратимся в электроны, которые бегут по проводам, и немного размяться. Выполняйте движения со мной. Ток бежит по проводам, Свет несёт в квартиру нам. Чтоб работали приборы, Холодильник, мониторы. Кофемолки, пылесос, Ток энергию принёс. В: Скажите, пожалуйста, а на сколько может быть опасным эклектический ток и как нужно обращаться с электроприборами? Воспитатель хвалит ответы и обращает внимание на письмо, которое лежит в группе В: Ребята, нам пришло письмо. Давайте вместе его прочитаем и выясним, кто же нам его прислал. «Здравствуйте ребята! Разрешите представиться. Меня зовут Почемучка. Я все время задаю вопрос: Почему? Поэтому меня так прозвали Почемучка. Со мной приключилась беда. Дело в том, что я собиралась в гости и стала причесываться, а мои волосы вдруг перестали меня слушаться. Посмотрите, торчат в разные стороны. И чем больше я их причесываю, тем непослушнее они становятся. Ребята помогите мне разобраться: Почему мои волосы торчат в разные стороны. И что мне сделать, чтобы они снова стали меня слушаться.» В: Ребята, а мы сможем помочь Почемучке разобраться с ее бедой, и выяснить, что же случилось у нее с волосами? Воспитатель: Как вы думаете, что случилось у Почемучке с волосами? В: Как мы можем проверить наши предположения? В: Мы так же можем это узнать в нашей лаборатории. Проходите, садитесь за столы. Кем мы с вами становимся, когда заходим в лабораторию? Воспитатель: Не забывайте о правилах поведения в лаборатории. Они обозначены в виде схемы у вас на столах. | Отвечают Электричество Отвечают: загорается свет, работают электроприборы. Выкладывают электроприборы из разрезных картинок Рассказывают об электроприборах Работают с помощью электричества Дети: есть Дети: - Розетки, лампочки, выключатели. Электрический ток. Ответы детей: это заряженные частицы-электроны - ток, оно вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома, чтобы подключать бытовую технику, электроприборы). (Бег на месте) («Фонарики») («Моторчик») (Хлопки в ладоши на каждый бытовой прибор) (Взяться за руки) Вспоминают и рассказывают правила обращения с электроприборами Дети: выдвигают гипотезы. Это можно узнать у компьютера, или спросить у взрослых. Дети: Мы становимся учеными |
Основная часть Практический этап. Открытие новых знаний. Опыт №1 Выдвижение гипотезы. Выдвижение гипотезы. Опыт №2 Открытие новых знаний. Дети выдвигают свои гипотезы Опыт №3 Применение новых знаний на практике. | Воспитатель: Давайте вспомним для чего мы с вами пришли в лабораторию. . В: У вас на столах лежат зеркала. Возьмите каждый зеркало и поставьте перед собой. В: Возьмите расческу и поднесите ее к волосам. Что происходит с волосами? В: А теперь хорошо причешитесь расческой. -Что вы видите? В: Почему, после того, как мы причесали волосы расческой они стали прилипать к ней? В: После того, как вы расчесались расческой, то есть потерли расческой о волосы, там образовалось электричество. Оно не опасное, тихое, незаметное. живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть такое электричество называют статическим. Оно появляется в результате долгого трения одного предмета о другой, Теперь мы с вами выяснили, из-за чего у почемучки волосы торчат в разные стороны. Почему? Воспитатель: А как оно там образовалось? Воспитатель: Как же помочь Почемучки избавиться от статического электричества? Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам послушать сказку про Фею Капельку, может там мы найдем ответ на наш вопрос. «Жили два друга воздушные шарики, которые все время ссорились и мирились. А рядом с ними по соседству жила, злая и завистливая (синтетическая) тряпочка. Она завидовала дружбе двух друзей, и все время пыталась их поссорить. Она рассказывала им друг про друга разные небылицы и, подлизываясь к ним, потирала их круглые бока, заряжая их статическим электричеством. И когда друзья встречались, друг с другом они отталкивались друг от друга. Но Фее капельке, которая с ними дружила, это не нравилось. И она решила помочь своим друзьям. И когда они опять стали ссориться она рассердилась и побрызгала на них своими капельками. Капельки попали на шарики, и прогнали статическое электричество, и шарики опять стали друзьями и старались не подпускать к себе синтетическую тряпочку. В: Ребята, а вы не хотите сами проверить, так ли это? Воспитатель: Давайте возьмем с вами каждый по шарику и встанем в пары (одинаковые шарики друг напротив друга) Воспитатель: Что делала тряпочка, чтобы поссорить двух друзей? Воспитатель: Давайте и мы с вами возьмем тряпочки и потрем круглые бока наших шариков. А теперь давайте попробуем поднести шарики друг к другу. Что же с ними происходит? В: Ребята, а почему так получилось? Чем заряжала шарики тряпочка, когда терлась об их круглые бока? .