«Волшебница Вода» познавательный, среднесрочный, исследовательский проект
проект по окружающему миру (средняя группа)

Ольга Викторовна Бахметьева

Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе. Вода один из главных источников жизни на Земле. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Дети на прогулке часто задают вопросы такие как: Почему идет дождь? Как вода превращается в снег, лед? Кто живет в воде? и т. п. Поэтому мы решили путём экспериментирования разобраться в свойствах воды, расширить имеющие знания о воде, её обитателях, о бережном отношении к природным ресурсам Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_voda.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №125»

Тема:

 «Волшебница Вода»

познавательный, среднесрочный, исследовательский

проект

Разработали воспитатель

средней группы:

Бахметьева Ольга Викторовна


Барнаул 2024

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе. Вода один из главных источников жизни на Земле. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Дети на прогулке часто задают вопросы такие как: Почему идет дождь? Как вода превращается в снег, лед? Кто живет в воде? и т. п. Поэтому мы решили путём экспериментирования разобраться в свойствах воды, расширить имеющие знания о воде, её обитателях, о бережном отношении к природным ресурсам Родины.

Проблема:

Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

Цель проекта.

Формировать представления о воде, ее свойствах.

Задачи.

Дать детям представления о некоторых видах природных водоёмов и их обитателях.

• Познакомить детей со свойствами воды (запах, вкус, цвет).

• Познакомить детей с состоянием воды (пар, лёд, снег, жидкая форма).

• Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

• Воспитывать бережное отношение к воде.

• Сформировать крепкую взаимосвязь «педагог - родитель- дети» для осуществления заданной цели.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

По окончании проекта у детей появится представления о том, что:

  • вода необходима всему живому.
  • без воды не могут прожить ни люди, ни животные, ни растения.
  • воды на земле больше, чем суши; что вода бывает соленая, а бывает пресная.
  • воду надо беречь, нельзя ее загрязнять.

В процессе исследовательской деятельности дети узнают, что вода не имеет запаха, прозрачная, не имеет вкуса, и что у воды нет формы. Так же дети сами научатся очищать воду при помощи простейших самодельных фильтров.

Участники проекта.

Воспитанники средней группы МБДОУ ЦРР - «Детский сад №125», воспитатели, педагог - психолог, родители.

Этапы реализации проекта:

Этапы

Различные виды деятельности воспитателя с детьми

Взаимодействие с родителями

Подготовительный

Определение направленности проекта, целей и задач;

•Подбор игр: подвижных, речевых, сюжетно – ролевых с водой.

• Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;

• Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.

• Разработка комплекса мероприятий для детей и родителей.

Беседа с родителями о создании совместного проекта «Волшебница вода», приобщение родителей к участию в проекте. Сообщение на сайт группы о начале реализации проекта.

Основной

  • Беседы с детьми:  «Вода вокруг нас». «Путешествие капельки»;   «Вода нужна всем». «Это волшебница вода»;   «Почему воду нужно беречь?».
  • Рассматривание энциклопедий, книг картин о воде.
  • Чтение художественной литературы; История одной Капли; Как Тучка была в пустыне; Сила Дождя и Дружбы; История Маленького Лягушонка; Экологическая сказка о ежике и зайце; Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле
  • Составление описательного рассказа «Обитатели разных водоёмов».
  • Дидактические игры: «Знаем! знаем!», «Плавает, не плавает», «Зверь, рыба, птица, небылица», «Разрезные картинки», «Помоги незнайке»
  • Составление рассказов по сюжетным картинкам «Для чего нужна вода?»
  • «Художественно – эстетическое развитие»:
  • Рисование «Осьминожьи»,
  • Аппликация «Тучка и дождь»,
  • Конструирование из бумаги «Воронка» для фильтра для очистки воды.
  • Сюжетно –ролевые игры: «Отважные мореплаватели», «Отдых на море»
  • Игры эксперименты, опыты: «Вода – жидкость», «Вода прозрачная», «Вода может изменить свой цвет», «Вода не имеет запаха, вкуса, цвета», «Вода принимает форму», «Вода имеет вес», 
  • Подвижные игры: «Ручеёк», «Карась и щука», «Рыбки», «Рыбки плавают в водице», «На болоте» 

Консультация «Как организовать опыты с водой дома». «Эксперименты с водой для детей», «Вода важна для организма» 

Заключительный

Итоговое мероприятие:  «Приключение капельки»

Результаты представлены родителям в виде фотоотчета проекта.

