Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста(опыты с водой и песком)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
В процессе проведения опытов дети с удовольствием изучают свойства воды и песка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno_eksperimentalnaya_deyatelnost.docx | 413.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности это - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. В работе по разделам: «Песок, глина», «Вода, воздух» и др. дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой и живой природы: изучают свойства песка, глины, камней.
В процессе проведения опытов нужно задействовать каждого ребёнка, группы детей, использую коллективную форму работы. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное, ребята всё проделывают сами. На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.
Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. В слайдах показано, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека.
Опыты с водой.
- «Тонет, не тонет”. В емкости с водой опускаем различные по весу предметы (деревянные, пластмассовые пробки, гвозди, камешки и т.д.). Делаем вывод: вода выталкивает более легкие предметы.
- «Подводная лодка из яйца». В одном стакане соленая вода, а в другом пресная. В оба стакана опускаем яйцо. Делаем вывод, что в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
- «Цветы лотоса». Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки распускаются).
- «Чудесные спички». Надломить спички посередине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться).
- «Чем пахнет вода». Для опыта необходимо взять три стакана с чистой водой. В первый стакан насыпаем сахар, во второй добавляем раствор валерианы, а третий оставляем чистый. Предложить детям понюхать: в стакане, в котором добавлен раствор валерианы, есть запах. Вывод: вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё положены.
- «Есть ли у воды вкус?». В два сосуда налить питьевую воду. Дать детям попробовать питьевую воду. Затем в первый сосуд добавляем сахар, во второй – соль. Предложить детям попробовать. Вывод: вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.
- «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить». Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё
краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду. Вывод: вода легко окрашивается в любой цвет.
Опыты с песком.
1. «Из чего состоит песок»
Цель: выяснить, из чего состоит песок.
Материал: одноразовая посуда, лупа, песок.
Описание: Насыпьте песок на одноразовую тарелочку, с помощью лупы рассмотрите его.
Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок). Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
2. «Теплый — холодный»
Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.
Материал: пакеты с теплым и холодным песком.
Описание: Дайте детям теплый и холодный песок, уточните, где какой и песок находится. Предложите поиграть с песком, пересыпьте его между пальчиками маленькими тонкими струйками. С каким песком было приятнее играть? Вывод: в жаркую погоду приятнее играть с прохладным песком, в холодную — с теплым.
3. «Сухой песок сыпучий»
Цель: знакомить детей со свойствами песка.
Материал: песочница, сухой песок, формочки.
Описание: Предложите сделать куличик из сухого песка. Она не получилась, рассыпалась. Почему? Вывод: сухой песок сыпучий.
4. «Песочная страна»
Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Материал: песок, вода, лист белой бумаги, клей-карандаш.
Описание: Предложите ребенку рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?
На плотной бумаге нарисовать клеевым карандашом что-нибудь, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.
5. «Игры с песком»
Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей.
Материал: большая детская песочница, совки, лопатки, детские грабли, лейки.
Описание: Сделайте с ребенком ладошками следы на мокром песке. Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы? Чья ладошка больше? Чья меньше? Повторите эксперимент с сухим песком.
Вывод: на мокром песке хорошо отпечатываются следы, на сухом нет.
6. «Куда исчезла вода»
Цель: показать, что песок легко впитывает воду.
Материал: стаканчики с песком и водой.
Описание: в стаканчик с песком налейте воды. Потрогайте песок. Каким он стал?
Куда исчезла вода?
Вывод: вода быстро впитывается в песок.
7.«Лепим из песка»
Материал: подносы с мокрым песком.
Описание: попробуйте слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставьте до высыхания. Что происходит с поделками из песка после высыхания?
Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
8.«Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.
Описание: насыпьте мокрый песок в формочки, сделайте фигурки. Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки?
Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.
Каждый день на прогулке спрашивайте: «Можно ли сегодня лепить из песка или нет, почему?». (Ярко светит солнце — песок сухой; его намочили или шел дождь — песок влажный.) А как при ярком солнце сделать песок влажным? Как сохранить песок сухим при дожде? Размышляйте! Поощряйте своего юного лаборанта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
методическая разработка по формированию познавательного развития детей дошкольного возраста "опыты с водой"
Вместе с детьми выяснить различные свойства воды...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, ...
Конспект опытно - экспериментального занятия для детей подготовительной группы по теме «Вода»
Опыты с водой в подготовительной группе...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...
Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста "Опыты с водой"
Через игры и опыты научить детей исследовать воду в разных состояниях....
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...