Статья "Дикие животные зимой"
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
статья "Дикие животные зимой"
в подготовительной группе.
Подготовила воспитатель ГБДОУ № 70 Рогова Лариса Сергеевна.
статья в логопедической группе по формированию целостной картины мира "Дикие животные зимой"
Цель:обобщение знаний детей о животных
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах.
• Уметь различать хищных и травоядных животных.
• Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Образовательная область «Речевое развитие»
• Активизировать словарь по данной теме.
• Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
• Развивать объяснительную речь при отгадывании загадок.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Образовательная область «Физическое развитие»
• Развивать мелкую и общую моторику по средствам пальчиковой гимнастики и физминутки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
Ребята, какое сейчас время года? (поздняя осень). Правильно, хотя погода уже почти зимняя.
Игра: «Отгадай загадку»
Зверька узнаем мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет корую
(Заяц)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
(Лиса)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Хозяин лесной,
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Чей тоскливый вой
Слышится зимой?
(Волк)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело, легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Кто колючий, словно елка,
Носит на спине иголки?
(Ёж)
2. Основная часть.
Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом?
Дети:- Животные.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
Воспитатель:- Где живут эти животные?
Дети:- В лесу
Воспитатель:- Как они называются?
Дети:- Дикие животные
Воспитатель:- Почему их так называют?
Дети:- Сами себе добывают пищу
Воспитатель:- А как еще по-другому их называют?
Дети:- Звери
Воспитатель:- Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Хотите сейчас отправиться в лес? Крепко зажмурьте глаза, не подглядывайте! Когда колокольчик перестанет звенеть, глаза откроете. (Раскладываю следы зверей)
Вот мы и в лесу. А что это? (Следы). Чьи следы? (Рассматриваем, рассуждаем).
А куда идут эти животные? (Домой, к ключу на водопой, ищут пищу).
А где у них дом?
Игра «Кто, где живет?» (с мячом)
У зайчат дом……. Под кустом
У лисят дом……..Нора под пеньком.
У волчат дом…….Логово.
У медвежат дом…..Берлога.
У бельчат дом…….Дупло.
У ежат дом…….Гнездо в норке.
У лосят дом….. В рыхлом снегу.
Ребята, а по какой причине мог проснуться зимой медведь? Он ведь обычно спит в берлоге! (Зуб разболелся, сон плохой приснился, очень пить захотел)
А кто еще спит всю зиму? (Еж)
Каких животных вы знаете, но следов их сегодня не встретили? (олень, м.б. скажут – бобры)
3.Рассказывание рассказов, подготовленных детьми дома.
Ребята, я знаю, вы дома с родителями подготовили небольшие рассказы о диких животных. Послушаем? (садимся на стулья у доски).
Белка зимой меняет цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей. Цепкие лапки белки помогают легко передвигаться по деревьям, а хвост, как руль, помогает управлять движением.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, но и припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
Заяц, как и белка, меняет цвет шубки к зиме. Летом он серого цвета, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка. У зайца нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. Заяц питается корой деревьев, ветками, листьями.
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. От врагов лиса ловко прячется, убегает, кусается. Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно. Питается лиса мелкими грызунами, птицами.
Волк хоть и не меняет свою шубу как белка и заяц, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов, мелких грызунов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка. А днем прячутся в своем логове.
Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров. Рога лося служат для обороны от хищников на ногах. От врага лось отбивается копытами, лягается, стремительно и быстро убегает, почуяв опасность. Копыта помогают ему передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается. Лоси спят в рыхлом снегу. Питается лось травой, ветками, корой деревьев, мухоморами.
Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны. Своих врагов медведь грызет зубами, давит лапами. Любит полакомиться медом, орехами, желудями, насекомыми, рыбой.
Еж от врагов защищается иголками: сворачивается в клубок, выставляет свои иголки во все стороны, колется. Еж тоже делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко спит до весны. Белый снежок покрывалом укрывает норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику, как он бродит летом по лесу, ловит червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек.
- Но есть еще интересные дикие животные, о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?
Вот так звери
Нор не роют
Но зато плотины строят
Все они одеты в шубы
Инструмент не пилы-зубы
- Жилище у бобров называется так интересно – хатка. Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. Бобры очень чистоплотные. А как называют детенышей бобра?
Дети: - Бобрята.
- Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного, посмотрите! Это барсук, посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистолюбивые животные. Питаются они насекомыми, личинками, червяками.
Физминутка «Теремок»
А теперь давайте сядем на полянку и отдохнем.
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок не высок, не высок.
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог
Слева зайка, справа мишка,
Отодвиньте-ка задвижку
Слева ежик, справа волк
Нажимайте на замок
Зайка, мишка, ежик, волк
Открывают теремок.
4. Дети, предлагаю вам ответить на вопросы:
1. Вопрос: «Чем питаются дикие животные?» (травой, грибами, ягодами, ветками, другими животными, насекомыми и т. д.).
2. Вопрос: «Как различаются дикие животные по способу питания?» (травоядные, хищные и всеядные).
3. Вам следующее задание: Вы видите 2 обруча. На столе лежат картинки с изображением животных. Каждый из вас возьмет по 1 картинке и если это животное травоядное положит его в зеленый обруч, если это хищник положите картинку в красный обруч, а как вы думаете, куда надо положить всеядное животное? (посередине 2 обручей).
5. Игра «Хвосты»
Предлагаю детям встать вокруг стола, на котором разложены картинки изображениями вниз. Каждому ребёнку педагог даёт картинку с изображением хвоста (волчьего, лисьего, заячьего и т.д.) Хвосты могут повторяться и изображения животных тоже.
- Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Переверните картинки изображениями вверх и найдите тот хвост, который вам подходит. Затем воспитатель поочерёдно спрашивает:
- Ты кто? (я медведь). У тебя какой хвост? (у меня медвежий хвост). Почему ты решил (а), что это медвежий хвост? (он маленький, короткий, округлый). А почему у медведя именно такой хвост, что было бы, если бы у него был хвост, как у лисицы? (мысли, аргументы детей).
6. Рефлексия. Беседа о том, что нового узнали, что особенно понравилось, что – нет.Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах.
• Уметь различать хищных и травоядных животных.
• Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Образовательная область «Речевое развитие»
• Активизировать словарь по данной теме.
• Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
• Развивать объяснительную речь при отгадывании загадок.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Образовательная область «Физическое развитие»
• Развивать мелкую и общую моторику по средствам пальчиковой гимнастики и физминутки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
Ребята, какое сейчас время года? (поздняя осень). Правильно, хотя погода уже почти зимняя.
Игра: «Отгадай загадку»
Зверька узнаем мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет корую
(Заяц)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
(Лиса)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Хозяин лесной,
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Чей тоскливый вой
Слышится зимой?
(Волк)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело, легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Кто колючий, словно елка,
Носит на спине иголки?
(Ёж)
2. Основная часть.
Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом?
Дети:- Животные.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
Воспитатель:- Где живут эти животные?
Дети:- В лесу
Воспитатель:- Как они называются?
Дети:- Дикие животные
Воспитатель:- Почему их так называют?
Дети:- Сами себе добывают пищу
Воспитатель:- А как еще по-другому их называют?
Дети:- Звери
Воспитатель:- Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Хотите сейчас отправиться в лес? Крепко зажмурьте глаза, не подглядывайте! Когда колокольчик перестанет звенеть, глаза откроете. (Раскладываю следы зверей)
Вот мы и в лесу. А что это? (Следы). Чьи следы? (Рассматриваем, рассуждаем).
А куда идут эти животные? (Домой, к ключу на водопой, ищут пищу).
А где у них дом?
Игра «Кто, где живет?» (с мячом)
У зайчат дом……. Под кустом
У лисят дом……..Нора под пеньком.
У волчат дом…….Логово.
У медвежат дом…..Берлога.
У бельчат дом…….Дупло.
У ежат дом…….Гнездо в норке.
У лосят дом….. В рыхлом снегу.
Ребята, а по какой причине мог проснуться зимой медведь? Он ведь обычно спит в берлоге! (Зуб разболелся, сон плохой приснился, очень пить захотел)
А кто еще спит всю зиму? (Еж)
Каких животных вы знаете, но следов их сегодня не встретили? (олень, м.б. скажут – бобры)
3.Рассказывание рассказов, подготовленных детьми дома.
Ребята, я знаю, вы дома с родителями подготовили небольшие рассказы о диких животных. Послушаем? (садимся на стулья у доски).
Белка зимой меняет цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей. Цепкие лапки белки помогают легко передвигаться по деревьям, а хвост, как руль, помогает управлять движением.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, но и припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
Заяц, как и белка, меняет цвет шубки к зиме. Летом он серого цвета, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка. У зайца нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. Заяц питается корой деревьев, ветками, листьями.
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. От врагов лиса ловко прячется, убегает, кусается. Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно. Питается лиса мелкими грызунами, птицами.
Волк хоть и не меняет свою шубу как белка и заяц, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов, мелких грызунов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка. А днем прячутся в своем логове.
Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров. Рога лося служат для обороны от хищников на ногах. От врага лось отбивается копытами, лягается, стремительно и быстро убегает, почуяв опасность. Копыта помогают ему передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается. Лоси спят в рыхлом снегу. Питается лось травой, ветками, корой деревьев, мухоморами.
Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны. Своих врагов медведь грызет зубами, давит лапами. Любит полакомиться медом, орехами, желудями, насекомыми, рыбой.
Еж от врагов защищается иголками: сворачивается в клубок, выставляет свои иголки во все стороны, колется. Еж тоже делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко спит до весны. Белый снежок покрывалом укрывает норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику, как он бродит летом по лесу, ловит червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек.
- Но есть еще интересные дикие животные, о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?
Вот так звери
Нор не роют
Но зато плотины строят
Все они одеты в шубы
Инструмент не пилы-зубы
- Жилище у бобров называется так интересно – хатка. Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. Бобры очень чистоплотные. А как называют детенышей бобра?
Дети: - Бобрята.
- Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного, посмотрите! Это барсук, посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистолюбивые животные. Питаются они насекомыми, личинками, червяками.
Физминутка «Теремок»
А теперь давайте сядем на полянку и отдохнем.
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок не высок, не высок.
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог
Слева зайка, справа мишка,
Отодвиньте-ка задвижку
Слева ежик, справа волк
Нажимайте на замок
Зайка, мишка, ежик, волк
Открывают теремок.
4. Дети, предлагаю вам ответить на вопросы:
1. Вопрос: «Чем питаются дикие животные?» (травой, грибами, ягодами, ветками, другими животными, насекомыми и т. д.).
2. Вопрос: «Как различаются дикие животные по способу питания?» (травоядные, хищные и всеядные).
