Система инновационной работы с дошкольниками по экологическому воспитанию
методическая разработка на тему
Экологическое образование и воспитание дошкольников – приоритетное направление в моей работе. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем в дальнейшем выше её уровень.
Цель разработанной мною системы инновационной работы по экологическому воспитанию дошкольников – создание условий для формирования у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают, воспитание начал экологической культуры.
Задачи:
1. Формирование практических навыков и умений по уходу за животными и растениями.
2. Формирование знаний о живой и неживой природе.
3. Воспитание бережного отношения к окружающему миру, грамотного поведения в природе.
В систему инновационной работы по экологическому воспитанию дошкольников я включила: наблюдения за живой и неживой природой, экскурсии в природу и по экологической тропе, экологические игры, всевозможные акции, экологические проекты, беседы, праздники и развлечения, экологические викторины, опыты, ознакомление с приметами времени года. Всё это способствует более глубокому усвоению экологических знаний дошкольников, привитию бережного отношения к природе, способствует развитию мышления, анализу полученных результатов. Проводя такую работу, я создаю условия для свободной творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из природного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_innovatsionnoy_raboty.docx | 89.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 28 «РОДНИЧОК» СТАНИЦЫ НОВОДОНЕЦКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН
Система инновационной работы
с дошкольниками по экологическому воспитанию.
Подготовила:
воспитатель МБДОУ ДС № 28
Колупаева Алла Александровна
Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке.
Экологическое образование и воспитание дошкольников – приоритетное направление в моей работе. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем в дальнейшем выше её уровень.
Цель разработанной мною системы инновационной работы по экологическому воспитанию дошкольников – создание условий для формирования у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают, воспитание начал экологической культуры.
Задачи:
- Формирование практических навыков и умений по уходу за животными и растениями.
- Формирование знаний о живой и неживой природе.
- Воспитание бережного отношения к окружающему миру, грамотного поведения в природе.
Природа оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием. Убеждения человека формируются с детства, поэтому одна из главных задач, стоящая перед педагогами и родителями – воспитание любви к родному краю, посёлку, а значит, и бережное отношение к природе.
В систему инновационной работы по экологическому воспитанию дошкольников я включила: наблюдения за живой и неживой природой, экскурсии в природу и по экологической тропе, экологические игры, всевозможные акции, экологические проекты, беседы, праздники и развлечения, экологические викторины, опыты, ознакомление с приметами времени года. Всё это способствует более глубокому усвоению экологических знаний дошкольников, привитию бережного отношения к природе, способствует развитию мышления, анализу полученных результатов. Проводя такую работу, я создаю условия для свободной творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из природного материала.
Создание экологической развивающей среды – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию экологических пространств, их совершенство и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания, она способствует тому, чтобы ребёнок систематически думал и заботился о растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ним. Чёткое соблюдение экологического подхода к оборудованию зон природы в детском саду позволяет детям увидеть:
-неразрывную связь живого организма с внешней средой;
-приспособленность организмов к определённым элементам среды обитания;
-появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
-специфику живого организма, его отличие от предмета.
Экологически правильное оборудование и организация зон природы – это первое и важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию детей в детском саду, оно позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей и взрослых.
На территории нашего детского сада имеются уголки сада, леса, луга, огород, фитоогород, цветники, альпийская горка, создана экологическая тропа, метеоплощадка, в здании детского сада экологическая комната, в групповых уголки природы, зоны экспериментирования, что позволяет проводить экологическую работу в течение всего года, и наблюдать природу в естественных условиях зимой, весной, летом и осенью.
Проводя с детьми наблюдения в течение года, беседую о красоте природы нашего края, наблюдая за объектами живой и неживой природы на экологической тропе, обращаю внимание детей на постоянные изменения, связанные с сезоном, погодными условиями. Собираем с детьми разнообразный природный материал (листья, веточки, камни, шишки, желуди, каштаны, ракушки, кору и др.), который в дальнейшем используем для изготовления поделок. Это не только сближает детей с природой, но и даёт радость созидания, творчества.
Постоянно в группе организую выставки детских работ, поделок из природного материала: «Осенняя фантазия», «Щедрые дары осени», «Символ Нового года», «Весенний букет» и др. Проведение таких выставок заметно усиливает интерес родителей к воспитанию ребёнка в детском саду.
Каждый сезон организую и провожу всевозможные природоохранные акции: «Встречаем птиц», «Покормим птиц», «Давайте беречь воду», «Поможем растениям в жару». Основная цель проведения таких акций – это пропаганда экологических знаний, формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в быту, в местах отдыха, повышение экологической культуры родителей и важность воспитания их детей.
Два раза в год планирую и организую проектную деятельность. Так, в ноябре стартовал проект «Ёлочка – зелёная иголочка», цель которого: познакомить детей и родителей с историей новогодней ёлки, расширить знания родителей о традиции новогодней ёлки и важности знакомства с ней детей. Воспитывать бережное отношение к природе.
Каждый месяц с детьми проводим опыты: «Как работает термометр?», «Изучаем свойства воды», «Притягиваются – не притягиваются» и др., которые способствуют развитию у детей любознательности, мышления, умению анализировать полученный результат.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют экологические праздники и развлечения, особенно если в них принимают участие родители. Весной мы проводим «День птиц», летом - «День семьи», развлечение «Давайте беречь природу!», осенью – «Что нам осень подарила?», в течение всего года экологические викторины.
Я знакомлю детей с народными приметами, загадками, пословицами о природе, бережном отношении к ней, читаем природоведческую литературу. Поэтические образы природы надолго сохраняются в детской памяти. Научившись с детства понимать природу, ценить её красоту и разнообразие, ребёнок и в дальнейшем будет испытывать на себе её благотворное влияние.
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и детского сада. Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателя, необходимо вовлечь родителей, приобщить и заинтересовать жизнью детского сада, постоянно держать их в курсе событий, помочь завоевать авторитет у своего ребёнка. Для этого я регулярно провожу анкетирование с родителями, определяя их отношение к экологическому воспитанию детей, консультирую их по этой проблеме, выявляя их общий уровень знаний, позиций и взглядов. Узнаю, какие темы для них актуальны, какую практическую помощь они хотели бы получить от педагога.
Таким образом, привлекаю детей и их родителей к тесному общению с природой. Только мы, взрослые, можем способствовать развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, милосердие. Тогда эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека и станут его основой, тогда мы можем быть спокойными за будущее окружающего мира, природы и общества.
Результативность работы по формированию элементарных экологических представлений.
По результатам диагностического исследования по формированию элементарных экологических представлений у детей за 3 года обучения отмечена положительная динамика развития знаний, умений и навыков.
Дети научились правильно ухаживать за животными и растениями уголка природы и экологической комнаты, знают лекарственные растения нашего края. Проводя опыты, научились определять циклы развития растения. Узнали особенность работы термометра, образа жизни птиц, круговорота воды в природе, возможность дыхания рыб в воде. Мои воспитанники теперь знают сезонные признаки и перемены, происходящие в неживой природе, что все части природы тесно связаны друг с другом.
