Конспект занятия "Удивительные свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе на тему воды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_udivitelnye_svoystva_vody.docx | 135.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад» №133 «Почемучка» города Чебоксары Чувашской республики
Конспект НОД
по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе №6 «Подснежники»
«Удивительные свойства воды».
Выполнила:
Воспитатель
Маруськина А. Н.
Чебоксары 2019
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воды, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
- Образовательные:
-совершенствовать восприятие детей путём активного использования всех органов чувств (зрение, вкус, обоняние).
2. Развивающие:
- развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты.
3. Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Воспитывать организованность, дисциплинированность.
Методы и приемы:
•Организационный момент;
•Художественное слово;
•Уточнения, опросы, игровые приемы;
•Алгоритмы для составления модели этапов деятельности;
•Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг столов для опытов и исследований.
Словесные: вопросы, художественное слово
Практические: физкультминутка, исследование предметов, Д/и «Вода бывает».
Словарная работа: невидимый, прозрачный, подсластить, пресная.
Индивидуальная работа: закреплять с Олаевой Кариной произношение звуков [c ], [п].
Оборудование и материалы: фартуки для опытов, глобус, нарисованная голубая капля, 4 синие и 4 красные маленькие нарисованные капли, квадратный прозрачный сосуд, круглый прозрачный сосуд, столы для опытов, чайные ложки по количеству детей, трубочки для питья, блюдца, стаканчики, вода кипячённая, сахар в сахарнице, соль в солонке, влажные салфетки.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)
Воспитатель: Молодцы!
Ребята встанем рядышком по кругу
Улыбнемся все друг другу.
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется.
Послушайте, К.Аня, Г. Настя и Максим сейчас нам загадают загадку.
1 ребёнок:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
2 ребёнок:
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать
Без чего мы скажем прямо
Человек не может жить?
3 ребёнок:
Чтобы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба
Чтобы плыли корабли
Жить нельзя нам без ……
Дети: -Воды!
Воспитатель: -Правильно, вода. Ребята, а как вы думаете, сколько времени человек может прожить без пищи?
Дети: (Ответы.)
Воспитатель: - Месяц.
- А сколько времени человек может обойтись без воды?
Дети:(Ответы.)
Воспитатель: - Неделю, 7 дней. Ребята, а как вы думаете, много ли воды на земле? Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначена вода?
Дети: - Синим.
Воспитатель: - Правильно. А суша. (островок, которая не залита водой)
Дети: - Желтым. Зелёным. Коричневым.
Воспитатель: -Молодцы! А чего больше суши или воды?
Дети: -Воды.
Воспитатель: - Правильно воды. Водой покрыта большая часть площади Земли, поэтому к воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды пригодной для питья на земле не так уж и много. Потому что в морях вода солёная и она не пригодна для использования в хозяйстве.
2-ая часть
Воспитатель: - А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Хорошо - плохо» Подойдите к доске. На нем прикреплена большая голубая капля воды.
(Дети вместе с воспитателем подходят к доске.)
Вы все будете капельками. Одни капельки синие, другие капельки красные. (Раздаю капельки.) Итак, синие капельки должны вспомнить, чем полезна вода, чем она хороша? Сказать об этом нам всем и прикрепить свою капельку справа от большой капли, которая изображена на доске. А красные капельки будут вспоминать, чем вода может быть вредна и даже опасна? Они прикрепят свои красные капельки слева от большой капли. Задание вам понятно?
Дети: (Ответы.)
Воспитатель: Где мы должны приклеить синие капельки? (Если дети затрудняются ответить задать уточняющий вопрос: - Справа или слева от большой капли?
Дети: Справа.
Воспитатель: А куда мы должны приклеить красные капельки?
Дети: Слева.
Воспитатель: -Предлагаю вам сначала рассказать, чем полезна вода. Вода - это хорошо, почему?
Дети: - Вода нужна для питья.
-Умываться и мыть руки.
-Готовить еду, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду.
-Вода нужна для жизни людей, животных и растений.
Воспитатель:- Отлично. А теперь расскажите чем опасна вода. Вода – это плохо, почему?
Дети:
- Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.
- Горячей водой можно обжечься.
- Бывают наводнения, которые разрушают дома.
- На пролитой воде можно поскользнуться и упасть.
Воспитатель: - Молодцы! С заданием справились.
3 часть.
Воспитатель: Ребята! А теперь я вас приглашаю отправиться в настоящую лабораторию и предлагаю провести настоящие опыты. А что такое «лаборатория?»
Дети...
Воспитатель: Правильно. А как называют людей, которые работают в лаборатории?
Дети...
Воспитатель: Правильно, ребята! А вы хотите отправиться в лабораторию? Для этого нам надо одеть специальную форму, возьмите фартуки и одевайте. (Дети надевают фартуки). А теперь всем лаборантам мы повесим специальные бейджики, где написано имя лаборанта. Подойдите ко мне. (Детям закалываются на фартуки бейджики) Какие вы стали красивыми. А я буду руководителем лаборатории.
Воспитатель: Уважаемые лаборанты! Перед началом работы в лаборатории мы с вами должны вспомнить правила. Какие правила вы знаете?
Дети: В лаборатории нельзя трогать незнакомые предметы без разрешения руководителя.
Слушать инструкцию руководителя.
Не шуметь. Не толкаться.
Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите на столы. Какие цифры видите на них.
Дети... 1. 2. 3. 4.
Воспитатель: Правильно. Мы сегодня с вами будем проводить четыре опыта. Пройдите к столу под номером 1.
Опыт №1.Какой формы вода?
Воспитатель: Какой формы вода? На столе стоят две посуды. Ребята, а какой они формы? (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для того, чтобы узнать и правильно ответить на этот вопрос мы с вами проведём небольшой опыт. Сначала нальём воду в квадратную посуду. (наливает) Посмотрите, какую форму приняла вода?
Дети: ...
Воспитатель: Правильно. Вода стала квадратной формы. Перельем эту воду в круглую посуду. (Переливает) А теперь какую форму вода приняла?
Дети:...
Воспитатель: Правильно. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Какой вывод мы можем сказать?
Дети: Вода не имеет форму. Принимает форму того сосуда, в котором находится.
Воспитатель: Правильно. Вода не имеет формы. (Вешает на доску карточку)
Опыт №2. Какого цвета вода?
Воспитатель: Какого цвета вода?
(выслушиваю ответы детей) Перед вами стоят два стаканчика: один с чистой водой, а другой с молоком. Возьмем карточки с цифрами и с буквами и поставим на них стаканчик с чистой водой. Нам сквозь воду видны буквы и цифры? (ответы детей) Какие буквы вы видите? А какие цифры? (Ответы детей) А теперь поставим на картинку стакан с молоком. Что мы обнаружили? (Ответы детей)
Воспитатель: Какой вывод мы с вами можем сделать?
Дети: (Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы.)
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. (Вешает на доску карточку)
Воспитатель: У лаборантов очень ответственная работа. Поэтому им нужен отдых. Давайте прогуляемся на свежем воздухе, встанем в круг и расскажем стихотворение
«Как приятно в речке плавать!»
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Воспитатель: Молодцы, ребята отдохнули, нам теперь нужно вернуться в нашу лабораторию.
Я вас приглашаю к столу №3.
Опыт №3.«У воды нет запаха».
Воспитатель: Как вы думаете, есть у чистой, пресной воды запах?
Дети...
Воспитатель: Я вам предлагаю выяснить это опытным путём. Перед вами стоят стаканчики с чистой водой. Возьмите их и понюхайте. (Дети выполняют) Чем она пахнет? (Дети нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Однако, можно подчеркнуть, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают её специальными веществами, чтобы она была безопасной для здоровья.)
Дети...
Воспитатель: И так, какой мы с вами сделаем вывод?
Дети: Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами выяснили, что вода не имеет запаха. (Вешает на доску карточку.)
Опыт№4.«У воды нет вкуса».
Воспитатель: Уважаемые лаборанты! Предлагаю перейти вас к четвёртому столу. Выберите каждый себе рабочее место. Что вы видите перед собой?
Дети. Два стаканчика с водой. Два сосуда с сыпучим веществом. Ложки. Я вам предлагаю взять ложечки и попробовать воду в стаканчиках. (дети пробуют воду.) Попробовали. А теперь ответьте пожалуйста: Есть у воды вкус?
Дети. Нет.
Воспитатель: А теперь ложечкой добавьте в первый стаканчик вещество с одного сосуда и перемешайте, а во второй стаканчик со второго, не забудьте перемешать. (Дети выполняют.)
Воспитатель: Что случилось с белыми веществами, когда они попадали в воду?
Дети: Растворились.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам попробовать воду с обоих стаканчиков поочерёдно. Что изменилось?
Дети: Вода стала солёной. Вода стала сладкой.
Воспитатель: А как вы думаете, что вы сделали водой, чтобы она стала солёной?
Дети: Пустили соль. Растворили соль.
Воспитатель: Правильно. Но об этом можно рассказать, используя только одно слово. А какое это слово?
Дети: Посолили. (Если дети затрудняются ответить, воспитатель подсказывает.)
Воспитатель: Маша, что мы сделали с водой?
Маша: Посолили.
Воспитатель: Молодцы! Что вы сделали, чтобы вода стала сладкой?
Дети: Пустили сахар. Растворили сахар.
Воспитатель: Правильно. А как можно рассказать об этом, используя одно слово? Кто ответит.
Дети: ... . (Если дети затрудняются ответить. Воспитатель подсказывает.)
Воспитатель: Уважаемые лаборанты! Вы воду подсластили. Давайте все вместе скажем.
Дети: Подсластили.
Воспитатель: Маша. Что мы сделали?
Маша: Подсластили.
Воспитатель: (Предлагает повторить это слово ещё 2-3 детям)
Воспитатель: Итак, в ходе этого опыта мы с вами что выяснили?
Дети: У воды нет вкуса. В воде растворяется соль, сахар.
Воспитатель: Молодцы! (Вешает на доску карточку)
Воспитатель: Уважаемые лаборанты. Вот и закончили мы свои исследования. Подойдите к доске и посмотрите на наши карточки. Какие исследования мы проводили на этот раз в нашей лаборатории?
Дети: ... .
Воспитатель:
А какие свойства воды мы обнаружили в ходе опытов?
Дети:...(Воспитатель выслушивает всех детей.)
Воспитатель: Молодцы, уважаемые лаборанты. За проявленную любознательность, смекалку и трудолюбие я, как научный сотрудник вручаю вам дипломы лаборантов.
Награждения.
Игра «Доскажите слово»
1. Чтобы чистым быть всегда, людям всем нужна … (вода)
2. Чаще мойся – воды … (не бойся)
3. Мойте руки перед едой, будете … (здоровы)
4. Чистая вода – для микробов … (беда)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Свойства воды"
Опытно-исследовательская деятельность с детьми 3-4 лет...
Конспект занятия "Свойства воды"
Опытно-экспериментальная деятельность...
Конспект занятия "Свойства воды"
Конспект занятия "Свойства воды" для детей старшего возраста....
конспект НОД "Свойства воды. Проделки Каркуши"
использование опытно-экспериментальной деятельности в процессе воспитания и обучения дошкольника....
Конспект НОД "Свойства воды"
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Вода. Свойства воды»Программное содержание:§ Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.§ Учит...
Конспект Нод "Свойства воды" для детей среднего дошкольного возраста
Этот материал могут использовать воспитатели для детей среднего дошкольного возраста...
Конспект НОД "Свойства воды и воздуха" в старшей группе
развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде....