Конспект организованной образовательной деятельности экологической направленности в подготовительной группе «Посвящение в юные экологи»
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Миракян Елена Николаевна,
воспитатель МБДОУ «Остерский
детский сад «Солнышко»
Разработка организованной образовательной деятельности экологической направленности в подготовительной группе «Посвящение в юные экологи» - победителя регионального конкурса методических разработок педагогических работников Смоленской области, реализующих ФГОС
Рославль
2017г
ОД имеет интегрированный характер (согласно ФГОС, работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
Цель:
Вызвать интерес детей к экологической проблеме на Земле и последствий деятельности человека.
Задачи
Воспитательные:
-воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;
- формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- формировать навыки коллективного общения (коллективные игры, правила добрых взаимоотношений);
- воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать логическое мышление, внимание, умение объяснять свои действия, инициативность.
Образовательные:
- продолжать формировать у детей представление о взаимосвязи живого в мире природы;
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- закреплять представления детей о птицах Смоленского края, их классификацию;
- учить детей устанавливать причинно-следственные связи;
- уточнить знания детей о правилах поведения в природе; элементы ОБЖ;
- закрепить обратный счет (от 20 до 1);
- формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции).
Создание среды для организации и проведения ООД
- Проектор, компьютер для просмотра презентации;
- Презентация «Жалобная книга природы» (с показом фрагмента видео «Живая природа» и звуковыми файлами: сигналы SOS , запись голосов птиц);
- Плакат с изображением молодого леса;
- Раздаточные картинки для дидактической игры «Подарки для леса» (солнце, капели воды, семена, зеленые листочки, птицы, червячки)
-Камешки с цифрами от 1 до 20 для дидактической игры «Тропинка»;
- Картинки с изображением птиц и их гнёзд для дидактической игры «Чьё гнездо?»;
- Тазы с водой (искусственные водоемы с «мусором»: щепки, кусочки пластмассы, металлические предметы);
- Фартуки (по количеству детей), магниты, сочки, лопатки, мусорные пакеты;
- Запрещающие знаки природы;
- Эмблемы «Юный эколог»;
- Плакат «Сохраним планету Земля».
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение (восприятие) художественной литературы, двигательная, музыкально – художественная, трудовая.
Приемы руководства деятельностью детей в ООД:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: фрагмента видео «Живая природа», объяснение, игровая ситуация.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ООД: создание развивающей предметно-пространственной среды, художественное слово, создание проблемной ситуации, игровая ситуация.
3. Приемы организации практической деятельности детей: наглядный материал, художественное слово, прослушивание грамзаписи, экспериментирование, моделирование, объяснения.
3. Приемы поддержания интереса у детей: просмотр презентации со звуковыми файлами, физкультминутка, ситуация выбора, планирование, чередование видов детской деятельности.
4. Приемы оценки и самооценки: поощрения, взаимопомощь с детьми.
Ход образовательной деятельности
1.Вводная часть
Создание интересной мотивации к деятельности детей.
Звучит музыка. Показ видео клипа живая природа
Воспитатель: Ребята, вам понравилось видео.
Мне тоже понравилось. Ведь с каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса. С каким наслаждением мы любуемся зеркальной гладью рек, величественной громадой гор. Вы со мной согласны? А как одним словом назвать всё это? (ответы детей). Ребята, а что такое природа? (ответы детей).
Воспитатель: А помните, мы с вами учили стихотворение Марины Сёмкиной про природу, кто желает его рассказать.
Дети: Посмотри мой милый друг, что находится вокруг,
Небо светло-голубое, солнце светит золотое.
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса.
Человек и время года. Это все вокруг – природа.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествия в мир природы? Давайте мы попросим ветерок помочь нам. Возьмитесь за руки, закроим глаза и тихо скажем: «Ветер, ветер дуй сильней, унеси нас в лес скорей».
2. Основная часть
1-й слайд. На экране появляется изображение сгоревшего леса.
Воспитатель: Ой, ребята, как вы думаете, что случилось в лесу?
Предполагаемые ответы детей: Кто-то разжёг костёр и не затушил его, или кто-то бросил горящую сигарету и др.
Воспитатель: Как вы думаете, а что происходит с животными и птицами в лесу во время пожара?
Предполагаемые ответы детей: При пожаре сгорают все растения в лесу. Погибает много животных и птиц, а те, которые смогли спастись покидают этот лес и др.
2-й Слайд. Звучит Сигнал SOS («голос Книги» - запись):
- Много Жалоб Накопилось
У природы на людей.
Воды речек замутились
Пересох в лесу ручей.
Стали чахнуть липы, клены
На обочинах дорог.
Скоро свои птичьи трели
Соловей нам не споет.
Воспитатель: Ребята, что случилось, чей это голос?
3-й Слайд "Жалобная Книга"
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за книга? Давайте попытаемся прочесть.
Дети: Жалобная книга природы.
