Почему осенью листья опадают
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_pochemu_zhelteyut_i_opadayut_listya.docx | 39.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Золотая рыбка»
393460 Тамбовская область, г. Уварово, 2-й микрорайон д. 6«а»,
тел. (07558) 4-16-89, 4-03-98
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Почему осенью листья опадают?»
в средней группе
Подготовила: воспитатель,
О.В. Крылова
Цель: расширить знания детей о явлениях живой и неживой природы, учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи.
Образовательные:
- закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях;
- обогащать природоведческий словарный запас: черешок, кромка, листопад, сокодвижение;
- продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи с помощью опытно – экспериментальной деятельности: исследовать
природное явление листопад, строение листа, дерева;
- закрепить умение создавать коллективную работу, используя технику
пластилинография.
Развивающие:
- развивать умение детей называть приметы осени;
- продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;
- развивать основные движения для снятия мышечного напряжения.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
- воспитывать эстетические чувства;
- прививать доброжелательность во взаимодействии со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных задач.
Методы и приемы: практические, наглядные, словесные.
Вид детской деятельности: познавательно – исследовательская,
двигательная, игровая, коммуникативная.
Планируемые результаты:
С интересом участвуют в проведении опыта, изучают строение листа, наблюдают за сокодвижением, делают выводы. Умеют рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Материал и оборудование: экран, проектор, презентация «Приметы осени», макет дерева, осенние листья, лупы, ватман, пластилин, стаканы с соком, трубочки для коктейля.
Содержание образовательной деятельности.
Дети заходят в группу, становятся в круг, отмеченный осенними листочками.
Воспитатель /в образе осени/. Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем:
Здравствуйте, ручки! Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, гости! В гости просим!
Воспитатель.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы пришли в гости к осени.
Осень –это одно из четырёх времен года. Какие времена года вы ещё знаете?
А осень за каким времени года наступает?
У каждого времени года есть свои приметы.
Садитесь на стульчики. Сейчас мы будем смотреть на экран и вспоминать приметы осени /Презентация «Осенние приметы»/
Какие приметы осени вы знаете?
- Листья меняют свою окраску.
- Листья опадают.
- Чаще идут дожди
- Дуют сильные ветры
- Птицы улетают в тёплые края
- Люди надевают теплую одежду
- Солнце светит, но не греет
- Дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку.
Воспитатель: А вы задумывались, почему красота осени не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? Вы хотели бы узнать ответы на эти вопросы?
Воспитатель: Чтобы знать точно, давайте проведем небольшое исследование. А для этого нам надо пройти в лабораторию Осени.
Воспитатель с детьми проходят за столы для исследования.
Воспитатель: Вам интересно узнать, как устроен лист? (интересно)
Давайте рассмотрим лист. Для того чтобы лучше рассмотреть, воспользуемся увеличительным прибором (лупой).
Исследование №1 «Рассматривание строение листа с помощью лупы»
Материал: лупа, осенние листья разной формы.
Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите, жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.
Проблемный вопрос:
«Так почему же листья желтеют и опадают»
Воспитатель. Что же с ними происходит? /Потому что стало холодно. Потому что деревьям не хватает питания\.
А как они питаются? Кушают кашу, суп?
Корнями всасывают /пьют, достают/ воду; вода по стволу, веткам идет к листьям.
Зачем им питание? Потому что деревья –это живая природа, они питаются и растут.
Зачем вы питаетесь, пьёте?
Чтобы расти, жить, быть здоровыми.
Исследование №2 «Как пьют деревья»
Материал: стаканы с соком, трубочки для коктейля.
Воспитатель. Я предлагаю вам попить сок этими трубочками. Что выделали, чтобы сок попал вам в рот? /Сосали, втягивали, всасывали, тянули/.
И деревья так же своими корнями всасывают воду из земли. Что это? /Макет дерева/.
Какого дерева? Осеннего дерева. Из чего оно состоит? А в дереве есть невидимые жилки, по которым и поступает вода по стволу к веточкам, по веточкам к листьям. А с наступлением холодной погоды движение водички/сокодвижения/ замедляется, прекращается. Питания листьям не хватает и они желтеют, погибают. Веточкам тяжело их держать, вот дерево и сбрасывает листья.
Исследование №3 «Что же случается с опавшими листьями?»
Ответ детей: Они высыхают и шуршат под ногами.
Воспитатель: Возьмите листочек в руку и сожмите. Что вы слышите?
Дети: хруст сломанных листьев.
А как называется явление природы, когда листья с дерева опадают? /Листопад/
Давайте представим, что мы осенние листочки, какие они красивые, как красиво они падают, кружатся.
Музыкальная пауза.
Мы листики осенние
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил
И на землю положил.
/Дети выполняют соответствующие движения/
А теперь я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать листочки дереву, но только не красками и не карандашами, а пластилином. Этот способ рисования называется пластилинография, Посмотрите, как мы это будем делать.
Подведение итогов.
Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось в гостях у осени. Чем мы сегодня с вами занимались?
- называли приметы осени,
- узнали, чем питаются деревья, как они это делают,
- выяснили, почему листочки опадают и что потом с ними происходит.
Воспитатель.
Молодцы. Вы все сегодня очень хорошо занимались. А я пришла к вам не с пустыми руками, в корзине у меня для вас подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект НОД тема: «Почему осенью листья опадают»подготовительная группа Образовательная область «Познание»
Расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи...
Познавательно- исследовательский проект "Почему осенью листья желтеют и опадают?"
В сентябре на прогулке дети увидели первые опавшие листья. Дети с радостью стали их поднимать и что то с них мастерить.Потом дети спросили:"А кто сорвал эти листья?","Листья рвать нельз...
2022г. Проект в старшей группе "Почему осенью листья желтеют и опадают"
Проект в старшей группе "Почему осенью листья желтеют и опадают"...
Детский исследовательский проект «Почему осенью листья желтеют и опадают?» ...
Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необы...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Почему осенью листья опадают».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающимв подготовительной к школе группе на тему: «Почему осенью листья опадают»....
Республиканский конкурс исследовательских работ и творческих проектов детей «Мои первые шаги в науку" «Почему осенью листья меняют цвет и опадают?»
Я люблю осень, но не могу понять, почему такие красивые летом деревья становятся голыми и беззащитными перед зимними морозами? Почему опадает листва?...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Почему осенью листья опадают»
Сформировать понятие о явлениях живой и неживой природы, учить устанавливать причинно-следственные связи....