"Обитатели подводного царства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гончар Галина Александровна

Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал содержит информацию об обитателях морей и океанов,игры, а также вторая часть занятия знакомит детей с нетрадиционной техникой рисования на камнях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obitateli_morya.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

                             

                            Тема: «Обитатели подводного царства»

Конспект интегрированной

непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию

с детьми старшего дошкольного возраста

 

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Тип: интегрированное.

Возраст детей: 6-7 лет.

Формы непрерывной образовательной деятельности: совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Формы организации: подгруппа.

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.

Задачи:

Обучающие:

1.Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.

2.Формировать навык полных ответов на вопросы.

3.Продолжать знакомить с приемами рисования на камнях разной формы.

Развивающие:

1.Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

2.Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

3.Развивать фантазию, творческое воображение.

4.Развивать мелкую моторику рук

Воспитательные:

1.Воспитывать познавательный интерес.

2.Воспитывать самостоятельность, умение планировать свою работу.

3.Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость.

Словарная работа: планктон, китовый ус.

Материалы и оборудование:

Маски морских обитателей, органза / «море»/, «камни» из картона с цифрами, коробка для камней, мяч, звукозапись «А рыбы в море», магнитофон, для рисования: баночки с водой, кисти, тряпочки, камни для росписи, влажные салфетки, палитры, акриловые краски, клеенки.

Демонстрационный материал: картинки с изображением морских обитателей, макет морского дна, камни, набор ракушек, морская звезда, мольберт.

Раздаточный материал:

Маски морских обитателей, камни.

Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию:

Изготовление масок морских обитателей, подбор звукозаписи для физминутки «А рыбы в море», подбор материалов для рисования /подготовка камней, подбор акриловых красок/, изготовление макета морского дна, изготовление атрибутов для д/игры «Веселые рыбки», подбор загадки, приветствия, дид.игры.

Методы и приемы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физминуток, технических средств.

Предварительная работа с детьми:

Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбки»; рассказ о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные); беседы о поездках детей к реке, морю.

Индивидуальные беседы о морских обитателях, рыбах.

Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные».

Чтение произведений «Морские сказки» С. Сахарова, С. Воронин «Добрая раковина», Энциклопедий о морских обитателях.

 

Воспитатель: Проходите, ребята!

/воспитатель с детьми встает в круг/

                               Для начала встанем в круг

                       Сколько радости вокруг.

                       Дружно за руки возьмитесь

                       И друг другу улыбнитесь.

                       Вы готовы поиграть?

                       Можем дружно начинать.

Давайте поздороваемся со всеми гостями, мы рады видеть их у нас в гостях.

Воспитатель: Отгадайте мою загадку:

                       Шириною широко,

                       Глубиною глубоко,

                       День и ночь о берег бьется.

                       Из него воды не пьётся,

                       Потому что не вкусна –

                       И горька, и солона. (море)

Воспитатель: А почему вы подумали, что это море?

Правильно, потому что в море вода соленая и горькая.

Воспитатель: Ребята, а хотите отправиться в подводное путешествие и исследовать морской подводный мир?

Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Я знаю волшебные слова, которые сказать нужно дружно и громко. Как только мы их произнесем, тут же перенесемся в подводный мир.

Давайте, закроем глаза!

1 -2 -3 – все замрём!

Детский сад наш изменился,

В дно морское превратился.

Мы отправимся гулять.

Дно морское изучать!

 /Дети садятся на коврик, на ткани, изображающей море, находятся маски морских обитателей/

Воспитатель: Мы погрузились не глубоко и на время сами станем обитателями подводного царства.

Ребята, сейчас каждый из вас расскажет о морском обитателе.

/все дети говорят по несколько предложений о своем морском животном или рыбе, когда отгадали обитателя, ребенок надевает маску этого героя/

Кит -самое большое млекопитающее. Киты бывают усатыми-синий кит /китовый ус/ и зубатыми /кашалот, касатка/, у которых есть зубы, и они нападают на других китов и дельфинов. Усатые киты питаются планктоном.

Планктон -   микроскопические животные и растения, которых не видно простым глазом.

Китовый ус-хрящевые пластинки, сквозь которые он втягивает воду в себя вместе с планктоном.

Медуза – древнее животное. Без воды жить не может. Некоторые виды опасны и ядовиты. Тело бывает разной формы: в виде зонтика, купола, диска.

Питается мелкими морскими животными.

Осьминог – хищник, питается крабами, моллюсками. Парализует добычу ядом из щупалец. Хорошо маскируется, его окрас меняется под цвет камней и водорослей. Хорошо плавает и ходит по дну.

Скат – у него расплющенное тело. На спине дыхательные отверстия, рот внизу. По бокам расположены электрические органы, их разряд использует для ловли добычи и защиты от врагов

Рыба-молот- у рыбы необычная форма головы. Глаза расположены далеко друг от друга, но все равно у нее хорошее зрение. Любимое лакомство -скаты. Охотится ночью, всегда в одиночку.

Морской конек -небольшая рыбка. У нее необычная форма тела. На теле много шипов. Добычу втягивает вместе с водой хоботком. Цепляется хвостом за плавники других рыб и путешествует.

Морская звезда -название животное получило из-за формы тела. Конечностей может быть от 5 до 40, которыми она открывает раковины моллюсков. Рот расположен на нижней стороне тела.

Глаза расположены на кончиках лучей -ножек.

Акула- самый опасный морской хищник. Отлично видит, слышит. У нее несколько рядов больших. Острых зубов, которые растут всю жизнь. У нее нет костей, хребет состоит из мягких хрящей.

Не может жить не двигаясь, даже когда спит, она все равно плывет. Движение помогает воде протекать через жабры и отдавать рыбе много кислорода.

Дельфин- млекопитающее животное, оно вскармливает своих детенышей молоком. Несмотря на то, что у дельфина есть, плавники и хвост, у него нет жабр, как у рыб. Дельфин дышит кислородом из воздуха.

/Дети надевают маски морских обитателей/

Воспитатель: Ну, вот мы познакомились и узнали про морских обитателей больше. А сейчас предлагаю вам отдохнуть и поиграть.

Игра- викторина «Рыбки»

Цель: закреплять знания детей о морских обитателях; развивать внимание, мышление, память; воспитывать любознательность, познавательный интерес.

/дети произносят слова и рыбки плавают, затем прячутся за камни-домики с цифрами, под каждым номером находится вопрос викторины/

“Рыбки, рыбки приплывайте,

В наши сети попадайте!

Плавайте туда-сюда,

Не уйти вам никуда!”

Вопросы:

1.Чем дышит рыба /жабрами/

2.Чем покрыто тело рыб /чешуей/

3.Какие рыбы живут в море/морские/, а в реке/речные/?

4.Как передвигаются рыбы? /плавник, хвост/

5. Назови морское млекопитающее. /дельфин/

6.Морской конек -это животное или рыба? /рыба/

7.У какой рыбы оба глаза на одной стороне? /у камбалы/

8. Какая самая большая рыба в море? /синий кит/

9. Какой страшный хищник живет в море? /акула/

 Воспитатель: Что ж, мои маленькие рыбки! Мы свами замечательно провели время в подводном мире и нам пора возвращаться в детский сад. Для этого я произнесу волшебные слова, а вы будьте внимательны и выполняйте  

Нужно вам закрыть глаза.

Сделать два больших прыжка,

Руки вытянуть вперед,

А затем наоборот.

Как рыбешки покружиться

Чтоб в саду нам очутиться.

Воспитатель: Давайте наших морских обитателей отпустим обратно в «море».

/Дети возвращают маски рыб и морских животных в «море»/

Воспитатель: Для того, чтобы вы лучше запомнили наше подводное путешествие, я приготовила макет морского дна, но на нем не хватает обитателей морских глубин.

Но море приготовило нам сюрприз. Посмотрите, какие красивые цветные камни оно нам подарило.

/Достаю коробку с морскими камешками/

Как вы думаете, что можно делать с морскими камешками  

/играть с ними, выкладывать узоры, рисовать на них/

Давайте эти камушки превратим в красивых ярких рыбок.

Воспитатель: Проходите на свои места и приготовьтесь к работе.

/Дети проходят на места/

Прежде чем приступить к украшению рыбок, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Пять рыбок»

Цель: Развивать речь, память, мышление, воображение, творческую фантазию и эмоциональную сферу детей, снимать умственное и психологическое напряжение, развивать моторику рук.

Пять маленьких рыбок играли в реке

(волнообразные движения в воздухе)

Лежало большое бревно на воде

(ладони прижаты друг к другу, повороты с боку на бок).

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

(выполняем ныряющее движение)

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»

(качаем сомкнутыми ладонями- отрицательный жест)

А третья сказала: «Мне хочется спать»

(ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит).

Четвертая стала чуть – чуть замерзать

(быстро качаем ладонями – дрожь)

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!»

(ладони раскрываются и соединяются - рот)

Плывите скорей, чтоб он вас не схватил.

(волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают).

Воспитатель: Сейчас подумайте, как вы украсите свою рыбку, главное, чтобы она стала красивая и нарядная. Возьмите правильно кисточку, набирайте краски немного и приступайте к работе.

 /Дети расписывают камушек/

Воспитатель: Итак, закончили работу, пусть ваши рыбки останутся на столах, а мы потанцуем.

Танец «Рыбы в море»

Цель: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд;

совершенствовать общую моторику.

Воспитатель: Хорошо потанцевали, а сейчас каждый из вас возьмет свою рыбку и разместит на морском дне.

Посмотрите какая красота получилась, теперь нашим морским обитателям не будет одиноко, а мы сможем играть в игру «Путешествие рыбки».  

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Какой обитатель моря или океана вам запомнился? Рисовать на камнях вам понравилось?

И мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы, рассказывали и играли, а еще красиво раскрасили рыбок.

Надеюсь, в дальнейшем вы узнаете еще много нового про морских обитателей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН с родителями «Обитатели подводного царства»

Цель: 1. Закрепление знаний о морских обитателях, их особенностях, строении.2. Развитие познавательной активности и творческих способностей детей; развитие умения работать сообща и дружно с другими де...

Презентация "Обитатели подводного царства".

Презентация "Обитатели подводного царства" предназначена для воспитателей и детей старшего дошкольного возраста, и может быть использована в процессе образовательной ситации и для индивидуальной работ...

Результаты международного конкурса 2015г."Обитатели подводного царства" воспитанниками средней группы МБДОУ №2 г.Киржача.

Международное сообщество  "Я-учитель" объявило конкурс "Обитатели подводного царства" 2015г. Номинации были разные: рисунков, поделок, стихотворений,презентаций. Мои воспитанники приняли участие ...

Викторина "Обитатели подводного царства"

Викторина, как итоговое мероприятие к проекту "Обитатели водоемов". Задачи:обобщить и систематизировать знания детей о морских и речных обитателях. (Познавательное развитие)упражнять в ...

Конспект НОД по окружающему миру "Обитатели подводного царства"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...

«Лучшая разработка дидактической игры». Дидактические игра "Обитатели подводного царства" с использованием нетрадиционного игрового пособия «Осьминог».

Методическая разработка игры будет полезна для воспитателей, инструкторов физической культуры, родителей. Рассчитана для детей средней и старшей группы....

Викторина «Обитатели подводного царства»

Цель: Создание условий для закрепления знаний у детей о воде и её обитателях....