"Хлеб всему голова"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Хлеб - всему голова» - одна из распространённых пословиц нашего народа. И это не случайно. Хлеб во все времена был и остается символом жизни. А в прежние времена хлеб был еще и главным признаком достатка в семье и благополучия в доме, без хлеба не обходится ни один день нашей жизни, и в праздники и в будни, хлеб остаётся главным продуктом на нашем столе. На Руси много праздников, самые весёлые и щедрые осенние праздники, когда люди убрали урожай.
Хлеб! Что может быть важнее хлеба! Бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, его вырастивших, должно прививаться с детства.
Итоговым продуктом тематической недели «От зернышка до булочки» в старшей группе «Созвездие» стало совместное с родителями мероприятие «Хлеб всему голова!». На занятии ребята узнали, какой сложный и долгий путь проходит зерно, выращенное заботливыми руками земледельца, прежде чем превратится в ломоть свежеиспеченного хлеба. Из сказа о девочке Ирате узнали, как появилась первая мука и первые хлебобулочные изделия (лепешки). В заключении, силами родителей была показана сказка «Колосок».
Ход занятия:
(Раздаётся стук в дверь, входит почтальон и приносит посылку)
-Это Детский сад №236 группа «Созвездие»?
-Да.
-Получите посылку и распишитесь в получении.
-Посылка, кто нам её прислал?
(Воспитатель рассматривает посылку).
Так это же от нашей знакомой бабушки Матрёны. А вот и письмо от неё.
«Дорогие мои ребята!
Пишет вам ваша бабушка Матрёна. я по вам очень скучаю. Я знаю, что вы очень любознательные, поэтому отправляю вам посылку, а что в ней находится узнаете, отгадав загадку:
«Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед
Вкусней его на свете нет.» (Хлеб)»
-Как вы догадались, что это хлеб? Какие слова помогли вам в этом?
(Ответы детей).
-Ребята, а кто мне скажет откуда хлеб пришёл?
-А в магазин как он попал?
-А из чего сделан хлеб?
-А муку из чего мы получаем?
-Отгадайте загадку:
«Золотист он и усат,
В ста карманах
Сто ребят».
-Ну, что это?
(Ответ детей).
-Ребята бабушка Матрёна прислала вам отгадку.
Исследовательская деятельность №1:
(Воспитатель достаёт из посылки колосок и предлагает детям рассмотреть его).
-Да, это колосок, посмотрите какого он цвета?
-Подскажите, что это «сто карманов»?
-А «сто ребят», что это?
-Правильно это зёрнышки.
-Возьмите в руки зёрнышко и скажите: какое оно?
(Ответ детей).
-Попробуйте раздавить его, что получилось?
(Ответ детей).
-Может,кто то из вас знает когда же люди научились изготавливать муку?
-Я хочу рассказать вам сказку, а может и быль.
-В древние времена, когда люди ещё жили в пещерах и носили шкуры животных, жила была девочка, звали её Ирата. Однажды пошла она в лес собирать коренья и съедобные ягоды. Ирата долго бродила по лесу, устала и присела отдохнуть. Вдруг её ногу что-то защекотало. Это была золотистая травинка, девочка сорвала эту травинку и на её ладонь посыпались зёрнышки. Ирата попробовала их на вкус - они оказались твёрдыми, но вкусными. Девочка нарвала колосков и принесла их в пещеру бабушке. Бабушка была старенькая и не могла съесть зёрнышко сама, тогда Ирата положила зерно на камень, а другим растёрла-получилась мука. Собрала в пригоршню и отдала бабушке, бабушке мука понравилась. Одно зёрнышко упало и притаилось до весны. Жители племени стали собирать колоски, растирать их, а из муки варить кашу. Однажды бабушка вылила кашу на раскалённый камень получилась хрустящая лепёшка — это и был первый хлеб. А весной зёрнышко взошло и люди поняли, что можно выращивать колоски самим.
