Почему осенью листья опадают
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Крылова Ольга Викторовна

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_pochemu_zhelteyut_i_opadayut_listya.docx39.77 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Галя\Приказы ДОУ\Рыбка золотая\Рыбка.jpg

                  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Золотая рыбка»

     393460 Тамбовская область, г. Уварово, 2-й  микрорайон д. 6«а»,

          тел. (07558) 4-16-89, 4-03-98

Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию

«Почему осенью листья опадают?»

в средней группе

                                                                              Подготовила: воспитатель,

                                                                                              О.В. Крылова

Цель: расширить знания детей о явлениях живой и неживой природы, учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи.

Образовательные:

  • закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях;
  • обогащать природоведческий словарный запас: черешок, кромка, листопад, сокодвижение;
  • продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи с помощью опытно – экспериментальной деятельности: исследовать

     природное явление листопад, строение листа, дерева;  

  • закрепить умение создавать коллективную работу, используя технику

     пластилинография.

Развивающие:

  • развивать умение детей называть приметы осени;
  • продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;
  • развивать основные движения для снятия мышечного напряжения.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
  • воспитывать эстетические чувства;
  • прививать доброжелательность во взаимодействии со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных задач.

Методы и приемы: практические, наглядные, словесные.

Вид детской деятельности: познавательно – исследовательская,

двигательная, игровая, коммуникативная.

Планируемые результаты:

С интересом участвуют в проведении опыта, изучают строение листа, наблюдают за сокодвижением, делают выводы. Умеют рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Материал и оборудование: экран, проектор, презентация «Приметы осени», макет дерева, осенние листья, лупы, ватман, пластилин, стаканы с соком, трубочки для коктейля.

Содержание образовательной деятельности.

Дети заходят в группу, становятся в круг, отмеченный осенними листочками.

Воспитатель /в образе осени/. Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем:

Здравствуйте, ручки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

     Здравствуйте, гости! В гости просим!

Воспитатель.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы пришли в гости к осени.

Осень –это одно из четырёх времен года. Какие времена года вы ещё знаете?

А осень за каким времени года наступает?

У каждого времени года есть свои приметы.        

Садитесь на стульчики.  Сейчас мы будем смотреть на экран и вспоминать приметы осени /Презентация «Осенние приметы»/

Какие приметы осени вы знаете?

- Листья меняют свою окраску.

- Листья опадают.

- Чаще идут дожди

- Дуют сильные ветры

- Птицы улетают в тёплые края

- Люди надевают теплую одежду

- Солнце светит, но не греет

- Дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку.

Воспитатель: А вы задумывались, почему красота осени не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?  Вы хотели бы узнать ответы на эти вопросы?

Воспитатель: Чтобы знать точно, давайте проведем небольшое исследование. А для этого нам надо пройти в лабораторию Осени.

Воспитатель с детьми проходят за столы для исследования.

Воспитатель: Вам интересно узнать, как устроен лист? (интересно) 

Давайте рассмотрим лист. Для того чтобы лучше рассмотреть, воспользуемся увеличительным прибором (лупой).

Исследование №1 «Рассматривание строение листа с помощью лупы»

Материал: лупа, осенние листья разной формы.
Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите, жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

Проблемный вопрос:

«Так почему же листья желтеют и опадают»

Воспитатель. Что же с ними происходит? /Потому что стало холодно. Потому что деревьям не хватает питания\.

А как они питаются?  Кушают кашу, суп?

Корнями всасывают /пьют, достают/ воду; вода по стволу, веткам идет к листьям.

Зачем им питание? Потому что деревья –это живая природа, они питаются и растут.

Зачем вы питаетесь, пьёте?

Чтобы расти, жить, быть здоровыми.

Исследование №2 «Как пьют деревья»

Материал: стаканы с соком, трубочки для коктейля.

Воспитатель. Я предлагаю вам попить сок этими трубочками. Что выделали, чтобы сок попал вам в рот? /Сосали, втягивали, всасывали, тянули/.

И деревья так же своими корнями всасывают воду из земли. Что это? /Макет дерева/.

Какого дерева? Осеннего дерева. Из чего оно состоит? А в дереве есть невидимые жилки, по которым и поступает вода по стволу к веточкам, по веточкам к листьям. А с наступлением холодной погоды движение водички/сокодвижения/ замедляется, прекращается. Питания листьям не хватает и они желтеют, погибают. Веточкам тяжело их держать, вот дерево и сбрасывает листья. 

Исследование №3 «Что же случается с опавшими листьями?»

Ответ детей: Они высыхают и шуршат под ногами.
Воспитатель: Возьмите листочек в руку и сожмите. Что вы слышите?

Дети: хруст сломанных листьев.

А как называется явление природы, когда листья с дерева опадают? /Листопад/

Давайте представим, что мы осенние листочки, какие они красивые, как красиво они падают, кружатся.

Музыкальная пауза.

Мы листики осенние

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Повертел их, покружил

И на землю положил.

/Дети выполняют соответствующие движения/

А теперь я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать листочки дереву, но только не красками и не карандашами, а пластилином. Этот способ рисования называется пластилинография, Посмотрите, как мы это будем делать.

Подведение итогов.

Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось в гостях у осени. Чем мы сегодня с вами занимались?

- называли приметы осени,

- узнали, чем питаются деревья, как они это делают,

- выяснили, почему листочки опадают и что потом с ними происходит.

Воспитатель.

Молодцы. Вы все сегодня очень хорошо занимались. А я пришла к вам не с пустыми руками, в корзине у меня для вас подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект НОД тема: «Почему осенью листья опадают»подготовительная группа Образовательная область «Познание»

Расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи...

Познавательно- исследовательский проект "Почему осенью листья желтеют и опадают?"

В сентябре на прогулке дети увидели первые опавшие листья. Дети с радостью стали их поднимать и что то с них мастерить.Потом дети спросили:"А кто сорвал эти листья?","Листья рвать нельз...

2022г. Проект в старшей группе "Почему осенью листья желтеют и опадают"

Проект в старшей группе "Почему осенью листья желтеют и опадают"...

Детский исследовательский проект «Почему осенью листья желтеют и опадают?» ...

Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необы...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Почему осенью листья опадают».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающимв подготовительной к школе группе на тему: «Почему осенью листья опадают»....

Республиканский конкурс исследовательских работ и творческих проектов детей «Мои первые шаги в науку" «Почему осенью листья меняют цвет и опадают?»

Я люблю осень, но не могу понять, почему такие красивые летом деревья становятся голыми и беззащитными перед зимними морозами? Почему опадает листва?...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Почему осенью листья опадают»

Сформировать понятие о явлениях живой и неживой природы, учить устанавливать причинно-следственные связи....