Программа кружка "Юные экологи"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 117 Невского района Санкт-Петербурга
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК
«ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ»
Выполнила: Блинова О.В.
Санкт-Петербург
2019–2020 учебный год
Пояснительная записка.
Данная образовательная программа разработана для детей старшей группы. Представленная работа является модифицированной программой. При разработке программы учтены возрастные особенности детей, уровень подготовки и индивидуальные особенности воспитанников.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством. Наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования экологического сознания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли расточительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых, направляющих его воспитание Основное содержание экологического воспитания дошкольников – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам... Немаловажную роль в экологическом воспитании играет кружковая работа.
Основным приоритетным направлением кружковой работы старшей группы №8 является формирование основ экологической культуры и мировоззрения через расширение представлений о:
- предметах и явлениях природы,
-растительном и животном мире,
-правилах поведения в природе,
- существующих в ней взаимосвязях,
-бережном отношении ко всему живому.
Цель программы:
Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
Основные задачи программы:
1.Образовательные: Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.
2.Развивающие: Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.
3.Воспитательные: Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе.
Программа имеет свои особенности:
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.
Формы и методы организованной образовательной деятельности:
Организованная образовательная деятельность по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.
Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин.
Организованная образовательная деятельность, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия.
При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.
Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону « не навреди».
Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
- Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
- Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Возрастные особенности детей 5 - 6 лет:
Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.
Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.
Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней
Режим организации:
Занятия по кружковой деятельности проводятся 1 раз в неделю. Игровые занятия имеют продолжительность – 25 минут. Программа рассчитана на объем 32 учебных часа при условии занятий 1 раза в неделю в течение 8 месяцев.
Предполагаемые результаты:
- Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
- Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
- Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Индивидуальная работа. Находить свободное время для индивидуальных разговоров с детьми о то, что их волнует: о мире человеческих взаимоотношений, об их домашних питомцах, об их представлении , о том , кем и какими они станут , когда вырастут , что их волнует в окружающей действительности. Внимательно и заинтересованно выслушивать каждого. Уточнять их позицию и взгляды
Техническое оснащение занятий:
-Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
-Фигурки с домашними и дикими животными;
-Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
-Групповой уголок природы, в котором комнатные растения;
-Гербарий растений;
-Огород, клумбы, находящиеся на территории детского сада;
-Кормушка для птиц;
-Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки для рыхления почвы, лупы, колбы и т. д.)
Взаимодействие с родителями:
- проведение родительских собраний, консультаций, бесед;
- совместные праздники;
- участие родителей и детей в районных и групповых творческих конкурсах;
- оформление наглядной информации.
Календарно-тематический план для старшей группы.
№ п/п | Тема занятия | Месяц | Количество часов |
11 | «Наш дом-природа» | октябрь | 1 |
22 | «Путешествие в страну осень» | 1 | |
33 | «Зеленая аптека» | 1 | |
44 | «Воздух» | 1 | |
Итого | 4 | ||
11 | «Знакомство детей с почвой» | ноябрь | 1 |
32 | «Синичкин праздник – 12 ноября» | 1 | |
33 | «Волшебница вода» | 1 | |
44 | «Как человек использует воду?» | 1 | |
Итого | 4 | ||
11 | «Подкормим бедных птичек: и воробьев, и голубей, и синичек! » | 1 | |
22 | «Путешествие в зимний лес» | 1 | |
33 | «Снежинка». | 1 | |
24 | «Зимняя красавица-ель». | 1 | |
Итого | 4 | ||
21 | «Зимние явления в неживой природе». | январь | 1 |
22 | «Мороз - удивительный художник». | 1 | |
23 | «Мороз и солнце! » Беседа о проказах зимы. | 1 | |
34 | «Наблюдение за снегом и льдом». | 1 | |
Итого | 4 | ||
31 | «Выращиваем лук на окошке». | февраль | 1 |
32 | «Мороз не велик, а стоять не велит» Пословицы и поговорки о зиме. | 1 | |
33 | «Путешествие в царство комнатных растений». | 1 | |
44 | «Первые сосульки». | 1 | |
Итого | 4 | ||
41 | «Веснянка в гостях у ребят». | Март | 1 |
42 | «Забота о здоровье». | 1 | |
43 | «Как солнце жизнь дает земле». | 1 | |
44 | «Первые цветы в природе». | 1 | |
Итого | 4 | ||
41 | «Лесные правила». Экосказка «Умный мышонок в лесу». | Апрель | 1 |
52 | «Ручейки весенние. Ты плыви, кораблик мой» (запуск бумажных корабликов). | 1 | |
53 | «Скворечник - птичье гнездо». | 1 | |
54 | «Земля - мой дом!» | 1 | |
Итого | 4 | ||
51 | «Одуванчики, одуванчики любят девочки, любят мальчики! » | Май | 1 |
52 | «Человек – живой организм» | 1 | |
53 | «День Победы! » На праздник ветеранов. | 1 | |
64 | «Отдых на природе» (о правилах поведения в природе). | 1 | |
Итого | 4 | ||
Итого за год | 32 |
Задачи программы ( в сравнении с базовой программой)
Задачи базовой программы | Задачи данной программы |
| 1. Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы. |
Список литературы:
- Николаева С.Н. «Юный эколог» : Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 112 с.
- Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
- Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». - 2000г.
- Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
- Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
- Н.А. Рыжова « Не просто сказки» - М. « Линка – пресс», 2002.
- Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект совместной деятельности детского сада и заповедника «Путоранский» Региональный компонент в программу «Юный эколог» (вариативная часть программы) "От общения к познанию"
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам...
Программа по экологии "Путешествие в природу"
Программа направлена на познавательно-речевое развитие детей, доминирующей образовательной областью является «Познание». Данная программа – это целостная система экологического воспитания детей в возр...
Программа по экологии
Экологическое воспитание- это более широкое, многогранное направление в дошкольной педагогике, оно ставит своей задачей не только знакомить детей с природой, и привитие к ней береж...
Рабочая программа по экологии "Юный эколог"
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....
Рабочая программа по экологии "Юный эколог" в старшей и подготовительной группе
Разработана рабочая программа по экологии на год...
Программа по экологии "Юные экологи"
программа по дополнительному образованию, расчитанная на 2 года с детьми старшей и подготовительной группы....
Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог».
Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог». Воспитатель Т. Н. Бабинцева...