Дидактическая игра ТРИЗ метод «Системный оператор» для изучения и закрепления темы «Домашние и дикие животные и птицы»
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)
Дидактическая игра
ТРИЗ метод «Системный оператор» для изучения и закрепления темы «Домашние и дикие животные и птицы»
Автор: Ефимова Александра Валентиновна воспитатель, первая квалификационная категория
Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №28«Лесная сказка»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Мастер-класс : Дидактическая игра для детей среднего возраста для изучения и закрепления темы дикие и домашние животные и птицы , для развития у детей умения анилизировать.
Анотация к дидактической игре
ТРИЗ метод «Системный оператор» для изучения и закрепления темы «Домашние и дикие животные и птицы»
Цель: Сформировать знания о некоторых домашних и диких животных и птицах, научить видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта.
Задачи: Помочь разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система). Познакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют.
Материалы:
«Системный оператор», представляющий собой таблицу с тремя цветными строками (красной, желтой, зеленой) , с магнитами для крепления карточек и закрепления на магнитной доске.
Карточки животных и птиц для обозначения системы, лес и дом для обозначения надсистемы, части подсистем, из которых можно собрать 9 вариантов системного анализ объекта (лошадь, кошка, медведь, лиса, заяц, утенок, цыпленок, собака, ворона).
Методические рекомендации к игре, в виде книжки.
Сигналы светофора для проведении игры «Чудесный светофор».
Варианты игры (усложнение по мере обучение детей):
1.«Системный анализ объектов »
Первоначально дети обучаются системному анализу, учатся анализировать объекты по методу "Системный анализатор".
То есть понимать значение системы, подсистемы и надсистемы, а так же изменение объекта во времени.
Сначала делается анализ только нескольких похожих объектов. Например , кошки и собака (цыпленок и утенок).
Пример:Система: кошка.(Желтая строка системного оператора)
Подсистема: глазки, носик, ушки, мягкие лапки, длинный хвостик. (Зеленая строка системного оператора)
Надсистема: дом-домашнее животное. (Красная строка системного оператора)
Система: Прошлое: раньше кошка была котенком.
Настоящее: сейчас кошка взрослая.
Будущее: кошка постареет.
Система:собака.(Желтая строка системного оператора)
Подсистема: глазки, носик, ушки, мягкие лапки, длинный хвостик. (Зеленая строка системного оператора)
Надсистема: дом- домашнее животное. (Красная строка системного оператора)
Система: Прошлое: раньше собака была щенком.
Настоящее: сейчас собака взрослая.
Будущее:собака постареет.
Что общее у этих двух систем? Чем они отличаются?
Затем, анализируются объекты, обитающие в разных надсистемах (Лес, возле дома), либо отличающихся внешне (лошадь, собака).
Со временем можно делать усложнения с проведением игр:
2.«В круг выходят…»
Ведущий раздаёт всем играющим картинки с изображением различных объектов (домашних и диких животных и птиц). Дети встают в круг.
«Мы в кругу стоим, надруг друга глядим.
Раз, два, три, в круг выходят те у кого есть …» (называются части подсистемы, например крылья. ) Выходят дети, у которых на картинке изображения птицы. Остальные дети стоят на месте. Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы ( глаза, лапы, длинный хвост). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.
Примечание: Можно использовать задания на надсистему. Например, те, кто живет в лесу или домашние животные.
3.«Чудесный светофор»
У «Чудесного светофора» красный сигнал означает надсистему объекта, жёлтый — систему, зелёный —подсистему.
Ведущий раздаёт всем играющим картинки с изображением различных объектов (домашних и диких животных и птиц). Дети встают в круг. Затем он берет в руки сигналы и показывает поочередно каждому участнику.
Если показан красный сигнал, участник должен назвать надсистему (лес, дом).
Если желтый сигнал изобразить свой объект (метод эмпатии – отождествление с объектом).
Если зеленый сигнал , то назвать части объекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_mmo.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра
ТРИЗ метод «Системный оператор» для изучения и закрепления темы «Домашние и дикие животные и птицы»
Автор: Ефимова Александра Валентиновна воспитатель, первая квалификационная категория
Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №28«Лесная сказка»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Мастер-класс : Дидактическая игра для детей среднего возраста для изучения и закрепления темы дикие и домашние животные и птицы , для развития у детей умения анилизировать.
Анотация к дидактической игре
ТРИЗ метод «Системный оператор» для изучения и закрепления темы «Домашние и дикие животные и птицы»
Цель: Сформировать знания о некоторых домашних и диких животных и птицах, научить видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта.
Задачи: Помочь разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система). Познакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют.
Материалы:
«Системный оператор», представляющий собой таблицу с тремя цветными строками (красной, желтой, зеленой) , с магнитами для крепления карточек и закрепления на магнитной доске.
Карточки животных и птиц для обозначения системы, лес и дом для обозначения надсистемы, части подсистем, из которых можно собрать 9 вариантов системного анализ объекта (лошадь, кошка, медведь, лиса, заяц, утенок, цыпленок, собака, ворона).
Методические рекомендации к игре, в виде книжки.
Сигналы светофора для проведении игры «Чудесный светофор».
Варианты игры (усложнение по мере обучение детей):
1.«Системный анализ объектов »
Первоначально дети обучаются системному анализу, учатся анализировать объекты по методу "Системный анализатор".
То есть понимать значение системы, подсистемы и надсистемы, а так же изменение объекта во времени.
Сначала делается анализ только нескольких похожих объектов. Например , кошки и собака (цыпленок и утенок).
Пример:Система: кошка.(Желтая строка системного оператора)
Подсистема: глазки, носик, ушки, мягкие лапки, длинный хвостик. (Зеленая строка системного оператора)
Надсистема: дом-домашнее животное. (Красная строка системного оператора)
Система: Прошлое: раньше кошка была котенком.
Настоящее: сейчас кошка взрослая.
Будущее: кошка постареет.
Система:собака.(Желтая строка системного оператора)
Подсистема: глазки, носик, ушки, мягкие лапки, длинный хвостик. (Зеленая строка системного оператора)
Надсистема: дом- домашнее животное. (Красная строка системного оператора)
Система: Прошлое: раньше собака была щенком.
Настоящее: сейчас собака взрослая.
Будущее:собака постареет.
Что общее у этих двух систем? Чем они отличаются?
Затем, анализируются объекты, обитающие в разных надсистемах (Лес, возле дома), либо отличающихся внешне (лошадь, собака).
Со временем можно делать усложнения с проведением игр:
2.«В круг выходят…»
Ведущий раздаёт всем играющим картинки с изображением различных объектов (домашних и диких животных и птиц). Дети встают в круг.
«Мы в кругу стоим, надруг друга глядим.
Раз, два, три, в круг выходят те у кого есть …» (называются части подсистемы, например крылья. ) Выходят дети, у которых на картинке изображения птицы. Остальные дети стоят на месте. Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы ( глаза, лапы, длинный хвост). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.
Примечание: Можно использовать задания на надсистему. Например, те, кто живет в лесу или домашние животные.
3.«Чудесный светофор»
У «Чудесного светофора» красный сигнал означает надсистему объекта, жёлтый — систему, зелёный —подсистему.
Ведущий раздаёт всем играющим картинки с изображением различных объектов (домашних и диких животных и птиц). Дети встают в круг. Затем он берет в руки сигналы и показывает поочередно каждому участнику.
Если показан красный сигнал, участник должен назвать надсистему (лес, дом).
Если желтый сигнал изобразить свой объект (метод эмпатии – отождествление с объектом).
Если зеленый сигнал , то назвать части объекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»
Предлагается картотека, содержащая подвижные игры (физкультминутки) и пальчиковую гимнастику.Возрастная категория: вторая младшая группа.Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движ...
Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»
Возрастная категория: вторая младшая группа.Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.Темы календарно-тематического планирования (для которы...
Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»
Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»...
10.2021 Осенняя пора: домашние и дикие животные и птицы. Утёмова Г.В.
Учебно-методическая копилка приемов и методов психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста для педагогов по использованию игр и упражнений для развития психических проц...
конспект НОД с использованием метода системного оператора ТРИЗ на тему "Дикие животные"
Создать условия для формирования представлений у детей о диких животных родного края Казачинско-Ленского района....
Речевые игры для детей 5-7 лет на тему "Домашние и дикие животные"
Подборка речевых игр и упражнений составлена в рамках изучения лексических тем "Домашние животные" и "Дикие животные"...