3. Вам следующее задание: Вы видите 2 обруча. На столе лежат картинки с изображением животных. Каждый из вас возьмет по 1 картинке и если это животное травоядное положит его в зеленый обруч, если это хищник положите картинку в красный обруч, а как вы думаете, куда надо положить всеядное животное? (посередине 2 обручей).
5. Игра «Хвосты»
Предлагаю детям встать вокруг стола, на котором разложены картинки изображениями вниз. Каждому ребёнку педагог даёт картинку с изображением хвоста (волчьего, лисьего, заячьего и т.д.) Хвосты могут повторяться и изображения животных тоже.
- Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Переверните картинки изображениями вверх и найдите тот хвост, который вам подходит. Затем воспитатель поочерёдно спрашивает:
- Ты кто? (я медведь). У тебя какой хвост? (у меня медвежий хвост). Почему ты решил (а), что это медвежий хвост? (он маленький, короткий, округлый). А почему у медведя именно такой хвост, что было бы, если бы у него был хвост, как у лисицы? (мысли, аргументы детей).
6. Рефлексия. Беседа о том, что нового узнали, что особенно понравилось, что – нет.Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах.
• Уметь различать хищных и травоядных животных.
• Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Образовательная область «Речевое развитие»
• Активизировать словарь по данной теме.
• Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
• Развивать объяснительную речь при отгадывании загадок.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Образовательная область «Физическое развитие»
• Развивать мелкую и общую моторику по средствам пальчиковой гимнастики и физминутки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
Ребята, какое сейчас время года? (поздняя осень). Правильно, хотя погода уже почти зимняя.
Игра: «Отгадай загадку»
Зверька узнаем мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет корую
(Заяц)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
(Лиса)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Хозяин лесной,
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Чей тоскливый вой
Слышится зимой?
(Волк)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело, легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Кто колючий, словно елка,
Носит на спине иголки?
(Ёж)
2. Основная часть.
Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом?
Дети:- Животные.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
Воспитатель:- Где живут эти животные?
Дети:- В лесу
Воспитатель:- Как они называются?
Дети:- Дикие животные
Воспитатель:- Почему их так называют?
Дети:- Сами себе добывают пищу
Воспитатель:- А как еще по-другому их называют?
Дети:- Звери
Воспитатель:- Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Хотите сейчас отправиться в лес? Крепко зажмурьте глаза, не подглядывайте! Когда колокольчик перестанет звенеть, глаза откроете. (Раскладываю следы зверей)
Вот мы и в лесу. А что это? (Следы). Чьи следы? (Рассматриваем, рассуждаем).
А куда идут эти животные? (Домой, к ключу на водопой, ищут пищу).
А где у них дом?
Игра «Кто, где живет?» (с мячом)
У зайчат дом……. Под кустом
У лисят дом……..Нора под пеньком.
У волчат дом…….Логово.
У медвежат дом…..Берлога.
У бельчат дом…….Дупло.
У ежат дом…….Гнездо в норке.
У лосят дом….. В рыхлом снегу.
Ребята, а по какой причине мог проснуться зимой медведь? Он ведь обычно спит в берлоге! (Зуб разболелся, сон плохой приснился, очень пить захотел)
А кто еще спит всю зиму? (Еж)
Каких животных вы знаете, но следов их сегодня не встретили? (олень, м.б. скажут – бобры)
3.Рассказывание рассказов, подготовленных детьми дома.
Ребята, я знаю, вы дома с родителями подготовили небольшие рассказы о диких животных. Послушаем? (садимся на стулья у доски).
Белка зимой меняет цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей. Цепкие лапки белки помогают легко передвигаться по деревьям, а хвост, как руль, помогает управлять движением.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, но и припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
Заяц, как и белка, меняет цвет шубки к зиме. Летом он серого цвета, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка. У зайца нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. Заяц питается корой деревьев, ветками, листьями.
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. От врагов лиса ловко прячется, убегает, кусается. Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно. Питается лиса мелкими грызунами, птицами.
Волк хоть и не меняет свою шубу как белка и заяц, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов, мелких грызунов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка. А днем прячутся в своем логове.
Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров. Рога лося служат для обороны от хищников на ногах. От врага лось отбивается копытами, лягается, стремительно и быстро убегает, почуяв опасность. Копыта помогают ему передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается. Лоси спят в рыхлом снегу. Питается лось травой, ветками, корой деревьев, мухоморами.
Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны. Своих врагов медведь грызет зубами, давит лапами. Любит полакомиться медом, орехами, желудями, насекомыми, рыбой.
Еж от врагов защищается иголками: сворачивается в клубок, выставляет свои иголки во все стороны, колется. Еж тоже делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко спит до весны. Белый снежок покрывалом укрывает норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику, как он бродит летом по лесу, ловит червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек.
- Но есть еще интересные дикие животные, о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?
Вот так звери
Нор не роют
Но зато плотины строят
Все они одеты в шубы
Инструмент не пилы-зубы
- Жилище у бобров называется так интересно – хатка. Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. Бобры очень чистоплотные. А как называют детенышей бобра?
Дети: - Бобрята.
- Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного, посмотрите! Это барсук, посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистолюбивые животные. Питаются они насекомыми, личинками, червяками.
Физминутка «Теремок»
А теперь давайте сядем на полянку и отдохнем.
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок не высок, не высок.
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог
Слева зайка, справа мишка,
Отодвиньте-ка задвижку
Слева ежик, справа волк
Нажимайте на замок
Зайка, мишка, ежик, волк
Открывают теремок.
4. Дети, предлагаю вам ответить на вопросы:
1. Вопрос: «Чем питаются дикие животные?» (травой, грибами, ягодами, ветками, другими животными, насекомыми и т. д.).
2. Вопрос: «Как различаются дикие животные по способу питания?» (травоядные, хищные и всеядные).
3. Вам следующее задание: Вы видите 2 обруча. На столе лежат картинки с изображением животных. Каждый из вас возьмет по 1 картинке и если это животное травоядное положит его в зеленый обруч, если это хищник положите картинку в красный обруч, а как вы думаете, куда надо положить всеядное животное? (посередине 2 обручей).
5. Игра «Хвосты»
Предлагаю детям встать вокруг стола, на котором разложены картинки изображениями вниз. Каждому ребёнку педагог даёт картинку с изображением хвоста (волчьего, лисьего, заячьего и т.д.) Хвосты могут повторяться и изображения животных тоже.
- Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Переверните картинки изображениями вверх и найдите тот хвост, который вам подходит. Затем воспитатель поочерёдно спрашивает:
- Ты кто? (я медведь). У тебя какой хвост? (у меня медвежий хвост). Почему ты решил (а), что это медвежий хвост? (он маленький, короткий, округлый). А почему у медведя именно такой хвост, что было бы, если бы у него был хвост, как у лисицы? (мысли, аргументы детей).
6. Рефлексия. Беседа о том, что нового узнали, что особенно понравилось, что – нет.
• расширение представления о природе России;
• развитие умения правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам;
• развитие познавательного интереса, творческих способностей, мелкой моторики;
• воспитание в детях чувства товарищества, умения сопереживать и поддерживать друг друга;
• создание радостного и веселого настроения у детей.
Словарная работа: Россия, герб, гимн, флаг.
Материал. Карты, гербы, флаги, мозаика, ИКТ, бумага, клей.
Методические приемы:Словесный – беседы (чтение стихов, загадывание загадок); наглядный – демонстрация картин, игровой – д/и, практический – выполнение заданий.
Ход НОД:
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ, КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ, ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
АВТОР ЗАНЯТИЯ: ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ РОГОВА Л.С., Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
ЦЕЛИ:
1. ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ПОНЯТИЯМИ: « ЛЕТЕТЬ «КЛИНОМ», «ЦЕПОЧКОЙ», «СТАЙКОЙ».
2. РАСШИРИТЬ И ЗАКРЕПИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦАХ: АИСТЕ, КУКУШКЕ, СОЛОВЬЕ; О ЧАСТЯХ ТЕЛА ПТИЦ.
3. УПРАЖНЯТЬ ДЕТЕЙ:
- В ОБРАЗОВАНИИ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ;
- В СОСТАВЛЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
4. ВОСПИТЫВАТЬ У ДЕТЕЙ ДОБРОЕ ОТНОШЕНИЕ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ В ПРИРОДЕ.
ОБОРУДОВАНИЕ:
ИЛЛЮСТРАЦИИ ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦ, АУДИОЗАПИСЬ ГОЛОСОВ И ПЕНИЯ ПТИЦ.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ; ЧТЕНИЕ СТИХОВ, РАССКАЗОВ О ПТИЦАХ.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. ВОСПИТАТЕЛЬ ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ А.ПЛЕЩЕЕВА:
СКУЧНАЯ КАРТИНА!
ТУЧИ БЕЗ КОНЦА,
ДОЖДИК ТАК И ЛЬЕТСЯ,
ЛУЖИ У КРЫЛЬЦА,
ЧАХЛАЯ РЯБИНА
МОКНЕТ ПОД ОКНОМ;
СМОТРИТ ДЕРЕВУШКА
СЕРЕНЬКИМ ПЯТНОМ.
ЧТО ТЫ РАНО В ГОСТИ,
ОСЕНЬ, К НАМ ПРИШЛА?
ЕЩЕ ПРОСИТ СЕРДЦЕ
СВЕТА И ТЕПЛА.
- РЕБЯТА, СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О КАКОМ ВРЕМЕНИ ГОДА ГОВОРИТСЯ В СТИХОТВОРЕНИИ? /ОБ ОСЕНИ/
- НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ОСЕНИ? /ЖЕЛТЕЕТ ЛИСТВА, ИДУТ МОРОСЯЩИЕ ДОЖДИ, УЛЕТАЮТ ПТИЦЫ/.
- А КАК НАЗЫВАЮТСЯ ПТИЦЫ, КОТОРЫЕ УЛЕТАЮТ В ТЕПЛЫЕ КРАЯ И КОТОРЫЕ ОСТАЮТСЯ? /ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ/.
- НАЗОВИТЕ ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦ? /ЛАСТОЧКА, ДЯТЕЛ, ГРАЧ, ЦАПЛЯ, ЖУРАВЛЬ, СКВОРЕЦ, ЖАВОРОНОК/.
ГДЕ БЫ ТЫ НИ ГУЛЯЛ — В ГОРОДСКОМ ПАРКЕ, ПО БЕРЕГУ МОРЯ, В ДЕРЕВНЕ, В ЛЕСУ — ПОВСЮДУ ТЫ ВСТРЕТИШЬ ПТИЦ. ПОЧТИ ВСЕ ОНИ УМЕЮТ ЛЕТАТЬ.
ПТИЦЫ — ЭТО ЖИВОТНЫЕ С ПЕРЬЯМИ И КРЫЛЬЯМИ.
