НОД по познавательному развитию (экология)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Винтовкина Виктория Валериевна

Тема: «Природа – наш общий дом»

Программное содержание:
Цель: расширение знаний детей о природе. 
Образовательные задачи:
Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе;
Расширять представления детей о лесе и его обитателях; 
Формировать устойчивый интерес к природе.
Развивающие задачи:
Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;

 Развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища. 

Воспитывающие:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_otkrytoe_po_ekologii.docx371.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Познание (экология)» в подготовительной группе.

Тема: «Природа – наш общий дом»

Программное содержание:
Цель: расширение знаний детей о природе. 
Образовательные задачи:
Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе;
Расширять представления детей о лесе и его обитателях; 
Формировать устойчивый интерес к природе.
Развивающие задачи:
Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;

 Развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища. 

Воспитывающие:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Беседы с детьми на тему: «Друзья природы», наблюдение за объектами живой и неживой природы, чтение художественной литературы Виталий Бианки «Синичкин календарь». 

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра. 
Материалы  и оборудование:  аудиозапись «Музыка леса», глобус,  экологические знаки правил поведения в общении с природой, карточки с изображением живой и неживой природы, мультимедиа, презентации «Сказка о лекарственных растениях», «Живая и неживая природа».
Структура НОД
I. Вводная часть - 3 минуты.
1) загадка о глобусе;
2) слушание аудиозаписи «Музыка леса;
II. Основная часть - 20 минут.
1) дидактическая игра «Правильно назови знаки»;
2) чтение стихотворения Н. Рыжовой «Если в лес пришел гулять»;
3)
 дидактическая игра « четвертый  лишний»;
4) сказка  - презентация «Кто больше назовёт лекарственных растений»; 
5) подвижная игра « Берегите природу»;
6) интерактивная  игра
 «Живая и неживая природа»;
7) словесная игра «Вопрос-ответ» 
III. Заключительная часть - 2 минуты.
1) анализ НОД.

Ход НОД
Воспитатель: Вы слышали выражение «Экологическая катастрофа»

Дети:  

-Где можно увидеть в природе «экологическую катастрофу»

 Ребята, хотите узнать, что сегодня находится в нашей сюрпризной коробке? Тогда отгадайте загадку!

На нём уместилась

Вся наша Земля:

Моря, океаны,

Леса и поля.

И северный полюс

Там тоже найдёшь,

А если захочешь —

В руках унесёшь (глобус).

Показать глобус и спросить, что такое глобус.

Дети: Глобус – это модель Земного шара.

Воспитатель: Дети, наша планета Земля – самая красивая из всех планет которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и всё то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери. И конечно же, всю эту красоту, всё богатство природы мы должны любить, ценить и беречь.
Ребята, а где можно услышать пение птиц, шелест листвы, журчание ручейка? 

Дети: В лесу.

Воспитатель: Лес очень музыкален. Он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна.

Очень я люблю, ребята,

Слушать музыку в лесу,

И кузнечика, и дятла,

И пчелу и стрекозу.

Трели птиц, шёпот листвы,

Послушать лес хотите вы?

( слушание аудиозаписи «Музыка леса».)

Воспитатель: Ребята, а как нужно себя вести на природе?  (ответы) 
Молодцы ребята. Вы любите природу. Чтобы по-настоящему любить природу нужно знать правила.

Игра «Правильно назови знаки» (Приложение №1).

Воспитатель: Я вам покажу знаки, а вы   объясните, что они обозначают.

Дети: 
-Не ломать деревья и кустарники- деревья очищают воздух

-Не разводить костры - может возникнуть пожар и погибнет всё живое

-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу

-Не рвать цветы - цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам

-Не ловить бабочек - они красивые, как и цветы, невесомы и ранимы

-Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями

-Не брать домой детёнышей зверей - лес  дом для них

-Не разорять муравейники - они убирают  всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда  чисто, свежо.

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно знаки назвали.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги! (Н. Рыжова)

Ребята, вы уже знаете, что в лесу живут дикие животные, птицы и разные насекомые. Предлагаю вам поиграть в игру «Пятый лишний»
Дидактическая игра «Пятый лишний» 
(Приложение №2).

Детям раздаются карточки, на которых размещены картинки с изображением насекомых, птиц, животных. Ребёнок называет, какая из пяти картинок лишняя и почему.

Например: На карточке изображены: кот, лиса, белка, волк и медведь. Кот на этой карточке лишний, потому что на других картинках изображены дикие животные.
1. Кот, лиса, белка, волк, медведь.
2. Свинья, овца, собака, лиса, кот.
3. Снегирь, синица, божья коровка, воробей, голубь.
4. Воробей, оса, божья коровка, бабочка, муравей.

Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились. 
Ещё в лесу много разных растений: деревьев, кустарников и трав. Они бывают вредными и полезными. Полезные растения называются лекарственными. Ребята, как вы думаете, почему их так называют?
Дети: Из лекарственных растений изготавливают лекарства.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Предлагаю вам  посмотреть сказку « О лекарственных растениях»

Воспитатель: Молодцы ребята, многое знаете о природе. Но в лесу, на реке, везде слышны жалобные голоса животных, птиц, растений. Природа просит о помощи. В лес часто приходят  недобрые люди, которые ломают деревья, обижают птиц, разоряют муравейники и убивают животных. А ведь в  природе всё взаимосвязано, и мы сейчас в этом убедимся. 
Подвижная игра « Берегите природу»
На ковре разбросаны листы исписанной бумаги, пластиковые бутылочки .
Воспитатель: Ребята, давайте дружно уберём мусор. А куда же нам девать этот мусор? Что мы будем делать с ним? Правильно, мы его отправим в контейнер для мусора. А оттуда он попадёт на перерабатывающий завод, где из него сделают новую, чистую бумагу, которая пойдёт на изготовление тетрадей и книг. Ребята, вы знаете из чего делают бумагу? Правильно, из дерева. Так вот,  давая бумаге вторую жизнь, мы сохраняем деревья - «легкие нашей планеты», которые помогают нам дышать свежим воздухом.
Воспитатель: Все, что нас окружает, не созданное руками человека называется природа. Природа бывает живая и неживая. Почему мы называем природу живой?

Дети: Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.
Воспитатель: Что относится к живой природе?
Дети: К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Живая и неживая природа».
Интерактивная игра «Живая и неживая природа» (Приложение №3).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы снова справились с заданием. Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Мы узнавали интересные сведения о жизни растений и животных из книг, рассматривали картины, иллюстрации о природе. Поэтому знаем ответы на многие вопросы.
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Вопрос – ответ».
Словесная игра «Вопрос-ответ»

1.У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)

2.Что делает ёж зимой? (спит)

3.Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)

4.Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка).

5.Кто носит свой дом на спине? (улитка)

6.Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка).

7.Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока).

8.Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник).

9.Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)

10.У какого дерева белый ствол? (береза)

11.Как называется дом у муравья? (муравейник).

12.Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)

Воспитатель: Молодцы! На все вопросы ответили.
Анализ НОД

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу и мне бы хотелось узнать, что нового вы узнали, чему научились и, что вам больше всего понравилось? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, природа дарит нам много тепла, добра, красоты и богатства, наша планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь! Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом, беречь и любить все живое! Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!
















Приложение 1

hello_html_41b7ec4f.jpghello_html_5f5625d4.jpghello_html_mbd5d2b1.jpg

hello_html_5f5625d4.jpghello_html_mbd5d2b1.jpghello_html_mbd5d2b1.jpg

Приложение №2

hello_html_m5f52c416.jpg

hello_html_2deb4d7c.jpg

hello_html_180e6820.jpg

hello_html_43167f3f.jpg

Приложение №3

hello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.png

hello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.png

hello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.png

hello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.png

hello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.pnghello_html_1587e33c.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию (экология) "Елочка - зеленая иголочка"

Конспект НОД по познавательному развитию (экология)...

Конспект мероприятия по познавательному развитию (экология) в средней группе. Тема: ”Воздух – какой он?”

Конспект мероприятия по познавательному развитию (экология)в средней группе.Тема: ”Воздух – какой он?”Цель: расширить знания детей о свойствах воздуха.Задачи:Образовательные:- дать представление о том...

Конспект НОД с детьми средне-старшей группы по познавательному развитию (экология)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средне-старшей группы по познавательному развитию (экология) "Загадки подводного мира"...

Непосредственно – образовательная деятельность по познавательному развитию (экологии) «Медовое путешествие»

На НОД дети знакомятся с насекомыми - пчелами.Узнают о полезных свойствах меда, о том как и откуда берется мед.Появится интерес к цветочным растениям, насекомым и бережное отношение к ним....

План - конспект по ОО "Познавательное развитие" (Экология) "Путешествие Золотой Рыбки", старшая группа

Формирование представлений детей о болагоприятных условиях жизни рыб и растений  аквариума....

Конспект по ОО «Познавательное развитие» (Экология) в подготовительной группе по теме: «Путешествие во времени»

Закрепить представления об изменениях продолжительности дня и ночи в течении осенне-зимнего периода....

Конспект НОД по познавательному развитию (Экология) «Хозяйка Медной горы».

Познакомить детей с минералами (каменный уголь, мел), их свойствами. Развивать интерес к опытно-экспериментальной работе. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы, уважение к людям трудящимся в ...