Конспект занятия "Цветочный город прав"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ворокова Фатима Султановна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Правовое воспитание детей дошкольного возраста заключается в закладывании основ свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и умеющей с уважением относиться к другим людям. Кроме того, раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка – формированию сознания, познавательных интересов, обобщений и способности к самостоятельным умозаключениям.

     Группа детского сада, как первая социальная модель общественного устройства представляет замечательную возможность локальной демонстрации действия и закрепления правовых элементов в поведении. В группе формируется представления о том, что жизнь в государстве, городе, группе детского сада, дома регламентируется и регулируется правами и законами; они обязательны для выполнения всеми членами общественных групп; правила в группах могут изменяться, но с их изменениями должны быть согласны члены групп и т. д.

      Ключевым моментом является взаимосвязь и взаимозависимость при рассмотрении вопроса о правах и обязанностях: не бывает прав без обязанностей и обязанностей без прав. Например, к тебе обращаются по имени, и ты называешь сверстника так же. Твои вещи берут с разрешения, но и ты не можешь взять чужой вещи без согласия соседа.

     Специфика воспитания правовой культуры заключается в сознании для дошкольников возможности самостоятельно, по «доброй воле» определять, вводить, действовать и соблюдать в окружающем социуме свои права и обязанности.

     Организуя работу по вопросам правового воспитания рекомендуется опираться на такие виды деятельности: игровая и художественно-продуктивная, организовать работу в 3-х направлениях: с воспитателями, с родителями, с детьми.

     При отборе материала по правовому воспитанию необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями.          Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.

    Следует помнить, что для предупреждения нарушения правил, ведущая роль принадлежит нравственному воспитанию, опережающему и сопровождающему правовое воспитание.

    Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

    Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.

    Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходят за рамки закона.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированная НОД для детей
старшего дошкольного возраста
«Путешествие в цветочный город прав»

Программное содержание:

  •  Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
  •  Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
  •  Закрепить знания о свойствах предметов
  •  Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов
  •  Познакомить с составом числа 4
  •  Дать представление о назначении растений
  •  Учить понимать происходящие в природе процессы
  •  Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы

Предварительная работа:

1.Чтение художественных произведений:

К. И Чуковский "Доктор Айболит", "Бармалей", "Тараканище";

Н. Носов "На горке"; В. Осеева "Волшебное слово";

 русские народные сказки: "Снегурочка", "Маша и медведь",

 белорусская сказка "Жихарка" и др.

2.Разучивание пословиц, стихотворений о правах ребенка.

3.Рассматривание иллюстраций по этой теме.

4.Рисование на тему  "Моя семья", «Мой город», «Моя улица»

5.Реализация проекта на тему "Мой дом – моя крепость"

Материал:

Демонстрационный:

картинки с членами семьи, цифры, конструктор из мягких модулей, замки с кодом, блоки «Дьенеша», макеты зданий из конструкторов, макеты генеалогических деревьев, модели строения дерева, иллюстрации о правах ребенка, плакаты с рисунками детей, игрушка Незнайка, магнитофон.

 Раздаточный: 

счётные палочки, цифры, цветная бумага, клей, кисточки для клея, тряпочки

Ход занятия:

1. Дети входят, садятся на стульчики, стоящие полукругом.

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в цветочный город прав. Хотите?

Дети: Конечно хотим, мы путешествия любим.

Воспитатель:

В путь, ребята, отправляемся.

Много ждёт нас преград на пути,

Но нам обязательно надо идти,

Одному очень трудно справиться с бедой,

Только если встанем рядом,

Ты да я да мы с тобой,

Часть сердечка отдадим,

Вместе мир мы создадим! (Звучит музыка)

Воспитатель: Вот мы и оказались перед воротами знаменитого города прав, только они закрыты, что же нам делать?

Дети:  Попробовать открыть замки.

Воспитатель:  Правильно, мы откроем замки, нужно только подобрать ключи. Где же они могут быть?

(Дети замечают коробки с блоками Дьенеша)

- Я думаю, ключи здесь, только их много. Давайте попробуем подобрать ключ к первому замку. На замке замочная скважина в виде символов: цвет, форма, величина. Что это значит? Нужно подобрать геометрическую фигуру, соответствующую символам. (Дети, анализируя и рассуждая вместе с воспитателем, открывают все четыре замка по очереди и проходят под воротами в город.  Их встречает Незнайка (игрушка)).

Незнайка: Здравствуйте ребята! Я - Незнайка и живу здесь, в цветочном городе Прав. Как вы смогли открыть самые сложные в мире замки и войти в наш город?

Дети: В детском саду мы учимся считать, отгадывать загадки, решать примеры - это нам помогло.

Незнайка: Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей?

Дети перечисляют знакомые права.

Незнайка: Право на образование помогло вам открыть ворота и попасть в наш город! Я буду вашим экскурсоводом. Только у нас случилось несчастье. Весной наводнение разрушило наши дома и нам срочно нужна помощь.

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке и жителям города?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: У нас ребята - архитекторы. Из конструкторов они создали макеты разных домов. Я, думаю, макеты подойдут для строительства улицы. Ребята, за работу!

(Дети подходят к столу, на котором стоят макеты домов, берут их и совместно выстраивают улицу города, делают пешеходные переходы, устанавливают дорожные знаки, машины, макеты деревьев и клумб)

Незнайка: Какая красивая улица получилась, сколько на ней разных зданий! Спасибо что нам помогли!

Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, зачем мы построили дома?

Незнайка: Чтобы можно было гулять по улице, ездить на машинах, ходить в магазины, в кино, в кафе.

Воспитатель: Ребята, давайте подскажем Незнайке, для чего нужны дома людям?

Дети: Каждый имеет право на просторный дом, чтобы там жить.

Незнайка: Ну, я, кажется, начинаю понимать! Одно из прав - это право на отдельное жильё. А кто же в доме живёт?

 Дети перечисляют всех, кто может жить в доме.

Воспитатель выставляет картину «Моя семья» на мольберте и предлагает ребятам сесть за столы.

Воспитатель рассказывает детям историю:

Воспитатель: Жили - были папа, мама, дочка и сыночек. Пошли они как-то в лес по грибы. Папа нашёл большой белый гриб, мама принесла подберёзовик, дочка нашла лисичку, а сын-озорник весь лес обегал и ничего не нашёл. (По ходу рассказа выкладывает на доске картинки: с изображением людей, с изображением грибов).

- Сколько человек? (4) Сколько грибов (3)

- Сравните, что больше: количество человек, или количество грибов?

- Как сделать поровну? (Надо добавить ещё один грибок сыночку)

На фланелеграфе ребёнок добавляет ещё один грибок, воспитатель выкладывает цифры: 3 + 1 = 4

- Как получилось число 4? (К трём прибавили ещё один)

- Посмотрите, как обозначается число 4. На что похоже? Пропишите цифру 4 в воздухе, выложите из палочек.

Далее воспитатель читает весёлые задачи стихи на состав числа 4. Дети выкладывают решение у себя на столах с помощью палочек Кюизенера, затем воспитатель на доске дублирует с помощью картинок людей состав числа 4. Решение проверяется.

Воспитатель:  Незнайка, а ты  знаешь, как одним словом можно назвать папу, маму, сестру, брата?

Незнайка: Я не знаю.

Воспитатель: Если отгадаешь ребус - сразу узнаешь ответ. (Выкладывает на доске цифру 7 и букву Я.)

Дети помогают Незнайке отгадать ребус. Это - СЕМЬЯ.

Незнайка: Расскажите мне, что это за право?

Ребёнок: Каждый ребенок имеет право на семью.

Ребёнок: Каждый ребенок имеет право жить с мамой, папой

Ребёнок: У каждого ребенка есть право иметь братика, сестренку, бабушку и дедушку.

Ребенок читает стихотворение:

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: А ты знаешь, Незнайка, о семье можно не только говорить, писать стихи, читать рассказы, но и играть?

Незнайка: Как интересно! А вы научите меня?

Воспитатель: Обязательно!

Физкультминутка: Пальчиковая игра «Моя семья»

 Незнайка приглашает детей отправиться дальше по городу и приводит их в сквер.

Воспитатель: Как здесь красиво, много разных растений. Здесь хорошо отдохнуть. (Дети садятся на коврик).

Незнайка: Вы тут говорили про какие - то растения. А что это такое?

Дети: Трава, кусты, деревья, кусты.

Незнайка: А как вы узнаёте, что деревья, кусты - всё это растения.

Воспитатель выкладывает модели дерева и кустов на доске. 

Воспитатель: У деревьев есть корень, ствол, ветки, листья, цветы, плоды.     Корень нужен, чтобы пить воду, ствол служит опорой, листья нужны, чтобы дышать.

Незнайка: А что, растения разве живые? Пьют, дышат, сказки какие-то.

Дети рассказывают о признаках живого: растут, питаются, дышат, размножаются, погибают. Воспитатель предлагает послушать отрывок из книги «Всё обо всём»

Незнайка: Вот почему здесь такой чистый воздух и легко дышится!

Воспитатель: А мы тебя научим, как правильно дышать.

Физкультминутка: Дыхательная гимнастика.

Незнайка: У нас в сквере выросло необычное дерево – на нём растут люди!

Воспитатель: Это генеалогическое дерево. Это дерево своей семьи. Чтобы знать своих родственников.

Дети рассказывают:  корни - это прабабушка и прадедушка, ствол - бабушка, дедушка, ветки - папа, мама, листочки дети.

Воспитатель: У каждого члена семьи есть не только права, но ещё и обязанности. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?

Ребёнок: Я убираю за собой игрушки после игры

Ребёнок: Я заправляю постель

Ребёнок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома

Ребёнок: Дети обязаны слушаться своих родителей.

Воспитатель: Замечательно! Незнайка, ребята хотят с тобой потанцевать еще! Согласен?

Незнайка: Согласен! А что мне нужно делать?

Воспитатель: Слушай музыку и повторяй движения за ребятами!

                                 Танец " Мамины помощники"

Незнайка: Мне так с вами понравилось! Но делать нечего, надо спешить к друзьям и всё им рассказать, что я узнал! А то я опять что-нибудь забуду!

Воспитатель: Подожди, Незнайка. Чтобы ты ничего не забыл, мы с ребятами сделаем тебе волшебный цветок прав в подарок.

Дети подходят к столу, где разложен необходимый материал, на готовые лепестки наклеивают символы прав и собирают на ковре цветок, поясняя, где какое право.

Незнайка: Спасибо, ребята, я очень рад. Пойду, покажу этот Цветок прав своим друзьям! До свиданья, ребята!

Воспитатель: Приятно, что наш новый друг ушел довольный. А мы с вами провели сегодня необыкновенный день, и пришла пора возвращаться! Звучит музыка.

- О чем самом важном для детей, мы сегодня говорили?

(Дети показывают иллюстрации)

  1. Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
    У него уже с пеленок веские права!
  2. Он имеет право жить, развиваться и дружить;
  3. Иметь просторный, добрый дом
  4. Видеть тихий мирный сон.
  5. Врачей помощь получать,
  6. Обучаться, отдыхать,
  7. Быть веселым и здоровым,
  8. Восхищаться чем-то новым
  9. И любить, и быть любим

Все: Он на свете не один!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия по ПДД в подготовительной группе "Путешествие в город Правил дорожного движения"

Конспект открытого мероприятия по ПДД в подготовительной группе "Путешествие в город Правил дорожного движения"...

Конспект открытого занятия по ПДД "Улица города.Правила поведения на улице"

Программное содержание:·        Обобщать знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о видах транспорта.·...

Конспект открытого занятия по ПДД Тема: «Улица города. Правила поведения на улице».

·        Обобщать знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о видах транспорта.·        Расширять знания о...

Конспект НОД "Улица города. Правила безопасного поведения на улице" для подготовительной группы.

Конспект НОД воспитателя с детьми подготовительной группы по ПДД, с использованием развивающих  пособий В.В. Воскобовича....

Конспект мероприятия для старших дошкольников "В городе Правил Дорожного Движения"

Цель мероприятия: способствовать формированию у старших дошкольников осознанного, безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде....

Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредством дидактических игр. (средняя группа) Тема: «Прогулка по городу правил дорожного движения»

Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредствои дидактических игр(средняя группа)...