Среднесрочный исследовательский проект «Мои первые эксперименты»
проект по окружающему миру (старшая группа)

 

Паспорт проекта:

 

  1. Тема: «Мои первые эксперименты»
  2. Вид проекта: познавательно – исследовательский
  3. Продолжительность: среднесрочный, 1 месяц
  4. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители
  5. Продукт проектной деятельности: картотека опытов и экспериментов, Стенд «Наши эксперименты», Папка-передвижка «Юные исследователи»

 

Актуальность проекта.

 

 Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

 

Цель проекта:

Развивать интерес детей к исследовательской – экспериментальной деятельности через опыты и эксперименты.

Задачи проекта:

  1. Расширять представление детей о значении окружающего мира.
  2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов: бумага, вода, снег, песок, растения и т. д.
  3. Формировать выполнение правил техники безопасности при проведении экспериментов.
  4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
  5. Активизировать речь и пополнять словарь детей, развивать наблюдательность, умение делать простейшие выводы.
  6. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта:

Исследовательские: изучение и анализ методической литературы, беседа, анкетирование, диагностирование, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное);

Наглядные методы: рассматривание иллюстраций.

Словесные методы: беседы, рассказ, чтение художественной литературы;

Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые, театральные, ситуативные и т. д.)

Практические методы: обыгрывание различных ситуаций решение проблемных ситуаций, моделирование.

Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей)

Формы организации по реализации проекта:

  • игровая деятельность: дидактические настольные, словесные; с/р и др. игры;
  • детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования);
  • художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование);
  • образовательная деятельность: НОД, решение проблемных задач.

 

 

Ожидаемые результаты проекта:

-у ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.

-ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.

-ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.

-ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.

 

Этапы реализации проекта

I. Предварительный этап

  • Создание экспериментальной лаборатории в группе;
  • Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
  • Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.
  • Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
  • Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
  • Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.

 

II. Основной этап.

  • Непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.
  • Совместная деятельность педагога и детей.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Интерактивной работы с родителями.

 

III. Подведение итогов проекта.

После реализации проекта дети младшей группы стали более наблюдательны, отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик на экспериментирование.

Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог -родители. Родители принимали участие в реализации проекта на этапе закрепления интереса к экспериментам и дали положительную оценку проведенной работе.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

 

 

День недели

Тема

Цель

1-ая неделя

пн

Какая бывает вода

Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества).

вт

Что в пакете?

Формировать представлений о воздухе.

ср

Мутная водица

Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной.

чт

Наши помощники

Формирование представлений об органах чувств человека, их назначении, об охране органов чувств.

пт

Игры с соломинкой.

Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом.

 

2-ая неделя

пн

Кто живет в воде?

Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

вт

Глина, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

ср

Какая машина уедет дальше?

Совершенствование навыков экспериментирования. Развития наблюдательности

чт

Что звучит.

Научить определять по издаваемому звуку предмет.

пт

Холодный – горячий.

Учить определять температуру воды.

 

3-я неделя

пн.

Чудесный мешочек.

Научить определять температуру веществ и предметов.

вт

Древесина, ее качества и свойства

Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

ср

Снег и лед.

Формирование представлений о загрязнении снега и льда.

чт

Игры с воздушным шариком и соломинкой

Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

пт

Изготовление цветных льдинок

Закрепить свойства воды (превращение в лёд).

 

4-я неделя

пн

Свойства воздуха

Формировать представления о свойствах воздуха

вт

Какие предметы держаться на воде

Изучение свойств легких и тяжелых предметов. Совершенствование навыков экспериментирования.

ср

Надувание мыльных пузырей

Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

чт

Бумага, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвётся, режется горит).

пт

Что в коробке?

Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

 

Планирование работы с родителями на тему:

 «Экспериментальная деятельность дошкольников»

 

1-я неделя

Консультация: «Познаём природу через наблюдения при прогулки с родителями»

2-я неделя

Родительское собрание «Опыты и эксперименты дома»

3-я неделя

Памятка для родителей: «Экспериментирование с водой»

4-я неделя

Консультация «Эксперименты на кухни»

 

 

Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.
2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008. – 64 с

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Среднесрочный исследовательский проект во второй младшей группе «Мои первые эксперименты»

Подготовили :       Ганина О.Н.,

  Федорова Ю.В.

Паспорт проекта:

  1. Тема: «Мои первые эксперименты»
  2. Вид проекта: познавательно – исследовательский
  3. Продолжительность: среднесрочный, 1 месяц
  4. Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители
  5. Продукт проектной деятельности: картотека опытов и экспериментов, Стенд «Наши эксперименты», Папка-передвижка «Юные исследователи»

Актуальность проекта.

 Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Цель проекта:

Развивать интерес детей к исследовательской – экспериментальной деятельности через опыты и эксперименты.

Задачи проекта:

  1. Расширять представление детей о значении окружающего мира.
  2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов: бумага, вода, снег, песок, растения и т. д.
  3. Формировать выполнение правил техники безопасности при проведении экспериментов.
  4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
  5. Активизировать речь и пополнять словарь детей, развивать наблюдательность, умение делать простейшие выводы.
  6. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта:

Исследовательские: изучение и анализ методической литературы, беседа, анкетирование, диагностирование, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное);

Наглядные методы: рассматривание иллюстраций.

Словесные методы: беседы, рассказ, чтение художественной литературы;

Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые, театральные, ситуативные и т. д.)

Практические методы: обыгрывание различных ситуаций решение проблемных ситуаций, моделирование.

Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей)

Формы организации по реализации проекта:

  • игровая деятельность: дидактические настольные, словесные; с/р и др. игры;
  • детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования);
  • художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование);
  • образовательная деятельность: НОД, решение проблемных задач.

Ожидаемые результаты проекта:

-у ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.

-ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.

-ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.

-ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.

Этапы реализации проекта

I. Предварительный этап

  • Создание экспериментальной лаборатории в группе;
  • Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
  • Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.
  • Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
  • Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
  • Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.

II. Основной этап.

  • Непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.
  • Совместная деятельность педагога и детей.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Интерактивной работы с родителями.

III. Подведение итогов проекта.

После реализации проекта дети младшей группы стали более наблюдательны, отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик на экспериментирование.

Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог -родители. Родители принимали участие в реализации проекта на этапе закрепления интереса к экспериментам и дали положительную оценку проведенной работе.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

День недели

Тема

Цель

1-ая неделя

пн

Какая бывает вода

Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества).

вт

Что в пакете?

Формировать представлений о воздухе.

ср

Мутная водица

Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной.

чт

Наши помощники

Формирование представлений об органах чувств человека, их назначении, об охране органов чувств.

пт

Игры с соломинкой.

Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом.

2-ая неделя

пн

Кто живет в воде?

Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

вт

Глина, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

ср

Какая машина уедет дальше?

Совершенствование навыков экспериментирования. Развития наблюдательности

чт

Что звучит.

Научить определять по издаваемому звуку предмет.

пт

Холодный – горячий.

Учить определять температуру воды.

3-я неделя

пн.

Чудесный мешочек.

Научить определять температуру веществ и предметов.

вт

Древесина, ее качества и свойства

Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

ср

Снег и лед.

Формирование представлений о загрязнении снега и льда.

чт

Игры с воздушным шариком и соломинкой

Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

пт

Изготовление цветных льдинок

Закрепить свойства воды (превращение в лёд).

4-я неделя

пн

Свойства воздуха

Формировать представления о свойствах воздуха

вт

Какие предметы держаться на воде

Изучение свойств легких и тяжелых предметов. Совершенствование навыков экспериментирования.

ср

Надувание мыльных пузырей

Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

чт

Бумага, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвётся, режется горит).

пт

Что в коробке?

Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Планирование работы с родителями на тему:

 «Экспериментальная деятельность дошкольников»

 

1-я неделя

Консультация: «Познаём природу через наблюдения при прогулки с родителями»

2-я неделя

Родительское собрание «Опыты и эксперименты дома»

3-я неделя

Памятка для родителей: «Экспериментирование с водой»

4-я неделя

Консультация «Эксперименты на кухни»

Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.
2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008. – 64 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-исследовательский проект в первой младшей группе «Осень, осень, в гости просим!»

Учитывая особенности детей раннего возраста, такие как: наглядно-действенное мышление; минимальный жизненный опыт, а так же то, что малыш может понять только то, что находится непосредственно перед ег...

Презентация творческо-исследовательского проекта в первой младшей группе "Осень, осень, в гости просим!"

Познакомить малышей с темой "Осень" используя различные виды деятельности, привлекая родителей к данной тематике....

Познавательно–исследовательский проект в первой младшей группе «Витамины вокруг нас».

Данный проект предназначен для детей первой младшей группы ДОУ и ориентирован на изучении вопросов, связанных с сохранением здоровья у малышей. Работа над проектом направлена на систематизирование и р...

Познавательно-исследовательский проект «ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ» в средней группе

Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми и родителями среднего дошкольного возраста.Данный проект направлен на приобретение новых знаний и умений детей среднего дошкол...

«Волшебница Вода» познавательный, среднесрочный, исследовательский проект

Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Мы должн...