Система инновационной работы с дошкольниками по экологическому воспитанию
методическая разработка на тему

Колупаева Алла Александровна

   Экологическое образование и воспитание дошкольников – приоритетное направление в моей работе. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем в дальнейшем выше её уровень.

   Цель разработанной мною системы инновационной работы по экологическому воспитанию дошкольников – создание условий для формирования у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают, воспитание начал экологической культуры.

Задачи:

1.     Формирование практических навыков и умений по уходу за животными и растениями.

2.     Формирование знаний о живой и неживой природе.

3.     Воспитание бережного отношения к окружающему миру, грамотного поведения в природе.

   В систему инновационной работы по экологическому воспитанию дошкольников я включила: наблюдения за живой и неживой природой, экскурсии в природу и по экологической тропе, экологические игры, всевозможные акции, экологические проекты, беседы, праздники и развлечения, экологические викторины, опыты, ознакомление с приметами времени года. Всё это способствует более глубокому усвоению экологических знаний дошкольников, привитию бережного отношения к природе, способствует развитию мышления, анализу полученных результатов. Проводя такую работу, я создаю условия для свободной творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из природного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_innovatsionnoy_raboty.docx89.1 КБ

Предварительный просмотр:

36217233.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 28 «РОДНИЧОК» СТАНИЦЫ НОВОДОНЕЦКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН

Система инновационной работы

с дошкольниками по экологическому воспитанию.

Подготовила:

воспитатель МБДОУ ДС № 28

Колупаева Алла Александровна

Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке.

   Экологическое образование и воспитание дошкольников – приоритетное направление в моей работе. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем в дальнейшем выше её уровень.

   Цель разработанной мною системы инновационной работы по экологическому воспитанию дошкольников – создание условий для формирования у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают, воспитание начал экологической культуры.

Задачи:

  1. Формирование практических навыков и умений по уходу за животными и растениями.
  2. Формирование знаний о живой и неживой природе.
  3. Воспитание бережного отношения к окружающему миру, грамотного поведения в природе.

   Природа оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием. Убеждения человека формируются с детства, поэтому одна из главных задач, стоящая перед педагогами и родителями – воспитание любви к родному краю, посёлку, а значит, и бережное отношение к природе.

   В систему инновационной работы по экологическому воспитанию дошкольников я включила: наблюдения за живой и неживой природой, экскурсии в природу и по экологической тропе, экологические игры, всевозможные акции, экологические проекты, беседы, праздники и развлечения, экологические викторины, опыты, ознакомление с приметами времени года. Всё это способствует более глубокому усвоению экологических знаний дошкольников, привитию бережного отношения к природе, способствует развитию мышления, анализу полученных результатов. Проводя такую работу, я создаю условия для свободной творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из природного материала.

   Создание экологической развивающей среды – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию экологических пространств, их совершенство и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания, она способствует тому, чтобы ребёнок систематически думал и заботился о растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ним. Чёткое соблюдение экологического подхода к оборудованию зон природы в детском саду позволяет детям увидеть:

-неразрывную связь живого организма с внешней средой;

-приспособленность организмов к определённым элементам среды обитания;

-появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

-специфику живого организма, его отличие от предмета.

     Экологически правильное оборудование и организация зон природы – это первое и важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию детей в детском саду, оно позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей и взрослых.

      На территории нашего детского сада имеются уголки сада, леса, луга, огород, фитоогород, цветники, альпийская горка, создана экологическая тропа, метеоплощадка, в здании детского сада экологическая комната, в групповых уголки природы, зоны экспериментирования, что позволяет проводить экологическую работу в течение всего года, и наблюдать природу в естественных условиях зимой, весной, летом и осенью.

     Проводя с детьми наблюдения в течение года, беседую о красоте природы нашего края, наблюдая за объектами живой и неживой природы на экологической тропе, обращаю внимание детей на постоянные изменения, связанные с сезоном, погодными условиями. Собираем с детьми разнообразный природный материал (листья, веточки, камни, шишки, желуди, каштаны, ракушки, кору и др.), который в дальнейшем используем для изготовления поделок. Это не только сближает детей с природой, но и даёт радость созидания, творчества.

   Постоянно в группе организую выставки детских работ, поделок из природного материала: «Осенняя фантазия», «Щедрые дары осени», «Символ Нового года», «Весенний букет» и др. Проведение таких выставок заметно усиливает интерес родителей к воспитанию ребёнка в детском саду.

   Каждый сезон организую и провожу всевозможные природоохранные акции: «Встречаем птиц», «Покормим птиц», «Давайте беречь воду», «Поможем растениям в жару». Основная цель проведения таких акций – это пропаганда экологических знаний, формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в быту, в местах отдыха, повышение экологической культуры родителей и важность воспитания их детей.

    Два раза в год планирую и организую проектную деятельность. Так, в ноябре стартовал проект «Ёлочка – зелёная иголочка», цель которого: познакомить детей и родителей с историей новогодней ёлки, расширить знания родителей о традиции новогодней ёлки и важности знакомства с ней детей. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Каждый месяц с детьми проводим опыты: «Как работает термометр?», «Изучаем свойства воды», «Притягиваются – не притягиваются» и др., которые способствуют развитию у детей любознательности, мышления, умению анализировать полученный результат.

    Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют экологические праздники и развлечения, особенно если в них принимают участие родители. Весной мы проводим «День птиц», летом - «День семьи», развлечение «Давайте беречь природу!», осенью – «Что нам осень подарила?», в течение всего года экологические викторины.

    Я знакомлю детей с народными приметами, загадками, пословицами о природе, бережном отношении к ней, читаем природоведческую литературу.          Поэтические образы природы надолго сохраняются в детской памяти. Научившись с детства понимать природу, ценить её красоту и разнообразие, ребёнок и в дальнейшем будет испытывать на себе её благотворное влияние.

    Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и детского сада. Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателя, необходимо вовлечь родителей, приобщить и заинтересовать жизнью детского сада, постоянно держать их в курсе событий, помочь завоевать авторитет у своего ребёнка. Для этого я регулярно провожу анкетирование с родителями, определяя их отношение к экологическому воспитанию детей, консультирую их по этой проблеме, выявляя их общий уровень знаний, позиций и взглядов. Узнаю, какие темы для них актуальны, какую практическую помощь они хотели бы получить от педагога.

             Таким образом, привлекаю детей и их родителей к тесному общению с природой. Только мы, взрослые, можем способствовать развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, милосердие. Тогда эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека и станут его основой, тогда мы можем быть спокойными за будущее окружающего мира, природы и общества.

    Результативность работы по формированию элементарных экологических представлений.

По результатам диагностического исследования по формированию элементарных экологических представлений у детей за 3 года обучения отмечена положительная динамика развития знаний, умений и навыков.

Дети научились правильно  ухаживать за животными и растениями уголка природы и экологической комнаты, знают лекарственные растения нашего края. Проводя опыты, научились определять циклы развития растения. Узнали особенность работы термометра, образа жизни птиц, круговорота воды в природе, возможность дыхания рыб в воде. Мои воспитанники теперь знают сезонные признаки и перемены, происходящие в неживой природе, что все части природы тесно связаны друг с другом.

 

ПЛАН РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

МБДОУ ДС КВ № 28

станицы Новодонецкой муниципального образования Выселковский район

                                                               

СЕНТЯБРЬ

Неделя

месяца

п\п

Мероприятие

Цель

I

1.

Ознакомление с приметами ранней осени

Уточнить представления детей о приметах ранней осени: снижение температуры воздуха, уборка урожая, начало изменения окраски листьев и т.д.

2.

Экскурсия в парк

Уточнить понятия «дерево», «куст», вспомнить, чем отличаются, какие части есть у того и другого растения (ствол, крона, стебли, листья, корень), учить описывать внешний вид растений.

3.

Экологическая игра «Беги в дом, какой назову»

Учить детей находить дерево по названию.

4.

Наблюдение за погодой (метеоплощадка)

Учить детей видеть и объяснять изменения в погодных явлениях, связывать с временем года, узнавать по приборам метеоплощадки.

II

1.

Опыт «Узнаем, какая вода»

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

2.

Экологическая тропа. Наблюдение за берёзой.

Учить видеть отличительные особенности берёзы: белый ствол с черными

3.

Экологическая игра «Найди листок, как на дереве»

Учить детей классифицировать растения по определённому признаку.

III

1.

Развлечение «Экологическая викторина»

Расширять и уточнять представления детей о животном мире, воспитывать желание заботиться о животных, прививать любовь к природе.

2.

Акция «Давайте беречь воду!»

Формировать знания детей о свойствах воды и значении воды в жизни живого на земле. Воспитывать бережное отношение к воде в быту и к водоёмам.

3.

Экологическая игра «Найди пару»

Развивать быстроту мышления, слуховое внимание при поиске пары одинаковых листьев.

IV

1.

Наблюдение за ветром (метеоплощадка)

Определять направление и силу ветра по приборам метеоплощадки. Учить видеть воздействие ветра на окружающие объекты.

2.

Экологическая игра «Опиши, а мы отгадаем»

Учить детей классифицировать растения по их признакам.

3.

Экологическая тропа. Наблюдение за елью.

Учить детей видеть отличительные особенности хвойных деревьев, уметь сравнивать части дерева хвойного с лиственным.

ОКТЯБРЬ

Неделя

месяца

п\п

Мероприятие

Цель

I

1.

Загадывание и отгадывание загадок об овощах

Учить детей загадывать загадки, описывая внешний вид овощей, учить отгадывать по описанию.

2.

Экскурсия на альпийскую горку

Уточнить понятия «цветы», «куст», «декоративные растения», вспомнить, чем отличаются, какие части есть у того и другого растения (цветы, стебли, листья, корень). Учить описывать внешний вид растений.

3.

Экологическая игра «Опиши и я отгадаю»

Учить детей классифицировать овощи и фрукты по их признакам.

4.

Наблюдение за птицами

Закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие и перелётные.

II

1.

Опыт «Что в пакете?» (воздух)

Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

2.

Экологическая тропа. Наблюдение за уборкой овощей на огороде.

Вспомнить с детьми, какие культуры посажены на огороде, какие уже убрали, какие убирают сейчас.

3.

Экологическая игра «Лети листок ко мне в кузовок»

Закрепить умение детей различать и называть деревья по форме их листьев.

III

1.

Развлечение «Осень Золотая»

Расширять и уточнять представления детей о временах года, воспитывать желание участвовать в играх, прививать любовь к природе.

2.

Беседа «Лекарственные растения»

Формировать знания детей о лекарственных растениях нашего края. Дать понятие «фитоогород». Рассматривая гербарии, запоминать простые названия растений.

3.

Экологическая игра «Кто знает, пусть продолжает»

Развивать быстроту мышления, учить классифицировать насекомых, рыб.

IV

1.

Наблюдение за движением солнца (метеоплощадка)

Определять направление движения солнца по приборам метеоплощадки. Вспомнить понятие «тень».

2.

Экологическая игра «Когда это бывает?»

Уточнить и углубить знания детей о времени года.

3.

Экологическая тропа. Наблюдение за опавшими листьями тополя, ореха, берёзы.

Учить видеть разных цветов листья, радоваться красивому. Рассказать отчего опадают листья с деревьев, связывая с временем года.

НОЯБРЬ

Неделя

месяца

п\п

Мероприятие

Цель

I

1.

Ознакомление с приметами поздней  осени

Уточнить представления детей о приметах поздней осени: значительное снижение температуры воздуха, почти голые деревья и кустарники, увядание цветов, засохшая трава и т.д.

2.

Экскурсия к кустарнику «калина»

Уточнить понятие «кустарник», вспомнить, какие части есть у растения (ягоды, стебли, листья, корень), учить описывать внешний вид растений. Напомнить, что калина лекарственное растение.

3.

Экологическая игра «Чудесный мешочек»

Закреплять умение различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки.

4.

Наблюдение за дождливой погодой

Закрепить знания детей о наиболее типичных особенностях поздней осени – дождливой погоде. Уточнить названия и назначение предметов одежды.

II

1.

Опыт «Установление способности растения к поиску света»

Установить, как комнатное растение ищет свет.

2.

Проект «Ёлочка – зелёная иголочка»

Познакомить детей и родителей с историей новогодней ёлки, расширить знания родителей о традиции новогодней ёлки и важности знакомства с ней детей. Воспитывать бережное отношение к природе.

3.

Экологическая игра «Расскажи без слов»

Закрепить представления детей о времени года, развивать творческое воображение, наблюдательность.

III

1.

Развлечение «Что нам осень подарила?»

Расширять и уточнять представления детей о временах года, воспитывать желание участвовать в играх, отгадывать загадки, читать стихи.

2.

Беседа «Как помочь птицам в холода?»

Формировать знания детей о зимующих птицах, вызывать желание помогать им.

3.

Экологическая игра «Третий лишний»

Развивать быстроту мышления, учить классифицировать насекомых, рыб, земноводных.

IV

1.

Наблюдение за дождливой погодой (метеоплощадка)

Уточнять знания детей о временах года, о погодных явлениях. Рассказать откуда идёт дождь.

2.

Экологическая игра «Что изменилось?»

Развивать память, внимание.

3.

Экологическая тропа. Наблюдение за работой дворника.

Показать орудия труда, их назначение. Воспитывать уважение, желание помогать.

ДЕКАБРЬ

Неделя

месяца

п\п

Мероприятие

Цель

I

1.

Ознакомление с приметами зимы

Уточнить представления детей о приметах зимы: снег, гололёд, мороз, холодный ветер и т.д.

2.

Экскурсия к ореху

Формировать знания детей о зимней спячке деревьев. Дать понятие «сокодвижение».

3.

Экологическая игра «Раньше - позже»

Формировать представления детей о разных стадиях роста растений. Учить устанавливать последовательность роста на картинках.

4.

Наблюдение за синицей

Продолжать вызывать интерес у детей к пернатым. Познакомить с синицей, её повадками, средой обитания, внешним видом.

II

1.

Опыт «Как устроены перья у птиц»

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Рассмотреть с помощью лупы строение пера птицы.

2.

Акция «Покормим птиц»

Расширять представления о зимующих птицах. Развивать интерес, желание мастерить и развешивать кормушки для птиц.

3.

Экологическая игра «Подскажи словечко»

Закреплять знания у детей о повадках животных и птиц.

III

1.

Экологическая тропа. Наблюдение за берёзой зимой.

Формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой (ветки и почки на морозе хрупкие).

2.

Художественное слово. Заучивание наизусть А. Липецкий «Снежинки пуховые»

Формировать знания детей о зимующих птицах, вызывать желание помогать им.

3.

Экологическая игра «Чего не стало?»

Развивать быстроту мышления, развивать зрительную память. Повторить насекомых

IV

1.

Наблюдение за вороной

Расширять представления о зимующих птицах, различать их внешний вид. Воспитывать бережное отношение к птицам.

2.

Экологическая игра «Посели животное»

Уточнить знания детей о животных разных сред обитания.

3.

Развлечение «Новогодний праздник»

Вызывать желание у детей участвовать в подготовке новогодних праздников, в подготовке украшений, атрибутов, костюмов.

ЯНВАРЬ

Неделя

месяца

п\п

Мероприятие

Цель

I

2.

Экскурсия в сад

Развивать внимательность детей, вызывать интерес к окружающему, научить различать следы птиц и животных по форме.

3.

Экологическая игра «Для чего это нужно?»

Закреплять знания детей об орудиях труда.

4.

Наблюдение за снегом

Формировать реалистические представления о неживой природе. Закреплять знания о том, что снег – это осадки, которые могут быть в холодное время года.

II

1.

Опыт «Взаимодействие воды и снега»

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидкое и твёрдое).

Выявить свойства воды: чем выше температура, тем в ней быстрее тает снег.

2.

Беседа «Дикие животные зимой»

Расширять представления о жизни диких животных зимой. Где живут, чем кормятся и т.д.

3.

Экологическая игра «Кто как передвигается?»

Закреплять знания у детей о повадках животных.

III

1.

Наблюдение за сосульками

Закреплять знания детей о различных состояниях воды. Связать с временем года.

2.

Художественное слово. Загадывание и отгадывание загадок и зиме

Учить детей загадывать и отгадывать загадки о зимних явлениях в природе, о зимних забавах и др.

3.

Экологическая игра «Найди, о чём расскажу»

Развивать быстроту мышления, развивать зрительную память. Находить предметы по перечисленным признакам.

IV

1.

Наблюдение за совой

Расширять представления о зимующих птицах, различать их внешний вид. Воспитывать бережное отношение к птицам. Формировать представления о добывании птицами пищи зимой.

2.

Экологическая игра «Раздели на группы»

Уточнить знания детей о различных видах растений (деревья, кустарники, цветы, мхи, водоросли).

3.

Развлечение «Зимние забавы»

Подвижные игры на воздухе

Развивать координацию речи с движением, вызывать желание выполнять действия согласно тексту (ходьба на лыжах, бег на коньках, лепка снежков и т.д.)

ФЕВРАЛЬ

Неделя

месяца

п\п

Мероприятие

Цель

I

1.

Экскурсия в библиотеку «Природа – твой друг, береги её, помогай ей»

Дать понятие природа, как составляющая часть окружающего нас мира, а растительность – один из главных компонентов природы.

2.

Экологическая игра «Без чего нам не прожить?»

Уточнять знания детей об объектах природы, без которых человеку не прожить; развивать любознательность.

3.

Наблюдение за сосной

Уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях.

II

1.

Опыт «Притягиваются – не притягиваются»

Найти предметы, взаимодействующие с магнитом. Определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

2.

Беседа «Первые признаки весны»

Уточнить знания детей о первых весенних цветах (подснежники), дать понятия – проталина, капель.

3.

Экологическая игра «Найди и покажи на глобусе, карте»

Учить детей находить по характерным признакам объекты природы: горы, пустыни, моря, равнина, лес и т.д.

III

1.

Наблюдение за небом и облаками

Закреплять знания детей о явлениях природы. Учить видеть и различать облака и тучи, их движение, связать с силой ветра.

2.

Экологическая тропа «Первые цветы»

Наблюдая в цветнике за первыми подснежниками, обратить внимание детей на то, что ещё холодно, но они уже цветут. Начали всходить ранние тюльпаны и нарциссы.

3.

Экологическая игра «Когда это бывает?»

Развивать быстроту мышления, узнавать природное явление по описанию воспитателя.

IV

1.

Наблюдение за воробьём

Продолжать закреплять и уточнять знания о знакомой птице, обогащать словарный запас, активизировать внимание и память.

2.

Экологическая игра «Назови собачку»

Активизировать в речи клички животных.

3.

Художественное слово: заучивание наизусть «Лохматый пёс»

Формировать знания у детей о повадках и внешних признаках домашних животных.

3.

Развлечение «Разудалая Масленица»

Уточнять и закреплять знания детей о народных праздниках, вызывать желание принимать участие в играх – забавах.

МАРТ

Неделя

месяца

п\п

Мероприятие

Цель

I

1.

Проект «Огород на подоконнике»

Привлечь детей и родителей к совместной работе. Вызвать желание сажать овощи в помещении (лук, укроп и т.д.), наблюдать и ухаживать, оценить результат.

2.

Экскурсия в парк «Пришла весна»

Дать представления о ранней весне, о том, какие изменения произошли в природе.

3.

Экологическая игра «Придумай предложение»

Научить составлять предложение со словом, заданным воспитателем (например, цветы).

4.

Наблюдение «Как стали одеваться люди»

Обратить внимание на одежду людей, уточнить, какая одежда по сезону.

II

1.

Опыт «Как развивается растение?»

Выделить циклы развития растения: семя, росток, растение, плод.

2.

Беседа «Перелётные птицы»

Уточнить знания детей о прилёте первых птиц – жаворонки. Уточнить знания о всех перелётных птицах.

3.

Экологическая игра «Угадай птицу по описанию»

Научить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.

III

1.

Наблюдение за сезонными изменениями

Формировать понятие о смене времён года, дать представление об особенностях каждого сезона.

2.

Экологическая тропа «Солнечные часы»

Наблюдая за движением солнца, учить видеть отражение времени на солнечных часах, закрепить понятие «тень»

3.

Экологическая игра «Отгадай-ка»

Научить описывать предложенный предмет, не глядя на него, выделять в нём существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

IV

1.

Наблюдение за работой дворника

Активизировать познавательную деятельность, развивать умение видеть целесообразность трудовых действий, учить оценивать результаты труда.

2.

Экологическая игра «Раздели на группы»

Закреплять умение у детей классифицировать предметы по группам (овощи, фрукты, ягоды)

3.

Художественное слово: загадывание и отгадывание загадок о весне

Закреплять знания детей о весенних явлениях в природе, о весенних цветах.

4.

Развлечение: Игра-инсценировка «Прогулка в лес»

Выполнять действия, соответствующие тексту. Вызывать желание у детей выполнять роли лесных обитателей.

АПРЕЛЬ

Неделя

месяца

п\п

Мероприятие

Цель

I

1.

Акция «Встречаем птиц»

Уточнять и расширять представления о перелётных птицах. Установить связь между изменениями условий и прилетом птиц. Воспитывать интерес и заботливое отношение к ним.

2.

Экскурсия к скворечнику

Закрепить представления о перелётных птицах, дать понятие – гнездо, из чего птицы строят гнёзда.

3.

Экологическая игра «Кто больше назовёт»

Учить действовать в команде. Закрепить знания о насекомых, птицах, рыбах.

4.

Наблюдение «Почки на деревьях и кустарниках»

Обратить внимание на набухание почек на деревьях и кустарниках, связать с временем года. Вызывать желание рассказывать о том, как распускаются почки.

II

1.

Опыт «Как работает термометр»

Пронаблюдать с детьми за работой термометра, связать с температурой воздуха.

2.

Развлечение: «День птиц»

Закрепить знания детей о птицах. Вызывать желание помогать птицам.

Принимать участие в играх, читать стихи, оформить выставку детских работ.

3.

Экологическая игра «Что делает животное?»

Закреплять знания о повадках животных.

III

1.

Наблюдение за дятлом

Расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках и среде обитания птицы.

2.

Экологическая тропа «Сколько выпало осадков?» (метеоплощадка)

Учить определять по приборам метеоплощадки количество выпавших осадков за сутки.

3.

Экологическая игра «Насекомое или земноводное?»

Закреплять умение классифицировать животных по группам.

IV

1.

Наблюдение «Первые листья на деревьях»

Повторить названия деревьев, строение. Обратить внимание на то, что после зимнего сна дерево оживает.

2.

Экологическая игра «Что бывает широким и узким?»

Уточнить представления о величине предметов, классифицировать предметы по группам.

3.

Художественное слово: заучивание наизусть В. Данько  «Выбрались из почек…»

Закреплять знания детей о весенних явлениях в природе.

4.

Беседа «Роль человека в природе»

Формировать знания детей об охране окружающей среды.

МАЙ

Неделя

месяца

п\п

Мероприятие

Цель

I

1.

Экскурсия на огород

Уточнить знания детей об овощных культурах. Вызывать желание участвовать в посадке.

2.

Экологическая игра «Угадай, что где растёт»

Закреплять умение узнавать растение по описанию, классифицировать растения огорода, сада, цветника.

3.

Наблюдение за майским жуком

Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука. Воспитывать бережное отношение к природе.

II

1.

Опыт «Из чего птицы строят гнёзда?»

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

2.

Беседа «Насекомые»

Уточнить знания детей о виде «насекомые», дать понятие «отряд», «вредители».

3.

Экологическая игра «Летает- не летает»

Закреплять знания о насекомых, птицах, животных.

III

1.

Наблюдение за цветником

Продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов, закреплять умение ухаживать за растениями.

2.

Экологическая тропа «Муравейник»

Формировать знания у детей об образе жизни некоторых насекомых. Дать понятие «колония».

3.

Экологическая игра «Кто больше назовёт?»

Уточнить знания детей о насекомых.

IV

1.

Наблюдение за божьей коровкой

Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки, воспитывать бережное отношение к природе.

2.

Экологическая игра «Угадай по описанию»

Уточнить представления о внешнем виде насекомых.

3.

Художественное слово: чтение «Божья коровка, алая спинка»

Вызывать желание слушать небольшие произведения о природе.

4.

Развлечение: экологическая викторина «Знаешь ли ты?»

Закрепить знания детей о весне.

Принимать участие в играх, читать стихи, оформить выставку детских работ.

ИЮНЬ

Неделя

месяца

п\п

Мероприятие

Цель

I

1.

Экскурсия по экологической тропе

Учить детей видеть и рассказывать об изменениях в природе с приходом лета.

2.

Экологическая игра «Угадай растение»

Закреплять умение узнавать растение по описанию, классифицировать растения огорода, сада, цветника.

3.

Наблюдение за одуванчиком

Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применении.

II

1.

Опыт «Круговорот воды в природе»

Выявить особенности круговорота воды в природе.

2.

Акция «Поможем цветам в летнюю жару»

Воспитывать желание поливать цветники и клумбы летом.

3.

Экологическая игра «Съедобные  – не съедобные»

Закреплять знания о грибах.

III

1.

Наблюдение за бабочкой

Формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки.

2.

Беседа «Грибы»

Формировать знания у детей о съедобных и ядовитых грибах.

3.

Экологическая игра «Раздели на группы»

Уточнить знания детей о съедобных и ядовитых грибах.

IV

1.

Наблюдение за стрекозой

Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида стрекозы, воспитывать бережное отношение к природе.

2.

Экологическая игра «Какое животное?»

Уточнить представления о внешнем виде животных, учить относить животных к группам (травоядные, хищные, всеядные).

3.

Художественное слово: загадывание и отгадывание загадок о лете

Вызывать желание загадывать загадки, описывая предметы и явления лета.

4.

Развлечение: экологическая викторина «Я люблю лето»

Закрепить знания детей о лете.

Принимать участие в играх, читать стихи, отгадывать загадки.

ИЮЛЬ

Неделя

месяца

п\п

Мероприятие

Цель

I

1.

Экскурсия на фитоогород

Уточнять и закреплять знания детей о лекарственных растениях.

2.

Экологическая игра «Назови экологический знак»

Закреплять умение узнавать экологические знаки, рассказывать о них.

3.

Наблюдение за дождём, грозой и радугой

Закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе.

II

1.

Опыт «Изучаем песок и почву»

Выявить свойства песка и почвы, их сходства и отличия.

2.

Развлечение «День семьи»

Прививать любовь и уважение к членам своей семьи.

3.

Экологическая игра «Тонут - плавают»

Закреплять знания о свойствах предметов, их весе, активизировать словарь.

III

1.

Наблюдение за лягушкой

Познакомить с внешним видом лягушки, средой её обитания.

2.

Беседа «Земноводные»

Познакомить с земноводными, объяснить, почему они так называются.

3.

Экологическая игра «Угадай по описанию»

Уточнить знания детей о земноводных.

IV

1.

Наблюдение за трудом взрослых

Расширять знания и представления о том, как надо ухаживать за посадками в огороде и в цветнике. Вызывать желание помогать взрослым.

2.

Экологическая игра «Кому, что нужно для работы?»

Определять, какие предметы помогают людям разных профессий.

3.

Художественное слово: заучивание наизусть Г. Лагздынь «Не ленись, моя лопатка»

Вызывать желание заучивать небольшие произведения.

4.

Наблюдение за водой

Научить детей аккуратно обращаться с водой. Уточнить представления о свойствах воды: льётся, имеет разную температуру, в воде одни предметы тонут, другие плавают.

АВГУСТ

Неделя

месяца

п\п

Мероприятие

Цель

I

1.

Экскурсия в сад «Что нам лето подарило?»

Уточнять и закреплять знания детей о фруктовых деревьях. Показать детям спелую вишню, зелёную есть нельзя. Показать, как надо собирать фрукты.

2.

Экологическая игра «Чудесный мешочек»

Закреплять умение узнавать муляжи фруктов на ощупь.

3.

Наблюдение за рыбками в аквариуме

Дать понятие – позвоночные с конечностями в виде плавников. Рассказать об образе жизни и среде обитания.

II

1.

Опыт «Дышат ли рыбы?»

Установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть в воде.

2.

Наблюдение за облаками

Побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений, закреплять знания о неживой природе.

3.

Экологическая игра «Назови признаки живой и неживой природы»

Закреплять знания о явлениях живой и неживой природы.

III

1.

Наблюдение за разными видами транспорта (велосипед)

Закреплять знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина. Человек, вращая педали передвигается.

2.

Беседа «Взаимосвязь компонентов в природе»

Донести до детей то, что все части природы тесно связаны друг с другом (воздух, почва, вода, солнце, растения и т.д.)

3.

Экологическая игра «Раздели на группы»

Разделять на группы объекты живой и неживой природы.

IV

1.

Наблюдение за птицами на участке

Расширять знания и представления о птицах, вызывать желание слушать их пение, помогать им, беречь.

2.

Экологическая игра «Кто, где живёт?»

Уточнить знания детей о птицах, среде обитания..

3.

Беседа «Животные Красной книги»

Рассказать детям, что такое Красная книга. Развивать любознательность, желание охранять и помогать животным и растениям.

4.

Развлечение «Берегите природу!»

Развивать у детей стремление активно, наравне с взрослыми, участвовать в деле охраны природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"

Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровымНаряду с традиционными фо...

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию...

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию...

Презентация "Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"

Семинар-практикум "Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"...

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию «Диалог с природой» и «экологические тропинки»

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию «Диалог с природой» и «экологические тропинки»Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования...

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию...