Экология для дошколят
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формировать умения и навыки ведения исследования (рассуждать, высказываться, отвечать на вопросы и формировать их, уважительно относиться к собеседнику, самостоятельно находить решение проблемы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_ekologii.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по экологии
на тему: «Для чего нам нужна чистая вода?»
Цель: формирование у старших дошкольников осознанно-правильного отношения к природе посредством развития основ экологической культуры.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания детей о воде, как о самой важной и нужной на планете, необходимой для жизни всего живого на Земле.
2. Закрепить представления детей о воде как экосистеме, об ответственности человека за все живое на земле.
3. Вызвать интерес и желание экономно расходовать воду, беречь и охранять природные источники воды: реки, озера, водоемы.
4. Развивать у детей доказательность суждений и речи, продолжать учить делать выводы и умозаключения, анализировать и обобщать, опираясь на полученные ранее знания и опыт.
5. Формировать навыки самоконтроля и самооценки, быстро переключаться с одной деятельности на другую.
6. Воспитывать бережное отношение к природным и водным ресурсам.
7. Воспитывать нравственно-этические чувства: товарищество, дружелюбие, сопереживание и желание прийти на помощь нуждающемуся.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Оборудование: Набор плакатов и картинок «Круговорот воды в природе". "Вода в природных явлениях». Стакан с грязной водой, покрашенное краской, фильтр ; Диск «Живые звуки матушки-природы», звукозапись из цикла «Вода»; салфетки, косынки для игры.
Ход НОД:
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель (В.). Кто это к нам стучится?
Входит почтальон Печкин, приносит телеграмму и пакет от жителей озера — Русалки и Водяного. Они сообщают, что с водоёмом случилась беда, он погибает. Русалка и Водяной просят о помощи, люди загрязнили озеро. Растения увяли, рыбки заболели, птицы улетели... В. Только мы, ребята, можем им помочь (достаёт из пакета банку с грязной водой). Эта банка волшебная. Вода в ней грязная, и в озере она грязная, но если в банке вода станет чистой, то и в озере очистится.
Для того чтобы всё получилось, необходимо выполнить условие: грязную воду должны очистить мы все вместе — только тогда произойдёт волшебство, и озеро станет совсем чистым. Мы сейчас пойдём в лабораторию, очистим воду из волшебной банки и вернём её уже чистую Русалочке и Водяному.
Для этого будем использовать фильтры (специальная фильтрующая бумага).
- Очистив воду, дети передают банку Печкину. Он их благодарит: вода стала чистой, прозрачной. Печкин. Ребята, а сейчас вы сможете увидеть озеро, собрав разные картинки (2 подгруппы детей собирают разрезные картинки озера). Раздаётся шум воды из крана.
- В. Дети, а вы знаете, откуда к нам в краны поступает вода? (Из рек, озёр, из-под земли.)
- Но воду из рек и озёр пить нельзя, она не очень чистая, и человек может заболеть. Чтобы вода стала чистой и безопасной для нас, её специально очищают, фильтруют на очистительной станции, только потом она поступает к нам в дом.
Теперь Водяной сможет видеть в воде, рыбки станут здоровыми, прилетят птицы.
- Наш город большой, и чистой воды нужно много. А представьте, что вы забыли закрыть кран. Из-за такого пустяка может «исчезнуть» целая река. Нужно беречь воду, не оставлять открытым кран. Ребята, скажите мне, пожалуйста, как получается, что вода в реках и озёрах не кончается? Как река пополняет свои запасы?
- Каждый день солнце нагревает воду в морях, реках, озёрах, и она превращается в пар. (В группу вносят только что закипевший электрический чайник, из носика которого идёт пар. Воспитатель подставляет к носику сухое чистое стекло, и на нём образуются капельки воды. Это пар, попав на холодное стекло, опять превращается в воду.)
- В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее там воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.
- Снежинки образуются так же, как и капельки дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда — снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе. (Свой рассказ воспитатель иллюстрирует с помощью схемы круговорота воды.)
В. А сейчас мы с вами поиграем. (Предлагает детям встать в круг, взявшись за руки. В игре участвует Печкин.)
В. Наш круг, как и вода, может менять свою форму — вытягиваться в овал.
А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту —она стала нагреваться.
Каждый из вас — частичка воды.
Вода нагревается, и вам становится жарко.
Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держаться друг за друга.
Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети бегают по группе), и каждый из вас движется сам по себе — стал частичкой пара.
А теперь вас замораживают, вам становится холодно.
Что вы будете делать?
Конечно, надо встать поближе друг к другу, обняться, чтобы вам стало потеплее.
(Вода — жидкая, пар — газообразный, лёд — твёрдый.)
- Дети загадывают загадки Печкину.
- В. Вода появляется не только из крана. Как можно использовать дождевую воду? (Собирать в бочки, а затем поливать растения, огороды.) Как можно использовать снег? (Вывозить на поля — он будет согревать ростки растений, а весной превратится в воду, которая пополнит реки и озёра.)
- Игра «Кто быстрее?»
Двое детей собирают комочки снега (смятые листы бумаги), кто больше и быстрее соберёт (у игроков завязаны глаза). Печкин предлагает детям поиграть в игру «Закончи предложение».
В. Что устанавливают в квартирах, чтобы узнать, сколько израсходовали воды жильцы квартиры? (Счётчики.)
Много израсходовали — много заплатили.
Мало израсходовали — мало заплатили, сэкономили деньги.
В. А какие пословицы и загадки о воде вы знаете?
(Дети рассказывают пословицы и загадывают загадки.)
1. Воду попусту не лей, дорожить водой умей.
2. Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.
3. Бережливость — вот лучшее богатство.
Печкин благодарит детей и уходит.
Природа, растения и животные Татарстана
Своеобразный, крупный регион на границе европейской и азиатской культур. Вдали от моря-океана, на Восточно-Европейской равнине раскинулся Татарстан. Умеренно-континентальный климат гарантирует теплое лето и не очень агрессивную зиму. Атлантические воздушные массы делают погоду более мягкой, а массы воздуха с Севера (Сибирь, Арктика) наоборот несут прохладу.
Особенностью природы Татарстана является разнообразие климатических ресурсов у различных районов. Прохладные регионы – Предкамье, Восточное ЗАкамье, теплый регион – Западное Закамье (бывают даже засухи), оптимальный климат в Предволжье Республики Татарстан. Природа довольно таки благодатная и ласковая. Для сельского хозяйства есть все условия, поэтому оно тут процветает. Север Предкамья – тайга. Остальная часть Предкамья, Предволжье, север Закамья – лиственница. Южное Предволжье и почти все ЗАкамье – лесостепь. Леса в Татарстане не так много – всего лишь 18% площади покрыто лесом. Дубы, липы, березы, осины, сосны, ели – представляют представителей лесной флоры. Тайга бывает южнотаежная, подтаежная. Первый тип представлен в основном хвоею, второй смесь лиственницы и хвои. Ели и пихты на севере Поволжья сменяются широколиственным дубом и липой, кленом остролистым и ильмом. Нижний ярус – лещина, бересклет, кусты. Иногда развиты поросли трав дубравных, мхов с папоротниками. Чем дальше на юг – возрастает доля широколистных посадок и уменьшается количество естественных лесов. Юг встречает гостей лесостепью, теплом, ковылями, тонконогами, типчаками. В корне всех нюансов и особенностей лежит тот фактор, что на территории Татарстана осуществляется переход через зоогеографическую черту, разделяющую лес и степь. Поэтому много характерных и для той и для другой зоны представителей фауны прекрасно себя чувствуют на территории республики. Больше четырехсот видов животных и около 27 десятков видов птиц представляют животный мир Татарстана. Волки, лисицы, ежи обыкновенные, лоси, медведи, рыси, куницы, горностаи, колонки, бурундуки, зайцы-беляки, белки, сони, выдры, норки, ондатры, тушканчики, сурки, слепушонки, зайцы-русаки, степные хори – обычные жители Татарстана. Перелетные птицы, временные гости республики, проживают в гостином для них уютном доме, расположенном на территории страны. Как и в ситуации с животными – опять же представители и леса и степи вместе представляют пернатых Татарстана. Трехпалые дятлы, тетерева, глухари, филины, ушастые совы, неясыти, рябчики, стрижи черные, куропатки (серые и белые), дрофы, жаворонки (полевые и лесные), чайки озерные, «волгари», крачки речные, лебеди, гуси, утки, соколы-сапсаны, ястребы, канюки мохноногие, тювики, грифы черные, орлы степные, беркуты, коршуны, луни болотные – вот яркие представители сборной команды пернатых Татарстана.
Птицы Татарстана.
Отряд воробьиные. Самый многочисленный отряд птиц в Татарстане – целых 103 вида воробьиных встречаются здесь. Это более трети всех видов, представленных в республике, птиц. Подавляющее число небольших птиц относится к этому отряду, и их численность довольно высока. В смешанном лиственном лесу на 25 гектарах проживает около 400 птичьих пар. По своему видовому составу отряд воробьиных очень неоднороден. Здесь можно встретить как огромных воронов, так и миниатюрных корольков, чей вес не превышает 8 г. Семейство жаворонковых. Представителей семейства жаворонковых можно отличить по характерным внешним чертам. Они имеют закругленную заднюю часть плюсны и задний острый коготь. Жаворонок полевой. Отряд куро-образные. В Татарстане встречаются 6 представителей этого отряда. Тетерев, рябчик, глухарь и серая куропатка живут у нас круглый год. Перепел откочевывает на зиму в Африку. Белая же куропатка бывала замечена несколько раз во время зимней миграции. Тетерева предпочитает скрываться в деревьях и кустарниках, но нередко выходят на открытую местность. Встречается в Татарстане часто и практически на всей территории. Отряд чайки. На просторах республики были зафиксированы 12 разновидностей чаек. Отряд гусе-образные. Многочисленный отряд, включающий разнообразных пернатых. В Татарстане насчитывается около 30 различных видов гусеобразных. Из них 7 можно увидеть крайне редко, 9 только кочуют через данную местность, остальные успешно гнездятся. Лебедь-кликун в последнее время не остается на гнездование, хотя раньше пары с потомством были не редкостью. Отряд хищников-в природных массивах Татарстана было замечено 28 видов хищников. Только 4 из них обитают здесь весь год. Это беркуты, коршуны, ястребы. Остальные – перелетные. Сокол-Сапсан, Лунь болотный, Коршун. Отряд совы -птиц данного отряда отличает ночная жизнь. Фауна Татарстана насчитывает 12 видами сов. Филин-крупный представитель пернатого мира, весом до 3 кг. Можно встретить повсеместно, но предпочитает жить в глухих зарослях тайги. Сова ушастая. Увидеть ушастых сов можно даже на окраинах города. Отряд длиннокрылые. На территории Татарстана эта группа представлена только одним видом. Черный стриж. Отряд кукушкообразные. В самых укромных уголках тайги прячется от глаз кукушка глухая. Такое прозвище она получила из-за своего странного голоса. В отличие от обыкновенной кукушки, эти птицы издают более низкие приглушенные крики. Трехпалый дятел. Особенностью этого представителя фауны является наличие только трех пальцев на лапках, в то время, как у всех остальных дятлов их по четыре. Человеку очень сложно увидеть дятла, так как птицы обитают в самой глухой и непроходимой части тайги. Это не большая птица, размером чуть крупнее скворца, очень активно очищает лес от насекомых, который наносят вред деревьям. Благодаря этому качеству, трехпалый дятел считается очень полезным видом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятие по экологии "Эколята в гостях у дошколят"
Экологическое мероприятие для детей старшей группы...
Презентации "Этикет для дошколят", Лепбук "Этикет для дошколят", "Что такое ТРИЗ?", "Русская изба"
Этикет в ДОУ....
Конспект занятия по экологии «Как беречь природу в лесу. Путешествие в осенний лес юных эколят-дошколят»
Материал расчитан на детей старшей логопедической группы....
Экология глазами дошколят
Экологическое воспитание дошколят. Основной целью работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста является- воспитание осознанного заботливого отношения к природе и природным объек...
Консультация для родителей «Экология для дошколят»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста выражается в гуманно-ценностном отношении к природе....
Экология для дошколят
Занятие в подготовительой к школе группе "Встречай с любовью стаи птиц"...
Конспект -занятие «Добрые дела Эколят-дошколят». Методическая разработка НОД по экологии в старшей группе
Конспект -занятие «Добрые дела Эколят-дошколят».Методическая разработка НОД по экологии в старшей группе Пояснительная записка.Представленная методическая разработка – конспект ...