"Вулканы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Задачи: сформировать представления о вулканах, познакомить с профессией ученого-вулканолога; расширить словарный запас, активизировать в речевой практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №2001 дошкольное отделение «Радуга»
«Вулканы»
Подготовительная группа №5
Выполнили : Мамыкина В.А.
Рукавишникова Т.И.
Москва, 2017г.
Задачи: сформировать представления о вулканах, познакомить с профессией ученого-вулканолога; расширить словарный запас, активизировать в речевой практике.
Ход НОД:
Дети входят в зал.
В.: Добрый день мои юные друзья, сегодня у нас свами гости давайте их поприветствуем, подарим улыбки, чтобы у гостей сохранилось хорошее настроение на весь день.
Р – та к нам пришло письмо, давайте посмотрим что же в нем написано. Давайте прочитаем.
Письмо от профессора:
- Здравствуйте ребята, я профессор Знайка. Вы мне писали очень много писем, в которых просили рассказать вам все о вулканах. На своем опыте я знаю, что дети очень любознательны, и я предлагаю им стать участниками экспедиции, и посмотреть на вулканы своими глазами. Ждите, скоро буду.
В.: Здравствуйте, ребята! Меня зовут профессор Знайка.
Ребята, вы писали мне письмо? Ну что готовы к приключениям, я предлагаю совершить увлекательное путешествие на таинственный и загадочный остров, где мы превратимся в настоящих исследователей тайн и загадок Земли.
В.: Ребята, какими чертами характера должен обладать путешественник?
Д.: Смелый, отважный, умный, добрый.
В.: Чтобы отправиться в научную экспедицию, надо проверить наши знания.
У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чем тут фокус?
Я держу руками …
(Глобус)
В.: Давайте посмотрим, а что такое глобус? Правильно, глобус – это маленькая модель земли. На глобусе, так же как и на карте, изображены реки, моря, океаны, суша, горы, разными цветами. Давайте рассмотрим его и вспомним, каким цветом изображены, реки, моря, океаны.
Д.: Синим.
В.: Суша? Горы?
Д.: Зелен, желтым, коричневым.
В.: Ребята, а что такое горы?
Д.: Это высокие холмы.
В.: Из чего состоят горы?
Д.: Из камней.
В.: Все вы зимой катаетесь с ледяной горки. А можно ли назвать горой? Почему?
Ответы детей.
В.: Правильно, молодцы, потому что горы состоят из камней, а ледяная горка – только изо льда. Горы бывают очень высокими. А вы хотите увидеть настоящие горы?
В.: Куда же мы поедем? Как же нам найти дорогу, что нам поможет. А поможет нам карта, где – то она у меня была. Открывает чемодан и ищет карту.
В.: Ой, а карта то рассыпалась вся на части. Р – та давайте соберем карту. А приклеивать мы её будем на мольберт. Молодцы! А кто прочитает, куда мы отправимся в путь?
Д.: Камчатка.
В.: Мы отправимся с вами на полуостров Камчатка .Показ на карте. Посмотрите вот она Камчатка, омыта водой, отметим флажком. Я так к вам торопилась, что все оставила в лаборатории. Помогите собраться в научную экспедицию. Посмотрите внимательно, что нам нужно взять для своей научной экспедиции.
Я предлагаю каждому взять по одному необходимому предмету (Карта, компас, лупа, фотоаппарат, телефон, тетрадь и ручка, еда, аптечка, лопата ).
В.: Ну что собираемся в путь? На чем же туда можно отправиться? (Дети предлагают свои варианты ответов).
В.: Да, многие путешествую на автомобилях, кораблях, самолетах.
Но самые смелые и храбрые путешественники путешествуют на воздушном шаре. Ребята, я предлагаю вам пофантазировать и отправиться в путешествие на воздушном шаре.
В.: Занимайте свои места в нашем воздушном шаре, мы отправляемся в путь. Дети смотрите внимательно, ничего не пропустите. Я предлагаю зафиксировать время нашего полета в нашем научном журнале. Какой сегодня день недели, месяц, время года, год? Молодцы! Во время путешествия мы пролетим над знаменитыми вулканами мира. А теперь закройте ваши глазки, мы начинаем полет итак взлетаем.
(Шум ветра показ слайдов вулканы земли ).
В.: Какая красота, мы пролетаем над Италией, где находятся знаменитые вулканы Везувий и Этна.
А сейчас мы пролетим над Индонезией, над вулканом Кракатау.
А вот извержение вулкана Суфриер на острове Монтсеррат.
Чувствуете, что-то стало холоднее? А вот и он- полуостров Камчатка, со своим знаменитым вулканом Ключевская сопка- это самый высокий вулкан на территории России.
В.: Вот мы и приземлились на полуостров Камчатку.
В.: Садитесь ребята и внимательно послушайте загадку.
Он огромный, он могучий
Он бывает выше тучи.
Басом может он смеяться
Кашей огненной кидаться.
Старый добрый великан-
Это дедушка (Вулкан).
В.: Ребята вы уже знаете, что вулканы-горы, но они необычные. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор.
В.: Ребята, вулканы бывают разные, есть живые вулканы (действующие), есть спящие. А также вулканы бывают надводные и подводные.
Живые вулканы извергаются. Они часто дышат огнем, выбрасывают тучу пепла, изливают водопады расплавленного камня.
Натрудившись, наработавшись, эти вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо дымок. Такие вулканы называют спящими. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан и впрямь печка- только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы чтобы пробудиться.
А вы знаете кто изучает вулканы?
Есть такая профессия- вулканолог, эти люди занимаются изучением вулканов.
Физкультминутка: Тяжелая профессия у вулканолога, но и вы наверное немножко подустали, давайте отдохнем.
Я предлагаю отправиться дальше в путь.
По дорожке мы шагали
И ворон мы не считали.
Смело мы идем вперед,
Где вулкан уже нас ждет.
Когда в гости мы пришли
Можно крикнуть 1, 2, 3.
В.: Ну вот мы с вами и пришли в нашу научную лабораторию «Интересных открытий», где мы будем проводить эксперименты. У всех научных сотрудников есть своя одежда- это халаты. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно и конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.
В.: Ребята давайте посмотрим, что же находится под салфеткой. Правильно- это макет вулкана. Рассмотрите внимательно вулкан и скажите на какую геометрическую фигуру он похож? (конкурс).
рисунок
Кратер вулкана- это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красновато-оранжевая пасть- это жерло вулкана, дыра уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость выходящая из вулкана называется лавой.
В.: Ребята вы хотите увидеть извержение вулкана?
Предлагаю провести эксперимент и посмотреть как извергается вулкан.
Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»
Ребята этот опыт мы проведем вместе.
Схема опыта
Для опыта мне понадобится три чайных ложки волшебной смеси, две чайные ложки чудо порошка, а чтобы наш вулкан заработал, смотрите внимательно, я добавлю огненную жидкость.
Ребята- кажется наш вулкан оживает, давайте отойдем подальше.
-Что же произошло? Вулкан из себя извергает лаву.
Ребята- разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает лава вытекает спокойно. У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем востоке, Камчатке, Курильских островах. Вулканы называют «огнедышащими горами», они опасны для жизни людей.
Ребята вулкан наш успокоился, давайте подойдем к нему поближе и рассмотрим, что мы видим у подножия вулкана.
Детское экспериментирование с пемзой и камнями.
В.: Ребята! Вот внизу под вулканом мы видим застывшую лаву, которая превратилась в твердую породу пемзу- камень вулканического происхождения.
Давайте возьмем лупы и рассмотрим её поближе.
Какая она пемза?
Какого она цвета?
Дети: Она серого цвета с дырочками.
В.: Ребята, поверхность которая покрыта дырочками называется пористой.
В.: А что еще у вас есть на столах? Давайте опустим простые камешки и наши кусочки пемзы в емкость с водой. Что произошло, они утонули? (ответы детей)
Как вы думаете, почему пемза не утонула? (ответы детей)
Правильно, потому что в пемзе много пузырьков и они наполнены воздухом.
Значит пемза легкая, а камень тяжелый.
Какое открытие мы с вами сделали?
Пемза-это камень в котором много дырочек, где скапливается воздух.
Пемза не тонет.
В.: На камчатке наступил вечер, наша лаборатория закрывается, мы провели все опыты, посмотрели на вулкан своими глазами. И нам пора возвращаться домой. Прошу, занимайте места в нашем воздушном шаре. А пока мы с вами летим в наш детский сад, чтобы не было скучно, предлагаю вам вспомнить , что интнресного вы сегодня узнали.
В.: На каком полуострове мы побывали?
Что необычного есть на Камчатке?
Что извергается из вулкана?
Как называется застывшая лава?
Как называют людей занимающихся изучением вулканов? Молодцы!
Ну вот мы и приземлились.
В.: Как незаметно пролетело время. Как вам наше путешествие?. А я с вами прощаюсь, но вы не забывайте писать мне письма. Я с удовольствием буду на них отвечать. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сценария по исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы "Извержение вулкана"
« Извержение вулкана» Конспект мероприятия по исследовательской деятельности для детей старшей группы. Цель:ØПознакомить детей с природными явлениями –вулканами, их ...

Конспект занятия в подготовительной группе "Вулканы"
Данная тема для детей остается интересной и познавательной. На протяжении всего периода проживания темы мы знакомились со строением вулканов, проводили опыты по "извержению", изучали карту расп...

Конспект НОД "Вулканы" подготовительная группа
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности рекомендуется для детей подготовительной группы. Позволяет в увлекательной форме, в процессе детского экспериментирования, ...

"Путешествии к подножию вулкана"
Конспект образовательной деятельности детей старшей группы ДОУ с интеграцией образовательных областей художественное творчество и безопасность....

Исследовательский проект «Вулканы. Извержение вулкана» для детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: В природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что в мире и в Рос...