ООД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: "Удивительный мир песка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Детское экспериментирование - один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ООД в подготовительной к школе группе "Удивительный мир песка" | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Организованная образовательная деятельность
по опытно-экспериментальной деятельности
в подготовительной к школе группе на тему:
"Удивительный мир песка"
Подготовила и провела
воспитатель МАДОУ
Детский сад № 6 «Солнышко»
г. Дюртюли
Салимгареева Рита Равилевна
Экспериментальная деятельность в ДОУ
Актуальность
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.
Цели:
- Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
- Развитие словаря
- Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;
- Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Формирование представлений у детей:
- О предметном мире.
- О материалах: песок, глина, вода, материал, камни и т.д.
- О мире растений: выращивание из семян, луковиц, листа.
- О природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т.д
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительный мир песка"
Цель: познакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
- Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию .
- Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
- Формировать умение делать открытия и выводы;
- Обучать плавному направленному выходу на предмет.
Развивающие задачи:
- Развивать экспериментальную деятельность;
- Развивать речь детей;
- Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
- Развивать внимание, мышление, память
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение работать в паре, соблюдать меры безопасности.
- Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
- Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
- Воспитывать аккуратность в работе.
Методы:
- Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
- Наблюдения за объектом
- Просмотр иллюстраций
- Беседа с элементами дискуссии
- Познавательный рассказ воспитателя
- Художественное слово.
- Проведение опыта, эксперимента.
Материалы и оборудование: на каждого ребенка - сухой чистый песок, сырой песок; вода чистая в бутылке; трубочки; лупа; воронки; пластиковые ложечки; пластиковые тарелочки двух цветов; по два стакана на каждого ребенка; клей карандаш; цветной песок; картон; по две салфетки на каждого ребенка; трафареты; мультимедийное оборудование; презентация «Для чего нужен песок»; картинки волна, солнце; стол для рисования песком; линейка; картинки «Виды песка»
Словарная работа: исследователи, песчинки
Ход ООД:
-Ребята у нас сегодня гости давайте поздороваемся. А теперь все внимание только на меня. Встаньте, пожалуйста передо мной полукругом.
Поиграем мы с утра,
Заниматься нам пора:
Но не счетом и не чтением
Ждет нас опыт и игра!
- Мы все исследователи и ученые
- Кто такие исследователи?
- Мы будем проводить опыты и эксперименты. А с чем мы будем экспериментировать вам нужно угадать.
- У меня есть волшебный мешочек, что там спрятано вам нужно потрогать и догадаться. (Песок )
- Как вы думаете зачем нам нужно знать все о песке? (чтобы пользоваться свойствами песка)
- Предлагаю вам посмотреть сюжет «Для чего нужен песок». (просмотр презентации о песке, на море, в пустыне, в строительстве, в украшении ландшафта, где применяется, что из него можно сделать)
1. Песок в природе есть в пустынях
2. Добывают песок в песочных карьерах
3. Песка много бывает обычно у воды.
4. Песок применяется при строительстве в растворе. В Дюртюлинском районе есть Балтачевский кирпичный завод, там тоже используют песок когда делают кирпичи.
5. Песок используют при изготовлении стекла.
6. С песком любят играть дети на песочнице.
7. Проводятся конкурсы песочных построек.
8. Песок используется для очистки воды в фильтрах.
9. Песок используется в медицине.
10. Песок используют при тушении пожаров.
11. Песком посыпают зимой дороги когда гололед, чтобы не скользило.
А теперь я вас приглашаю в нашу песочную лабораторию, но прежде чем отправиться в лабораторию давайте вспомним правила работы с песком, какие вы знаете?
- Не тереть грязными руками глаза.
- Не брать песок и грязные пальцы в рот.
- Нельзя кидать в лицо.
- Аккуратно работать с песком.
- Всегда мыть руки после игры.
- Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
- Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
- При необходимости пользуйся салфеткой.
- Засучите рукава.
Посмотрите на свои столы. У вас на столах оборудования. Перед вами материал в тарелочках, два стаканчика, ложка, трубочка, бутылка с водой, лупа, форма, салфетки.
- Все это пригодится вам в работе.
- Своей рукой прикоснитесь к песочку который лежит в синей тарелочке.
- Скажите пожалуйста какой это песок. (песок сухой)
- У меня есть такая карточка, где нарисовано солнышко, который будет обозначать сухой песок. ( Ставит картинку на доску)
- Положите ладошку на песок в синей тарелочке. Какой он?
- У меня есть карточка на которой нарисована капелька, который показывает о том, что мы будем говорить о сыром песке.
- Посмотрите через лупу на сухой и на сырой песок. ( Дети наблюдают)
- Из чего состоит песок? ( Из маленьких камушков, песчинок)
- Сухой и сырой песок отличаются друг от друга по цвету?
- Какого цвета сухой песок? (Светлого)
- какого цвета сырой песок? (Темного)
- Сухой песок светлый поэтому, у меня клякса будет светлого цвета. А сырой песок темный поэтому клякса будут темного цвета.
- Теперь слушаем внимательно дальше.
- Возьмем стакан и воронку. Возьмите одну ложку сухого песка и положите в воронку и посмотрите, что произошло с сухим песком? (Когда я сыплю сухой песок через воронку он легко сыплется потому что он сухой и сыпучий).
- Он легко прошел через воронку? (Да).
(При необходимости показать еще раз опыт)
- Какой песок? (Сыпучий)
- Переставьте воронку в другой стакан и положите одну ложку сырого песка, что произойдет?
- Посмотрите сырой песок легко проходит через воронку?
- Если сухой песок сыпучий, то сырой песок какой? (Не сыпучий)
- Остатки сырого песка в воронке положите обратно в тарелку, а воронку уберите на поднос.