ПЛАН РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
МБДОУ ДС КВ № 28
станицы Новодонецкой муниципального образования Выселковский район
СЕНТЯБРЬ
Неделя месяца | № п\п | Мероприятие | Цель |
I | 1. | Ознакомление с приметами ранней осени | Уточнить представления детей о приметах ранней осени: снижение температуры воздуха, уборка урожая, начало изменения окраски листьев и т.д. |
2. | Экскурсия в парк | Уточнить понятия «дерево», «куст», вспомнить, чем отличаются, какие части есть у того и другого растения (ствол, крона, стебли, листья, корень), учить описывать внешний вид растений. | |
3. | Экологическая игра «Беги в дом, какой назову» | Учить детей находить дерево по названию. | |
4. | Наблюдение за погодой (метеоплощадка) | Учить детей видеть и объяснять изменения в погодных явлениях, связывать с временем года, узнавать по приборам метеоплощадки. | |
II | 1. | Опыт «Узнаем, какая вода» | Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. |
2. | Экологическая тропа. Наблюдение за берёзой. | Учить видеть отличительные особенности берёзы: белый ствол с черными | |
3. | Экологическая игра «Найди листок, как на дереве» | Учить детей классифицировать растения по определённому признаку. | |
III | 1. | Развлечение «Экологическая викторина» | Расширять и уточнять представления детей о животном мире, воспитывать желание заботиться о животных, прививать любовь к природе. |
2. | Акция «Давайте беречь воду!» | Формировать знания детей о свойствах воды и значении воды в жизни живого на земле. Воспитывать бережное отношение к воде в быту и к водоёмам. | |
3. | Экологическая игра «Найди пару» | Развивать быстроту мышления, слуховое внимание при поиске пары одинаковых листьев. | |
IV | 1. | Наблюдение за ветром (метеоплощадка) | Определять направление и силу ветра по приборам метеоплощадки. Учить видеть воздействие ветра на окружающие объекты. |
2. | Экологическая игра «Опиши, а мы отгадаем» | Учить детей классифицировать растения по их признакам. | |
3. | Экологическая тропа. Наблюдение за елью. | Учить детей видеть отличительные особенности хвойных деревьев, уметь сравнивать части дерева хвойного с лиственным. |
ОКТЯБРЬ
Неделя месяца | № п\п | Мероприятие | Цель |
I | 1. | Загадывание и отгадывание загадок об овощах | Учить детей загадывать загадки, описывая внешний вид овощей, учить отгадывать по описанию. |
2. | Экскурсия на альпийскую горку | Уточнить понятия «цветы», «куст», «декоративные растения», вспомнить, чем отличаются, какие части есть у того и другого растения (цветы, стебли, листья, корень). Учить описывать внешний вид растений. | |
3. | Экологическая игра «Опиши и я отгадаю» | Учить детей классифицировать овощи и фрукты по их признакам. | |
4. | Наблюдение за птицами | Закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие и перелётные. | |
II | 1. | Опыт «Что в пакете?» (воздух) | Обнаружить воздух в окружающем пространстве. |
2. | Экологическая тропа. Наблюдение за уборкой овощей на огороде. | Вспомнить с детьми, какие культуры посажены на огороде, какие уже убрали, какие убирают сейчас. | |
3. | Экологическая игра «Лети листок ко мне в кузовок» | Закрепить умение детей различать и называть деревья по форме их листьев. | |
III | 1. | Развлечение «Осень Золотая» | Расширять и уточнять представления детей о временах года, воспитывать желание участвовать в играх, прививать любовь к природе. |
2. | Беседа «Лекарственные растения» | Формировать знания детей о лекарственных растениях нашего края. Дать понятие «фитоогород». Рассматривая гербарии, запоминать простые названия растений. | |
3. | Экологическая игра «Кто знает, пусть продолжает» | Развивать быстроту мышления, учить классифицировать насекомых, рыб. | |
IV | 1. | Наблюдение за движением солнца (метеоплощадка) | Определять направление движения солнца по приборам метеоплощадки. Вспомнить понятие «тень». |
2. | Экологическая игра «Когда это бывает?» | Уточнить и углубить знания детей о времени года. | |
3. | Экологическая тропа. Наблюдение за опавшими листьями тополя, ореха, берёзы. | Учить видеть разных цветов листья, радоваться красивому. Рассказать отчего опадают листья с деревьев, связывая с временем года. |
НОЯБРЬ
Неделя месяца | № п\п | Мероприятие | Цель |
I | 1. | Ознакомление с приметами поздней осени | Уточнить представления детей о приметах поздней осени: значительное снижение температуры воздуха, почти голые деревья и кустарники, увядание цветов, засохшая трава и т.д. |
2. | Экскурсия к кустарнику «калина» | Уточнить понятие «кустарник», вспомнить, какие части есть у растения (ягоды, стебли, листья, корень), учить описывать внешний вид растений. Напомнить, что калина лекарственное растение. | |
3. | Экологическая игра «Чудесный мешочек» | Закреплять умение различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки. | |
4. | Наблюдение за дождливой погодой | Закрепить знания детей о наиболее типичных особенностях поздней осени – дождливой погоде. Уточнить названия и назначение предметов одежды. | |
II | 1. | Опыт «Установление способности растения к поиску света» | Установить, как комнатное растение ищет свет. |
2. | Проект «Ёлочка – зелёная иголочка» | Познакомить детей и родителей с историей новогодней ёлки, расширить знания родителей о традиции новогодней ёлки и важности знакомства с ней детей. Воспитывать бережное отношение к природе. | |
3. | Экологическая игра «Расскажи без слов» | Закрепить представления детей о времени года, развивать творческое воображение, наблюдательность. | |
III | 1. | Развлечение «Что нам осень подарила?» | Расширять и уточнять представления детей о временах года, воспитывать желание участвовать в играх, отгадывать загадки, читать стихи. |
2. | Беседа «Как помочь птицам в холода?» | Формировать знания детей о зимующих птицах, вызывать желание помогать им. | |
3. | Экологическая игра «Третий лишний» | Развивать быстроту мышления, учить классифицировать насекомых, рыб, земноводных. | |
IV | 1. | Наблюдение за дождливой погодой (метеоплощадка) | Уточнять знания детей о временах года, о погодных явлениях. Рассказать откуда идёт дождь. |
2. | Экологическая игра «Что изменилось?» | Развивать память, внимание. | |
3. | Экологическая тропа. Наблюдение за работой дворника. | Показать орудия труда, их назначение. Воспитывать уважение, желание помогать. |
ДЕКАБРЬ
Неделя месяца | № п\п | Мероприятие | Цель |
I | 1. | Ознакомление с приметами зимы | Уточнить представления детей о приметах зимы: снег, гололёд, мороз, холодный ветер и т.д. |
2. | Экскурсия к ореху | Формировать знания детей о зимней спячке деревьев. Дать понятие «сокодвижение». | |
3. | Экологическая игра «Раньше - позже» | Формировать представления детей о разных стадиях роста растений. Учить устанавливать последовательность роста на картинках. | |
4. | Наблюдение за синицей | Продолжать вызывать интерес у детей к пернатым. Познакомить с синицей, её повадками, средой обитания, внешним видом. | |
II | 1. | Опыт «Как устроены перья у птиц» | Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Рассмотреть с помощью лупы строение пера птицы. |
2. | Акция «Покормим птиц» | Расширять представления о зимующих птицах. Развивать интерес, желание мастерить и развешивать кормушки для птиц. | |
3. | Экологическая игра «Подскажи словечко» | Закреплять знания у детей о повадках животных и птиц. | |
III | 1. | Экологическая тропа. Наблюдение за берёзой зимой. | Формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой (ветки и почки на морозе хрупкие). |
2. | Художественное слово. Заучивание наизусть А. Липецкий «Снежинки пуховые» | Формировать знания детей о зимующих птицах, вызывать желание помогать им. | |
3. | Экологическая игра «Чего не стало?» | Развивать быстроту мышления, развивать зрительную память. Повторить насекомых | |
IV | 1. | Наблюдение за вороной | Расширять представления о зимующих птицах, различать их внешний вид. Воспитывать бережное отношение к птицам. |
2. | Экологическая игра «Посели животное» | Уточнить знания детей о животных разных сред обитания. | |
3. | Развлечение «Новогодний праздник» | Вызывать желание у детей участвовать в подготовке новогодних праздников, в подготовке украшений, атрибутов, костюмов. |
ЯНВАРЬ
Неделя месяца | № п\п | Мероприятие | Цель |
I | 2. | Экскурсия в сад | Развивать внимательность детей, вызывать интерес к окружающему, научить различать следы птиц и животных по форме. |
3. | Экологическая игра «Для чего это нужно?» | Закреплять знания детей об орудиях труда. | |
4. | Наблюдение за снегом | Формировать реалистические представления о неживой природе. Закреплять знания о том, что снег – это осадки, которые могут быть в холодное время года. | |
II | 1. | Опыт «Взаимодействие воды и снега» | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидкое и твёрдое). Выявить свойства воды: чем выше температура, тем в ней быстрее тает снег. |
2. | Беседа «Дикие животные зимой» | Расширять представления о жизни диких животных зимой. Где живут, чем кормятся и т.д. | |
3. | Экологическая игра «Кто как передвигается?» | Закреплять знания у детей о повадках животных. | |
III | 1. | Наблюдение за сосульками | Закреплять знания детей о различных состояниях воды. Связать с временем года. |
2. | Художественное слово. Загадывание и отгадывание загадок и зиме | Учить детей загадывать и отгадывать загадки о зимних явлениях в природе, о зимних забавах и др. | |
3. | Экологическая игра «Найди, о чём расскажу» | Развивать быстроту мышления, развивать зрительную память. Находить предметы по перечисленным признакам. | |
IV | 1. | Наблюдение за совой | Расширять представления о зимующих птицах, различать их внешний вид. Воспитывать бережное отношение к птицам. Формировать представления о добывании птицами пищи зимой. |
2. | Экологическая игра «Раздели на группы» | Уточнить знания детей о различных видах растений (деревья, кустарники, цветы, мхи, водоросли). | |
3. | Развлечение «Зимние забавы» Подвижные игры на воздухе | Развивать координацию речи с движением, вызывать желание выполнять действия согласно тексту (ходьба на лыжах, бег на коньках, лепка снежков и т.д.) |
ФЕВРАЛЬ
Неделя месяца | № п\п | Мероприятие | Цель |
I | 1. | Экскурсия в библиотеку «Природа – твой друг, береги её, помогай ей» | Дать понятие природа, как составляющая часть окружающего нас мира, а растительность – один из главных компонентов природы. |
2. | Экологическая игра «Без чего нам не прожить?» | Уточнять знания детей об объектах природы, без которых человеку не прожить; развивать любознательность. | |
3. | Наблюдение за сосной | Уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях. | |
II | 1. | Опыт «Притягиваются – не притягиваются» | Найти предметы, взаимодействующие с магнитом. Определить материалы, не притягивающиеся к магниту. |
2. | Беседа «Первые признаки весны» | Уточнить знания детей о первых весенних цветах (подснежники), дать понятия – проталина, капель. | |
3. | Экологическая игра «Найди и покажи на глобусе, карте» | Учить детей находить по характерным признакам объекты природы: горы, пустыни, моря, равнина, лес и т.д. | |
III | 1. | Наблюдение за небом и облаками | Закреплять знания детей о явлениях природы. Учить видеть и различать облака и тучи, их движение, связать с силой ветра. |
2. | Экологическая тропа «Первые цветы» | Наблюдая в цветнике за первыми подснежниками, обратить внимание детей на то, что ещё холодно, но они уже цветут. Начали всходить ранние тюльпаны и нарциссы. | |
3. | Экологическая игра «Когда это бывает?» | Развивать быстроту мышления, узнавать природное явление по описанию воспитателя. | |
IV | 1. | Наблюдение за воробьём | Продолжать закреплять и уточнять знания о знакомой птице, обогащать словарный запас, активизировать внимание и память. |
2. | Экологическая игра «Назови собачку» | Активизировать в речи клички животных. | |
3. | Художественное слово: заучивание наизусть «Лохматый пёс» | Формировать знания у детей о повадках и внешних признаках домашних животных. | |
3. | Развлечение «Разудалая Масленица» | Уточнять и закреплять знания детей о народных праздниках, вызывать желание принимать участие в играх – забавах. |
МАРТ
Неделя месяца | № п\п | Мероприятие | Цель |
I | 1. | Проект «Огород на подоконнике» | Привлечь детей и родителей к совместной работе. Вызвать желание сажать овощи в помещении (лук, укроп и т.д.), наблюдать и ухаживать, оценить результат. |
2. | Экскурсия в парк «Пришла весна» | Дать представления о ранней весне, о том, какие изменения произошли в природе. | |
3. | Экологическая игра «Придумай предложение» | Научить составлять предложение со словом, заданным воспитателем (например, цветы). | |
4. | Наблюдение «Как стали одеваться люди» | Обратить внимание на одежду людей, уточнить, какая одежда по сезону. | |
II | 1. | Опыт «Как развивается растение?» | Выделить циклы развития растения: семя, росток, растение, плод. |
2. | Беседа «Перелётные птицы» | Уточнить знания детей о прилёте первых птиц – жаворонки. Уточнить знания о всех перелётных птицах. | |
3. | Экологическая игра «Угадай птицу по описанию» | Научить составлять описательный рассказ, развивать связную речь. | |
III | 1. | Наблюдение за сезонными изменениями | Формировать понятие о смене времён года, дать представление об особенностях каждого сезона. |
2. | Экологическая тропа «Солнечные часы» | Наблюдая за движением солнца, учить видеть отражение времени на солнечных часах, закрепить понятие «тень» | |
3. | Экологическая игра «Отгадай-ка» | Научить описывать предложенный предмет, не глядя на него, выделять в нём существенные признаки, по описанию узнавать предмет. | |
IV | 1. | Наблюдение за работой дворника | Активизировать познавательную деятельность, развивать умение видеть целесообразность трудовых действий, учить оценивать результаты труда. |
2. | Экологическая игра «Раздели на группы» | Закреплять умение у детей классифицировать предметы по группам (овощи, фрукты, ягоды) | |
3. | Художественное слово: загадывание и отгадывание загадок о весне | Закреплять знания детей о весенних явлениях в природе, о весенних цветах. | |
4. | Развлечение: Игра-инсценировка «Прогулка в лес» | Выполнять действия, соответствующие тексту. Вызывать желание у детей выполнять роли лесных обитателей. |
АПРЕЛЬ
Неделя месяца | № п\п | Мероприятие | Цель |
I | 1. | Акция «Встречаем птиц» | Уточнять и расширять представления о перелётных птицах. Установить связь между изменениями условий и прилетом птиц. Воспитывать интерес и заботливое отношение к ним. |
2. | Экскурсия к скворечнику | Закрепить представления о перелётных птицах, дать понятие – гнездо, из чего птицы строят гнёзда. | |
3. | Экологическая игра «Кто больше назовёт» | Учить действовать в команде. Закрепить знания о насекомых, птицах, рыбах. | |
4. | Наблюдение «Почки на деревьях и кустарниках» | Обратить внимание на набухание почек на деревьях и кустарниках, связать с временем года. Вызывать желание рассказывать о том, как распускаются почки. | |
II | 1. | Опыт «Как работает термометр» | Пронаблюдать с детьми за работой термометра, связать с температурой воздуха. |
2. | Развлечение: «День птиц» | Закрепить знания детей о птицах. Вызывать желание помогать птицам. Принимать участие в играх, читать стихи, оформить выставку детских работ. | |
3. | Экологическая игра «Что делает животное?» | Закреплять знания о повадках животных. | |
III | 1. | Наблюдение за дятлом | Расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках и среде обитания птицы. |
2. | Экологическая тропа «Сколько выпало осадков?» (метеоплощадка) | Учить определять по приборам метеоплощадки количество выпавших осадков за сутки. | |
3. | Экологическая игра «Насекомое или земноводное?» | Закреплять умение классифицировать животных по группам. | |
IV | 1. | Наблюдение «Первые листья на деревьях» | Повторить названия деревьев, строение. Обратить внимание на то, что после зимнего сна дерево оживает. |
2. | Экологическая игра «Что бывает широким и узким?» | Уточнить представления о величине предметов, классифицировать предметы по группам. | |
3. | Художественное слово: заучивание наизусть В. Данько «Выбрались из почек…» | Закреплять знания детей о весенних явлениях в природе. | |
4. | Беседа «Роль человека в природе» | Формировать знания детей об охране окружающей среды. |
МАЙ
Неделя месяца | № п\п | Мероприятие | Цель |
I | 1. | Экскурсия на огород | Уточнить знания детей об овощных культурах. Вызывать желание участвовать в посадке. |
2. | Экологическая игра «Угадай, что где растёт» | Закреплять умение узнавать растение по описанию, классифицировать растения огорода, сада, цветника. | |
3. | Наблюдение за майским жуком | Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука. Воспитывать бережное отношение к природе. | |
II | 1. | Опыт «Из чего птицы строят гнёзда?» | Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. |
2. | Беседа «Насекомые» | Уточнить знания детей о виде «насекомые», дать понятие «отряд», «вредители». | |
3. | Экологическая игра «Летает- не летает» | Закреплять знания о насекомых, птицах, животных. | |
III | 1. | Наблюдение за цветником | Продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов, закреплять умение ухаживать за растениями. |
2. | Экологическая тропа «Муравейник» | Формировать знания у детей об образе жизни некоторых насекомых. Дать понятие «колония». | |
3. | Экологическая игра «Кто больше назовёт?» | Уточнить знания детей о насекомых. | |
IV | 1. | Наблюдение за божьей коровкой | Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки, воспитывать бережное отношение к природе. |
2. | Экологическая игра «Угадай по описанию» | Уточнить представления о внешнем виде насекомых. | |
3. | Художественное слово: чтение «Божья коровка, алая спинка» | Вызывать желание слушать небольшие произведения о природе. | |
4. | Развлечение: экологическая викторина «Знаешь ли ты?» | Закрепить знания детей о весне. Принимать участие в играх, читать стихи, оформить выставку детских работ. |
ИЮНЬ
Неделя месяца | № п\п | Мероприятие | Цель |
I | 1. | Экскурсия по экологической тропе | Учить детей видеть и рассказывать об изменениях в природе с приходом лета. |
2. | Экологическая игра «Угадай растение» | Закреплять умение узнавать растение по описанию, классифицировать растения огорода, сада, цветника. | |
3. | Наблюдение за одуванчиком | Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применении. | |
II | 1. | Опыт «Круговорот воды в природе» | Выявить особенности круговорота воды в природе. |
2. | Акция «Поможем цветам в летнюю жару» | Воспитывать желание поливать цветники и клумбы летом. | |
3. | Экологическая игра «Съедобные – не съедобные» | Закреплять знания о грибах. | |
III | 1. | Наблюдение за бабочкой | Формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки. |
2. | Беседа «Грибы» | Формировать знания у детей о съедобных и ядовитых грибах. | |
3. | Экологическая игра «Раздели на группы» | Уточнить знания детей о съедобных и ядовитых грибах. | |
IV | 1. | Наблюдение за стрекозой | Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида стрекозы, воспитывать бережное отношение к природе. |
2. | Экологическая игра «Какое животное?» | Уточнить представления о внешнем виде животных, учить относить животных к группам (травоядные, хищные, всеядные). | |
3. | Художественное слово: загадывание и отгадывание загадок о лете | Вызывать желание загадывать загадки, описывая предметы и явления лета. | |
4. | Развлечение: экологическая викторина «Я люблю лето» | Закрепить знания детей о лете. Принимать участие в играх, читать стихи, отгадывать загадки. |
ИЮЛЬ
Неделя месяца | № п\п | Мероприятие | Цель |
I | 1. | Экскурсия на фитоогород | Уточнять и закреплять знания детей о лекарственных растениях. |
2. | Экологическая игра «Назови экологический знак» | Закреплять умение узнавать экологические знаки, рассказывать о них. | |
3. | Наблюдение за дождём, грозой и радугой | Закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. | |
II | 1. | Опыт «Изучаем песок и почву» | Выявить свойства песка и почвы, их сходства и отличия. |
2. | Развлечение «День семьи» | Прививать любовь и уважение к членам своей семьи. | |
3. | Экологическая игра «Тонут - плавают» | Закреплять знания о свойствах предметов, их весе, активизировать словарь. | |
III | 1. | Наблюдение за лягушкой | Познакомить с внешним видом лягушки, средой её обитания. |
2. | Беседа «Земноводные» | Познакомить с земноводными, объяснить, почему они так называются. | |
3. | Экологическая игра «Угадай по описанию» | Уточнить знания детей о земноводных. | |
IV | 1. | Наблюдение за трудом взрослых | Расширять знания и представления о том, как надо ухаживать за посадками в огороде и в цветнике. Вызывать желание помогать взрослым. |
2. | Экологическая игра «Кому, что нужно для работы?» | Определять, какие предметы помогают людям разных профессий. | |
3. | Художественное слово: заучивание наизусть Г. Лагздынь «Не ленись, моя лопатка» | Вызывать желание заучивать небольшие произведения. | |
4. | Наблюдение за водой | Научить детей аккуратно обращаться с водой. Уточнить представления о свойствах воды: льётся, имеет разную температуру, в воде одни предметы тонут, другие плавают. |
АВГУСТ
Неделя месяца | № п\п | Мероприятие | Цель |
I | 1. | Экскурсия в сад «Что нам лето подарило?» | Уточнять и закреплять знания детей о фруктовых деревьях. Показать детям спелую вишню, зелёную есть нельзя. Показать, как надо собирать фрукты. |
2. | Экологическая игра «Чудесный мешочек» | Закреплять умение узнавать муляжи фруктов на ощупь. | |
3. | Наблюдение за рыбками в аквариуме | Дать понятие – позвоночные с конечностями в виде плавников. Рассказать об образе жизни и среде обитания. | |
II | 1. | Опыт «Дышат ли рыбы?» | Установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть в воде. |
2. | Наблюдение за облаками | Побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений, закреплять знания о неживой природе. | |
3. | Экологическая игра «Назови признаки живой и неживой природы» | Закреплять знания о явлениях живой и неживой природы. | |
III | 1. | Наблюдение за разными видами транспорта (велосипед) | Закреплять знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина. Человек, вращая педали передвигается. |
2. | Беседа «Взаимосвязь компонентов в природе» | Донести до детей то, что все части природы тесно связаны друг с другом (воздух, почва, вода, солнце, растения и т.д.) | |
3. | Экологическая игра «Раздели на группы» | Разделять на группы объекты живой и неживой природы. | |
IV | 1. | Наблюдение за птицами на участке | Расширять знания и представления о птицах, вызывать желание слушать их пение, помогать им, беречь. |
2. | Экологическая игра «Кто, где живёт?» | Уточнить знания детей о птицах, среде обитания.. | |
3. | Беседа «Животные Красной книги» | Рассказать детям, что такое Красная книга. Развивать любознательность, желание охранять и помогать животным и растениям. | |
4. | Развлечение «Берегите природу!» | Развивать у детей стремление активно, наравне с взрослыми, участвовать в деле охраны природы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию
доклад статья для воспитателей...
Статья "Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"
Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровымНаряду с традиционными фо...
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию...
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию...
Презентация "Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"
Семинар-практикум "Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"...
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию «Диалог с природой» и «экологические тропинки»
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию «Диалог с природой» и «экологические тропинки»Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования...
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию...