Конспект ООД по познавательному развитию для детей средней группы «В гостях у Хозяюшки»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

 Маликова Сабира Башировна

Формирование  нравственности, уважения и бережного отношения к традициям русского народа, к человеку – труженику; воспитывать потребность изучать: обычаи и традиции своих предков, историю крестьянской избы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_hozyayushki.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательного учреждение города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»

Конспект ООД по познавательному развитию

для детей средней группы

 «В гостях у Хозяюшки»

Воспитатель: С.Б. Маликова

г. Нижневартовск

Цель: Формирование  нравственности, уважения и бережного отношения к традициям русского народа, к человеку – труженику; воспитывать потребность изучать: обычаи и традиции своих предков, историю крестьянской избы, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки и прибаутки, расширить словарный запас детей.

Словарная работа: улица, помочь, наличники, рубить избу.

Материал: деревянные лавки, сундук, накрытый стол с самоваром, половик домотканый, рушник, окно, люлька с младенцем, разрезные картинки с изображением избы,

Ход занятия:                                                                                                                                                           Занятия проводятся в «русской избе». Встречает детей  Хозяюшка (воспитатель в русском народном костюме). Тихо звучит русская народная песня.

Хозяюшка.

  1. «Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют»…

 Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Откуда вы ко мне пожаловали? Из какого города, села? Из какого детского сада? Ответ детей.

А как мне найти ваш детский сад? Может, вы знаете, адрес своего детского сада?  Ответ детей.

Молодцы! Вижу, вы знаете адрес, и даже название улицы. Кстати, кто может объяснить, почему улицу назвали улицей?   Суждения детей.                                                                                                          А я могу. Встаньте в две шеренги лицом друг к другу. Представьте себе, что каждый из вас сидит у окошка в своей избе и смотрит. Что вы видите? Ответ детей. А что именно у товарища вы видите? (жестом показывает – лицо).                                                                                                  У лица получилось слово улица. Вот какой интересный и простой русский язык! А ещё я знаю, в деревне считалось, что изба – это лицо хозяина. Вот люди и старались  украсить свои избы. Избы смотрели на мир окнами-глазами. Называли их ласково оконца и украшали наличниками, как у меня.

  1. «Разговорами каши не сваришь». Ко мне гости пришли, а я их на улице держу. Милости прошу! В избу заходите. Мальчики девочек за руки берите, на удобные места сажайте, и сами рядом присаживайтесь. Всем места хватит. Вон, какая у меня изба просторная! Все разместились! А строил эту избу мой дед. Давно это было, я совсем маленькая была, меньше вас. Вот как долго стоит и ещё 100 лет простоит. Как вы думаете, может один человек построить такую избу. Ответ детей.                                               

Конечно же, нет! Помогали ему всей деревней. Мужики с топорами с утра пришли, избу рубить, а женщины еду готовить. Люди жили дружно и всегда помогали друг другу. Такое правило было на Руси. Традиция помогать друг другу называлась помочь. Давайте все вместе произнесём это новое слово «помочь». И пословицы народ сложил: «Одному хорошо, а вместе лучше», «Другому сколько можно помогай» или «Ум хорошо, а два лучше».

  1. А сейчас и с вами потрудимся. Есть у меня игра «Кто быстрее соберёт картинку – избу»
  2. А вы знаете, в каждой избе было много ребятишек. Игрушки у них было самыми простыми: матрёшки, деревянные лошадки, зверюшки, тряпичные куклы и т.д. Вот и у меня есть внучок Ванечка. Ой, ребятки, не знаю, что случилось с моим внучком Ванечкой, не может уснуть. Может он хочет с нами поиграть? Он очень любит играть в «Ладушки». Давайте вместе поиграем!

«Ладушки, ладушки,  

Где были?

 У бабушки! (хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони

Все в морщинах собраны. (показывают руки ладонями вверх)

А у бабушки ладони

Добрые-предобрые. (поглаживают ладони друг о друга)

Всё работали ладони

Долгими годами. (постукивают кулачком о ладонь)

Пахнут добрые ладони

Щами с пирогами. (подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)

Вот теперь я думаю, мой Ванечка будет спать. А вас как мамы усыпляют? Ответ детей.                                               

Хозяйка берёт младенца из люльки и поёт колыбельную.

Баю – баю, баиньки,

Купим Ване валенки.

Наденем на ноженьки

Пустим по дороженьке.

Будет Ванечка ходить.

Новы валенки носить.

Что-то не заснёт, может, кто из вас знает колыбельную и споёт моему Ванечке.

(Два – три ребёнка поют колыбельную, держа младенца на руках)

Заснул. Давайте сядем поудобнее, «По сидим рядком, да поговорим ладком». А говорим мы сегодня о деревенской избе.

Давным-давно, когда на Руси  и городов-то не было, шумели на русской земле дремучие леса. Почему лес называли дремучим?

- Как вы думаете, какие деревья в тех лесах росли?

- Водилось в этих лесах много зверей. Каких?

- Росло грибов видимо-невидимо. Может, и про грибы тоже расскажите?

А ягод…!

- В полноводных реках водилось много рыбы. Какой?

Люди старались строить свои избы по берегам рек. Интересно, почему?

А из чего они строили свои избы? Почему?

Изба нужна прочная, такая чтобы долго стояла и внуки в ней жить могли. Поэтому деревья выбирали очень тщательно. Никогда для постройки не выбирали берёзу, потому что она быстро гниёт. Липа – очень мягкая, из неё игрушки хорошо вырезать или посуду деревянную.

 Строили избу из сосны или ели. Из этих деревья брёвна самые прочные. Старое дерево не брали. Как вы думаете почему?  Молодые деревья тоже не брали. Чем они не подходили?  

Закончат избу рубить, хозяйка приглашает всех к столу, а там уже много угощений. Как вы думаете, ребята, чем в старину гостей угощали?

Про труд много пословиц и поговорок народ сложил, может и вы знаете?

«Дело мастера боится»,

«Без труда не выловишь и рыбки из пруда»,

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи».

Я знаю ещё одну «Сделал дело – гуляй смело».

А теперь я приглашаю вас к самовару на чаепитие, отведайте нашего чая с сушками. Милости прошу!

«Самовар кипит, уходить не велит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по хореографии для детей средней группы «В гостях у гномиков»

Цель: Развитие двигательной сферы детей, развитие воображения и способности к двигательной импровизации. Задачи:Заинтересовать и создать условия для творческой работыФормировать навыки орие...

Конспект НОД по познавательному развитию для средней группы «В гости к нам пришел грибок»

Конспект НОД по познавательному развитию для средней группы «В гости к нам пришел грибок». Программное содержание: Познакомить детей с разнообразием грибов, растущих в лесах средней полосы России. Фор...

Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе «В гостях у деда-огородника»

Задачи:1. Уточнить знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания, отличительных признаках, используй различные анализаторы. Развивать умение сравниватьи группировать предметы по признакам....

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе "В гостях у Феи Чистоты"

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе "В гостях у Феи Чистоты"...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе " В гостях у Осени"

Конспект занятия по познавательному развитию предназначен для воспитателей детских садов, его можно использовать как для занятий по окружающему миру, так и по развитию речи. Занятие соответствует треб...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей средней группы «В гостях у Хозяюшки»

данная разработка поможет педагогам приобщить детей к истокам русской народной культуры,используя макет избы...