ПЕРЬЯ ПОМОГАЮТ СОХРАНЯТЬ ТЕПЛО И ПРИДАЮТ ПТИЦАМ ИХ НЕПОВТОРИМУЮ ОКРАСКУ.
ПТИЦЫ ЧАСТО ОХОРАШИВАЮТСЯ, ТО ЕСТЬ ЧИСТЯТ ПЕРЬЯ, ВТИРАЯ В НИХ СВОЙ ЖИР.
ОНИ ТАКЖЕ ВЫРЫВАЮТ СТАРЫЕ ПЕРЬЯ ТАМ, ГДЕ РАСТУТ НОВЫЕ.
ПТИЦЫ ЖИВУТ В ГНЁЗДАХ.
ОБЫЧНО ОНИ СТРОЯТ ГНЁЗДА ИЗ ЛИСТЬЕВ, ТРАВЫ, ВЕТОЧЕК, НО НЕКОТОРЫЕ ПТИЦЫ ЖИВУТ В КУЧКАХ КАМНЕЙ. САМКА ОТКЛАДЫВАЕТ ЯЙЦА, А ПОТОМ ВЫСИЖИВАЕТ ИХ, ГРЕЯ СВОИМ ТЕПЛОМ, ПОКА НЕ ВЫЛУПЯТСЯ ПТЕНЦЫ. ОСЕНЬЮ ПТИЦЫ СОБИРАЮТСЯ В СТАИ И УЛЕТАЮТ НА ЮГ, ЧТОБЫ ПЕРЕЗИМОВАТЬ.
РЕБЯТА, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ ИМЕННО ОСЕНЬЮ?
ДЕТИ. ПОТОМУ ЧТО СТАНОВИТСЯ ХОЛОДНО, НЕЧЕГО КУШАТЬ.
ВОСПИТАТЕЛЬ. ПРАВИЛЬНО. И САМОЕ ГЛАВНОЕ ТО, ЧТО НЕТ КОРМА ДЛЯ ЖИЗНИ. В ПРИРОДЕ СУЩЕСТВУЮТ ТРИ ЭТАПА ОТЛЕТА ПТИЦ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИЕ ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ ПЕРВЫМИ? ДЕТИ. ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬ. ПРАВИЛЬНО. ПЕРВЫМИ УЛЕТАЮТ БЫСТРОКРЫЛЫЕ НАСЕКОМОЯДНЫЕ ПТИЦЫ — ЭТО ПТИЦЫ, КОТОРЫЕ ПИТАЮТСЯ НАСЕКОМЫМИ.
КАК ИХ ОТЛИЧИТЬ? ЗНАЕТЕ? ПО КЛЮВУ: ОН ПРЯМОЙ, УДЛИНЁННЫЙ ИЛИ ЗАОСТРЁННЫЙ, ЧТОБЫ УДОБНЕЕ БЫЛО ЛОВИТЬ НАСЕКОМЫХ.
ПОСМОТРИТЕ ВОТ НАСЕКОМОЯДНЫЕ ПТИЦЫ: СКВОРЕЦ, ЛАСТОЧКА, КУКУШКА, ИВОЛГА, СОЛОВЕЙ.
А ВОТ И ТРЯСОГУЗКА.
ТРЯСОГУЗКА — ОДНА ИЗ САМЫХ ПОЛЕЗНЫХ ПТИЦ. ОНА УНИЧТОЖАЕТ МУХ, КОМАРОВ, ЗА КОТОРЫМИ ЛОВКО ГОНЯЕТСЯ В ВОЗДУХЕ.
ОСОБЕННО ВЕЛИКА ПОЛЬЗА ЭТОЙ ПТИЧКИ В ОГОРОДЕ, ГДЕ ОНА БЫСТРО БЕГАЕТ ПО ГРЯДКАМ И СКЛЁВЫВАЕТ С ЗЕМЛИ И РАСТЕНИЙ НАСЕКОМЫХ.
ИНОГДА ОНА ПОДПРЫГИВАЕТ К ВЫСОКОМУ ЛИСТУ И ХВАТАЕТ НАСЕКОМОЕ, ИЛИ ПОДНИМАЕТСЯ В ВОЗДУХ И ДОГОНЯЕТ УЛЕТАВШУЮ ДОБЫЧУ.
ТРЯСОГУЗКА — ОЧЕНЬ ПОДВИЖНАЯ ПТИЧКА. ДАЖЕ, ОТДЫХАЯ, ОНА ЕЖЕМИНУТНО ПОМАХИВАЕТ СВОИМ ДЛИННЫМ ХВОСТИКОМ.
СПОКОЙНО ОНА СИДИТ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ПОЁТ СВОЮ ПРОСТЕНЬКУЮ ВЕСЁЛУЮ ПЕСНЮ.
ТРЯСОГУЗКА — ПТИЧКА ДОВЕРЧИВАЯ.
ЧЕЛОВЕКА ОНА ПОДПУСКАЕТ НЕРЕДКО НА 3–5 ШАГОВ. ЧАЩЕ ВСЕГО ЕЁ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ ОКОЛО ВОДЫ И ЖИЛИЩА ЧЕЛОВЕКА.
КТО-НИБУДЬ ИЗ ВАС ВИДЕЛ ТРЯСОГУЗКУ? ПОЧЕМУ ЕЁ НАЗЫВАЮТ СПУТНИКОМ ЧЕЛОВЕКА?
ТРЯСОГУЗКЕ УДОБНО ЛОВИТЬ НАСЕКОМЫХ?
МОЖНО ЕЁ НАЗВАТЬ ПЕРЕЛЁТНОЙ ПТИЦЕЙ? ПОЧЕМУ? ДЕТИ. ДА. МОЖНО. ВОСПИТАТЕЛЬ. ТРЯСОГУЗКА УЛЕТАЕТ ОДНА ИЗ ПЕРВЫХ, КАК И ВСЕ НАСЕКОМОЯДНЫЕ ПТИЦЫ. ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ ЕЩЕ ПТИЦ, КОТОРЫЕ УЛЕТАЮТ ПЕРВЫМИ И ПОЧЕМУ. ДЕТИ. ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
ВОСПИТАТЕЛЬ. ЗАТЕМ УЛЕТАЮТ ЗЕРНОЯДНЫЕ, ТО ЕСТЬ ТЕ, КОТОРЫЕ ПИТАЮТСЯ ПЛОДАМИ И СЕМЕНАМИ РАСТЕНИЙ. ВЫ ИХ ТОЖЕ ЗНАЕТЕ.
РАССМОТРИТЕ НА КАРТИНКЕ ОВСЯНКУ, ЧИЖА, ЗЯБЛИКА.
ОНИ УЛЕТАЮТ ТОГДА, КОГДА СОБРАН УРОЖАЙ, ЯГОДЫ И СЕМЕНА ПОКРЫЛИСЬ ПЕРВЫМ СНЕГОМ, А НА ПОЛЯХ ПЕРЕПАХАНА ЗЕМЛЯ.
ДАВАЙТЕ ЕЩЁ РАЗ РАССМОТРИМ, КАКИЕ ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ ВТОРЫМИ. ПОЧЕМУ ОНИ УЛЕТАЮТ ВТОРЫМИ? ДЕТИ. ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
ВОСПИТАТЕЛЬ. ПОЗЖЕ ВСЕХ УЛЕТАЮТ ДИКИЕ УТКИ И ГУСИ, ЛЕБЕДИ. ОНИ СОБИРАЮТСЯ В ПУТЬ, КОГДА ЗАМЕРЗАЮТ ВОДОЁМЫ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ.
РАССМОТРИТЕ КАРТИНКИ И СРАВНИТЕ С ТРЯСОГУЗКОЙ.
ПОЧЕМУ У ГУСЯ НА ЛАПКАХ ПЕРЕПОНКИ, А У ТРЯСОГУЗКИ ИХ НЕТ? ДЕТИ. ЧТОБЫ БЫСТРО ПЛАВАТЬ И ДЕРЖАТЬСЯ НА ВОДЕ.
ВОСПИТАТЕЛЬ. ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦ МНОГО. НАЗОВИТЕ, КАКИХ ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦ ВЫ ЗНАЕТЕ. ДЕТИ, ОПИРАЯСЬ НА КАРТИНКИ, НАЗЫВАЮТ ПТИЦ
ВОСПИТАТЕЛЬ. ВЫ КОГДА-НИБУДЬ ВИДЕЛИ ВЫСОКО В НЕБЕ, КАК ПТИЦЫ, СОБРАВШИСЬ В СТАИ, УЛЕТАЮТ? СКВОРЦЫ УЛЕТАЮТ СКУЧЕННОЙ СТАЕЙ. УТКИ ЛЕТЯТ БЕСПОРЯДОЧНОЙ СТАЕЙ ИЛИ ПРЯМЫМ ФРОНТОМ.
ГУСИ, ЧАЩЕ ВСЕГО, ЛЕТЯТ КОСЯКОМ ИЛИ ВЕРЕНИЦЕЙ (КАРТИНКА)
ЖУРАВЛИ И ЛЕБЕДИ ЛЕТАЮТ КЛИНЬЯМИ.
НЕКОТОРЫЕ ПТИЦЫ НЕ СОБИРАЮТСЯ СТАЯМИ И УЛЕТАЮТ ПООДИНОЧКЕ: СОКОЛ, КУКУШКА, ЯСТРЕБ.
НАМ РЕДКО УДАЁТСЯ УВИДЕТЬ, КАК ОНИ УЛЕТАЮТ. ПОТОМУ ЧТО ОНИ ЛЕТЯТ В ОСНОВНОМ НОЧЬЮ: ТАК БЕЗОПАСНЕЕ.
- ОТГАДАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗАГАДКИ:
1. ЭТА ПТИЦА НИКОГДА
ДЛЯ ПТЕНЦОВ НЕ ВЬЕТ ГНЕЗДА.
/КУКУШКА/
- ПОСЛУШАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК КРИЧИТ КУКУШКА. /АУДИОЗАПИСЬ/. ОТГАДАЙТЕ СЛЕДУЮЩУЮ ЗАГАДКУ.
2. ПОД КРЫШЕЙ Я ЛЕПЛЮ ГНЕЗДО
ИЗ КОМОЧКОВ ГЛИНЫ.
ДЛЯ ПТЕНЧИКОВ СТЕЛЮ НА ДНО
ПУХОВУЮ ПЕРИНУ.
/ЛАСТОЧКА/ /ВКЛЮЧАЕТСЯ АУДИОЗАПИСЬ/
3. ЭТО СТАРЫЙ НАШ ЗНАКОМЫЙ:
ОН ЖИВЕТ НА КРЫШЕ ДОМА -
ДЛИННОНОГИЙ, ДЛИННОНОСЫЙ,
ДЛИННОШЕИЙ, БЕЗГОЛОСЫЙ.
ОН ЛЕТАЕТ НА ОХОТУ
ЗА ЛЯГУШКАМИ К БОЛОТУ.
/АИСТ/ /АУДИОЗАПИСЬ/
- ПРАВИЛЬНО ВЫ ОТГАДАЛИ, ЭТИ ПТИЦЫ ТОЖЕ ОТНОСЯТСЯ К ПЕРЕЛЕТНЫМ.
СОЛОВЕЙ – МАЛЕНЬКАЯ ПТИЧКА, ИМЕЕТ КОРИЧНЕВОЕ ОПЕРЕНИЕ, МАЛЕНЬКИЙ КЛЮВ, ХВОСТ И ЛАПКИ. КУКУШКА – НЕБОЛЬШАЯ ПТИЦА, НО КРУПНЕЕ, ЧЕМ СОЛОВЕЙ, ИМЕЕТ ПЕСТРУЮ ОКРАСКУ, ДЛИННЫЙ ХВОСТ, НЕБОЛЬШОЙ КЛЮВ. КУКУШКА, В ОТЛИЧИЕ, ОТ ДРУГИХ ПТИЦ, НИКОГДА НЕ ВЬЕТ ГНЕЗДА, А СВОИ ЯЙЦА ОТКЛАДЫВАЕТ В ЧУЖИХ ГНЕЗДАХ, ПОЭТОМУ ПТИЦЫ ВЫНУЖДЕНЫ ВЫВОДИТЬ И РАСТИТЬ ПТЕНЦОВ КУКУШКИ. АИСТ – БОЛЬШАЯ ПТИЦА БЕЛОГО ЦВЕТА, С БОЛЬШИМ КЛЮВОМ.
- НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЧАСТИ ТЕЛА ПТИЦ. /ТУЛОВИЩЕ, ГОЛОВА, ХВОСТ, КЛЮВ/.
- У ВСЕХ ПТИЦ ОДИНАКОВОЕ СТРОЕНИЕ, НО ЛЮДИ ИХ НАЗЫВАЮТ ПО-РАЗНОМУ, КАК ЖЕ ОНИ ИХ РАЗЛИЧАЮТ? /ПО ОПЕРЕНИЮ, ВНЕШНЕМУ ВИДУ, ВЕЛИЧИНЕ/
- РЕБЯТА, А ПОЧЕМУ ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ В ТЕПЛЫЕ КРАЯ? /ПОТОМУ ЧТО ЗДЕСЬ НАСТУПАЮТ ХОЛОДА, ЗИМОЙ НЕТ НАСЕКОМЫХ/.
- А КАК ЖЕ ОНИ НАХОДЯТ ДОРОГУ НА ЮГ И ОБРАТНО СЮДА? /НЕ ЗНАЕМ/. ОКАЗЫВАЕТСЯ, НЕКОТОРЫЕ ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ НОЧЬЮ, ДРУГИЕ ДНЕМ. НО ПЕРЕД ПОЛЕТОМ ОНИ СОВЕРШАЮТ ПРОБНЫЕ ПОЛЕТЫ, БОЛЬШЕ ОБЫЧНОГО ЕДЯТ, НАГУЛИВАЮТ ЖИРОК – В ПОЛЕТЕ ИМ ПОДКРЕПИТЬСЯ НЕГДЕ. В ПОЛЕТЕ ОНИ ОРИЕНТИРУЮТСЯ НА ЗВЕЗДЫ, А ЕСЛИ НЕБО ЗАТЯНУТО ОБЛАКАМИ И ЗВЕЗД НЕ ВИДНО, ТО ОНИ ОРИЕНТИРУЮТСЯ НА МАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ ЗЕМЛИ.
ВЫ ОБРАЩАЛИ ВНИМАНИЕ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ «СТАЙКАМИ», ВСЕ ВМЕСТЕ; НЕКОТОРЫЕ, НАПРИМЕР, ЖУРАВЛИ, ВЫСТРАИВАЮТСЯ «КЛИНОМ» В ВИДЕ ТРЕУГОЛЬНИКА; ДРУГИЕ ВЫСТРАИВАЮТСЯ «ЦЕПОЧКОЙ», В ОДНУ ЛИНИЮ. НАВЕРНОЕ, ЭТО ЗАВИСИТ ОТ ПОВАДОК ПТИЦ: НЕКОТОРЫМ ПТИЦАМ НУЖНЫ ВОЖАКИ, КОТОРЫЕ ПОКАЗЫВАЮТ ДОРОГУ.
ФИЗМИНУТКА «ПТИЦЫ»
/ЗАГИБАЮТСЯ ПАЛЬЦЫ ОБЕИХ РУК/
ПОЙ–КА, ПОДПЕВАЙ-КА,
ДЕСЯТЬ ПТИЧЕК – СТАЙКА,
ЭТА ПТИЧКА – ВОРОБЕЙ,
ЭТА ПТИЧКА – СОВУШКА,
СОННАЯ ГОЛОВУШКА.
ЭТА ПТИЧКА – СВИРИСТЕЛЬ,
ЭТА ПТИЧКА – КОРОСТЕЛЬ,
ЭТА ПТИЧКА – СКВОРУШКА,
СЕРЕНЬКОЕ ПЕРЫШКО.
ЭТА – ЗЯБЛИК,
ЭТА – СТРИЖ,
ЭТА – РАЗВЕСЕЛЫЙ ЧИЖ.
НУ А ЭТА – ЗЛОЙ ОРЛАН,
ПТИЧКИ, ПТИЧКИ, ПО ДОМАМ.
/РУКИ ЗА СПИНУ/
УПРАЖНЕНИЕ «ОТГАДАЙ И ПРИСЯДЬ»
- РЕБЯТА, СЕЙЧАС Я БУДУ НАЗЫВАТЬ ПЕРЕЛЕТНЫХ И ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ, ЕСЛИ ВЫ УСЛЫШИТЕ НАЗВАНИЕ ЗИМУЮЩЕЙ ПТИЦЫ, ТО ПРИСЯДЬТЕ; А ЕСЛИ НАЗВАНИЕ ПЕРЕЛЕТНОЙ, ТО МАШИТЕ РУКАМИ. ВОРОНА, СОЛОВЕЙ, ДЯТЕЛ, СОРОКА, ГОЛУБЬ, ЛАСТОЧКА, СИНИЦА, ГРАЧ, СКВОРЕЦ, СНЕГИРЬ, АИСТ, ЖУРАВЛЬ, ВОРОБЕЙ, ЦАПЛЯ И ДР.
УПРАЖНЕНИЕ «СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»
- РЕБЯТА, ВСТАНЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В КРУГ. Я БУДУ БРОСАТЬ ВАМ МЯЧ, А ВЫ МНЕ БУДЕТЕ ЕГО ВОЗВРАЩАТЬ С ОТВЕТОМ.
У АИСТА ДЛИННЫЕ НОГИ, ОН КАКОЙ? … /ДЛИННОНОГИЙ/.
У АИСТА ДЛИННЫЙ КЛЮВ, ОН … /ДЛИННОКЛЮВЫЙ/.
У ЛАСТОЧКИ ДЛИННЫЙ ХВОСТ, ОНА … /ДЛИННОХВОСТАЯ/.
ЛАСТОЧКА ЛЮБИТ ТЕПЛО, ОНА … /ТЕПЛОЛЮБИВАЯ/.
У ЛАСТОЧКИ ОСТРЫЕ КРЫЛЬЯ, ОНА … /ОСТРОКРЫЛАЯ/.
У СОЛОВЬЯ ЗВОНКИЙ ГОЛОС, ОН … /ЗВОНКОГОЛОСЫЙ/.И ДР.
УПРАЖНЕНИЕ «ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, НАЙДИ ПРИЧИНУ»
ПЕРВЫМИ ОСЕНЬЮ УЛЕТАЮТ НА ЮГ ПТИЦЫ, КОТОРЫЕ ПИТАЮТСЯ НАСЕКОМЫМИ, ПОТОМУ ЧТО … /НАСЕКОМЫЕ ПРЯЧУТСЯ И ИМ НЕЧЕМ ПИТАТЬСЯ/.
ДЯТЛА МОЖНО НАЗВАТЬ ЛЕСНЫМ ДОКТОРОМ, ПОТОМУ ЧТО …/ОН ДОСТАЕТ ЖУЧКОВ И НАСЕКОМЫХ ИЗ-ПОД КОРЫ/.
КУКУШКА НЕ ВЫСИЖИВАЕТ СВОИХ ПТЕНЦОВ, ПОТОМУ ЧТО …/ОНА НЕ ВЬЕТ СЕБЕ ГНЕЗДА/.
ВСЕ ЛЮДИ ЛЮБЯТ СЛУШАТЬ СОЛОВЬЯ, ПОТОМУ ЧТО …/ОН КРАСИВО ПОЕТ, ЗАЛИВАЕТСЯ/. И ДР.
ВЕСНОЙ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ НАЗАД, ПОТОМУ ЧТО … /ИМ НУЖНО ВЫВОДИТЬ ПТЕНЦОВ/.
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ:
- РЕБЯТА, СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О ЧЕМ СЕГОДНЯ МЫ БЕСЕДОВАЛИ НА ЗАНЯТИИ?
- О КАКИХ НОВЫХ ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦАХ ВЫ УЗНАЛИ?
- ЧТО ИНТЕРЕСНОГО МЫ УЗНАЛИ О КУКУШКЕ?
- КАК ОНИ НАХОДЯТ ДОРОГУ В ТЕПЛЫЕ КРАЯ И ОБРАТНО К НАМ?
- РЕБЯТА, МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ, КАК ВЫ РАБОТАЛИ НА ЗАНЯТИИ: ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЛИ, ДУМАЛИ, ОТВЕЧАЛИ ПОЛНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ. МОЛОДЦЫ!
САМЫМ АКТИВНЫМ РЕБЯТАМ Я ДАЮ ПРИЗЫ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказы о зиме и о животных зимой
Рассказы о зиме для детейЗимойАвтор: И. Соколов-МикитовПротянулся через дорогу и скрылся в густом ельничке разгонистый заячий след. Лисий, строченый. лапка за лапкой, вьется вдоль зимней дороги. Белка...
Зима. Животные зимой.
Цель проекта:Формирование у детей познавательного интереса к сезонным изменениям и в природе, первоначальных представлений о диких животных и взаимосвязях в природе. Задачи:- Зн...
ФЕВРАЛЬ. Календарно-тематическое планирование во 2 младшей группе. Тема: Жизнь диких животных зимой. Покормим птиц зимой. Защитники отечества. СПОРТ.
Планирование на каждый день....
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Модель образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего вида.«Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой».
Модель образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего вида....