В: Ребята вспомните рассказ, кто помог шарикам помириться? В: Что Фея капелька сделала? В: Что после этого произошло с шариками? В: А вы хотите, что бы ваши шарики помирились? Кому помирить шарики? Воспитатель смачивает водой шарики В: Ребята, какой мы вывод можем сделать? В: Молодцы ребята. В: Я предлагаю вам стать волшебниками и «оживить» бумажных бабочек, которые лежат в тарелочках с помощью статического электричества. Поднесите расческу к бумаге. В: Что - то с бумагой происходит? В: Как заставить бумагу притянутся к расческе? В: Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им расческу. Медленно поднесите ее к бабочкам. В: Что происходит с бабочками?) В: Как расческа стала электрической? Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в одежде. Молодцы! Вы опять поймали электричество. | Дети: Чтобы помочь Почемучке разобраться, почему у него торчат волосы в разные стороны Подносят и ничего не происходит. Отвечают: ни чего. Дети причёсываются Отвечают: Волосы торчат в разные стороны и липнут к расческе. Дети выдвигают гипотезы Дети: В волосах образовалось статическое электричество Дети: Она причесала, т.е. потерла расческой о волосы. Дети выдвигают гипотезу Дети: Да. Дети: Терлась об их круглые бока. Становятся друг напротив друга и натирают шарики синтетической тряпочкой и подносят шары. Дети: Они отталкиваются друг от друга. Дети: статическим электричеством Дети: Фея Капелька. Дети: Она побрызгала на шарики своими каплями и прогнала статическое электричество. Дети: Они помирились. Дети: Чтобы прогнать статическое электричество надо побрызгать водой. Дети: нет (Предложения детей) Дети натирают расчёски и подносят к бабочкам. Дети: Бабочка притянулась к расческе Дети: Ее натерли шарфиком |
Рефлексия | А вы помните, что мы получили письмо от почемучки? Ребята, а давайте мы ответим Почемучке на письмо. А для этого нужно вспомнить, что произошло с Почемучкой? Воспитатель: Почему произошло именно так? Воспитатель: Как помочь почемучке прогнать статическое электричество? Воспитатель: Правильно, но давайте мы еще напишем Почемучке, что брызгать водой для того чтобы снять статическое электричество можно только на: волосы, одежду, шарики и т.д. Но кроме того, как у нас в мире имеется безопасное электричество, которое мы называем статическим, имеется еще и опасное электричество-ток, которое к нам поступает от электростанций по проводам и живет оно в электрощитах, розетках, электроприборов, ламп. При работе, с которыми важно соблюдать безопасность, на них не только нельзя брызгать водой, но его нельзя трогать даже мокрыми руками. В: Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь Почемучке? Что нового вы узнали? А что было самое трудное для вас? Какие опыты вы покажете дома с родителям? | Дети: У нее, торчат волосы в разные стороны, после того как она их причесала. Дети: После трения одного предмета о другой образовалось статическое электричество. Дети: Чтобы прогнать статическое электричество надо побрызгать водой. Дети отвечают на вопросы и делятся впечатлениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по продуктивной (конструктивной) деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «В гости к звездам».
Цель:v развивать у детей художественно – творческие способности;v совершенствовать ранее полученные навыки;v совершенствовать навыки работы с бума...
Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"
Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:·...
Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"
Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:· Создать условия ...
Поисково-познавательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень — магнит»
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.Задачи:ОбразовательныеРасширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойств...
Планирование кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста "ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА"
Календарно-тематическое планирование Кружка" Волшебная кисточка"...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная бумага»
Конспект образовательной деятельности «Волшебная бумага»...
План-конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный карандаш"
План-конспект занятия по рисованию в технике "каракулеграфия" с использованием триз-технологий...