Программа кружка "Юные экологи"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 117 Невского района Санкт-Петербурга
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК
«ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ»
Выполнила: Блинова О.В.
Санкт-Петербург
2019–2020 учебный год
Пояснительная записка.
Данная образовательная программа разработана для детей старшей группы. Представленная работа является модифицированной программой. При разработке программы учтены возрастные особенности детей, уровень подготовки и индивидуальные особенности воспитанников.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством. Наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования экологического сознания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли расточительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых, направляющих его воспитание Основное содержание экологического воспитания дошкольников – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам... Немаловажную роль в экологическом воспитании играет кружковая работа.
Основным приоритетным направлением кружковой работы старшей группы №8 является формирование основ экологической культуры и мировоззрения через расширение представлений о:
- предметах и явлениях природы,
-растительном и животном мире,
-правилах поведения в природе,
- существующих в ней взаимосвязях,
-бережном отношении ко всему живому.
Цель программы:
Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
Основные задачи программы:
1.Образовательные: Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.
2.Развивающие: Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.
3.Воспитательные: Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе.
Программа имеет свои особенности:
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.
Формы и методы организованной образовательной деятельности:
Организованная образовательная деятельность по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.
Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин.
Организованная образовательная деятельность, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия.
При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.
Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону « не навреди».
Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
- Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
- Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Возрастные особенности детей 5 - 6 лет:
Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.
Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.
Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней
Режим организации:
Занятия по кружковой деятельности проводятся 1 раз в неделю. Игровые занятия имеют продолжительность – 25 минут. Программа рассчитана на объем 32 учебных часа при условии занятий 1 раза в неделю в течение 8 месяцев.
Предполагаемые результаты:
- Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
- Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
- Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Индивидуальная работа. Находить свободное время для индивидуальных разговоров с детьми о то, что их волнует: о мире человеческих взаимоотношений, об их домашних питомцах, об их представлении , о том , кем и какими они станут , когда вырастут , что их волнует в окружающей действительности. Внимательно и заинтересованно выслушивать каждого. Уточнять их позицию и взгляды
Техническое оснащение занятий:
-Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
-Фигурки с домашними и дикими животными;
-Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
-Групповой уголок природы, в котором комнатные растения;
-Гербарий растений;
-Огород, клумбы, находящиеся на территории детского сада;
-Кормушка для птиц;
-Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки для рыхления почвы, лупы, колбы и т. д.)
Взаимодействие с родителями:
- проведение родительских собраний, консультаций, бесед;
- совместные праздники;
- участие родителей и детей в районных и групповых творческих конкурсах;
- оформление наглядной информации.
Календарно-тематический план для старшей группы.
№ п/п | Тема занятия | Месяц | Количество часов |
11 | «Наш дом-природа» | октябрь | 1 |
22 | «Путешествие в страну осень» | 1 | |
33 | «Зеленая аптека» | 1 | |
44 | «Воздух» | 1 | |
Итого | 4 | ||
11 | «Знакомство детей с почвой» | ноябрь | 1 |
32 | «Синичкин праздник – 12 ноября» | 1 | |
33 | «Волшебница вода» | 1 | |
44 | «Как человек использует воду?» | 1 | |
Итого | 4 | ||
11 | «Подкормим бедных птичек: и воробьев, и голубей, и синичек! » | 1 | |
22 | «Путешествие в зимний лес» | 1 | |
33 | «Снежинка». | 1 | |
24 | «Зимняя красавица-ель». | 1 | |
Итого | 4 | ||
21 | «Зимние явления в неживой природе». | январь | 1 |
22 | «Мороз - удивительный художник». | 1 | |
23 | «Мороз и солнце! » Беседа о проказах зимы. | 1 | |
34 | «Наблюдение за снегом и льдом». | 1 | |
Итого | 4 | ||
31 | «Выращиваем лук на окошке». | февраль | 1 |
32 | «Мороз не велик, а стоять не велит» Пословицы и поговорки о зиме. | 1 | |
33 | «Путешествие в царство комнатных растений». | 1 | |
44 | «Первые сосульки». | 1 | |
Итого | 4 | ||
41 | «Веснянка в гостях у ребят». | Март | 1 |
42 | «Забота о здоровье». | 1 | |
43 | «Как солнце жизнь дает земле». | 1 | |
44 | «Первые цветы в природе». | 1 | |
Итого | 4 | ||
41 | «Лесные правила». Экосказка «Умный мышонок в лесу». | Апрель | 1 |
52 | «Ручейки весенние. Ты плыви, кораблик мой» (запуск бумажных корабликов). | 1 | |
53 | «Скворечник - птичье гнездо». | 1 | |
54 | «Земля - мой дом!» | 1 | |
Итого | 4 | ||
51 | «Одуванчики, одуванчики любят девочки, любят мальчики! » | Май | 1 |
52 | «Человек – живой организм» | 1 | |
53 | «День Победы! » На праздник ветеранов. | 1 | |
64 | «Отдых на природе» (о правилах поведения в природе). | 1 | |
Итого | 4 | ||
Итого за год | 32 |
Задачи программы ( в сравнении с базовой программой)
Задачи базовой программы | Задачи данной программы |
| 1. Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы. |
Список литературы:
- Николаева С.Н. «Юный эколог» : Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 112 с.
- Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
- Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». - 2000г.
- Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
- Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
- Н.А. Рыжова « Не просто сказки» - М. « Линка – пресс», 2002.
- Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности детского сада и заповедника «Путоранский» Региональный компонент в программу «Юный эколог» (вариативная часть программы) "От общения к познанию"
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам...

Программа по экологии "Путешествие в природу"
Программа направлена на познавательно-речевое развитие детей, доминирующей образовательной областью является «Познание». Данная программа – это целостная система экологического воспитания детей в возр...

Рабочая программа по экологии "Юный эколог"
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

Рабочая программа по экологии "Юный эколог" в старшей и подготовительной группе
Разработана рабочая программа по экологии на год...

Программа по экологии "Юные экологи"
программа по дополнительному образованию, расчитанная на 2 года с детьми старшей и подготовительной группы....

Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог».
Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог». Воспитатель Т. Н. Бабинцева...
Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н.
Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н....