- Какие вы молодцы. Вы узнали еще одно свойство песка. Сухой песок у нас сыпучий (карточка), сырой – не сыпучий (карточка).
- Пожалуйста, теперь возьмите бутылочку с водой и налейте в стаканы чтобы было в обеих стаканах одинаковое количество воды, и помешайте ложечкой.
- Итак, ученые к какому выводу вы пришли?
- Посмотрите на стакан с сухим песком и сырым песком на донышке.
- И сухой и сырой песок не растворяются в воде. И у нас будет вот такой знак. (прикрепляется к доске карточка).
- Следующий эксперимент. Предлагаю вам ребята определить имеет ли форму сухой и сырой песок с помощью фигурки.
- Приложите форму к сухому песку и уберите.
- Теперь приложите форму к сырому песку и уберите.
- В каком песке форма сохранилась в сыром или в сухом?
- Значит сухой песок имеет форму? (нет). А сырой песок? (Да)
Молодцы вы определили еще одно свойство песка. Сухой песок не имеет форму (Карточка). Сырой песок имеет форму (карточка). Вытрите пожалуйста руки, грязные салфетки уберите на белую тарелочку.
- Уважаемые ученые вы много экспериментировали. Я вам предлагаю отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА
Поздоровайтесь с нашим песочком, (РУКИ ЗДОРОВАЮТСЯ)
Пройдите по ямкам по кочкам, (прыгают по кругу)
Попрыгайте и закопайтесь, (подпрыгнули и сели)
Песчинки встряхните, расслабьтесь. (встали, отряхивают руки)
Оставьте следы кулачков (кулачки постукивают друг друга)
И маленьких пальцев скачков. (ходьба пальчиков)
Сгребите его и сожмите, (стоя сгребают и сжимают кулачки)
Возьмите в ладошки и отпустите. (Соединяют ладони и разъединяют как будто песок сыпется)
Спасибо, милый наш песок, (руки здороваются)
Ты нам поиграть помог.
А теперь идем за столики и продолжаем наши эксперименты.
- Пожалуйста, возьмите трубочку и тихонечко подуйте на сухой песок, и на сырой песок. Какие можно сделать выводы?
- Когда вы дуете на сухой песок, что с ним происходит?
- Значит сухой песок какой?
Что можете сказать о сыром песке? Значит сырой песок какой?
(Если дети затрудняются ответить на этот вопрос ВАРИАНТ №2
- Вот какой оказался тяжелый для вас вопрос. Сейчас я вам покажу другой опыт. Может вы догадаетесь об этом свойстве песка. В этом нам помогут весы).
- Мы узнали, что сухой песок легкий, а сырой песок тяжелый. А чтобы доказать это нам помогут весы.
- Посмотрите, я ложу в одну тарелочку одну ложку сухого песка, а в другую тарелочку одну ложку сырого песка. Что вы видите? (Сухой песок легче, сырой песок тяжелее)
- С помощью весов мы узнали еще одно свойство песка. Что сухой песок легкий (карточка), а сырой песок тяжелый (выкладывается карточка) вытрите руки салфетками.
- Мы с вами проделали много опытов теперь я предлагаю вам рассказать о свойствах сухого и сырого песка. (Два ребенка рассказывают)
Сухой песок светлый сырой песок темного цвета
Сухой песок сыпучий сырой песок не сыпучий
Сухой песок не растворяется в воде сырой песок не растворяется в воде
Сухой песок не имеет форму сырой песок имеет форму
Сухой песок не имеет запаха сырой песок имеет запах
Сухой песок легкий. сырой песок тяжелый.
- Песок ребята в основном собирается на берегу рек и морей. А рядом с нашим городом протекает река? Как она называется? (Агидель). На берегу реки Агидель есть песок? Какого он цвета? ( светлый, коричневый, серый)
- А как вы думаете бывает ли песок другого цвета? Посмотрите пожалуйста на мольберт. Я вам покажу каких разных цветов бывает песок.
Работа с мольбертом.
- Ребята, песком можно и рисовать. У меня есть волшебный ящик. В нем можно рисовать. Сейчас мы поиграем в игру: «Угадай что нарисовано». Мы разделимся на команды. Первыми рисуют команда зеленых. Другая команда занимает кружочки и поворачиваются к окну. (Меняются местами) Вытираем руки
- Сейчас мы превратимся в волшебников и нарисуем песочные картины. Для этого берем трафарет прикладываем его на бумагу. Нужно намазать внутри клеем и сверху сыпем песок, убираем трафарет, лишний песок стряхиваем на корзинку и картина готова.
Итог:
- Что мы сегодня исследовали (песок).
- О каком свойстве песка вы узнали впервые?
- Что нам помогло узнать о свойствах песка?
- Для чего нам нужно знать о свойствах песка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной к школе группе по теме: «Удивительные деревья»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной к школе группе по теме: «Удивительные деревья»...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной к школе группе по теме: «Удивительные деревья»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной к школе группе по теме: «Удивительные деревья»...
Конспект интерактивной игры для детей подготовительной к школе группы по теме: «Удивительное Поморье"
Интерактивная игра в увлекательной форме помогает детям обощить свои знания о родном крае....
ПРОЕКТ в подготовительной к школе группе на тему «Удивительные муравьишки»
ПРОЕКТ в подготовительной к школе группе на тему «Удивительные муравьишки»...
Методическая разработка Педагогический проект в подготовительной к школе группе на тему: «Удивительный мир космоса»
Педагогический проект в подготовительной к школе группе на тему: «Удивительный мир космоса»«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала ...
Образовательный проектопытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Удивительная вода»
ull;Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через эк...