Исследовательская технология в ДОУ (выступление на педагогическом совете)
консультация по окружающему миру

 Бикчентаева Чулпан Ханифовна

Потребность  ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе  возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_tehnologiya_v_detskom_sadu.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская технология в ДОУ

(выступление на педагогическом совете)

                                                                             

                                                                               Подготовила:

                                                                   Бикчентаева Ч.Х.

                                                                         воспитатель МАДОУ

                                                                     «Детский сад №69»

2019

Исследовательская технология в детском саду

Расскажи – и я забуду,

 покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

     Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников  представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

     Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Потребность  ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе  возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

     То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Очень часто мы говорим малышу: «Отойди  от  лужи, испачкаешься!  Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость!  Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!

Может быть, мы, взрослые  – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

       Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.  

      Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на  основе  поисковой  активности и на  базе исследовательского  поведения;

- это активность ребенка,  направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Основой  исследовательской деятельности являются:

  • Поисковая  активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного
  • прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его
  • эффективности.
  • Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.
  • Исследовательская активность – естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.
  • Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе:

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Значение исследовательской деятельности для детей:

  • Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
  • Развивается речь ребенка.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.
  • Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

 Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость  формулировать  закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Опыт.

И так мы свами выберим экспериментальную экспериментальную деятельность, так какон является одним из методов развивающего обучения, направленная на выработку самостоятельных исследовательских умений.

Отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

1.Упражнение «Вдох-Выдох».

Сейчас медленно и глубоко вдохните и выдохните 2-3 раза. Чувствуете что-нибудь?

Вывод: Воздух проходит по дыхательному пути и попадает в легкие.

2. Можно ли почувствовать воздух?

Поднесите руку ближе к лицу и подышите на нее. Что ощущаете?

Вывод: Воздух можно чувствовать.

3. Можно ли поймать воздух?  (Каким образом)

На столе платок, ведро, перчатки, мешок, ленточка, палочка – можно с этими предметами поймать воздух? (пробуют).

Вывод: предметы из резины и полиэтилена могут удерживать воздух

4. Фокус. «Мыльные пузыри».

У меня в стаканчики с волшебной трубочкой. Возьмите стаканчики в левую руку, а трубочки придерживайте правой рукой. Аккуратно, подуйте  в волшебную трубочку. Что это?  (Мыльные пузыри). А в мыльных пузырях есть воздух.

Вывод: Оказывается и таким способом можно поймать воздух.

Таким образом: воздух невидимый, не имеет запаха, но можно его ощутить.

Успешность эксперимента

Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым

Ребенок- исследователь с рождения, но осознанно что –то делает с 5 лет, а готовность ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста

Текст выстпуления на педагогическом совете по теме "Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете для педагогов ДОУ «Поисково-исследовательская деятельность с использование ТРИЗ технологий»

Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность мировосприятия позволяет детям обладать очаровательной непосре...

Выступление на педагогическом совете «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» на тему «Технология исследовательской деятельности»

В данном проекте для педагогов ДОО представлена технология исследовательской деятельности в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста....

Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса. Выступление на педагогическом совете.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она...