Проект "Огород на подоконнике" 2 младшая группа
проект по окружающему миру (младшая группа)

Мухаметова Наталья Николаевна

Экологический проект на тему: "Огород на подоконнике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ogorod_na_podokonnike_2_mladshaya_gruppa.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект на тему: «Огород на подоконнике»

во второй младшей группе

       

Выполнила: воспитатель второй

младшей группы

Мухаметова Н.Н.

Описание материала:  Экологический проект на тему: «Огород на окне»  

I. Аннотация проекта

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатели  группы, родители.

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе  с взрослым  зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта:

•        Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.

•        Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.

•        Презентация проекта «Огород на окне».

Продолжительность проекта: краткосрочный февраль-март 2017 г..

Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.

I. Обоснование социальной значимости проекта

Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

II. Цель проекта.

Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

   Задачи проекта:

•        Формировать у детей знания о росте и потребности растений;

•        Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;

•        Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

•        Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

•        Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

IV. Методология проекта

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

Подготовительный этап

Деятельность педагога:

•        Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).

•        Составление плана работы над проектом.

•        Сбор материала необходимого для реализации проекта.

•        Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).

•        Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

•        Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

•        Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

•        Сбор необходимого материала для создания огорода.

•        Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Практическая работа

Деятельность педагога:

•        Беседа с детьми познавательного характера.

•        Организация предметно – развивающей среды по теме.

•        Подготовка информации для родительского  уголка.

Деятельность детей:

•        Посадка семян  салата, лука, фасоли  в землю.

•        Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание.

•        Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.

•        Игровая, двигательная деятельность.

•        Участие в практической деятельности.

•        Лепка овощей из пластилина.

•        Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

Совместная деятельность взрослых и детей:

•        Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

•        Различные виды изобразительной деятельности по тематике.

•        Просмотр фильмов о растениях.

•        Сбор коллекций семян.

•        Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.

•        Труд в огороде.

Подведение итогов

Деятельность педагога:

•        Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

•        Презентация проекта.

•        Представление опыта.

Деятельность детей:

•        Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

•        Участие в презентации проекта «Огород на окне»

Распространение опыта:

•        Ознакомление педагогов МАДОУ с удачно выполненной работой.

•     Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.

      Мероприятия по реализации проекта

      Участие в конкурсе «Огород на окне» внутри детского сада.

1. Беседы:

•        «Что такое огород и что на нём растёт»,

•        «Что такое «Огород на окне»,

•        «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,

•        «Семена».

2. Опытно-экспериментальная деятельность:

•        «Строение растений»,

•        «Рост и развитие растений»,

•        «Вода и росток»,

•        «Солнце и росток»,

•        «Проращивание семян».

3. Практическая деятельность:

•        Отбор и посев семян.

•        Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.

4. Экологические занятия по темам:

•        «Семена»

•        «Первые всходы»

•        «Мир овощей».

5. Игровая деятельность:

•        Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».

•        Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».

•        Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

•        Рассматривание различных семян.

•        Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».

6. Художественно - творческая деятельность детей.

•        Раскрашивание картинок.

•        Рисование «Лук от всех недуг».

•        Аппликация «Помидоры в банке».

•        Лепка «Овощи большие и маленькие».

7. Речевое развитие.

•        Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».

•        Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».

•        Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».

•        Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.

8. Оформление альбома

«Наш лук от всех недуг».

9. Консультация для родителей

«Помощь ребенка на огороде».

 Ресурсное обеспечение.

1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.

2. Экологический уголок.

3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т.д.

4. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т.д.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.

Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе. Участвовали в оформлении огорода на окне; изготовили поделки для оформления сказочного огорода.

Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие непредвиденные обстоятельства.

V. Рабочий план реализации проекта

Этапы реализации проекта

1) Подготовительный (февраль)

1.Определение цели и задач проекта.

2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

3.Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)

4.Разработка комплексно - тематического плана работы

5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»        

2) Основной (февраль, март)

1. Рассматривание семян (укропа, салата, фасоли, гороха) посадка семян и лука.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

•        подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;

•        оформление огорода на окне;

•        Наблюдение за растениями.

3.Отражение результата

через художественно-творческую деятельность.        

3) Заключительный (апрель)

1.Анализ полученных результатов.

2.Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».

3.Презентация проекта «Огород на  окне ».

VI. Ожидаемые результаты

Предполагаемые результаты: Из семечка, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, фасоль и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Библиографический список:

1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.
2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
5. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе на тему: «У Незнайки в огороде.» Возрастная группа- 2 -я младшая группа.

Задачи:Образовательные-продолжать учить взаимодействовать с окружающим миром и воспитывать гуманное отношение к природе;-учить видеть красоту окружающего мира;-развивать самостоятельность, активность ...

Дидактические игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста (1 младшая группа, 2 младшая группа)

Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произно...

Диагностика педагогического процесса В первой младшей группе (с 2 до 3 лет) на 2021 /22 учебный год во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) на 2022/23 учебный год в средней группе (с 4 до 5 лет) на 2023/24 (февраль) учебный год дошкольной образователь

: Оценка индивидуального развития детей для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для д...

План воспитательно - образовательной работы в младшей группе по лексической теме "Наша группа" календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Познакомить детей с помещением групповой комнаты, ознакомление с элементарными правилами поведения в группе, туалетной комнате.  ...

Комплексно- тематическое планирование для 1 младшей группы на 2021- 2022 уч.г; для 2 младшей группы на 2022- 2023 уч.г, для средней группы на 2023- 2024 уч.г

Целью комплексно-тематического планирования является разработка плана ежедневной деятельности детей в образовательном учреждении, на основании ряда темообразующих факторов и принципа со...