"Путешествии к подножию вулкана"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Рахманова Екатерина Александровна

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы ДОУ с интеграцией образовательных областей художественное творчество и безопасность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Детский сад № 1 ЗАТО Солнечный

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы с интеграцией образовательных областей: безопасность, художественное творчество

               «Путешествие к подножию вулкана»

                                                             Выполнила: Рахманова Е.А.

                                               2013 год

Пояснительная записка.

Конспект образовательной деятельности ознакамливает дошкольников с природным окружением, формирует интерес к явлениям природы, расширяет представления о естественно научных связях между природными явлениями.

Конспект образовательной деятельности предполагает использование самых разных методов и приёмов. На нём широко применяется наглядность: натуральные объекты – минералы и оборудование для их обследования  фотографии; схемы – алгоритмы; предметные картинки; модель вулкана; просмотр DVD фильма.

В работу включаются все анализаторы детей: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный. Дети получают возможность занять активную позицию, принять участие в проведении экспериментов и опытов, под моим руководством сделать выводы и произвести самостоятельные обобщения.

Я считаю, что, овладевая таким способом познания, как экспериментирования, дети развиваются активными, самостоятельными и творческими личностями, что доказывает моё занятие. При этом выполняется важнейшее условие современных образовательных стандартов – полноценное, всестороннее развитие ребёнка с учётом индивидуально – личностного подхода.

Программные задачи:

1. Продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире.

2. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.

3. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.

Цели:

1. Познакомить детей с природным явлением – вулканом.

2. Закрепить умение выявлять свойства материалов по схеме.

3. Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности.

4. Активизировать словарь детей: минерал, твёрдый, плотный, не впитывает, вулкан, наковальня, лава, кратер, жерло.

Предварительная работа:

- Проведение серии занятий о воздухе, почве, воде, живых объектах, элементарных опытов с целью знакомства с их свойствами; прогулок, исследований, наблюдений.

 «Опыты для детей».

- Чтение книг о природе, беседы о прочитанном.

- Изготовление макета вулкана.

- Изготовление схем – алгоритмов

- Тонирование листа бумаги.

Индивидуальная работа:

- Активизировать фразовую речь у. Кирилла Ш. и Линды Б.

- Совершенствовать звукопроизношение у Руслана, Вани К.

Материал и оборудование:

Объект исследования: минералы вулканического происхождения; макет вулкана; схема строения вулкана, конверт с письмом; карандаши, альбомные листы.

Ход занятия.

Здравствуйте ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на наше с вами занятие давайте все вместе дружно поприветствуем их и поздороваемся с ними. 

Воспитатель: Ребята. Мы с вами живем на удивительной планете, которая называется...

Дети: Земля.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы. Океаны.

Дети: Глобус.

Воспитатель выносит глобус.

Воспитатель: Глобус - это макет земного шара. На глобусе, так же как и на карте, изображены реки, моря, суша, горы разными цветами. Давайте рассмотрим его и вспомним, каким цветом изображены моря, океаны, реки.

Дети: синим.

Воспитатель; Суша? Горы?

Дети: зеленым, желтым, коричневым.

Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?

Дети: Это высокие холмы.

Воспитатель: А из чего состоят горы?

Дети: из камней.

Воспитатель: Все вы зимой катаетесь с ледяной горки. А можно ли ледяную горку назвать горой? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, потому что горы состоят из камней, а ледяная горка - только изо льда. Горы бывают очень высокими.

- К нам в детский сад пришло письмо. А что там написано я вам сейчас прочитаю.

«Помогите мне, ребята,

Срочно разобраться надо:

И загадку отгадать.

Он огромный, он могучий,

Он бывает выше тучи.

Басом может он смеяться,

Кашей огненной плеваться.

Старый добрый великан –

Это дедушка……(Вулкан)

Жду от вас я новостей,

Получать люблю я письма

     От талантливых детей. (Незнайка)

 Воспитатель: А на Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются». Как называются такие горы?

Дети: Вулкан

Смотрят слайд №1

Самый большой вулкан находиться у нас в стране, и называют его Ключевская сопка. (Слайд №2)

Воспитатель: Есть ребята живые вулканы (действующие), есть спящие, а есть мертвые. А также вулканы бывают наземные и подводные (Слайд № 3). Живые вулканы извергаются. Они часто дышат огнем, выбрасывают тучу пепла, изливают водопады расплавленного камня. (Слайд 4). Натрудившись, наработавшись, эти вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Такие вулканы называются спящими. Над вершиной спящего вулкана вьётся маленький дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться (слайд №5). Мертвые вулканы никогда не извергаются, молчат все время, в ледяные панцири и признаков жизни не падают (Слайд №6).

Физ. минутка:

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело, мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1, 2, 3».

Воспитатель показывает иллюстрации вулкана и организует обсуждение (см. приложение №7).

- Какой формы вулкан?

- На что похожа верхняя часть вулкана? (На кратер)

- Какие цвета присутствуют на изображении вулкана?

- Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой

Извержение вулкана приносит пользу, но в тоже время и вред для нашей природы, людей, и животных (Слайд 8,9)

.Хотите увидеть извержение вулкана? Попробуем это сделать. (Воспитатель подводит детей к столу, на котором находится макет вулкана). В заранее приготовленную смесь из соды и красной сухой краски воспитатель добавляет немного уксуса. В результате дети наблюдают «извержение».

- Вулканы извергаются по – разному. Иногда они просто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». У нас в стране есть вулканы на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах

 - Хотите на них посмотреть? (да). (Просмотр DVD фильма «Вулканы Земли» 3 – 5 минут. См. приложение №14)

- Ребята, на вопрос Незнайки мы ответили, но как узнает он наш ответ?

(дети предлагают нарисовать)

- Но сначала разомнём свои пальчики. (См. приложение №15)

Пальчиковая гимнастика:

Посчитаем мы сейчас,

Где вулканы есть у нас?

Через Запад на Восток

Через Север, через Юг

Возвращайся, сделав круг.

Минералы здесь нашли

Все собрали и пошли.

- Нам предстоит интересная и очень ответственная работа. Прежде чем приступить, давайте вспомним, как можно нарисовать вулкан?

- Какой вулкан у подножия? (широкий)

- Какие цвета больше всего подойдут для бурлящей клокочущей лавы? (яркие, сочные, насыщенные – все оттенки красного)

Воспитатель обращает внимание на композиционное решение, напоминает, что умение работать сообща приводит к хорошим результатам.

- Вы мастерски ответили на вопрос Незнайки, с заданием отлично справились, спасибо за сотрудничество.

Перечень литературы:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 5 – е изд. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность среднего и старшего дошкольного возраста. – С – П.: Детство – Пресс, 2009.

3. Дыбина О.Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

4. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5- 7 лет/ Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М.: Оникс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Тема: Мы склонились низко у подножья обелиска

Уважаемые гости, читая записи, мы всегда размышляем! Прошу оставлять свои мысли в комментариях!Аннотация: Программное содержание.Предварительная работа.Словарная работа.Материалы и оборудов...

Презентация "Путешествии к подножию вулкана"

Эта презентация  дополнение  к конспекту образоваательной деятельности детей старшей группы ДОУ....

Презентация "Путешествии к подножию вулкана"

Эта презентация  дополнение  к конспекту образоваательной деятельности детей старшей группы ДОУ....

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе "В гости к подножью Вулкана"

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе"В гости к подножью  Вулкана"Цель: развитие познавательно - речевой активности и творчества детей через разные ви...

Проект "Таинственный город у подножья Саян"

Проект по нравстенно - патриотического воспитанию....

«Путешествие к подножию вулкана»

laquo;Путешествие к подножию вулкана»...