Памятка для педагогов по содержанию центров экспериментирования в ДОУ
методическая разработка по окружающему миру

Сагдеева Оксана Валерьевна

Самое главное – как это ни странно звучит - педагог должен сам захотеть, чтобы в его группе дети активно занимались опытами, экспериментами, постоянно что-то разбирали, исследовали- мы должны быть с вами готовы к этому еще и морально ( ведь в такой группе часто будет, со стороны кажущийся, беспорядок…)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Ясельная или 1 младшая группа

Компонент дидактический

- центр  «песка и воды»;

-рыбки, шарики, формочки для игры с песком, наборы мелких игрушек (небольшие фигурки людей и животных), лодочки, резиновые игрушки (уточки, лягушки), заводные игрушки

Компонент оборудования

- природный материал: шишки, ракушки, камешки, крупные орехи;

- утилизированный материал: пробки от пластиковых бутылок, футляры от киндера сюрпризов;

- емкости: ведерки, лейки, стаканчики;

- прочие материалы: сачки, воронки, удочки, ситечки, шумовки, деревянные ложки, половники, ложки для перемешивания салата, лопатки, грабельки, одноразовые ложки большие, мельницы, губки разного цвета, молоточки, совочки, формочки, деревянные палочки, игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой.

Компонент стимулирующий

- на видном месте вывешиваются правила поведения во время игр с песком и водой.

Младшая группа

Компонент дидактический

- книги познавательного характера для младшего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" (зимы, весны, осени), «Ткани», «Бумага»

Компонент оборудования

- природный материал: песок разного цвета, причудливые семена, камешки, раковины, коллекции осенних листьев, шишки, глина;

- утилизированный материал: кусочки дерева, пробки, бумага разного цвета и плотности, материал для игр с мыльной пеной, поролон цветной и пенопласт, фольга разного цвета, предметы для игр с тенью, зеркальце для игр с солнечным зайчиком;

- емкости: оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом: емкости одинакового и разного объема (4-5) и разной формы;

- приборы – помощники: лупы, фонарики, «волшебные» (стереоскопические и др.), весы, бинокль (подзорная труба);

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, шприцы без игл;

- прочие материалы: цветные очки, бинокли, зеркальца, игрушки для воды и песочницы: формочки разной конфигурации и размера, ёмкости от киндер-сюрпризов, предметы- орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки, губки разного цвета; вертушки ветряные (4-6 разные); тряпочные салфетки, мерные ложки, игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой.

Компонент стимулирующий

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;

-  персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация

(Смайлик, Утенок-Любознайчик, Хрюша-Удивлюша и т. д.);

- карточки-схемы проведения экспериментов (зарисовка опыта заполняется воспитателем).

Средняя группа

Компонент дидактический

- книги познавательного характера для младшего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" (зимы, весны, осени), «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;

- мини-музей (тематика различна, например, "Камни", «Чудеса из стекла" и др.)

Компонент оборудования

- природный материал: песок разного цвета, причудливые семена (дыни, арбуза, подсолнечника), камешки, раковины, коллекции осенних листьев, плоды разных растений, шишки, перья птиц, сухоцветы, орехи, глина;

- утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткань разного цвета и фактуры, пластмассы, кусочки дерева, пробки, бумага (обычная, картон с разной фактурой поверхностью: глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая, наждачная), пенопласт, фольга разного цвета, разные виды бумаг;

- красители: непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

-емкости: мерные стаканчики пластмассовые, емкости одинакового и разного размера (4-5) и разной формы;

-приборы – помощники: лупы, весы, фонарики, «волшебные» (стереоскопические и др.), бинокль;

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, мерные ложки, деревянные палочки, шприцы без игл, резиновые груши;

- прочие материалы: цветные очки; резина; зеркала; воздушные шары; мука; соль; сахар; цветные и прозрачные стекла; сито; тряпочные салфетки; трубочки; вертушки разного размера (4-5); воронки; сачки, черпачки, предметы- орудия разных размеров, фор, конструкций для экспериментов с песком, воздушные шары.

Компонент стимулирующий

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;

-карточки-схемы проведения экспериментов (зарисовка опыта заполняется воспитателем);

- персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация

(Смайлик, Утенок-Любознайчик, Хрюша-Удивлюша и т. д.)

Требования к содержанию центра экспериментирования

1 младшая группа - средняя группа

Старшая группа

Компонент дидактический

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

- серии картин с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера, атласы;

- тематические альбомы;

- коллекции «Ткани», «Бумага», «Пуговицы», «Камни», «Ракушки» и др.;

- мини-музей (тематика различна, например, "Часы бывают разные»,» Изделия из камня").

Компонент оборудования

- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет»,» Стекло", "Резина";

- природный материал: коллекции почвы, семян, плодов, шишек, (в том числе экзотических: хвойные шишки из южных регионов), камней, глины, мела, раковин моллюсков, коры и древесины, перьев птиц, изделий из разных пород, песок, коллекция минералов, гербарий;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, кусочки дерева, пробки, коллекция бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная разного цвета и др.), пенопласт, фольга разного цвета, поролон, шпагат, рогожка;

- технические материалы: детали конструктора, болты, шурупы;

- емкости: набор мерных стаканов (2-3шт), набор прозрачных сосудов разных форм и объемов (2-3шт.), пробирки;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, мерные ложки, колбы, шприцы без игл, резиновые груши, йод, зеленка;

- прочие материалы: зеркала, цветные очки, линзы, резина, воронки, набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта; воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, крахмал, набор цветных (светозащитных) стекол и прозрачные стекла, сито, тряпочные и бумажные салфетки, трубочки, ватные палочки, разные виды бумаг. деревянные палочки, набор стеклянных призм (для эффекта радуги), набор для опытов с магнитом (2-3), действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов, сантиметровая лента;

-приборы-помощники: лупы, микроскоп, различные песочные часы на разные отрезки времени (2шт.), весы, термометр спиртовой, фонарики, «волшебные» (стереоскопические и др.). магниты, бинокль, компас, вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница, глобус, весы рычажные равноплечие (балансир) с набором разновесок;

- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

Компонент стимулирующий

- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя".

- персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация

(Смайлик, Утенок-Любознайчик, Хрюша-Удивлюша и т. д.)

Подготовительная группа

Компонент дидактический

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

 - серии картин с изображением природных сообществ;

 - книги познавательного характера, атласы;

 - тематические альбомы;

 - коллекции «Ткани», «Бумага», «Пуговицы», «Камни», «Ракушки» и др.;

 - мини-музей (тематика различна, например, "Часы бывают разные»,» Изделия из камня").

Компонент оборудования

- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет»,» Стекло", "Резина";

 - природный материал: коллекции почвы, горных пород и минералов, семян, плодов, шишек, камней, глины, мела, раковин моллюсков, коры и древесины, листья деревьев, перьев птиц, изделий из разных пород, стружки, опилки различных пород деревьев, мох, песок, нефть, металл;

 - утилизированный материал: проволока в полихлорвиниловой оболочке, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, кусочки дерева, пробки, бумага (обычная, картон, наждачная, копировальная и др.), пенопласт, фольга разного цвета, соломенные обрезки;

 - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

- емкости: сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и конфигурации, кратные друг другу для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом;

 - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, набор индикаторной бумаги, копировальная и т.д.;

 - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

 - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

 - прочие материалы: зеркала, цветные очки, бинокли, линзы, резина, гибкий пластик, воронки, ступки и пестики для растирания веществ, зеркальца, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, крахмал, дрожжи, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи, «печатки» из пробки, моркови, картофеля; тряпочные и бумажные салфетки; трубочки, свечи, спиртовка, набор стеклянных призм (для эффекта радуги), набор для опытов с магнитом и др.;

 -приборы-помощники: лупы, микроскоп, различные часы, весы, термометры, фонарики, «волшебные» (стереоскопические и др.), магниты, компас, бинокль, вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, глобус, воздушный змей, ветряная мельница, метр, рулетка, безмен, весы рычажные равноплечие (балансир) с набором разновесок;

 - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

Компонент стимулирующий

- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

 - карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя".

Требования к содержанию центра экспериментирования

Старшая группа – подготовительная группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Содержание центров науки в группе детского сада"

Огромное значение для развития ребенка имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знани...

Памятки для педагогов по содержанию работы с дошкольниками разных возрастов по экспериментально-исследовательской деятельности

При правильной организации работы у детей  формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Роль воспита­теля как умного друга и советчика возр...

Памятка для педагогов ДОУ "Содержание воспитательно-образовательной работы по направлениям развития и образования детей дошкольного возраста (образовательным областям) в соответствии с ФГОС ДО"

Содержание воспитательно-образовательной работы по направлениям развития и образования детей дошкольного возраста (образовательным областям) в соответствии с ФГОС ДО...

Семинар для педагогов по теме: "Содержание центра речевого развития группы компенсирующей направленности"

Семинар для педагогов по теме: "Содержание центра речевого развития группы компенсирующей направленности"...

Консультация для педагогов по созданию центра экспериментирования в группе детского сада

 Одним из эффективных методов познания является метод экспериментирования.Воспитатель же может лишь создать условия для поддержки и развития в ребенке интереса к исследованиям, открытиям....

Памятка "Требования к содержанию центра экспериментирования"

Требования к содержанию центра экспериментирования в разных возрастных группах...