Конспект ООД на прогулке
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Развивать познавательную активность детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_na_progulke.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД на прогулке «Большая экспедиция маленьких геологов»

Цель:        Развивать познавательную активность детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями.

Задачи:

  • «Социально — коммуникативное развитие». Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения, следовать игровым правилам. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых действий. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество, инициативу.
  • «Познавательное развитие». Расширять и уточнять представления детей о неживой природе. Формировать интерес к изучению камней, умение их исследовать, называть свойства и особенности. Упражнять в умении анализировать, делать выводы. Закрепить умение ориентироваться на территории участка с помощью карты-схемы.
  • «Речевое развитие». Развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, монологической формы связной речи) во всех видах деятельности.
  • «Художественно — эстетическое развитие». Формировать умение создавать сюжетную композицию из природного материала, дополняя деталями, обогащающими изображение. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам. Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. Поощрять инициативность детей, умение располагать природный материал на плоскости. Способствовать развитию эстетического вкуса.
  • «Физическое развитие». Обеспечивать оптимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности. Развивать быстроту, силу, выносливость, ловкость. Закрепить умение соблюдать правила участия в играх с природным материалом.

Материал:        

•        Сундучок с изделиями из камней.

•        Карта-схема.

•        2 молотка, 2 гвоздя.

•        Макет вулкана.

•        Бассейн с водой.

•        Брусочки из дерева.

•        Камни, разные по размеру, форме, цвету.

•        Лупы.

•        Ведёрки, лопатки, грабельки.

•        Оборудование для перешагивания и прыжков.

•        Конусы.

Предварительная работа:

•        Рассматривание коллекции камней.

•        Просмотр мультфильмов: «Серебряное копытце», «Каменный цветок».

•        Просмотр презентаций «Драгоценные камни», «Самоцвет», «В мире камней».

•        Чтение произведений:

o        П. Бажов «Данила Мастер», «Медной горы хозяйка».

o        Ф. Кривин «Сказка о полезных ископаемых».

o        Л. Токмаков «Мишин самоцвет».

Организационный момент:        

Дети выходят на прогулку, на асфальте возле детского сада лежат стрелки, которые ведут на спортивный участок

— Ой, ребята, что это? Наверное, стрелки нас куда-то ведут.

(На спортивном участке, на столе стоит сундучок с разными предметами, изготовленными из камней).

— Ребята, как вы думаете, что находится в этом сундучке?

(Воспитатель открывает сундук, в котором находятся: статуэтка, бусы, кольца, серёжки, браслет, подвески. Дети называют предметы)

— Ой, смотрите, сколько здесь разных предметов, возьмите по одному, рассмотрите и назовите их.

— Ребята, а что общего у этих предметов?

— А я знаю интересное стихотворение.

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке, годится на тысячу лет.

Он может, быть мелким — в ладошке лежать.

Тяжёлый, большой — одному не поднять.

— Действительно, все эти предметы изготовлены из камней, которые находятся в недрах нашей земли. А камни все разные, отличаются цветом друг от друга. Может кто-нибудь знает, как они называются?

— Ой, ребята, на дне этого сундучка лежит какое-то послание.

Да это — же карта!?

А для чего она нужна?

— Видимо карта нам подсказывает маршрут, по которому мы сегодня отправимся в интересное путешествие.

А компас поможет нам сориентироваться в пути.

-Вы готовы?

— Ребята, помните мы с вами читали рассказ про мальчика Мишу, который нашёл камни самоцветы. Кем он хотел стать? (геологом). Вы бы хотели, как настоящие геологи, отправиться в экспедицию на поиски необычных камней?

— Какими должны быть геологи?

(Геологи должны быть сильными и смелыми, выносливыми, уметь находить дорогу)

-А мы обладаем этими качествами? Тогда мы сможем преодолеть все препятствия и достичь цели.

А карта укажет нам маршрут.

Перед дальней и трудной дорогой давайте скрепим нашу дружбу, и произнесём девиз:

«Только смелый и упорный путь преодолеет гордо,

А ещё в дороге нужно знать секреты прочной дружбы.

Один за всех — и все за одного!».

— Ребята, вы не против если я возьму на себя роль руководителя экспедиции?

(воспитатель надевает компас на руку)

-По компасу нам нужно двигаться на запад.

-Я предлагаю Илье и Ильнару взять с собой фотоаппараты и все интересное в экспедиции сфотографировать.

— Ну что ж, нам пора отправляться в путь. А чтобы нам не потеряться, встанем друг за другом.

(Дети строятся в одну колонну, движутся вперёд друг за другом, преодолевая различные препятствия)

Ходьба змейкой между конусами

Прыжки через лесенку — чудесенку

Перешагивание через лесенку-чудесенку

Основная часть        (Воспитатель заранее прячет камешки в песочнице.)

-Ребята, давайте обратимся к карте, так, где же мы начнём поиски камней (изображение песочницы под номером 1)

— Да, ребята, именно в этой песочной долине нам предстоит найти по одному камню. Давайте воспользуемся инструментами, которые здесь лежат.

(возле песочницы лежат лопатки, грабельки)

— Работаем аккуратно, не мешаем друг другу, аккуратно снимаем верхний слой песка.

(Дети ищут в песочнице камни с помощью лопаток и грабель)

— Ребята, к какой природе относятся камни?

— Почему?

-А где мы можем их увидеть?

(на улице, в горах, в море, на даче, в аквариуме, в лесу).

-Как люди используют камни в своей жизни?

(Строят мосты, дороги, дома, станции метро)

— Давайте рассмотрим, изучим наши находки с помощью лупы.

— Чем они отличаются? (размером, цветом, формой, рисунком).

— Давайте поиграем с нашими находками в игру «Найди пару».

— Ещё раз скажите, по каким признакам можно подобрать пару? Пока музыка играет — мы танцуем, как только музыка замолчала, подбираем пару.

— По какому признаку вы подобрали пару?.. Поменяйтесь камнями.

— Как вы думаете, легко ли сломать камень? Как это можно сделать? Попытайтесь.

— Так какой можно сделать вывод?

(Камни прочные, твёрдые.)

— Как вы думаете камень тверже дерева? А как мы это можем проверить? Ну что ж давайте проведём эксперимент.

(Воспитатель предлагает двум мальчикам вбить гвоздь в камень и в брусочек дерева)

— Что получилось?

(гвоздь вошёл в дерево, а в камень вбить невозможно).

Какой сделаем вывод:

(камень тверже дерева.)

-А вам интересно, как камень и дерево будут себя вести в воде?

(Дети подходят к бассейну с водой. Аккуратно опускают сначала камни, затем брусочки дерева в воду)

-Ребята, а сейчас, какой мы можем сделать вывод?

(Камень тонет, он тяжелее воды; дерево плавает, оно легче воды.)

— Ребята, в старину люди считали, что камни различаются магическими свойствами: лечат разные болезни, влияют на самочувствие человека, его настроение.

— А чтобы у нас было весёлое настроение, предлагаю поиграть.

Музыкально-ритмическая игра «Поднимаем настроение»

— Мы продолжаем нашу экспедицию, рассмотрите карту и назовите следующий пункт назначения.

(На карте изображён вулкан под номером 2).

— Ребята, вы догадались, что это? Давайте подойдём и рассмотрим его.

— Как называется верхняя часть вулкана?

— Кратер вулкана — это огромная чаша с крутыми склонами.

— А вы знаете, как называется огненная жидкость, выходящая из вулкана? (лава)

-Какие бывают вулканы? (спящие, действующие, потухшие).

Вы хотите увидеть пробуждение вулкана?

— Сейчас резервуар наполняется необыкновенной жидкостью и вы увидите, что произойдёт (извержение вулкана).

— А вы знаете, что некоторые горы образуются после извержения вулкана?

– Давайте построим гору.

Игра “Гора”

Стоит гора — старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь.(часть детей отходят в сторону)

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

— Раз, два, раз, два — собирается гора.

— Смотрите, ребята, сколько камней лежит у подножья горы. А для чего же они нам могут пригодиться? Может они нам пригодятся в нашей творческой мастерской? Предлагаю их собрать и взять с собой.

— Давайте обратимся к карте, так где у нас находится творческая мастерская?

(на карте изображена веранда под номером 3).

— Посмотрите, художник начал изображать картину, но не закончил её.

— А какими изобразительными средствами можно создать картину?

(мелками, карандашами, красками).

-Ребята, картины могут создаваться не только красками и карандашами, но и природными материалами. Как вы думаете, чем мы можем её украсить?

-Какого цвета камни подойдут для изображения реки?

-Для изображения горы, солнца, облаков?

— Ну что ж, приступаем к работе.

(Практическая часть: выкладывание картины из камней.Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение.)

— А давайте попробуем выложить у подножья горы камни, которые покрупнее, а остальную часть горы выложим из мелких.

— Посмотрите, как удачно у нас получилось, гора выглядит, как настоящая.

— Какая красивая и необычная картина у нас получилась, мы обязательно вечером покажем её своим родителям.

Заключительная часть        -Ребята, мы проделали с вами такой огромный путь, предлагаю устроить привал: разбить палатку, приготовить обед. А из чего мы соорудим палатку для отдыха?

(изготовление палатки из лесенки — чудесенки. Звучит песня «Друг»).

Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия «Прогулка в осенний лес»

Закреплять умение различать основные цвета, соотносить предметы по цвету....

Конспект по математике "Прогулка в лес"

Конспект разработан для младшей группы детского сада. Успешно проведен педагогами....

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ Прогулка-поход "Наш детский сад" средняя группа

Закреплять знания о сезонном явлении – снегопаде,  учить замечать изменения в природе,уточнить знания детей о территории детского сада, рассказать о некоторых объектах и их назначении; способство...

Конспект по физкультуре"Прогулка по весеннему лесу"

Сюжетное занятие по физкультуре для логопедической группы....

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект интегрированного занятия "Прогулка по весеннему лесу"

Обобщить знания детей по теме "Весна",уточнить знания детей о времени года,изменениях в природе,происходящих весной.Развивать речь детей,расширять словарный запас,ввести в активный словарь слово "стре...

Конспект занятия на прогулке для младших дошкольников «Прогулка в лесу»

Конспект занятия на прогулке для младших дошкольников«Прогулка в лесу»Задачи:-  Закреплять навыки ходьбы парами и «змейкой»;-  Развивать умение перешагивать препятств...

Конспект для проведения прогулки.Прогулка в апреле. Как дует ветер, листочки колышет.

Конспект для проведения прогулки. Автор: Боговская Ирина Анатольевна, воспитатель МБДОУ №34, г. Псков. Прогулка в апреле.Как дует ветер, листочки колышет.(утро) Цель: Ознакомление детей...