"Обитатели подводного царства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал содержит информацию об обитателях морей и океанов,игры, а также вторая часть занятия знакомит детей с нетрадиционной техникой рисования на камнях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obitateli_morya.docx | 31.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Обитатели подводного царства» |
Конспект интегрированной
непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию
с детьми старшего дошкольного возраста
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Тип: интегрированное.
Возраст детей: 6-7 лет.
Формы непрерывной образовательной деятельности: совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Формы организации: подгруппа.
Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.
Задачи:
Обучающие:
1.Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.
2.Формировать навык полных ответов на вопросы.
3.Продолжать знакомить с приемами рисования на камнях разной формы.
Развивающие:
1.Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
2.Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
3.Развивать фантазию, творческое воображение.
4.Развивать мелкую моторику рук
Воспитательные:
1.Воспитывать познавательный интерес.
2.Воспитывать самостоятельность, умение планировать свою работу.
3.Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость.
Словарная работа: планктон, китовый ус.
Материалы и оборудование:
Маски морских обитателей, органза / «море»/, «камни» из картона с цифрами, коробка для камней, мяч, звукозапись «А рыбы в море», магнитофон, для рисования: баночки с водой, кисти, тряпочки, камни для росписи, влажные салфетки, палитры, акриловые краски, клеенки.
Демонстрационный материал: картинки с изображением морских обитателей, макет морского дна, камни, набор ракушек, морская звезда, мольберт.
Раздаточный материал:
Маски морских обитателей, камни.
Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию:
Изготовление масок морских обитателей, подбор звукозаписи для физминутки «А рыбы в море», подбор материалов для рисования /подготовка камней, подбор акриловых красок/, изготовление макета морского дна, изготовление атрибутов для д/игры «Веселые рыбки», подбор загадки, приветствия, дид.игры.
Методы и приемы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физминуток, технических средств.
Предварительная работа с детьми:
Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбки»; рассказ о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные); беседы о поездках детей к реке, морю.
Индивидуальные беседы о морских обитателях, рыбах.
Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные».
Чтение произведений «Морские сказки» С. Сахарова, С. Воронин «Добрая раковина», Энциклопедий о морских обитателях.
Воспитатель: Проходите, ребята!
/воспитатель с детьми встает в круг/
Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг.
Дружно за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.
Вы готовы поиграть?
Можем дружно начинать.
Давайте поздороваемся со всеми гостями, мы рады видеть их у нас в гостях.
Воспитатель: Отгадайте мою загадку:
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (море)
Воспитатель: А почему вы подумали, что это море?
Правильно, потому что в море вода соленая и горькая.
Воспитатель: Ребята, а хотите отправиться в подводное путешествие и исследовать морской подводный мир?
Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Я знаю волшебные слова, которые сказать нужно дружно и громко. Как только мы их произнесем, тут же перенесемся в подводный мир.
Давайте, закроем глаза!
1 -2 -3 – все замрём!
Детский сад наш изменился,
В дно морское превратился.
Мы отправимся гулять.
Дно морское изучать!
/Дети садятся на коврик, на ткани, изображающей море, находятся маски морских обитателей/
Воспитатель: Мы погрузились не глубоко и на время сами станем обитателями подводного царства.
Ребята, сейчас каждый из вас расскажет о морском обитателе.
/все дети говорят по несколько предложений о своем морском животном или рыбе, когда отгадали обитателя, ребенок надевает маску этого героя/
Кит -самое большое млекопитающее. Киты бывают усатыми-синий кит /китовый ус/ и зубатыми /кашалот, касатка/, у которых есть зубы, и они нападают на других китов и дельфинов. Усатые киты питаются планктоном.
Планктон - микроскопические животные и растения, которых не видно простым глазом.
Китовый ус-хрящевые пластинки, сквозь которые он втягивает воду в себя вместе с планктоном.
Медуза – древнее животное. Без воды жить не может. Некоторые виды опасны и ядовиты. Тело бывает разной формы: в виде зонтика, купола, диска.
Питается мелкими морскими животными.
Осьминог – хищник, питается крабами, моллюсками. Парализует добычу ядом из щупалец. Хорошо маскируется, его окрас меняется под цвет камней и водорослей. Хорошо плавает и ходит по дну.
Скат – у него расплющенное тело. На спине дыхательные отверстия, рот внизу. По бокам расположены электрические органы, их разряд использует для ловли добычи и защиты от врагов
Рыба-молот- у рыбы необычная форма головы. Глаза расположены далеко друг от друга, но все равно у нее хорошее зрение. Любимое лакомство -скаты. Охотится ночью, всегда в одиночку.
Морской конек -небольшая рыбка. У нее необычная форма тела. На теле много шипов. Добычу втягивает вместе с водой хоботком. Цепляется хвостом за плавники других рыб и путешествует.
Морская звезда -название животное получило из-за формы тела. Конечностей может быть от 5 до 40, которыми она открывает раковины моллюсков. Рот расположен на нижней стороне тела.
Глаза расположены на кончиках лучей -ножек.
Акула- самый опасный морской хищник. Отлично видит, слышит. У нее несколько рядов больших. Острых зубов, которые растут всю жизнь. У нее нет костей, хребет состоит из мягких хрящей.
Не может жить не двигаясь, даже когда спит, она все равно плывет. Движение помогает воде протекать через жабры и отдавать рыбе много кислорода.
Дельфин- млекопитающее животное, оно вскармливает своих детенышей молоком. Несмотря на то, что у дельфина есть, плавники и хвост, у него нет жабр, как у рыб. Дельфин дышит кислородом из воздуха.
/Дети надевают маски морских обитателей/
Воспитатель: Ну, вот мы познакомились и узнали про морских обитателей больше. А сейчас предлагаю вам отдохнуть и поиграть.
Игра- викторина «Рыбки»
Цель: закреплять знания детей о морских обитателях; развивать внимание, мышление, память; воспитывать любознательность, познавательный интерес.
/дети произносят слова и рыбки плавают, затем прячутся за камни-домики с цифрами, под каждым номером находится вопрос викторины/
“Рыбки, рыбки приплывайте,
В наши сети попадайте!
Плавайте туда-сюда,
Не уйти вам никуда!”
Вопросы:
1.Чем дышит рыба /жабрами/
2.Чем покрыто тело рыб /чешуей/
3.Какие рыбы живут в море/морские/, а в реке/речные/?
4.Как передвигаются рыбы? /плавник, хвост/
5. Назови морское млекопитающее. /дельфин/
6.Морской конек -это животное или рыба? /рыба/
7.У какой рыбы оба глаза на одной стороне? /у камбалы/
8. Какая самая большая рыба в море? /синий кит/
9. Какой страшный хищник живет в море? /акула/
Воспитатель: Что ж, мои маленькие рыбки! Мы свами замечательно провели время в подводном мире и нам пора возвращаться в детский сад. Для этого я произнесу волшебные слова, а вы будьте внимательны и выполняйте
Нужно вам закрыть глаза.
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперед,
А затем наоборот.
Как рыбешки покружиться
Чтоб в саду нам очутиться.
Воспитатель: Давайте наших морских обитателей отпустим обратно в «море».
/Дети возвращают маски рыб и морских животных в «море»/
Воспитатель: Для того, чтобы вы лучше запомнили наше подводное путешествие, я приготовила макет морского дна, но на нем не хватает обитателей морских глубин.
Но море приготовило нам сюрприз. Посмотрите, какие красивые цветные камни оно нам подарило.
/Достаю коробку с морскими камешками/
Как вы думаете, что можно делать с морскими камешками
/играть с ними, выкладывать узоры, рисовать на них/
Давайте эти камушки превратим в красивых ярких рыбок.
Воспитатель: Проходите на свои места и приготовьтесь к работе.
/Дети проходят на места/
Прежде чем приступить к украшению рыбок, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Пять рыбок»
Цель: Развивать речь, память, мышление, воображение, творческую фантазию и эмоциональную сферу детей, снимать умственное и психологическое напряжение, развивать моторику рук.
Пять маленьких рыбок играли в реке
(волнообразные движения в воздухе)
Лежало большое бревно на воде
(ладони прижаты друг к другу, повороты с боку на бок).
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
(выполняем ныряющее движение)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»
(качаем сомкнутыми ладонями- отрицательный жест)
А третья сказала: «Мне хочется спать»
(ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит).
Четвертая стала чуть – чуть замерзать
(быстро качаем ладонями – дрожь)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!»
(ладони раскрываются и соединяются - рот)
Плывите скорей, чтоб он вас не схватил.
(волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают).
Воспитатель: Сейчас подумайте, как вы украсите свою рыбку, главное, чтобы она стала красивая и нарядная. Возьмите правильно кисточку, набирайте краски немного и приступайте к работе.
/Дети расписывают камушек/
Воспитатель: Итак, закончили работу, пусть ваши рыбки останутся на столах, а мы потанцуем.
Танец «Рыбы в море»
Цель: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд;
совершенствовать общую моторику.
Воспитатель: Хорошо потанцевали, а сейчас каждый из вас возьмет свою рыбку и разместит на морском дне.
Посмотрите какая красота получилась, теперь нашим морским обитателям не будет одиноко, а мы сможем играть в игру «Путешествие рыбки».
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Какой обитатель моря или океана вам запомнился? Рисовать на камнях вам понравилось?
И мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы, рассказывали и играли, а еще красиво раскрасили рыбок.
Надеюсь, в дальнейшем вы узнаете еще много нового про морских обитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН с родителями «Обитатели подводного царства»
Цель: 1. Закрепление знаний о морских обитателях, их особенностях, строении.2. Развитие познавательной активности и творческих способностей детей; развитие умения работать сообща и дружно с другими де...
Презентация "Обитатели подводного царства".
Презентация "Обитатели подводного царства" предназначена для воспитателей и детей старшего дошкольного возраста, и может быть использована в процессе образовательной ситации и для индивидуальной работ...
Результаты международного конкурса 2015г."Обитатели подводного царства" воспитанниками средней группы МБДОУ №2 г.Киржача.
Международное сообщество "Я-учитель" объявило конкурс "Обитатели подводного царства" 2015г. Номинации были разные: рисунков, поделок, стихотворений,презентаций. Мои воспитанники приняли участие ...
Викторина "Обитатели подводного царства"
Викторина, как итоговое мероприятие к проекту "Обитатели водоемов". Задачи:обобщить и систематизировать знания детей о морских и речных обитателях. (Познавательное развитие)упражнять в ...
Конспект НОД по окружающему миру "Обитатели подводного царства"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...
«Лучшая разработка дидактической игры». Дидактические игра "Обитатели подводного царства" с использованием нетрадиционного игрового пособия «Осьминог».
Методическая разработка игры будет полезна для воспитателей, инструкторов физической культуры, родителей. Рассчитана для детей средней и старшей группы....
Викторина «Обитатели подводного царства»
Цель: Создание условий для закрепления знаний у детей о воде и её обитателях....