Познавательно-исследовательский проект
«Мир насекомых»
«Познавательное развитие»
Вид проекта: познавательно - исследовательский
Продолжительность: краткосрочный (3июня- 23 июня)
Участники проекта: дети подготовительной группы.
Основные разработчики воспитатели:
Розенблюм Алла Ильинична.
Актуальность проекта
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте. В современном мире ребенок кроме телевизора, компьютера и игровых приставок должен научиться замечать красоту окружающего его мира. Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенности жизни, роста и развитии отдельных живых существ. Мир насекомых столь разнообразный, красочный, увлекательный привлекает внимание детей, вызывает интерес к его познанию, получению знаний о насекомых. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность
Задачи:
Познавательное развитие:
⦁ Развивать наблюдательность и стремление к поисково-познавательной деятельности в различных ситуациях;
⦁ Уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые»;
⦁ Уточнить особенности внешнего вида насекомых;
⦁ Закрепить знания о цикле развития насекомых, способе питания, образе жизни, краске в соответствии с местом обитаний, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы;
⦁ Развивать мыслительную активность, анализировать, делать выводы;
⦁ Расширить и обобщить знания детей о мотыльках (бабочках).
Речевое развитие:
⦁ Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов; формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками.
Коммуникативное развитие:
⦁ Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
⦁ Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий.
Физическое развитие:
⦁ Воспитывать и поддерживать интерес детей к прогулкам на свежем воздухе.
Художественно – эстетическое развитие:
⦁ Развивать продуктивную деятельность детей (рисование, аппликация, художественный труд) .
Интеграция: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Технологии обучения:
⦁ Технология проблемного обучения (проблемные ситуации)
⦁ Технология развивающего обучения (практические методы)
⦁ Технология диалогового обучения (словесные: беседа, вопросы)
Методы обеспечения:
⦁ Поисково – исследовательские наблюдения.
⦁ Игровая деятельность.
⦁ Беседы (конструктивные).
Ожидаемые результаты:
⦁ Дети владеют обобщающим понятием «Насекомые».
⦁ Знают и называют насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, оса, стрекоза, кузнечик, мотылёк).
⦁ Имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида : (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
⦁ Знают о пользе, которую приносят людям и растениям.
Формы работы по реализации проекта:
• Художественное слово;
• Просмотр мультфильмов;
• Беседа;
• Рассматривание иллюстраций;
• Дидактическая игра;
• Наблюдение в природе.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный
2 этап – познавательно – исследовательский
3 этап – заключительный
Перспективный план:
Этапы работы: Содержание:
1 этап - подготовительный подбор наглядного иллюстративного материала; знакомство родителей с целью и задачами проекта; подбор художественной литературы; составление плана работы.
2 этап – познавательно – исследовательский ⦁ Рассматривание альбома «Насекомые», иллюстраций, фотографий, энциклопедии с изображением насекомых;
⦁ Беседы: «Для чего нужны насекомые», «Польза и вред насекомых»,
⦁ Дидактические игры :
Игра "Жуки"
Цель: выработка длительного речевого выдоха. Работа над дикцией речи. Автоматизация звука Ж в связном тексте.
Игра“ГУСЕНИЦА”
Цель: Координация речи с движением, развитие творческого воображения.
Игра “БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ”
Цель: Развитие слухового внимания, и элементарных математических представлений
Игра "Забавная шкатулка"
Цель: Уточнить и расширить словарь по теме: «насекомые»
Упражнение «Что изменилось»
(кто улетел, прилетел, спрятался?)
Цель: развитие зрительного внимания, связной речи.
⦁ Подвижные игры:
Игра «Поймай комара»; Цель: упражнять детей в прыжках; развивать точность движений ловкость.
Игра «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»; Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т.п.) Остальные ребята отгадывают, о ком идёт речь.
Игра «День и ночь» («Дневные и ночные бабочки») Цель: развивать умение действовать по сигналу, передавать движением способы передвижения бабочки; выполнять правила игры.
⦁ Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Муха - Цокотуха», «Под грибом», «Как муравей домой спешил», «Пчёлка Майя»
⦁ Наблюдение за насекомыми на прогулке;
⦁ Чтение художественной литературы:
К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище»,
В. Степанова «Стрекоза»,
Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,
А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,
К. Ушинский «Пчёлки на разведках»,
«Дом для муравьёв» Т. Собакин,
«Жук-дровосек» Г. Сапгир,
«Жук-олень» В. Ланцетти,
«Любопытная бабочка» Г. Глушнев,
«Светлячки» И. Мордовина,
«Стрекоза» Е. Жданова
⦁ Загадывание загадок по теме «Насекомые»;
⦁ Рисование: «Бабочки»; «Божья коровка», «Пчелка»;
⦁ Лепка: «Гусеница на листке», «Муха», «Стрекоза»;
⦁ Конструирование: «Паучок на паутине»; «Бабочка на лугу»
⦁ Наблюдение в природе за насекомыми вместе с родителями.
⦁ Подвижные игры «Мед и пчелы», «Паук и мухи»
⦁ Пальчиковая гимнастика:
Игра: “Пчела”; Цель: развитие мелкой моторики и координации движений и речи
Игра «Осы»; Цель: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев с речью.
Игра «Жук»; Цель: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев с речью.
3 этап – заключительный Выставка детских работ.