Сообщение на педагогическом совете «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств»
материал по окружающему миру по теме

Бышева Елена

Сообщение на педагогическом совете «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств» поможет решить задачи зкологического воспитания дошкольников .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_na_pedsovete.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3

комбинированного вида»

Сообщение на

педагогическом совете

 на тему:

«Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств» 

Воспитатель: Бышева Е.В.

     Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому,  яркому. Испытывает радость от общения с природой, с ее поэтическим образом в ее сказках, потешках, стихотворениях. Он  открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А.Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка,- это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»

     Прямое общение с природой и знакомством с ее поэтическим образом в детской литературе оказывает большое влияние на нравственно-эстетические чувства детей. Возникающая при этом взаимосвязь между восприятием природы и приобщением к художественному образу усиливает и углубляет эти чувства.

     Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений художественной литературы о природе, а рассказы, потешки, стихотворения на эту тему обогащают знаниями, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус, способствуют воспитанию добрых чувств, бережному отношению ко всему живому.

     Нравственно-эстетическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребенок,  воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликнется на нее, а знакомясь с образами художественной литературы, сопоставляет их с действительностью, активно наблюдает за природой, замечает изменения, происходящие в ней, и передает их в различных видах художественно-речевой деятельности, проявляет оценочное отношение к эстетическим качествам природы, воплощает явления природы в творчестве, используя выразительные средства художественного слова.

     Какие же методы, приемы и педагогические ситуации можно использовать для формирования названных качеств?

     Прежде всего,  необходим тщательный отбор художественного материала. Чувства ребенка побуждаются и обостряются сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим очень важно отбирать для чтения и исполнительной деятельности высокохудожественные произведения.

     Отбирая художественные произведения, необходимо помнить, что разные литературные жанры в зависимости от своей художественной специфики  по-разному воздействуют на детей.

     Русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным персонажам. Например, «веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились» («Хаврошечка»). Сказочные образы развивают эмоции, речь, мышление, воображение, фантазию, дают представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом.

     Воспитанию нравственных чувств, гуманизма, любви к окружающему способствуют рассказы о природе. Тайны природы, ее законы раскрываются перед детьми в рассказах В. Бианки («Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «»Чьи ноги?),  М. Пришвина ( «Золотой луг», «Разговор деревьев»), Е. Чарушина («Волчишко», «Еж», «Медвежонок»), Г. Скребитского («Четыре художника»), И. Соколова-Микитова («От весны до весны»). Мир природы показан в данных рассказах в забавных, интересных сюжетах, вызывающих  добрые чувства, ласковые улыбки, смех.

     Воспитывая на художественных образах любовь к природе, мы вместе с тем прививаем любовь к Родине. Рассказы о природе пробуждают участие, внимание ко всему живому, вызывают эмоциональный отклик.

     Большое значение в нравственно-эстетическом воспитании детей имеет ознакомление их с поэтическими произведениями о природе: «Зима» А.С.Пушкина, «Не ветер бушует над бором…» Н.Некрасова, «Чародейкою Зимою…» Ф. Тютчева и др.  Необходимо дать детям представление о разнообразии  поэтического образа природы, показать, какие чувства передаются в произведениях, о каких явлениях рассказывается, как рассказывается, какие выразительные средства используются в создании художественных образов.

     Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Любуясь природой,  дети вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях С.Маршака, Ю.Коринца и др.  Замечают щебетание птиц («зачирикал воробей веселей на крыше»), прислушиваются к разноголосью звуков.

     Наблюдения за природными явлениями можно осуществлять во время ежедневных прогулок. Следует обратить внимание детей на разное состояние погоды: идет дождь или светит яркое солнышко. Этическое восприятие природы усиливается благодаря художественному слову. Например, наблюдая за цветами, можно загадать загадки: «Стоит в саду кудряшка, сердечко золотое, что это такое?» (ромашка) и т.п. В результате у ребенка возникает желание узнать больше об окружающем, выяснить непонятное, разобраться в нем; развивается чувство доброго, бережного отношения к природе, ко всему живому.

     Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, необходимо углублять и дополнять на художественно-речевых занятиях.

     В работе с детьми,  прежде всего,  нужно использовать метод побуждения к сопереживанию нравственно-эстетических чувств. Побуждению к сопереживанию способствует беседа, предшествующая  чтению произведения. Слушая чтение, дети сопоставляют действительность и художественные образы, глубже чувствуют и понимают красоту природных явлений. Этому помогает также и рассматривание иллюстраций к произведению, беседа по его содержанию, умение оценить его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Природа-в воспитании нравственно-эстетических чувств»

Прогулки и экскурсии в природу таят в себе много ценного и полезного...

«Воспитание нравственно-эстетических чувств к природе средствами художественной литературы» выступление на заседании педагогического совета

Важно установить формы взаимосвязей природы и художественных образов, рассмотреть способы воплощения природных явлений в детской литературе, создать оптимальные условия для развития у детей способност...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ПРИРОДУ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ....

Сообщение для педагогического совета "Воспитание гуманных чувств и доброты у детей с задержкой развития"

Доброта и гуманизм – это высочайшие нравственные ценности. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков, активное противостояние всему дурному, готовность помочь кому-нибудь или про...

Сообщение на педагогическом совете "Формирование привычки к здоровому образу жизни и безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"

Здоровье - главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки....

Сообщение к педагогическому совету на тему: «Роль природы в эстетическом воспитании детей»

Трудно представить  себе воспитание детей  без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа не только великий учитель и великий в...