«Лучшая разработка дидактической игры». Дидактические игра "Обитатели подводного царства" с использованием нетрадиционного игрового пособия «Осьминог».
методическая разработка (старшая группа) по теме

Ипатова Светлана Викторовна

Методическая разработка игры будет полезна для воспитателей, инструкторов физической культуры, родителей. Рассчитана для детей средней и старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gl._konkurs.docx21.72 КБ
Файл did._posobie.pptx949.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №156 «Калинка» комбинированного вида

(МБДОУ «Детский сад №156») г. Барнаула,

Алтайского края.

           Открытый городской конкурс «Все начинается с игры».

Ипатова Светлана Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 156 комбинированного вида «Калинкака» город  Барнаул.

Номинация «Лучшая разработка  дидактической игры».

Дидактические игра "Обитатели подводного царства"  с использованием  нетрадиционного игрового   пособия «Осьминог».

        Г. Барнаул. 2018 год.

Дидактические игра "Обитатели подводного царства"  с использованием  нетрадиционного игрового   пособия «Осьминог».

  Автор: Ипатова Светлана Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 156 комбинированного вида «Калинкака» город  Барнаул.

Методическая разработка  игры  будет полезна для воспитателей, инструкторов физической культуры, родителей. Рассчитана для детей средней и старшей группы.

Актуальность  Проблема заключается в малоподвижном образе жизни детей. По мнению, Л.С. Выготского «Чтобы ребенок был здоровым и счастливым, надо просто удовлетворять его потребности». А одной из главных потребностей ребенка дошкольного возраста является потребность в движении.

Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека – в здоровом образе жизни.

В системе всестороннего и гармоничного развития физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в этом возрасте

закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательной активности, а также начальное воспитание физических качеств.

 Как сделать, чтобы мир движений стал для детей и их родителей более интересным?

Для этого можно использовать нетрадиционное оборудование.

  Пособие «Осьминог».

Цель: стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного оборудования «Осьминог»

Задачи:
1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
2. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта.
3. Учить перепрыгивать через препятствия, сохранять заданный темп.
4. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата.
5. Упражнять детей в равновесии.
6. Создавать положительные эмоции у детей.
7. Профилактика плоскостопия.

Формы, методы, способы: 

Формы: - занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, спортивные праздники, досуги и развлечения.

Методы: - наглядный, словесный, игровой, практический, метод упражнений. Способы: - фронтальный, подгрупповой, индивидуальный.

Соответствие дидактической игры с использованием нетрадиционного оборудования «Осьминог» требованиям ФГОС.

Трансформируемость:  пособие предполагает возможность его изменения в зависимости  от образовательной ситуации, в том числе и от меняющихся  запросов детей.

Полифункциональность:  игру можно использовать в различных областях  в зависимости от поставленных задач, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Вариативность: игра   «Осьминог» может использоваться  в игровой  деятельности, в НОД, в самостоятельной деятельности детей, в коррекционной работе.

 Доступность: Пособие находится в свободном доступе для детей. Дети могут самостоятельно  использовать по своему назначению.

Безопасность: игра «Осьминог» изготовлена из безопасных материалов, которые поддаются влажно уборке, не представляют угрозы дл жизни и здоровья детей.

 Ожидаемые результаты:  Обогащение двигательного опыта; Развитие сноровки, внимания, ловкости, умения быть в коллективе; Повышение самооценки; Бережное обращение с пособиями, творческое применение. Навыки самостоятельной двигательной активности при использовании нестандартного оборудования.

Результат: - у детей появляется устойчивый интерес к занятиям физической культурой; - по итогам диагностирования детей увеличился процент с высоким показателем; - продолжают формироваться навыки здорового образа жизни; - данное оборудование способствует тесному взаимодействию с родителями, а именно: совместное изготовление оборудования; участие в совместных мероприятиях праздниках;

        

Перспективы дальнейшего применения игры:  Продолжить работу по формированию двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования; Продолжить оснащать физкультурный уголок нестандартным оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей;

Использование:
«Осьминог
» достаточно универсален, он легко трансформируется (можно сложить, и он не займет много места). Его можно использовать для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет: в режимных моментах (прием детей, утренняя гимнастика, пробуждение после дневного сна); на тематических занятиях; для выполнения общеразвивающих упражнений на физкультурных занятиях; в индивидуальной работе; в подвижных играх; при проведении досуговых мероприятий и в самостоятельной двигательной деятельности.

Занятия с  пособием интересны уже тем, что у педагога есть возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного предмета в различных видах деятельности (прыжках, беге, метании, лазании, равновесии). Оно включает в себя разнообразные упражнения, что обеспечивает развитие физических качеств, двигательных умений, оказывает положительное влияние на различные виды мышц и способствует воображению, фантазии, дети учатся использовать один предмет в разных ситуациях.

Авторские подвижные игры с дидактической направленностью:

Эстафета  «Самый меткий».

         Задачи: Закрепление умения детей попадать различными спортивными атрибутами  в цель.  Развитие внимания и глазомера.

         Ход игры: Дети делятся на 2 команды, становятся в две колонны за линиями старта. На расстоянии 6 – 7м. от каждой команды располагается осьминог, в вытянутых в разные стороны щупальцах 2 корзины.

        У каждого игрока в руке по небольшому пластмассовому ( набивному) шарику. По сигналу первые игроки, прыжками на одной ноге продвигаются до осьминога. С расстояния 1,5 м. бросают шар в корзину.  Бегом возвращаются к своим командам. Передают эстафету следующим игрокам. В игре оценивается не только скорость, но и количество попаданий.

       

Дидактическая игра  «Осьминог» 

Динамическая задача: в зависимости от выбранного вида движения.

Дидактическая задача: сенсорика.

Ребенок встает между «щупальцами». Перешагивает или перепрыгивает на двух ногах через «щупальцу» и называет ее цвет.

Дидактическая игра «Накорми осьминога»

Задачи: Развитие  ловкости и быстроты в играх соревновательного типа, а так же внимания и глазомера.  

 Ход игры: Дети делятся на 2 команды, становятся в две колонны за линиями старта. На расстоянии  от каждой команды располагается осьминог, в щупальцах у него емкость. Недалеко от него  посередине площадки лежит обруч  с набивными рыбками (мешочками) 2 цветов (по количеству игроков).

Необходимо накормить осьминога разноцветными рыбками (шарами). Каждая команда заранее выбирает цвет своих рыбок. По сигналу педагога первая пара игроков добегает до обруча,  достает  из него рыбку своего цвета, бросает Осьминогу в емкость, возвращается к своей команде, передает эстафету следующему игроку. Побеждает команда, которая быстрее справиться с заданием. 

Эстафета  «Попади в цель»

Задачи: Закрепление умения детей прокатить  мяч в воротца.  Развитие внимания и глазомера.

Ход игры: Дети делятся на 2 команды, становятся в две колонны за линиями старта. На расстоянии  от каждой команды располагается осьминог, в вытянутых в разные стороны щупальцах- воротца

        По сигналу первые игроки, зажав между колен резиновые мячи, прыжками продвигаются до конуса. С расстояния 1,5 м. прокатывают мяч в ворота. Поднимают мяч, возвращаются к своим командам. Передают мячи следующим игрокам. В игре оценивается не только скорость, но и количество попаданий мячом в ворота.

Дидактическая игра «Найди свой цвет».

Бег вокруг осьминога. По сигналу «стоп» кладут свой платочек( кубик…) на

соответствующий цвет.

Дидактическая игра «Осьминог и рыбки».

Основная дидактическая задача: -учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению;

-развивать зрительную память, воображение.

 Дидактическая игра « Лишний» ( по принципу игры 3-й  лишний).

Утренняя гимнастика с «Осьминогом».

Эй, ребята не ленись, на разминку становись!( Дети встают вокруг осьминога)

Мы шагаем друг за другом

Ровным и красивым кругом

Руки ставим на бока,

На носках идём пока.

Выше пятки поднимаем

И колени не сгибаем.

( Ходьба на носках, руки на поясе)

Наши стопы укрепляем

Как медведи мы шагаем.

( Ходьба на внешней стороне стопы)

А сейчас мы станем меньше,

В полном присяде пойдем.

( ходьба в присяде, руки на коленях, спина прямая)

Встали, выпрямили спинку.

И по залу, и кругом

Всё бегом, бегом, бегом!

( Бег лёгкий вокруг осьминога)

Шагом марш!

Спортивным шагом

Друг за другом мы пойдём.

1. Потягивание

2. Повороты

3. Наклоны( коснуться щупальца осьминога)

И наклоны не забудем,

Надо мышцы нам размять.

4. Приседания

5. Прыжки( к осьминогу, от осьминога)

6. Боковой галоп в правую сторону, затем в левую( вокруг осьминога).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад № 156 « Калинка» комбинированного вида город Барнаул. Дидактическая игра "Обитатели подводного царства" с использованием нетрадиционного игрового пособия «Осьминог». Воспитатель : Ипатова С.В.

Слайд 2

Актуальность Проблема заключается в малоподвижном образе жизни детей. По мнению, Л.С. Выготского «Чтобы ребенок был здоровым и счастливым, надо просто удовлетворять его потребности». А одной из главных потребностей ребенка дошкольного возраста является потребность в движении. Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека – в здоровом образе жизни. Как сделать, чтобы мир движений стал для детей и их родителей более интересным? Для этого можно использовать нетрадиционное оборудование.

Слайд 3

Цель и задачи Цель : стимулирование и развитие двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного оборудования «Осьминог». Задачи: 1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей. 2. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта. 3. Учить перепрыгивать через препятствия, сохранять заданный темп. 4. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата. 5. Упражнять детей в равновесии. 6. Создавать положительные эмоции у детей. 7. Профилактика плоскостопия.

Слайд 4

Пособие «Осьминог». Вариативность : может использоваться в игровой деятельности, в НОД, в самостоятельной деятельности детей, в коррекционной работе. Доступность: Пособие находится в свободном доступе для детей. Дети могут самостоятельно использовать по своему назначению. Безопасность: пособие «Осьминог» изготовлен из безопасных материалов, которые поддаются влажной уборке, не представляют угрозы дл жизни и здоровья детей.

Слайд 5

Методические рекомендации Первый этап знакомства с осьминогом начинается в игровой форме, затем используются разные виды ходьбы с использованием здоровьесберегающей технология « bеby tоp »: перешагивание, ходьба с высоким подниманием бедра, ходьба по массажным дорожкам-щупальцам, затем перепрыгивание через щупальца. Следующий этап - общеразвивающие упражнения на развитие силы рук (поднимание и опускание «щупалец» , упражнения для развития мышц ног (дети держатся за «щупальца» и приседают, упражнения из положения сидя «на щупальцах» с использованием здоровьесберегающей технологии стретчинг . В процессе выполнения основных видов движения используем: метание в « в цель - корзину» , прыжки в длину с места. В процессе оздоровительных мероприятий используем упражнения для развития мелкой моторики рук: сапожки с крупами, скручивание ленточек.

Слайд 6

Участники проекта Дети 5-7 лет Участники проекта Родители Воспитатель

Слайд 7

Ожидаемые результаты Обогащение двигательного опыта; Развитие сноровки, внимания, ловкости, умения быть в коллективе; Повышение самооценки; Бережное обращение с пособиями, творческое применение. Навыки самостоятельной двигательной активности при использовании нестандартного оборудования.

Слайд 8

Результат У детей появляется устойчивый интерес к занятиям физической культурой; По итогам диагностирования детей увеличился процент с высоким показателем двигательной активности ; Продолжают формироваться навыки здорового образа жизни; Данное оборудование способствует тесному взаимодействию с родителями, а именно: совместное изготовление оборудования; участие в совместных мероприятиях праздниках;

Слайд 9

Перспективы дальнейшего применения игры Продолжить работу по формированию двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования; Продолжить оснащать физкультурный уголок нестандартным оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей; «Осьминог » универсален, он легко трансформируется (можно сложить, и он не займет много места). Его можно использовать для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет: в режимных моментах (прием детей, утренняя гимнастика, пробуждение после дневного сна); на тематических занятиях; для выполнения общеразвивающих упражнений на физкультурных занятиях; в индивидуальной работе; в подвижных играх; при проведении досуговых мероприятий и в самостоятельной двигательной деятельности. З анятия с пособием интересны тем, что у педагога есть возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного предмета в различных видах деятельности (прыжках, беге, метании, лазании, равновесии). Оно включает в себя разнообразные упражнения, что обеспечивает развитие физических качеств, двигательных умений, оказывает положительное влияние на различные виды мышц и способствует воображению, фантазии, дети учатся использовать один предмет в разных ситуациях.

Слайд 10

Авторские подвижные игры с дидактической направленностью Эстафета «Самый меткий» Задачи: Закрепление умения детей попадать различными спортивными атрибутами в цель. Развитие внимания и глазомера. Ход игры: Дети делятся на 2 команды, становятся в две колонны за линиями старта. На расстоянии 6 – 7м. от каждой команды располагается осьминог, в вытянутых в разные стороны щупальцах 2 корзины. У каждого игрока в руке по небольшому пластмассовому ( набивному) шарику. По сигналу первые игроки, прыжками на одной ноге продвигаются до осьминога. С расстояния 1,5 м. бросают шар в корзину. Бегом возвращаются к своим командам. Передают эстафету следующим игрокам. В игре оценивается не только скорость, но и количество попаданий.

Слайд 11

Авторские подвижные игры с дидактической направленностью Эстафета «Накорми осьминога» Задачи: Развитие ловкости и быстроты в играх соревновательного типа, а так же внимания и глазомера. Ход игры: Дети делятся на 2 команды, становятся в две колонны за линиями старта. На расстоянии 6 – 7м. от каждой команды располагается осьминог, в щупальцах у него натянута рыболовная сеть. Недалеко от него по середине площадки лежит обруч с пластмассовыми шариками 2 цветов (по количеству игроков). Необходимо накормить осьминога разноцветными рыбками (шарами). Каждая команда заранее выбирает цвет своих рыбок. По сигналу педагога первая пара игроков добегает до обруча, сачком достает из него шар своего цвета, бежит к Осьминогу, вытряхивает из сачка в сетку шар, возвращается к своей команде, передает эстафету следующему игроку. Побеждает команда, которая быстрее справиться с заданием.

Слайд 12

Авторские подвижные игры с дидактической направленностью Эстафета «Попади в цель» Задачи: Закрепление умения детей попадать спортивными атрибутами в цель. Развитие внимания и глазомера. Ход игры: Дети делятся на 2 команды, становятся в две колонны за линиями старта. На расстоянии 6 – 7м. от каждой команды располагается осьминог, в вытянутых в разные стороны щупальцах воротца. По сигналу первые игроки, зажав между колен резиновые мячи, прыжками продвигаются до осьминога. С расстояния 1,5 м. прокатывают мяч в воротца. Поднимают мяч, возвращаются к своим командам. Передают мячи следующим игрокам. В игре оценивается не только скорость, но и количество попаданий мячом в воротца.

Слайд 13

Авторские подвижные игры с дидактической направленностью Эстафета «Прыгуны» Задачи: Закрепление умения детей прыгать в высоту с разбега. Развитие ловкости и глазомера. Воспитывать у детей уважительное отношение к соперникам в играх-соревнованиях. Ход игры: Дети делятся на 2 команды, становятся в две колонны за линиями старта. На расстоянии 6 – 7м. от каждой команды располагается осьминог, с оттопыренными в разные стороны щупальцами. Задание: командам необходимо перебраться с одной стороны площадки на другую. Но осьминог препятствием стоит на пути. По сигналу первые игроки добегают до осьминога, перепрыгивают через щупальца, каждый со своей стороны. Добегают до противоположной стороны площадки. Поднимают руки, сигнализируя своей команде о выполнении задания. И так пока вся команда не выполнит задание. Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.

Слайд 14

Авторские подвижные игры с дидактической направленностью Дидактическая игра «Найди свой цвет». Бег вокруг осьминога. По сигналу «стоп» кладут свой платочек( кубик…) на соответствующий цвет . Дидактическая игра «Осьминог и рыбки». Основная дидактическая задача: -учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению; -развивать зрительную память, воображение; Дидактическая игра « Лишний » ( по принципу игры 3-й лишний). Дидактическая игра «Осьминог» Динамическая задача: в зависимости от выбранного вида движения. Дидактическая задача : сенсорика . Ребенок встает между «щупальцами». Перешагивает или перепрыгивает на двух ногах через «щупальцу» и называет цвет.

Слайд 15

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная игровая ситуация в старшей группе «Подводное царство»

Прегаю  вашему вниманию интегрированную игровую ситуацию в старшей группе, где можно прикоснуться к удивительному  и безграничному миру подводного царства в королевство воды. Этот мир весьма...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП в средней группе (4-5 лет) с использованием игровой технологии. Тема: «Путешествие в подводное царство Нептуна или сколько рыбок в аквариуме».

Вместе с детьми мы отправимся в увлекательное путешествие в подводное царство Нептуна, познакомимся с дельфином Вилли, который поможет нам решить несложные и увлекательные математические задачки, поиг...

Авторское дидактическое игровое пособие "Осьминог"

Создание и постоянное обновление, преобразование развивающей предметно – пространственной среды ДОУ обеспечивает эффективность воспитательно-развивающей работы, позволяет ребенку полноценно разв...

Использование нестандартного оборудования на занятиях физической культурой в детском саду. Игровое пособие "Осьминог"

В дошкольном возрасте главная и неотъемлемая форма организации любой деятельности – это игра. Игра, в свою очередь увлекает дошкольников, они с радостью принимают эту форму действия, мгнов...

Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)

Дидактическое пособие адресовано музыкальным руководителям и цчителям музыки общеобразовательной школы по формированию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников...