Сообщение на педагогическом совете «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств»
материал по окружающему миру по теме
Сообщение на педагогическом совете «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств» поможет решить задачи зкологического воспитания дошкольников .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_pedsovete.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3
комбинированного вида»
Сообщение на
педагогическом совете
на тему:
«Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств»
Воспитатель: Бышева Е.В.
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому. Испытывает радость от общения с природой, с ее поэтическим образом в ее сказках, потешках, стихотворениях. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А.Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка,- это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»
Прямое общение с природой и знакомством с ее поэтическим образом в детской литературе оказывает большое влияние на нравственно-эстетические чувства детей. Возникающая при этом взаимосвязь между восприятием природы и приобщением к художественному образу усиливает и углубляет эти чувства.
Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений художественной литературы о природе, а рассказы, потешки, стихотворения на эту тему обогащают знаниями, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус, способствуют воспитанию добрых чувств, бережному отношению ко всему живому.
Нравственно-эстетическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребенок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликнется на нее, а знакомясь с образами художественной литературы, сопоставляет их с действительностью, активно наблюдает за природой, замечает изменения, происходящие в ней, и передает их в различных видах художественно-речевой деятельности, проявляет оценочное отношение к эстетическим качествам природы, воплощает явления природы в творчестве, используя выразительные средства художественного слова.
Какие же методы, приемы и педагогические ситуации можно использовать для формирования названных качеств?
Прежде всего, необходим тщательный отбор художественного материала. Чувства ребенка побуждаются и обостряются сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим очень важно отбирать для чтения и исполнительной деятельности высокохудожественные произведения.
Отбирая художественные произведения, необходимо помнить, что разные литературные жанры в зависимости от своей художественной специфики по-разному воздействуют на детей.
Русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным персонажам. Например, «веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились» («Хаврошечка»). Сказочные образы развивают эмоции, речь, мышление, воображение, фантазию, дают представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом.
Воспитанию нравственных чувств, гуманизма, любви к окружающему способствуют рассказы о природе. Тайны природы, ее законы раскрываются перед детьми в рассказах В. Бианки («Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «»Чьи ноги?), М. Пришвина ( «Золотой луг», «Разговор деревьев»), Е. Чарушина («Волчишко», «Еж», «Медвежонок»), Г. Скребитского («Четыре художника»), И. Соколова-Микитова («От весны до весны»). Мир природы показан в данных рассказах в забавных, интересных сюжетах, вызывающих добрые чувства, ласковые улыбки, смех.
Воспитывая на художественных образах любовь к природе, мы вместе с тем прививаем любовь к Родине. Рассказы о природе пробуждают участие, внимание ко всему живому, вызывают эмоциональный отклик.
Большое значение в нравственно-эстетическом воспитании детей имеет ознакомление их с поэтическими произведениями о природе: «Зима» А.С.Пушкина, «Не ветер бушует над бором…» Н.Некрасова, «Чародейкою Зимою…» Ф. Тютчева и др. Необходимо дать детям представление о разнообразии поэтического образа природы, показать, какие чувства передаются в произведениях, о каких явлениях рассказывается, как рассказывается, какие выразительные средства используются в создании художественных образов.
Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Любуясь природой, дети вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях С.Маршака, Ю.Коринца и др. Замечают щебетание птиц («зачирикал воробей веселей на крыше»), прислушиваются к разноголосью звуков.
Наблюдения за природными явлениями можно осуществлять во время ежедневных прогулок. Следует обратить внимание детей на разное состояние погоды: идет дождь или светит яркое солнышко. Этическое восприятие природы усиливается благодаря художественному слову. Например, наблюдая за цветами, можно загадать загадки: «Стоит в саду кудряшка, сердечко золотое, что это такое?» (ромашка) и т.п. В результате у ребенка возникает желание узнать больше об окружающем, выяснить непонятное, разобраться в нем; развивается чувство доброго, бережного отношения к природе, ко всему живому.
Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, необходимо углублять и дополнять на художественно-речевых занятиях.
В работе с детьми, прежде всего, нужно использовать метод побуждения к сопереживанию нравственно-эстетических чувств. Побуждению к сопереживанию способствует беседа, предшествующая чтению произведения. Слушая чтение, дети сопоставляют действительность и художественные образы, глубже чувствуют и понимают красоту природных явлений. Этому помогает также и рассматривание иллюстраций к произведению, беседа по его содержанию, умение оценить его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Природа-в воспитании нравственно-эстетических чувств»
Прогулки и экскурсии в природу таят в себе много ценного и полезного...
«Воспитание нравственно-эстетических чувств к природе средствами художественной литературы» выступление на заседании педагогического совета
Важно установить формы взаимосвязей природы и художественных образов, рассмотреть способы воплощения природных явлений в детской литературе, создать оптимальные условия для развития у детей способност...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ПРИРОДУ"
КОНСУЛЬТАЦИЯ В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ....
Сообщение для педагогического совета "Воспитание гуманных чувств и доброты у детей с задержкой развития"
Доброта и гуманизм – это высочайшие нравственные ценности. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков, активное противостояние всему дурному, готовность помочь кому-нибудь или про...
Сообщение на педагогическом совете "Работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни".
Учить родителей заботиться о здоровье детей....
Сообщение на педагогическом совете "Формирование привычки к здоровому образу жизни и безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"
Здоровье - главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки....
Сообщение к педагогическому совету на тему: «Роль природы в эстетическом воспитании детей»
Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа не только великий учитель и великий в...