Экспериментирование как метод познавательного развития у детей младшего возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Маковская Евгения Михайловна

В соответствии с современными требованиями дошкольного образования «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира». Следовательно, одним из важнейших способов развития познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование.



 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx42.75 КБ
Файл prilozhenie_1.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

 «ДЕТСКИЙ САД № 65»

ГУО администрации города Красноярска

Экспериментирование как метод познавательного развития у детей младшего возраста

                                                               

Выполнила:

Маковская Е.М.

     

Красноярск 2019г.

Содержание

Введение

Глава I  Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольников

1.1. Детское экспериментирование: основные понятия и значение

1.2. Особенности развития ребенка младшего дошкольного возраста: сущность, место познавательной активности и экспериментирования ………

Глава II  Организация совместной опытно-экспериментальной деятельности взрослого и детей

2.1 Подготовительный этап

2.2  Основной этап

2.3 Завершающий этап

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»[1].

Ребенок – прирожденный познаватель всего того, что его окружает. Мир открывает свои тайны маленькому исследователю через опыт его собственных действий, ощущений и переживаний. Он появляется на свет с жаждой знаний. Постоянный поиск новых впечатлений, любознательность, неудержимое стремление наблюдать и действовать, любопытство, самостоятельно искать что-то интересное, новое и необычное, в педагогике рассматриваются как характерные особенности детского поведения. Детское экспериментирование – это активная познавательно–исследовательская деятельность ребенка, в процессе которой он и расширяет представления о мире и приобретает психофизиологические новообразования в процессе приобретения практического опыта: родо–видовые, причинно–следственные, пространственно-временные связи, которые позволяют ребенку, в своей совокупности, связать разрозненные образы, ощущения, опыт взаимоотношений в целостную картину мира.

В соответствии с современными требованиями дошкольного образования «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира»[2]. Следовательно, одним из важнейших способов развития познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое и будет рассмотрено далее в работе.

Цель: развитие познавательной активности ребенка младшего дошкольного возраста средствами эксперимента и занимательных опытов.

Задачи:

  1. Определить понятие и место детского экспериментирования в познавательной активности младшего дошкольника;
  2. Провести анализ совместной экспериментальной деятельности по развитию познавательной активности младшего дошкольника.

Предполагаемый результат:

В результате проведенной работы дети  младшего дошкольного возраста будут владеть элементарными представлениями в области естествознания и активно интересоваться причинно-следственными связями:

  • задавать вопросы взрослым и сверстникам,
  • самостоятельно находить ответы на свои вопросы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы,
  • самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы,
  • принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в экспериментальной деятельности.

Глава I. Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

1.1 Детское экспериментирование: основные понятия и значение

Федеральный государственный образовательный стандарт докольного образования предполагает, что ребёнок должен владеть начальными формами исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной деятельности, уметь в элементарной форме изучать окружающий мир. В рамках этого вопроса остро встает необходимость рассмотрения экспериментирования, которое является главной движущей силой детской познавательной активности.

Обратимся к понятию экспериментирования. «Познавательная активность - интегративное качество личности, которое порождается потребностью в познании, предполагает устойчивый интерес к поиску новых знаний, проявляется в готовности к деятельности (поисковой), в стремлении к самостоятельности и выражается в интенсивном изучении действительности для последующей творческой реализации приобретенных знаний и умений»[3].

Из рассмотренного выше определения следует, что в процессе эксперимента происходит улучшение психофизиологических возможностей ребенка, а также появляются психологические новшества: улучшается память ребенка (увеличивается концентрация и произвольность), активизируются мыслительные процессы, так как они находятся в состоянии непрерывной работы в режиме эмпирических и теоретических методов исследования: анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Итогом познавательной активности детей является не только познание ребенком новых данных и фактов, получение новых ощущений, но и осваивание опыта умственных операций, которые переводятся практикой в статус умственных умений.