--Ребята назовите хлебобулочные изделия, которые вы знаете?
- Каждый день на нашем обеденном столе присутствует хлеб. Прежде чем зерно, выращенное заботливыми руками земледельца, превратится в ломоть свежеиспеченного хлеба, оно проходит большой путь. Как всё-таки получается хлеб, который мы каждый день покупаем в магазине. Сейчас мы с вами и узнаем.
Показ слайдов.
Слайд №1: в первую очередь землю нужно подготовит к посеву (распахать).
- Посмотрите, как это делали в старину и как это делают в настоящее время.
Слайд №2: теперь её нужно поборонить.
Слайд №3: Посев зерна.
Слайд№4: созрело зерно, заколосилось поле, похожее на море, по которому плывёт корабль. Началась жатва.
-Как вы думаете почему люди в старину, да я думаю и в наше время, называли жатву горячей порой?
(Ответы детей).
-Когда начинается жатва, дорога каждая минутка, переспевшее зерно может упасть на землю и тогда урожай будет потерян.
-В старину пшеничные колосья срезали серпом, потом связывали в снопы, снопы складывали в высокие скирды, похожие на стог сена. Колосья собранной пшеницы молотили цепами, чтобы извлечь из них зёрна, провеивали их, очищая их от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна-амбары. Много десятилетий прошло с той поры, теперь на помощь земледельцам пришли умные машины. Посмотрите словно корабль плывёт комбайн, заменяя труд десятка людей.
-Скажите, как называют людей, которые выращивают хлеб?
(Хлеборобы).
Слайд №5: затем зерно попадает на мельницу в старые времена, и на мукомольный завод в настоящее время. На мельнице трудился мельник, а на мукомольном заводе мукомол. Там наши зёрнышки превращаются в муку.
Слайд №6: дальше мука путешествует в пекарню. Где трудятся люди какой профессии-Да, там не покладая рук трудятся пекари, чтобы испечь нам к обеду вкусный душистый хлеб.
Слайд №7: и только уже из пекарни хлеб попадает на прилавок магазина, где нам его продает…кто?
(Ответ детей).
— Вот такой нелёгкий путь проходит зерно, попадая на стол вкусным, ароматным, душистым хлебом.
-Ребята, бабушка Матрёна в своём письме приглашала нас в гости, я думаю она приготовила для нас что-то интересное. Поедем?
(Ответы детей).
Дети садятся в автобус, звучит музыка Железнова «Автобус» они едут к бабушке Матрёне. Бабушка Матрёна встречает детей выпечкой:
-«Хлеб да соль вашему дому». (По русскому обычаю дети отламывают кусок хлеба и макая его в соль кушают).
БАБУШКА-Здравствуйте, дорогие мои.
-Ребята, а кто знает почему на Руси гостей встречают хлебом, солью?
(Ответ детей).
-Подношением хлеба хозяева приветствовали дорогих гостей и желали им богатства (хлеб как символ богатства) и отгоняли нечистых духов (соль как символ чистоты).
ВЕДУЩИЕ-Здравствуй, бабушка мы получили твою посылку, отгадали загадку, узнали какой длинный путь проходит зёрнышко, прежде чем стать хлебом и решили приехать к тебе в гости.
БАБУШКА- Я не просто так вам хлеб посылала, мне очень хотелось, чтобы вы узнали, как трудно достаётся он, что нужно его беречь. Сегодня я с утра встала пораньше, замесила тесто, знала, что вы приедете. И хочу угостить вас пышными румяными булочками. Хотите? Тогда проходите за столы пить чай…
-А вот и готовы наши булочки, ароматные и конечно же очень вкусные. Угощайтесь! А пока вы пьете чай, я предлагаю вам посмотреть сказку, которая так и называется – «Колосок». (Родители показывают сказку с помощью кукольного театра).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область
Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе
Цель: Продолжать расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при...
Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"
Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....
Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.
Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....
Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"
Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....