Организация выставки «Вода и музыка».

Планируя работу, опираемся на следующие принципы:

  • Принцип доступности (не бьющиеся и не опасные предметы для опытов находятся в доступном для детей месте).
  • Принцип учёта индивидуальности: интересов, темпа, уровня обучения.
  • Принцип наглядности (капелька воды, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения)
  • Принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие с педагогом- психологом, с родителями).
  • Принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находятся дети, которые  проявляют  свою активность. У них есть  замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности).

Работа с родителями:

1.Бесседа с родителями об актуальности проекта.

2.  Консультация для родителей: «Вода - источник жизни»,  «Эксперименты с водой для детей», «Как развивать интерес к экспериментальной деятельности дошкольника?».

3. Презентация работы: театрализованное представление «Приключение Капельки».

Формы и методы работы с детьми.

Чтение сказки «История одной Капли», «Как Тучка была в пустыне», «История Маленького Лягушонка», «Сила Дождя и Дружбы", Экологическая сказка о ежике и зайце»; Аппликация: «Тучка»; Беседа «Вода вокруг нас», «Вода нужна всем», «Почему воду нужно беречь?»;  Пословицы, поговорки, загадки, стихи о воде; Физкультминутка ««Дождик», «Капельки»; Д/И «Плавает, не плавает», «Зверь, рыба, птица, небылица», «Разрезные картинки», «Помоги незнайке».

 Рисование "Осьминожки", С/Р игра "Морское путешествие", "Магазин электрики"; развитие речи: «Составление описательных рассказов»; опыты с водой.

Экспериментальная деятельность: «Снег- это тоже вода», «Как фильтровать воду?», «Почему нельзя пить воду из лужи?» и т.д.

Презентация проекта.

Проведение опытов. Выставка. Презентация «Музыка и вода». Организация лаборатории. Оформление газеты «Круговорот воды в природе». Театрализованное представление «Приключение капельки».

Вывод

В ходе реализации проекта «Волшебница Вода» у детей сформировались навыки бережного и экономного отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой.  У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно – следственные связи).  Повысилась грамотность родителей в экологическом воспитании. В семьях воспитанников уровень осознанного потребления водных ресурсов повысился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе "Путешествие в мир Волшебницы Воды" Познавательно - исследовательская деятельность

Познавательно - исследовательская деятельность в средней группе. Цель: углубление представлений о живой и неживой природе. Задачи: познакомить детей со свойствами воды (текучесть, запах, цвет); развив...

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Исследовательский проект "Тайны воды"

Вода - один из главных источников  жизни на Земле. Воды на планете очень много. Суша занимает 1/3 ее поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пр...

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Исследовательский проект "Вес и объем"

Математика - одна из древнейших и точнейших наук. Впервые зародилась в Греции. Греки первыми нашли способ измерения веса и объема. Весы - древний символ меры и справедливости. Богиней весов была Фемид...

Экологический познавательно – информационно - исследовательский проект «Путешествие в страну «ЭкологиЯ»

Экологический познавательно – информационно - исследовательский проект «Путешествие в страну «ЭкологиЯ» направлен на формирование экологического самосознания, гуманное отношение к окружающей среде и с...

Познавательный среднесрочный групповой проект. Подготовительная к школе группа "Непоседы" "Воздух-невидимка"

Дошкольный возраст – важный период в  жизни человека. Система работы по теме «Воздух» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Совместная деятельность взрослого с де...

Среднесрочный исследовательский проект «Мои первые эксперименты»

Паспорт проекта: Тема: «Мои первые эксперименты»Вид проекта: познавательно – исследовательскийПродолжительность: среднесрочный, 1 месяцУчастники проекта: дети старшей...