Воспитатель: Как вы думаете, почему она так называется? (ответы детей)
Воспитатель: Да, люди часто ведут себя неправильно в природе и наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Сейчас она обращается к нам, потому, что после пожара природа нуждается в помощи. Что же делать?
Предполагаемые ответы детей: – Помочь природе.
Воспитатель: Ребята, а как называются люди, которые стараются помочь природе, заботятся о ней? (Экологи).
Воспитатель:- А вы хотели бы стать юными экологами – друзьями природы?
Воспитатель: Тогда ответьте: «Какими должны быть юные экологи?» Предполагаемые ответы детей: (наблюдательными, трудолюбивыми, бережно и заботливо относиться к природе, замечать и исправлять нарушения правил общения с природой, как взрослых, так и детей, готовы оказать помощь живым организмам, если это нужно и т.д.).
Воспитатель: Хорошо вы знаете, какими качествами должны обладать юные экологи. Но чтобы получить такое высокое звание, надо пройти несколько испытаний. Вы готовы? (Да).
4-й слайд "Молодой лес"
Воспитатель: Для того чтобы вырос новый лес, нужно очень много времени. Ребята, ведь мы друзья и защитники природы. А для этого предлагаю сделать нашему молодому лесу подарки.
Дидактическая игра «Подарки для леса»
Дети выбирают картинки (подарки для леса): солнце, капели воды, семена, зеленые листочки, птицы, червячки и дарят (прикрепляют на изображения молодого леса).
Предполагаемые ответы детей:
- я дарю тебе птицу – она будет тебе другом и спасет от гусениц;
- я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко – ярко, согревая тебя, помогая листочкам окраситься в зеленый свет;
- я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя;
- я дарю тебе дождевого червячка – пусть он сделает землю плодородной;
- я дарю тебе зеленые листочки – пусть их вырастет много-много и спрячусь под ними от жаркого солнца;
- я дарю тебе семена – пусть из них вырастет много новых деревьев
- и др.
5-й слайд "Лес" ( Изображение леса, дети оказали помощь) Воспитатель хвалит детей.
ЗВУЧИТ СИГНАЛ SOS (звук)
Воспитатель: Ребята, кто-то опять просит нас о помощи. Давайте подойдём к книге и посмотрим.
2-й слайд на экране появляется изображение муравья
«Голос Книги» - запись
– Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная тропа,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!
Воспитатель: Да, ребята, не только звери и птицы, но и полезные насекомые могут исчезнуть из-за неправильного поведения людей. А какую пользу приносят муравьи?
Предполагаемые ответы детей: Муравьи-санитары леса, они поедают слизней, гусениц, тлю, которые уничтожают растения. В муравейниках много лабиринтов и этажей, они очень трудолюбивы и живут большими семьями и др.
Воспитатель: Да, ребята, вы правы, за год одна муравьиная семья уничтожает до 10 миллионов вредителей леса. Есть такая пословица: «Трудится, как муравей». Кто может объяснить смысл этой пословицы?
Предполагаемые ответы детей: Пословицу применяют в речи тогда, когда хотят сказать о человеке, который много работает, любит трудиться .
Воспитатель: Ребята, давайте муравьям поможем,
Камни снова на тропинку сложим.
(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры )
Воспитатель: Дети, чтобы муравьи нашли тропинку, камешки надо расположить в обратном порядке от 20 до 1. Справитесь?
Дидактическая игра: «Тропинка». (от 20 до 1)
Воспитатель: Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьям восстановить их тропинку.
7-й слайд " Муравейник и муравьиная тропа" ( дети оказали помощь)
Физкультминутка: « Муравей»
Муравей нашёл былинку
Много было с ней хлопот,
Как бревно взвалил на спинку
Он домой её несёт.
Он сгибается под ношей
Он ползёт уже с трудом,
Но зато такой хороший
Муравьи возводят дом.
(движения выполняются по тексту)
Воспитатель: А теперь ребята, я предлагаю отдохнуть. Послушать и угадать по голосу птицу, но я даю вам подсказку это птицы, которые живут в Смоленских лесах. Чтобы не спугнуть птиц, надо сидеть тихо и слушать.
8-й - 12-й слайд "Птицы" (Дети садятся на ковёр слушают и отгадывают пение птиц: сквореца, иволги, соловья ,малиновки ,кукушки)
ЗВУЧИТ СИГНАЛ SOS
13 – й слайд. На экране появляется птичка.
Помогите нам, ребята.
Оказались мы в беде.
Разорили наши гнезда,
Не поселиться нам нигде.
Воспитатель: Дети, кто-то разорил птичьи гнезда, они прилетели, а гнёзд нет, давайте мы поможем птичкам.
Дидактическая игра «Чьё гнездо?» (Работа за общим столом. Дети расселяют птиц по гнездам, комментируют работу).
14 й слайд "Птица с птенцами в гнезде" (дети оказали помощь)
ЗВУЧИТ СИГНАЛ SOS
15-й слайд. На экране появляется озеро с загрязнёнными берегами. Идет запись звука:
Люди на озере отдыхали,
Веселились, загорали.
И не думая, бросали
И обертки от конфет,
И разорванный пакет,
И коробочки от сока,
От банана кожуру,
От орехов скорлупу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько мусора? Кто это мог сделать?
Предполагаемые ответы детей: Люди, которые здесь отдыхали.
Воспитатель: Ребята, сейчас весна . Снег растаял и весь этот мусор вместе с талыми водами поплыл в водоем. От этого мусора всем жителям воды очень плохо. Они могут погибнуть. Я, предлагаем вам сейчас потренироваться в очистке пруда в группе. Согласны? (Да)
- Для этого мы приготовили вам искусственные водоемы. И вам нужно подумать, как очистить его от мусора.
- Давайте подойдем и посмотрим. Что вы видите? (Водоем весь в мусоре)
- Собранный мусор, куда мы положим? (В мешки для мусора)
- Нам могут понадобиться инструменты для очистки.
- Мы приготовили вам предметы, которые вы можете использовать в очистке водоема. (Палочки, сачки, удочки, магниты, веревочки, совочки и т.д.)
- Подумайте, как и чем можно достать предметы, которые плавают на воде, а которые лежат на глубине? Вам нужно достать их не замочив руки. (Дети высказывают предположения и проверяют свою версию)
- Молодцы. Достали все предметы. Скажите, какие предметы мы достали со дна нашего водоема? Как вы думаете, почему они были на глубине? А чем вы их достали? (Объясняют, что на дне лежали тяжелые предметы .Достали их магнитом, потому что они металлические и магнит их притянул.)
- А предметы, которые были на воде? Они какие? Чем вы их достали? (Дети называют предметы. Объясняют, что предметы на воде были пластмассовыми, резиновым, деревянными они легче воды, поэтому плавали на поверхности)
- Молодцы ребята ,вы хорошо справились с заданием.
16-й слайд "Озеро с чистыми берегами"(дети оказали помощь)
3.Заключительная часть
17-й слайд "Закрытая жалобная книга"
Воспитатель: Посмотрите, книга- то закрылась, значит, жалобы закончились, и книга рада вашим добрым делам. Благодаря вашему труду и участию наведен порядок в лесу. И вы по-настоящему заслужили звание «Юный эколог». И теперь я вам всем вручаю вот такие эмблемы, которые так и называются «Юный эколог» (награждение).
Воспитатель: А теперь нам с вами пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем: «Ветер, ветер дуй сильней, унеси нас в сад скорей».
Воспитатель: Для того, чтобы природа нас радовала мы должны её беречь и выполнять правила поведения в природе, с некоторыми из них мы познакомились и как настоящие экологи помогли нашей природе. Я думаю, что не только мы, но и все ребята детского сада должны знать, что 2017 год назван годом экологии, а самое главное они обязательно должны соблюдать правила в природе. А для этого я предлагаю вам, как настоящим экологам, сделать плакат и показать его всем детям. Выберете себе любой один запрещающий знак, который соответствует нашему путешествию, то есть то, что делать нельзя в природе и расположите этот знак около нашей планеты, чтобы сохранить её в чистоте ради всего живого на земле.
Оформление плаката (Дети выбирают для себя запрещающий знак и по очереди рассказывают о нем и прикрепляют к плакату).
Воспитатель: Я предлагаю вам ребята вспомнить стихотворение: « Наша планета Земля».
Дети читают стихотворение:
1.Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
2. Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Разведём над нею тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!
3. Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
4. Украсим всю землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами!
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отнести наш плакат в другие группы и рассказать всем, чего нельзя делать в природе. Вы согласны?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Социально-личностное развитие» образовательная область «Социализация» Тема: «Права ребёнка» Подготовительная группа
В наше время актуальна проблема защиты прав детей. Знакомить детей с их правами необходимо уже в ДОУ.В данном мтериале представлен конспект организованной образовательной деятельности по теме "П...
Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Познание» образовательная область «Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Путешествие за названием группы» Средняя группа
Конспект "Путешествие за названием группы" поможет достигнуть следующих целей: совершенствовать умение различать и находить геометрические фигуры; выделять несколько признаков (цвет ...
Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Социально-личностное развитие» /область «Социализация»/ во 2-ой младшей группе «Детский сад, детский сад - он так нужен для ребят»
Программные задачи:Образовательные задачи:-рассказать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, которые заботятся о детях,-понимать смысл загадки и находить отгадку,-учить д...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ ИТОГОВОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «Юный пешеход»
Основная образовательная областьРечевое развитие и безопасностьИнтегрированные образовательные областиХудожественно- эстетическое развитие, чтение художественной литературы, речевое развитие, художест...
"Пригласительная афиша для папы" конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы к Дню защитника Отечества.По образовательному направлению "познавательное развитие"
Пояснительная запискаУважаемые коллеги, вашему вниманию я представляю занятие непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательному направлению «познавательное ...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы. Познавательное развитие "Юные пожарные"
Цель: формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях....