Среднесрочный исследовательский проект «Мои первые эксперименты»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Паспорт проекта:
- Тема: «Мои первые эксперименты»
- Вид проекта: познавательно – исследовательский
- Продолжительность: среднесрочный, 1 месяц
- Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители
- Продукт проектной деятельности: картотека опытов и экспериментов, Стенд «Наши эксперименты», Папка-передвижка «Юные исследователи»
Актуальность проекта.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Цель проекта:
Развивать интерес детей к исследовательской – экспериментальной деятельности через опыты и эксперименты.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о значении окружающего мира.
- Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов: бумага, вода, снег, песок, растения и т. д.
- Формировать выполнение правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
- Активизировать речь и пополнять словарь детей, развивать наблюдательность, умение делать простейшие выводы.
- Привлечь родителей к совместной деятельности.
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта:
Исследовательские: изучение и анализ методической литературы, беседа, анкетирование, диагностирование, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное);
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций.
Словесные методы: беседы, рассказ, чтение художественной литературы;
Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые, театральные, ситуативные и т. д.)
Практические методы: обыгрывание различных ситуаций решение проблемных ситуаций, моделирование.
Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей)
Формы организации по реализации проекта:
- игровая деятельность: дидактические настольные, словесные; с/р и др. игры;
- детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования);
- художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование);
- образовательная деятельность: НОД, решение проблемных задач.
Ожидаемые результаты проекта:
-у ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.
-ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.
-ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
-ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.
Этапы реализации проекта
I. Предварительный этап
- Создание экспериментальной лаборатории в группе;
- Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
- Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.
- Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
- Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
- Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
II. Основной этап.
- Непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.
- Совместная деятельность педагога и детей.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Интерактивной работы с родителями.
III. Подведение итогов проекта.
После реализации проекта дети младшей группы стали более наблюдательны, отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик на экспериментирование.
Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог -родители. Родители принимали участие в реализации проекта на этапе закрепления интереса к экспериментам и дали положительную оценку проведенной работе.
ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
| День недели | Тема | Цель |
1-ая неделя | пн | Какая бывает вода | Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества). |
вт | Что в пакете? | Формировать представлений о воздухе. | |
ср | Мутная водица | Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной. | |
чт | Наши помощники | Формирование представлений об органах чувств человека, их назначении, об охране органов чувств. | |
пт | Игры с соломинкой. | Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом. |
2-ая неделя | пн | Кто живет в воде? | Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. |
вт | Глина, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает). | |
ср | Какая машина уедет дальше? | Совершенствование навыков экспериментирования. Развития наблюдательности | |
чт | Что звучит. | Научить определять по издаваемому звуку предмет. | |
пт | Холодный – горячий. | Учить определять температуру воды. |
3-я неделя | пн. | Чудесный мешочек. | Научить определять температуру веществ и предметов. |
вт | Древесина, ее качества и свойства | Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). | |
ср | Снег и лед. | Формирование представлений о загрязнении снега и льда. | |
чт | Игры с воздушным шариком и соломинкой | Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. | |
пт | Изготовление цветных льдинок | Закрепить свойства воды (превращение в лёд). |
4-я неделя | пн | Свойства воздуха | Формировать представления о свойствах воздуха |
вт | Какие предметы держаться на воде | Изучение свойств легких и тяжелых предметов. Совершенствование навыков экспериментирования. | |
ср | Надувание мыльных пузырей | Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. | |
чт | Бумага, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвётся, режется горит). | |
пт | Что в коробке? | Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. |
Планирование работы с родителями на тему:
«Экспериментальная деятельность дошкольников»
1-я неделя
Консультация: «Познаём природу через наблюдения при прогулки с родителями»
2-я неделя
Родительское собрание «Опыты и эксперименты дома»
3-я неделя
Памятка для родителей: «Экспериментирование с водой»
4-я неделя
Консультация «Эксперименты на кухни»
Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.
2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008. – 64 с
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srednesrochnyy_issledovatelskiy_proekt_vo_vtoroy_mladshey_gruppe.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Среднесрочный исследовательский проект во второй младшей группе «Мои первые эксперименты»
Подготовили : Ганина О.Н.,
Федорова Ю.В.
Паспорт проекта:
- Тема: «Мои первые эксперименты»
- Вид проекта: познавательно – исследовательский
- Продолжительность: среднесрочный, 1 месяц
- Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители
- Продукт проектной деятельности: картотека опытов и экспериментов, Стенд «Наши эксперименты», Папка-передвижка «Юные исследователи»
Актуальность проекта.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Цель проекта:
Развивать интерес детей к исследовательской – экспериментальной деятельности через опыты и эксперименты.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о значении окружающего мира.
- Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов: бумага, вода, снег, песок, растения и т. д.
- Формировать выполнение правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
- Активизировать речь и пополнять словарь детей, развивать наблюдательность, умение делать простейшие выводы.
- Привлечь родителей к совместной деятельности.
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта:
Исследовательские: изучение и анализ методической литературы, беседа, анкетирование, диагностирование, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное);
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций.
Словесные методы: беседы, рассказ, чтение художественной литературы;
Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые, театральные, ситуативные и т. д.)
Практические методы: обыгрывание различных ситуаций решение проблемных ситуаций, моделирование.
Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей)
Формы организации по реализации проекта:
- игровая деятельность: дидактические настольные, словесные; с/р и др. игры;
- детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования);
- художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование);
- образовательная деятельность: НОД, решение проблемных задач.
Ожидаемые результаты проекта:
-у ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.
-ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.
-ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
-ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.
Этапы реализации проекта
I. Предварительный этап
- Создание экспериментальной лаборатории в группе;
- Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
- Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.
- Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
- Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
- Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
II. Основной этап.
- Непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.
- Совместная деятельность педагога и детей.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Интерактивной работы с родителями.
III. Подведение итогов проекта.
После реализации проекта дети младшей группы стали более наблюдательны, отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик на экспериментирование.
Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог -родители. Родители принимали участие в реализации проекта на этапе закрепления интереса к экспериментам и дали положительную оценку проведенной работе.
ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
День недели | Тема | Цель | |
1-ая неделя | пн | Какая бывает вода | Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества). |
вт | Что в пакете? | Формировать представлений о воздухе. | |
ср | Мутная водица | Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной. | |
чт | Наши помощники | Формирование представлений об органах чувств человека, их назначении, об охране органов чувств. | |
пт | Игры с соломинкой. | Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом. |
2-ая неделя | пн | Кто живет в воде? | Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. |
вт | Глина, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает). | |
ср | Какая машина уедет дальше? | Совершенствование навыков экспериментирования. Развития наблюдательности | |
чт | Что звучит. | Научить определять по издаваемому звуку предмет. | |
пт | Холодный – горячий. | Учить определять температуру воды. |
3-я неделя | пн. | Чудесный мешочек. | Научить определять температуру веществ и предметов. |
вт | Древесина, ее качества и свойства | Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). | |
ср | Снег и лед. | Формирование представлений о загрязнении снега и льда. | |
чт | Игры с воздушным шариком и соломинкой | Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. | |
пт | Изготовление цветных льдинок | Закрепить свойства воды (превращение в лёд). |
4-я неделя | пн | Свойства воздуха | Формировать представления о свойствах воздуха |
вт | Какие предметы держаться на воде | Изучение свойств легких и тяжелых предметов. Совершенствование навыков экспериментирования. | |
ср | Надувание мыльных пузырей | Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. | |
чт | Бумага, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвётся, режется горит). | |
пт | Что в коробке? | Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. |
Планирование работы с родителями на тему:
«Экспериментальная деятельность дошкольников»
1-я неделя
Консультация: «Познаём природу через наблюдения при прогулки с родителями»
2-я неделя
Родительское собрание «Опыты и эксперименты дома»
3-я неделя
Памятка для родителей: «Экспериментирование с водой»
4-я неделя
Консультация «Эксперименты на кухни»
Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.
2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008. – 64 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Волшебница водичка" паспорт исследовательского проекта в первой младшей группе
Исследовательская работа в первой младшей группе...
Творческо-исследовательский проект в первой младшей группе «Осень, осень, в гости просим!»
Учитывая особенности детей раннего возраста, такие как: наглядно-действенное мышление; минимальный жизненный опыт, а так же то, что малыш может понять только то, что находится непосредственно перед ег...
Презентация творческо-исследовательского проекта в первой младшей группе "Осень, осень, в гости просим!"
Познакомить малышей с темой "Осень" используя различные виды деятельности, привлекая родителей к данной тематике....
Познавательно–исследовательский проект в первой младшей группе «Витамины вокруг нас».
Данный проект предназначен для детей первой младшей группы ДОУ и ориентирован на изучении вопросов, связанных с сохранением здоровья у малышей. Работа над проектом направлена на систематизирование и р...
Познавательно-исследовательский проект «ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ» в средней группе
Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми и родителями среднего дошкольного возраста.Данный проект направлен на приобретение новых знаний и умений детей среднего дошкол...
Познавательно-исследовательский проект "Удивительный мир экспериментов"
Эксперименты в младшей группе...
«Волшебница Вода» познавательный, среднесрочный, исследовательский проект
Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Мы должн...