Конспект занятия "Цветочный город прав"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Правовое воспитание детей дошкольного возраста заключается в закладывании основ свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и умеющей с уважением относиться к другим людям. Кроме того, раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка – формированию сознания, познавательных интересов, обобщений и способности к самостоятельным умозаключениям.
Группа детского сада, как первая социальная модель общественного устройства представляет замечательную возможность локальной демонстрации действия и закрепления правовых элементов в поведении. В группе формируется представления о том, что жизнь в государстве, городе, группе детского сада, дома регламентируется и регулируется правами и законами; они обязательны для выполнения всеми членами общественных групп; правила в группах могут изменяться, но с их изменениями должны быть согласны члены групп и т. д.
Ключевым моментом является взаимосвязь и взаимозависимость при рассмотрении вопроса о правах и обязанностях: не бывает прав без обязанностей и обязанностей без прав. Например, к тебе обращаются по имени, и ты называешь сверстника так же. Твои вещи берут с разрешения, но и ты не можешь взять чужой вещи без согласия соседа.
Специфика воспитания правовой культуры заключается в сознании для дошкольников возможности самостоятельно, по «доброй воле» определять, вводить, действовать и соблюдать в окружающем социуме свои права и обязанности.
Организуя работу по вопросам правового воспитания рекомендуется опираться на такие виды деятельности: игровая и художественно-продуктивная, организовать работу в 3-х направлениях: с воспитателями, с родителями, с детьми.
При отборе материала по правовому воспитанию необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.
Следует помнить, что для предупреждения нарушения правил, ведущая роль принадлежит нравственному воспитанию, опережающему и сопровождающему правовое воспитание.
Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.
Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходят за рамки закона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Цветочный город прав" | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированная НОД для детей
старшего дошкольного возраста
«Путешествие в цветочный город прав»
Программное содержание:
- Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
- Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
- Закрепить знания о свойствах предметов
- Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов
- Познакомить с составом числа 4
- Дать представление о назначении растений
- Учить понимать происходящие в природе процессы
- Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы
Предварительная работа:
1.Чтение художественных произведений:
К. И Чуковский "Доктор Айболит", "Бармалей", "Тараканище";
Н. Носов "На горке"; В. Осеева "Волшебное слово";
русские народные сказки: "Снегурочка", "Маша и медведь",
белорусская сказка "Жихарка" и др.
2.Разучивание пословиц, стихотворений о правах ребенка.
3.Рассматривание иллюстраций по этой теме.
4.Рисование на тему "Моя семья", «Мой город», «Моя улица»
5.Реализация проекта на тему "Мой дом – моя крепость"
Материал:
Демонстрационный:
картинки с членами семьи, цифры, конструктор из мягких модулей, замки с кодом, блоки «Дьенеша», макеты зданий из конструкторов, макеты генеалогических деревьев, модели строения дерева, иллюстрации о правах ребенка, плакаты с рисунками детей, игрушка Незнайка, магнитофон.
Раздаточный:
счётные палочки, цифры, цветная бумага, клей, кисточки для клея, тряпочки
Ход занятия:
1. Дети входят, садятся на стульчики, стоящие полукругом.
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в цветочный город прав. Хотите?
Дети: Конечно хотим, мы путешествия любим.
Воспитатель:
В путь, ребята, отправляемся.
Много ждёт нас преград на пути,
Но нам обязательно надо идти,
Одному очень трудно справиться с бедой,
Только если встанем рядом,
Ты да я да мы с тобой,
Часть сердечка отдадим,
Вместе мир мы создадим! (Звучит музыка)
Воспитатель: Вот мы и оказались перед воротами знаменитого города прав, только они закрыты, что же нам делать?
Дети: Попробовать открыть замки.
Воспитатель: Правильно, мы откроем замки, нужно только подобрать ключи. Где же они могут быть?
(Дети замечают коробки с блоками Дьенеша)
- Я думаю, ключи здесь, только их много. Давайте попробуем подобрать ключ к первому замку. На замке замочная скважина в виде символов: цвет, форма, величина. Что это значит? Нужно подобрать геометрическую фигуру, соответствующую символам. (Дети, анализируя и рассуждая вместе с воспитателем, открывают все четыре замка по очереди и проходят под воротами в город. Их встречает Незнайка (игрушка)).
Незнайка: Здравствуйте ребята! Я - Незнайка и живу здесь, в цветочном городе Прав. Как вы смогли открыть самые сложные в мире замки и войти в наш город?
Дети: В детском саду мы учимся считать, отгадывать загадки, решать примеры - это нам помогло.
Незнайка: Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей?
Дети перечисляют знакомые права.
Незнайка: Право на образование помогло вам открыть ворота и попасть в наш город! Я буду вашим экскурсоводом. Только у нас случилось несчастье. Весной наводнение разрушило наши дома и нам срочно нужна помощь.
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке и жителям города?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: У нас ребята - архитекторы. Из конструкторов они создали макеты разных домов. Я, думаю, макеты подойдут для строительства улицы. Ребята, за работу!
(Дети подходят к столу, на котором стоят макеты домов, берут их и совместно выстраивают улицу города, делают пешеходные переходы, устанавливают дорожные знаки, машины, макеты деревьев и клумб)
Незнайка: Какая красивая улица получилась, сколько на ней разных зданий! Спасибо что нам помогли!
Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, зачем мы построили дома?
Незнайка: Чтобы можно было гулять по улице, ездить на машинах, ходить в магазины, в кино, в кафе.
Воспитатель: Ребята, давайте подскажем Незнайке, для чего нужны дома людям?
Дети: Каждый имеет право на просторный дом, чтобы там жить.
Незнайка: Ну, я, кажется, начинаю понимать! Одно из прав - это право на отдельное жильё. А кто же в доме живёт?
Дети перечисляют всех, кто может жить в доме.
Воспитатель выставляет картину «Моя семья» на мольберте и предлагает ребятам сесть за столы.
Воспитатель рассказывает детям историю:
Воспитатель: Жили - были папа, мама, дочка и сыночек. Пошли они как-то в лес по грибы. Папа нашёл большой белый гриб, мама принесла подберёзовик, дочка нашла лисичку, а сын-озорник весь лес обегал и ничего не нашёл. (По ходу рассказа выкладывает на доске картинки: с изображением людей, с изображением грибов).
- Сколько человек? (4) Сколько грибов (3)
- Сравните, что больше: количество человек, или количество грибов?
- Как сделать поровну? (Надо добавить ещё один грибок сыночку)
На фланелеграфе ребёнок добавляет ещё один грибок, воспитатель выкладывает цифры: 3 + 1 = 4
- Как получилось число 4? (К трём прибавили ещё один)
- Посмотрите, как обозначается число 4. На что похоже? Пропишите цифру 4 в воздухе, выложите из палочек.
Далее воспитатель читает весёлые задачи стихи на состав числа 4. Дети выкладывают решение у себя на столах с помощью палочек Кюизенера, затем воспитатель на доске дублирует с помощью картинок людей состав числа 4. Решение проверяется.
Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, как одним словом можно назвать папу, маму, сестру, брата?
Незнайка: Я не знаю.
Воспитатель: Если отгадаешь ребус - сразу узнаешь ответ. (Выкладывает на доске цифру 7 и букву Я.)
Дети помогают Незнайке отгадать ребус. Это - СЕМЬЯ.
Незнайка: Расскажите мне, что это за право?
Ребёнок: Каждый ребенок имеет право на семью.
Ребёнок: Каждый ребенок имеет право жить с мамой, папой
Ребёнок: У каждого ребенка есть право иметь братика, сестренку, бабушку и дедушку.
Ребенок читает стихотворение:
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Воспитатель: А ты знаешь, Незнайка, о семье можно не только говорить, писать стихи, читать рассказы, но и играть?
Незнайка: Как интересно! А вы научите меня?
Воспитатель: Обязательно!
Физкультминутка: Пальчиковая игра «Моя семья»
Незнайка приглашает детей отправиться дальше по городу и приводит их в сквер.
Воспитатель: Как здесь красиво, много разных растений. Здесь хорошо отдохнуть. (Дети садятся на коврик).
Незнайка: Вы тут говорили про какие - то растения. А что это такое?
Дети: Трава, кусты, деревья, кусты.
Незнайка: А как вы узнаёте, что деревья, кусты - всё это растения.
Воспитатель выкладывает модели дерева и кустов на доске.
Воспитатель: У деревьев есть корень, ствол, ветки, листья, цветы, плоды. Корень нужен, чтобы пить воду, ствол служит опорой, листья нужны, чтобы дышать.
Незнайка: А что, растения разве живые? Пьют, дышат, сказки какие-то.
Дети рассказывают о признаках живого: растут, питаются, дышат, размножаются, погибают. Воспитатель предлагает послушать отрывок из книги «Всё обо всём»
Незнайка: Вот почему здесь такой чистый воздух и легко дышится!
Воспитатель: А мы тебя научим, как правильно дышать.
Физкультминутка: Дыхательная гимнастика.
Незнайка: У нас в сквере выросло необычное дерево – на нём растут люди!
Воспитатель: Это генеалогическое дерево. Это дерево своей семьи. Чтобы знать своих родственников.
Дети рассказывают: корни - это прабабушка и прадедушка, ствол - бабушка, дедушка, ветки - папа, мама, листочки дети.
Воспитатель: У каждого члена семьи есть не только права, но ещё и обязанности. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?
Ребёнок: Я убираю за собой игрушки после игры
Ребёнок: Я заправляю постель
Ребёнок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома
Ребёнок: Дети обязаны слушаться своих родителей.
Воспитатель: Замечательно! Незнайка, ребята хотят с тобой потанцевать еще! Согласен?
Незнайка: Согласен! А что мне нужно делать?
Воспитатель: Слушай музыку и повторяй движения за ребятами!
Танец " Мамины помощники"
Незнайка: Мне так с вами понравилось! Но делать нечего, надо спешить к друзьям и всё им рассказать, что я узнал! А то я опять что-нибудь забуду!
Воспитатель: Подожди, Незнайка. Чтобы ты ничего не забыл, мы с ребятами сделаем тебе волшебный цветок прав в подарок.
Дети подходят к столу, где разложен необходимый материал, на готовые лепестки наклеивают символы прав и собирают на ковре цветок, поясняя, где какое право.
Незнайка: Спасибо, ребята, я очень рад. Пойду, покажу этот Цветок прав своим друзьям! До свиданья, ребята!
Воспитатель: Приятно, что наш новый друг ушел довольный. А мы с вами провели сегодня необыкновенный день, и пришла пора возвращаться! Звучит музыка.
- О чем самом важном для детей, мы сегодня говорили?
(Дети показывают иллюстрации)
- Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права! - Он имеет право жить, развиваться и дружить;
- Иметь просторный, добрый дом
- Видеть тихий мирный сон.
- Врачей помощь получать,
- Обучаться, отдыхать,
- Быть веселым и здоровым,
- Восхищаться чем-то новым
- И любить, и быть любим
Все: Он на свете не один!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого мероприятия по ПДД в подготовительной группе "Путешествие в город Правил дорожного движения"
Конспект открытого мероприятия по ПДД в подготовительной группе "Путешествие в город Правил дорожного движения"...
Конспект открытого занятия по ПДД "Улица города.Правила поведения на улице"
Программное содержание:· Обобщать знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о видах транспорта.·...
Конспект открытого занятия по ПДД Тема: «Улица города. Правила поведения на улице».
· Обобщать знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о видах транспорта.· Расширять знания о...
Конспект НОД "Улица города. Правила безопасного поведения на улице" для подготовительной группы.
Конспект НОД воспитателя с детьми подготовительной группы по ПДД, с использованием развивающих пособий В.В. Воскобовича....
Конспект мероприятия для старших дошкольников "В городе Правил Дорожного Движения"
Цель мероприятия: способствовать формированию у старших дошкольников осознанного, безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде....
Конспект открытого мероприятия по ПДД в подготовительной группе "Путешествие в город Правил дорожного движения"
открытое мероприятие по пдд...
Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредством дидактических игр. (средняя группа) Тема: «Прогулка по городу правил дорожного движения»
Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредствои дидактических игр(средняя группа)...