Дети дошкольного возраста любят экспериментировать. Данный факт имеет под собой основанием особенности психологии ребенка в этом возрасте: у дошкольника наблюдается наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, что и обуславливает особенности познавательной активности ребенка этого возраста. У дошкольника экспериментирование как метод познания является ведущим, а в первые три года — практически единственным методом познания окружающего мира.

Обратимся к психофизиологическому разделению дошкольного возраста для определения понимания значения познавательной активности в том или ином возрасте.

Дошкольный возраст – это этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. На данном этапе физиологического развития происходит такое социально-психологическое явление, как распад совместной деятельности ребёнка со взрослым. «Ребёнок приобретает новый уровень межличностного общения, открывает для себя мир человеческих отношений посредством сюжетно-ролевой игры. Ребенок подражает действиям взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре»[4].

Младший дошкольный возраст – это период важного психологического развития ребенка. Этот возраст имеет ряд особенностей: внимание ребенка теперь привлекают люди, социальные взаимоотношения; развивается функция подражания людям; игра, как основная деятельность, приобретает черты человеческих коммуникаций, усложнение межличностных коммуникаций; усложнение речи; формирование образного мышления.

1.2. Особенности развития ребенка младшего дошкольного возраста: сущность, место познавательной активности и экспериментирования

Познавательная активность вносит множественные изменения в жизнь ребенка, перешагнувшего рубеж 4-х лет – ребенок по-прежнему изучает мир предметно, но теперь он также способен распознавать функционал изучаемых им предметов. Ребенок младшего дошкольного возраста начинает классифицировать предметы по свойственным им особенностям - признакам, а также самостоятельно придавать им определенные характеристики. У детей данного возраста развиваются многогранные представления о предметах. Это отражается на его новой способности – творческой реализации имеющегося практического опыта в конструировании.

В этом возрасте меняются ориентировочно-исследовательских методы: ребенок начинает ориентироваться не на тактильные ощущения, а на органы зрения. Данная форма восприятия становится ведущей и начинает руководить моторикой. Познавательная активность ребенка переходит в  способ решения практических задач различного толка с помощью экспериментирования.

Теперь ребенка интересует не только обозначение предмета, но и его признаки, о чем он и задает вопросы типа «Почему трава зеленая?». Этот интерес позволяет юному исследователю установить связи причины и следствия, провести аналогии и обобщения, синтезировать и анализировать имеющеюся информацию о внешнем мире. Благодаря этим несложным логическим операциям у ребенка в этом возрасте формируется образное мышление, основанное на практических знаниях, об абстрактных предметах, а не на их реальных примерах.

Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, образованными в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Базисом познавательной активности в данном возрасте является преодоление сложившегося противоречия между имающимся опытом и необходимостью расширения его в своей практической деятельности (жажда знаний), которое позволяет маленькому исследователю проявить самостоятельность и интерпретировать имеющийся опыт при новом творческом отношении к выполнению поставленного задания.

В особенности развития детей младшего дошкольного возраста входит формирование воображения. При помощи него ребенок преобразует полученную информацию, анализирует и синтезирует ее в соответствии со своими индивидуальными возможностями. Развитие воображения связано с игрой и, как выяснили современные ученые, является ее результатом. Для психофизиологических образований ребенка 4-х летнего возраста развитое воображение – это залог способности к воссозданию предметного рисунка.

Из рассмотренного выше делаю вывод:

Детское экспериментирование – это одним из важнейших способов развития познавательной активности дошкольников, в процессе которого происходит формирование целостной картины мира.

Глава II  Организация совместной опытно-экспериментальной деятельности взрослого и детей

2.1  Подготовительный этап

На утренней беседе мы с детьми разговаривали о наступлении поздней весны и характерных признаках этого времени года: отсутствие снега, смену осадков, яркое солнце, температуру воздуха за окном, появление почек на деревьях и т.д. Во время беседы дети задавали вопросы: «Почему на улице стало теплее и растаял снег?», «Откуда берется ветер?», «Почему зимой вода холодная?», «Почему снег сменил дождь?», «Почему после дождя земля высыхает?» и прочие. Я подумала, что устных ответов на эти вопросы будет недостаточно, чтобы полностью сформировать представления детей о свойствах воды и воздуха, поэтому  принято было решение о проведении совместной опытно-экспериментальной деятельности. Задав детям вопрос: «Согласны ли вы найти ответы на эти вопросы самостоятельно, как настоящие ученые? Провести эксперименты и опыты и узнать все самим?» Дети с радостью согласились. Я предупредила детей, что заниматься экспериментами мы будем только в свободное время и только с разрешения родителей. Дети согласились и на эти условия.

Со вторым воспитателем мы провели родительское собрание, в результате которого эксперименты с детьми были разрешены, было выбрано время, тематика занятий и график проведения этих занятий.

Подобрав в интернете и учебных пособиях интересный материал, мы приступили к организации занятий. Темой занятий были выбраны эксперименты с воздухом и водой. Периодом проведения занятия стал март 2019 года. Время на проведение одного занятия выделялось 20 – 30 минут. В итоге была организована программа из 5 занятий: 3 занятия по теме «Вода» и 2 занятия по теме «Воздух» (см. Приложение 1).

Домашними заданиями для родителей стала подготовка детей к экспериментальной деятельности в виде чтения детям рассказов М. Пришвина «Времена года», «Сказки о том, как спорили ветер, вода и земля», показа мультфильма «Золотые колосья», чтения статей из детской энциклопедии, посвященные воздуху и воде.        

2.2 Основной этап

Проведение первого экспериментального занятия началось с эксперимента под названием «Считалочка-купалочка», так как он был легким и привлекал детей к непосредственному участию. Для проведения опыта мы предложили детям поиграть с водой: «мешать кашу», «размесить тесто». Дети переливали воду в ладошках, и мы вместе обсуждали, что вода течет и льется, что она принимает форму ладошек, что некоторые игрушки в воде тонут, а какие-то держатся на воде. Дети с удовольствием плюхались в воде и отвечали на вопросы, рассуждали о воде. Андрюша П. начал рассказывать то, что он узнал о воде из детской энциклопедии, которую ему читали родители. Многие дети подхватили эту тему и поделились своими знаниями.

Мы продолжили заниматься с водой и перешли к эксперименту «Рыбалка». Дети должны были сачками ловить игрушки из ванны. Мы обсудили такое свойство воды, как текучесть. Марина В., Сережа, В. Илья К. и Витя П. удивились, сказав, что воду они не поймали, ведь она стекает с сачка. Детям был задан вопрос: «Нити сачка впитали в себя немного воды. Но она уходит и из нитей. Разве это не доказывает, что вода текучая и освобождается? Разве она заполнила весь сачок и осталась там с игрушками?» Поразмыслив, дети пришли к выводу, что вода все же текучая и в сачок ее не поймать.

Первое занятие закончилось экспериментом «Как вода пошла гулять». Это занятие давало детям представление о том, какими материалами можно было «поймать» воду. Дети собирали воду различными предметами: поролоновой губкой, пластмассовым шприцом без иглы, резиновой грушей. Мы наливали воду в тарелочки, а собранную воду выливали в общую ванну. Настя Р. и Маша Т. предложили поиграть в соревновательной форме и остальные дети с радостью согласились. Возле каждой тарелочки лежал соответствующий предмет: губка, шприц и груша. Дети соревновались, кто быстрее при помощи определенного предмета соберет воду. И так поиграли все дети. Некоторые пошли по второму кругу, используя другой предмет. Вывод по эксперименту сделали совместными усилиями: воду лучше и быстрее втягивает пористый материал губки.

Через несколько дней мы приступили ко второму занятию. Сначала мы обсудили с детьми все, что они знают про времена года. Дети дали много ответов про то или иное время года: как нужно одеваться, как солнце светит, что происходит с растениями и животными. Похвалив детей за то, что они так много знают, мы спросили, а что происходит с водой в то или иное время года? Среди ответов были и такие: «Она замерзает», «Становится холодной». Похвалив детей за знания, мы приступили к выполнению эксперимента «Времена года», сказав детям, что мы сейчас наглядно увидим, что именно происходит с водой зимой, весной, летом и осенью.

Мы объяснили детям, что все зависит о того, как греет солнце. Дети потрогали и лед, и холодную воду, и теплую, и горячую. Мы вместе растопили лед, «когда пришла весна» и подогрели теплую воду, «когда пришло лето». Дети с удовольствием переливали воду, устанавливая различную температуру, и называли время года, в соответствии с температурой воды, а также с огромным удовольствием плавили кубики льда горячей водой.

Следующий эксперимент – «Вода и мыло – друзья». Данный эксперимент должен был показать детям процесс взаимодействия мыла и воды. Дети получили по кусочку мыла. Им было предложено намылить руки сухим мылом. У них это не получилось. Предложили намочить мыло в горячей и холодной воде. В горячей воде мыло мылилось сильнее, чем в холодной. Дети сделали вывод: в горячей воде мыло лучше «стирается». Дети помыли руки и увидели, что в тазиках с водой осталось мыло с рук. Вместе мы сделали вывод: мыло растворяется в воде. Вместе с мылом с рук смылась вся грязь.

Следующий эксперимент понравился детям больше всего, из всех уже пройденных. Детям предложили при помощи мыльного раствора и воды – мыльных пузырей - сделать волшебный замок для короля. Все дети дули в соломинки, «бурунькали» воду, создавая мыльные «шапки».

На третьем занятии детям предложили пофантазировать и нарисовать существ, которые бы могли жить в воде – водяных человечков из эксперимента № 3.1 «Кто живет в воде?». Все дети указали, поясняя свои рисунки, что человечки должны «плавать в воде». Паша М., Маша В., Настя Р., Сережа В., Костя К. и Витя П. нарисовали человечков «прозрачными» - черным карандашом на белом листе, так как «вода прозрачная, а им нужно прятаться» от больших рыб и прочих опасностей. Часть детей нарисовала различных человечков синим или голубым цветами, так как дети всегда рисуют воду этим цветом, а остальные дети нарисовали просто человечков, изобразив их в голубом или синем окружении – под водой. По признанию почти всех детей, образ человечков они брали из рассказанных сказок, мультфильмов, энциклопедических статей, с которыми их познакомили родители.

Следующий эксперимент («Вкусный сок для куклы») продолжил для детей опыт работы с красками. На этот раз дети придумывали название соки для растворенных в воде красок того или иного цвета. Мы вместе смешивали краски, давая им название. Оранжевый «сок» дети называли апельсиновым, красный – томатным, синий – ежевичным, желтый – ананасовым, зеленый – яблочным. Дети наблюдали элементарное смешивание красок, закрепили знание о том, что некоторые вещества могут растворяться в воде. Где-то 8 детей принялись в завершении эксперимента поить кукол полученным «соком», по нашему предложению. Остальная часть детей с интересом продолжили перемешивать цвета.

Четвертое занятие, которое уже было посвящено изучению воздуха, начиналось с эксперимента «Воздух существует?». Так как дети не имели представления о воздухе, то были очень удивлены сухому листу в стакане, который погрузили в тазик с водой, а также с интересом для себя обнаружили, что именно воздух выходит из бутылки, погруженной в таз с водой, в виде пузырьков (эксперимент № 4.2 «Воздух повсюду»). Дети сделали неожиданный для себя вывод по итогу экспериментов: воздух действительно существует и заполняет все вокруг. В предметах, которые, казалось, пусты, воздух также присутствует. Паша М., Маша В., Костя К. очень увлеклись последним экспериментом и обещали, что покажут его родителям дома.

Эксперимент «Вес воздуха» так же очень удивил детей, которые узнали, что воздух не просто существует, но и имеет такую же характеристику как кукла, мяч или кружка. Часть детей сказала, что качели накренились из-за шарика, на что мы их спросили: «На концах линейки два одинаковых шарика и весят они одинаково. Значит, вес надутого шарика не считается, так как вес сдутого шарика ему равен. Может качели накренились потому, что из шарика вышел воздух?». После этого уже все дети решили, что воздух имеет вес.

Пятое занятие состояло из эксперимента, который показывал, что внутри человека есть воздух и человек может образовывать из него ветер, а также из эксперимента, который показывал образование ветра в природе при столкновении теплого и холодного потоков воздуха. Все дети были очень внимательны на этом занятии. Они с удовольствием подули на кораблики и с любопытством слушали о том, как образуется ветер. Многие потом сказали, что задавали этот вопрос родителям, но ответа не получили. Нескольким детям родители сказали, что ветер образуют качающиеся деревья. Некоторые дети похвастались тем, что проводили понравившиеся эксперименты дома с родителями.

2.3 Завершающий этап

Проведение занятий растянулось на 17 дней. Между ними были перерывы  от 2 до 4 дней. За этот период дети стали любопытнее, стали больше обсуждать с родителями те или иные природные явления, стали больше задавать вопросов. Дети стали расширять свои знания о воде: интересовались влиянием воды на животных и растения, сколько воздуха на небе, сколько воды в море, как плавают рыбы в воде и т. д.

В работе мы описали все пять занятий с кратким содержанием того, что на них происходило. Детям очень понравилось экспериментировать и они просили продолжения занятий. Еще очень много вопросом, по их мнению, оставалось без ответа: как образуется снег, как спят животные в лесу, как растут деревья и травы, почему корова ест траву и много других вопросов. Все это говорит о том, что на занятиях познавательная активность детей активизировалась; эксперименты пробудили в детях еще большую жажду знаний.

Заключение

Ребенок – прирожденный познаватель всего, что его окружает. Мир открывает свои тайны маленькому исследователю через опыт его собственных действий, ощущений и переживаний. Он появляется на свет с жаждой знаний. Постоянный поиск новых впечатлений, любознательность, неудержимое стремление наблюдать и действовать, любопытство, самостоятельно искать что-то интересное, новое и необычное, в педагогике рассматриваются как характерные особенности детского поведения.

Соответственно, детское экспериментирование – это активная познавательно–исследовательская деятельность ребенка, в процессе которой он и расширяет представления о мире, и приобретает психофизиологические новообразования в процессе приобретения практического опыта: родо–видовые, причинно–следственные, пространственно-временные связи, которые позволяют ребенку, в своей совокупности, связать разрозненные образы, ощущения, опыт взаимоотношений в целостную картину мира.

Понятийным аппаратом нашей работы стали: детское экспериментирование, младший дошкольный возраст. Если понятие экспериментирования мы привели выше, то младшим дошкольным возрастом принято считать период важного психологического развития ребенка. Этот возраст имеет ряд особенностей: внимание ребенка теперь привлекают люди, социальные взаимоотношения; развивается функция подражания людям; игра, как основная деятельность, приобретает черты человеческих коммуникаций, усложнение межличностных коммуникаций; усложнение речи; формирование образного мышления.

Особенностями развития ребенка в младшем дошкольном возрасте являются: классификация предметов, их характеризация, ребенок начинает ориентироваться не на тактильные ощущения, а на органы зрения; познавательная активность ребенка переходит в  способ решения практических задач различного толка с помощью экспериментирования; развитие воображения.

Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, образованными в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.

Организованные нами занятия программе в детском саду № 291 «Колокольчик» в группе «Буратино» проводились в форме экспериментирования. Они нашли положительный отклик среди детей, а их результаты показали возросшую любознательность детей, возросшую жажду знаний и пытливость ума.

Все это говорит о том, что на занятиях познавательная активность детей активизировалась, пробудилась большая жажда экспериментальной деятельности.

В результате проведенной работы дети младшего дошкольного возраста овладели элементарными знаниями в области естествознания,  активно начали интересоваться причинно-следственными связями экспериментов и последствий, а также у детей появилось стремление: задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно находить ответы на свои вопросы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в экспериментальной деятельности.


Список литературы

  1. Российская Федерация. Стандарты. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : офиц. текст № 1155 / Правительство РФ. – Утвержден Мин.образ-я и науки РФ от 17 окт. 2013 г ; по сост. на 21 янв. 2019 г. // СПС «КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. - Дата обращения: 15 апр. 2019 г.
  2. Акишина, О. Ю. Детское экспериментирование как средство познания мира / О. Ю. Акишина // Альманах мировой науки. – 2017 - № 1-2 (16). – С. 8 – 9.
  3. Безуглова, А. О. Детское экспериментирование как особый вид познавательно-исследовательской деятельности / А. О. Безуглова // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. – 2018. - № 4 (7). – С. 7 – 8.
  4. Бысюк, А. С. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности [Текст] / А. С. Бысюк, Н. М. Юреева // Вестник экспериментального образования. – 2017. - № 2 (11). – С. 22 – 33.
  5. Волощенко, И. Ю. Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольников / И. Ю. Волощенко // Инновационно-технологическое развитие науки : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 24 – 26.
  6. Выготский, Л. С. Синтез психологии и педагогики – прорыв в образовании [Текст] : сборник малоизвестных трудов / Л. С. Выготкий. – М. : Амрита, 2019. – 248 с. – (Антология гуманного образования).
  7. Ежова, А. А. Детское экспериментирование как метод развития детей дошкольного возраста / А. А. Ежова, Л. Е. Ершова // Научные тенденции: педагогика и психология : сборник научных трудов по материалам VI международной научной конференции. – 2017. – С. 6 – 10.
  8. Жукова, О. Учимся играя : методическое пособие для занятий с детьми 3 – 4 лет / О. Жукова. – 2- изд, доп. – М. : Просвещение, 2017. – 23 с.
  9. Колесникова, Т. А. Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста / Т. А. Колесникова // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2018. - № 1 (1). – С. 22 – 24.
  10. Краткий психологический словарь / авт.-сост. А. Л. Свенцицкий. – Изд. 3, доп. – М. : Проспект, 2019. – 512 с.
  11. Куражева, Н. Ю. 70 развивающих заданий для дошкольников 3 – 7 лет / Н. Ю. Куражева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова. – М. : Речь, 2017. – 64 с.
  12. Матвеева, А. С. Большой годовой курс для занятий с детьми 3 – 4 лет / А. С. Матвеева. – М. : Малыш, 2018. – 192 с.
  13. Печникова, И. Н. Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности / И. Н. Печникова, О. Н. Синкевич // ЭКСТЕРНАТ.РФ. – 2018. - № 8. – С. 36 – 38.
  14. Развивающие занятия с детьми 3 – 4 лет / ред. Л. А. Парамонова. – 2-е изд., доп. – М. : ОлмаМедиаГрупп, 2017. – 651 с.
  15. Трифонова, Е. В. Желтая книга развивающих занятий для детей 3 – 4 лет / Е. В. Трифонова, Е. В. Васюкова, Н. М. Родина. – М. : ОлмаМедиаГрупп, 2017. – 128 с.


[1] Выготский, Л. С. Синтез психологии и педагогики – прорыв в образовании [Текст] : сборник малоизвестных трудов / Л. С. Выготкий. – М. : Амрита, 2019. – 248 с. – (Антология гуманного образования).

[2]Российская Федерация. Стандарты. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : офиц. текст № 1155 / Правительство РФ. – Утвержден Мин.образ-я и науки РФ от 17 окт. 2013 г ; по сост. на 21 янв. 2019 г. // СПС «КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. - Дата обращения: 15 апр. 2019 г.

[3] Бысюк, А. С. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности [Текст] / А. С. Бысюк, Н. М. Юреева // Вестник экспериментального образования. – 2017. - № 2 (11). – С. 23.

[4] Краткий психологический словарь / авт.-сост. А. Л. Свенцицкий. – Изд. 3, доп. – М. : Проспект, 2019. – С. 302.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

План экспериментальных занятий с детьми

 

1 занятие направленно на создание основных представлений о воде, ее свойствах.

1.1 Эксперимент «Считалочка-купалочка»

Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.

Материал: ванночка с водой.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово

Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто.)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!

Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.

Вывод: Вода легко меняет форму, умеет литься.

1.2 Эксперимент «Рыбалка»

Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.

Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово:

- Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
- Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!

Налить в тазик воды и дать детям сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т. д.

Вывод: вода легко меняет форму и не задерживается в сачке.

1.3 Эксперимент «Как вода гулять отправилась»

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала:

«Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»

Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью То же самое проделайте и со шприцом.

Вывод: вода собирается предметами, которые имеют либо пористую структуру, либо созданы втягивать такие жидкости, как вода.

2 занятие направлено на закрепление знаний о свойствах воды, а также получение новых знаний о температурных изменениях воды при смене погоды и времени года.

2.1 Эксперимент «Времена года»

Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

Материал: ванночки, вода разных температур, кусочки льда.

Ход игры – эксперимента:

Художественное слово

Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться,

плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима.

Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето». Дети трогают воду руками. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь». Затем возьмите четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положите маленький кусочек льда («зима»), в другую налейте чуть тёплой воды («весна», в третью – тёплой, но не горячей воды («лето»), в четвёртую – холодной воды («осень»). Учите малыша определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует.

Вывод: зимой и осенью вода охлаждается, зимой даже становится холодной и замерзает до состояния льда; весной и летом холодная вода согреваются, при сильном нагреве вода становиться горячей.

2.2 Эксперимент «Вода и мыло - друзья»

Цель: зафиксировать представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; дать представление о взаимодействии воды с  мылом: вода и мыло смывают грязь.

Материал: Мыло, вода: холодная, теплая в тазах, полотенце.

Ход игры-эксперимента:

Художественное слово

Вот пришла к нам водичка

Она помоет и ручки и личико

Весь сор, что на ручки малыш соберет,

Вода вместе с мылом тот час уберет.

Предлагаем детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной. Вытираем ручки. Повторяем эксперимент с теплой водой. В теплой воде мыло тоже мылится и остается вся грязь.

Вывод: Вода и мыло помогают чистить руки от грязи.

2.3 Эксперимент «Мыльный замок»

Цель: Пронаблюдать свойства мыльных пузырей, развить воображение, дать представление о связи воды и мыла.

Материалы: жидкость для мыльных пузырей (100 мл. воды, 100 мл. средства для мытья посуды, 2 ч. л. сахара, можно добавить немного глицерина), трубочки для коктейля, высокие стаканы.

Ход игры-эксперимента:

Художественное слово

Жил-был король. И вот захотелось ему построить новый дворец, чтобы он был выше прежнего и красивее. И обратился он ко всем архитекторам мира, чтобы они ему такой дворец построили, но все отказались. А давайте мы с вами построим для короля самый необычный о красивый дворец.

Детям необходимо выдуть из мыльных пузырей замок.

Вывод: вода вместе со смесью для мыльных пузырей позволяет создавать мыльные пузыри.

3 занятие направлено на развитие творчества и воображение, которое позволяет детям преобразовать имеющийся материал, используя полученные ранее данные о свойствах воды.

3.1 Эксперимент «Кто живёт в воде?»

Цель: развивать познавательный интерес и воображение; наблюдать анализ ребенка о водных жителей, которой он проводит из имеющихся данных о свойствах воды.

Материал: акварельные краски, кисти, бумага для рисования

Ход игры – эксперимента:

Художественное слово            
Водяные человечки
Целый день плескались в речке.
А потом залезли в тазик
Искупаться ещё разик.

В песочнице живут песочные человечки, а в воде  (в море, в озере, в речке, а также в ванночке и в тазике) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их.

Дети должны самостоятельно нарисовать человечков, которые живут в воде, как они их себе представляют.

Вывод: чтобы человечки жили в воде, они должны уметь плавать и дышать под водой, а также быть примерно голубого цвета.

3.2 Эксперимент «Вкусный сок для куклы»

Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.
Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Однажды зайка решил показать маме фокус.  Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.

- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.

Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).

- Открывай! – скомандовал Зайка.

Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А ты показывай пальчиком, где какая).

- Как красиво! – восхитилась мама.

Предложите детям приготовить для кукол разноцветный сок, постарайтесь привлечь внимание ребёнка элементом волшебства: «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?»

Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол, угостите напитками. Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый, синяя - в ежевичный.

Вывод: краски легко размешиваются в воде; вода не имеет цвета и окрашивается в цвет растворенных в ней красок.

4 занятие посвящено изучению воздуха как вещества, окружающего все вокруг.

4.1 Эксперимент «Воздух существует?»

Цель: дать детям представление о воздухе как о газе, объяснить, что он находится везде вокруг.

Материал: лист бумаги, стакан, прозрачный таз с водой.

Ход игры-эксперимента:

Художественное слово

Все мы слышали, что нас постоянно со всех сторон окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха, а все разговоры, лишь домыслы премудрых ученых? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью эксперимента.

Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана.

Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан и проверите намокла ли в нем бумага? Что происходит? Бумага в стакане остается сухой. Почему это происходит? Воздух всё-таки существует! Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух – это газ.

Вывод: воздух существует; воздух – это газ, он заполняет пустые предметы.

4.2 Эксперимент «Воздух повсюду».

Цель: укрепить знание детей о воздухе, как о газе, который заполняет пространство вокруг.

Материал: пустая бутылка, таз с водой

Ход игры-эксперимента:

Художественное слово

Показать детям пустую бутылку, и спросить есть ли что–нибудь в ней.

Опустите бутылку в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Смотрите, что будет с водой. Из горлышка бутылки выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Вывод: воздух не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.

4.3 Эксперимент «Вес воздуха»

Цель: дать детям представление о воздухе как веществе, которое имеет свой вес.

Материал: линейка 60 см., 3 веревочки около 15 см. длиной, 2 шарика, канцелярская игла.

Ход игры-эксперимента:

Художественное слово

Дети, как вы думаете, имеет ли воздух вес? Вы можете взвесить его на ладошках? Предполагаемый ответ: воздух не имеет веса. А давайте все же попробуем взвесить воздух.

Берем линейку, на её середине закрепим верёвочку, к обоим концам которой привязываем два одинаковых воздушных шарика. Подвешиваем линейку за верёвочку. Она висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом.

Предполагаемый ответ: ничего не изменится, так как воздух ничего не вешает, а значит, линейка положения не изменит.

Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Вывод: воздух имеет вес.        

5 занятие призвано дать детям представление о ветре и природе его появления; обобщить имеющиеся у детей знания.

5.1 Эксперимент «Почему кораблики не плывут?»

Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.

Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.             
Ход игры - эксперимента

Художественное слово

Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли. 

Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют  на кораблики, создают ветер.

Вывод: воздух есть внутри человека и при помощи него человек может образовывать ветер.

5.2 Эксперимент «Откуда берется ветер?»

Цель: дать представление о природе появления ветра.

Материал: две свечи, зажигалка.

Ход игры-эксперимента:

Художественное слово

Вы когда-нибудь гуляли на улице, когда дул ветер? Ветер, он какой? Дети дают ответ. А вы знаете как образуется ветер? А хотели бы узнать?

Можно приоткрыть дверь или окно. Зажгите две свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Определить: куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней направленно внутрь комнаты, верхней наружу). В комнате теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Холодный воздух – тяжелый, неповоротливый, поэтому предпочитает оставаться у земли. Вверху дверной щели пламя свечи наклоняется от теплого воздуха, а внизу от холодного. Получается, что теплый воздух движется вверху, ана встречу ему, внизу, ползет холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха. Так почему же дует ветер? Ветер дует, потому что солнце нагревает участки земли и моря. Над этими теплыми участками воздух нагревается, как над батареей. Теплый воздух поднимается, а холодный устремляется в освободившееся пространство. Этот поток воздуха и образует ветер.

Вывод: ветер образуется на стыке теплого и холодного потоков воздуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию для детей младшего возраста. «Зимующие птицы"

формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним....

Интерактивная игра по познавательному развитию для детей младшего возраста «Дикие животные»

Эта интерактивная игра поможет родителям в игровой форме закрепить знания детей о диких животных средней полосы, их детенышей, их среде обитания....