Консультация для педагогов. «Особенности создания и содержание центров занимательной математики в группах».
консультация по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Двойнишникова Екатерина Андреевна

Консультация для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности создания и содержание

центров занимательной математики в группах».

Консультация для педагогов.

  Подготовила воспитатель: Майор Е.А.

«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний». Л.А. Венгер

    Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

     ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно- пространственной среде, как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого. Инновационность подхода к организации развивающей предметно - пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции. Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ организуются центры занимательной математики.

Центр занимательной математики должен быть оснащен материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.

Примерное содержание центра занимательной математики в группах: 

1. Разнообразные игры на развитие сенсорных чувств, в соответствии с возрастом и развитием детей: игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени.

2. Разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.

 3. Занимательный материал математического содержания: задачи–шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия и др.; математические загадки; математические считалки; математические развивающие, логические игры, соответствующие возрасту детей; приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема,

Для 1 младшей группы.

 В центре сенсорного развития рекомендуется иметь разнообразный дидактический и наглядный материал:

  Дидактические игры на цвет, форму, величину, развитие тактильных ощущений;

 Развивающие игры – блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, рамки- вкладыши Монтессори и т.п., с методическими пособиями к ним (альбомы, инструкции и т.п.);

  Атрибуты, материалы для игр с песком и водой;

  Наглядный материал по сенсорному воспитанию;

  Настольно-печатные игры;

  «Чудесный мешочек»;

 Картотека художественного слова по ознакомлению детей с сенсорными эталонами.

 Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема.

Для 2 младшей группы.

 В центре занимательной математики могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

 сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;

 группировать предметы на основе общих признаков (это - посуда, это - обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы»): лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения);

 составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;

 Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т.д.

  Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.

Для средней группы.

 Центр занимательной математики средней группы может содержать:

  Дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения: сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.; группировать предметы на основе общих признаков (это - посуда, это – обувь, это - мебель; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы» и т.п.); лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения); мозаика геометрическая; составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.; составлять простой план-схему с использованием разнообразных замещений реальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Где мама?» и др.;

 Дидактические игры: игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»); модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;  игры для освоения величинных, числовых, пространственно- временных отношений («Составь такой же узор»); игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т.п.

 Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.

Для детей старшего дошкольного возраста.

В группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики может содержать:

 Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.

  Дидактические игры:  игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»); игры с цифрами, монетами; игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери»); игры с алгоритмами («Вычислительные машины»); модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»); календарь, модель календаря.

  Развивающие игры:  игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п. Игра-пособие «Стосчет» Н.А. Зайцева, часы-конструктор, весы; игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами.  Природный и «бросовый» материал.

 Список используемой литературы: 

  1. ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, октябрь 2013 г. № 1155.
  2. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – СПб.: «Детство-Пресс», 2006 г.
  3. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: «Мозаика - Синтез», 2008 г.
  4. Чеплашкина И.Н. и др. Математика – это интересно. – СПб.: «Акцидент», 1996 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Особенности организации предметно-пространственной среды в младших группах"

Особенности организации  предметно-пространственной  среды в младших группах...

Консультация для педагогов: "Особенности организации предметно-пространственной среды в средних группах"

Особенности организации  предметно-пространственной  среды в средних группах...

Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"

Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"...

Консультация для педагогов ДОО "Создание и использование мини-музея в группе детского сада"

      В материале консультации для педагогов ДОО "Создание и использование мини-музея в группе детского сада" даны рекомендации по организации мини-музея посвященному о...

Консультация для педагогов.Особенности работы воспитателя по созданию индивидуального маршрута ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении...