Проект - «Моя малая родина – Мордовия»
проект (средняя группа)

Качалина Светлана Вячеславовна

Тип проекта

Образовательный, социальный, среднесрочный, творческий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад Сказка»

ОП «Примокшанский детский сад»

Проект - «Моя малая родина – Мордовия»

                        Составитель:

                                                                                воспитатель

                                                                    МБДОУ «»ЦРР – детский сад Сказка»

                                                                ОП «Примокшанский детский сад»

                            Качалина С.В.

п. Примокшанский

2018г

Проект - «Моя малая родина – Мордовия»

Пояснительная записка

      С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ведь каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «Малая Родина». Дошкольникам, доступно чувство любви к родному краю, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, посёлку; развивать интерес к доступному ребёнку явлениям общественной жизни.

     Мир, в котором мы живём, огромен. Настоящее время – это граница между прошлым и будущим. Любой край, город, любая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт.

     Природа нашего села поражает своим необыкновенной красотой. У нас есть, на что посмотреть и чем полюбоваться: огромные смешанные леса, богатые грибами и ягодами, большие раздольные луга и поля.

     Мы родились в п. Примокшанский, Ковылкинского района. И мы, безусловно, должны знать историю своей малой родины

     Воспитывая у детей любовь к своему селу, к своей малой Родине, необходимо подвести к пониманию того, что их село является – частицей Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся, соблюдают традиции, берегут и охраняют природу, отмечают праздники.

Тип проекта

Образовательный, социальный, среднесрочный, творческий.

Сроки реализации проекта: сентябрь – октябрь 2018г.

Актуальность и новизна проекта

Проект окажет помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения:

- в осознании наиболее приоритетного направления в воспитательно-образовательном процессе ДОУ – естественное  «вхождение» детей в окружающий их социум, доступный их возрастным особенностям;

- в определении целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиции своего народа;

- в понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственно – духовных качеств личности ребенка

(любви к семье, детскому саду, родному краю) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.

Социальная значимость проекта

     Ознакомление с родным посёлком имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького поселка – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, его культурные и исторические центры, улицы, известные люди, которыми гордятся.  Однако беседы с детьми, показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.

     Гражданское патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

     «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (В.А. Сухомлинский).

     Нужно признать, что с раннего возраста ребёнку недостаточно прививается любовь и уважение к Родине. Телевидение, компьютер играют первостепенное значение в жизни подрастающего поколения. При всей своей занятости, родители мало уделяют внимания этой проблеме. В семьях нет достаточной литературы, которая рассказывала бы о родном крае, родном посёлке. Сами родители располагают недостаточной информацией, знаниями, чтобы воспитывать в детях патриотические чувства.

     Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний о родном посёлке, воспитание у детей патриотических чувств.

Цель проекта

Воспитание любви к родным местам, к малой родине, развитие толерантности у дошкольников.

Задачи проекта

- Расширить знания о родном поселке, закрепить понятия «малая Родина».

- Познакомить с историей возникновения поселка, с памятниками истории и культуры села, воспитывать бережное отношение к ним.

-Познакомить с устным народным творчеством  через пословицы и поговорки о Родине, родной земле, разных национальностях проживающих в нашем поселке.

- Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить, свободно мыслить.

- Способствовать установлению тесного контакта и взаимодействия между детьми, родителями, педагогами, между семьёй и детским садом.

Участники проекта

Дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Планируемые результаты

Для педагогов:

- повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;

- инновационные изменения в организации воспитательного процесса;

- творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.

Для воспитанников:

- повышение качества уровня знаний во время непосредственно образовательной деятельности;

- положительная динамика в развитии интереса к социальному окружающему миру;

- активизация познавательной деятельности в жизни детей;

- проявление творческого, патриотического самовыражения.

Для родителей:

- расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;

- повышение статуса семейного воспитания.

     В результате работы по проекту участники создадут альбомы, изображение домов — рисунками детей и родителей. Каждый дом – мир одной семьи, личное пространство, в котором они живут и в котором есть всё, что им дорого.

Этапы проекта:

1 этап. Предварительный этап:

Подготовка методических пособий:

- ознакомление с регионом, где мы проживаем;

- подборка методик по приобщению детей к нашей малой Родине;

- сбор наглядной информации (фотографий, иллюстраций, дидактических игр);

- подборка художественной литературы;

- сбор материала о характерных особенностях нашей местности.

     Реализуя данные направления, формируя патриотические чувства детей, я убеждёна, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре малой Родины, познакомить с её историей и достопримечательностями. Познакомить с национальным бытом проживающих в поселке людей. Я хочу, чтобы мои дети гордились своей малой Родиной.

2 этап. Реализация проекта:

Формы и методы реализации проекта:

НОД:  «Мордовия — моя малая Родина».

 Беседы:  «Моя малая Родина», «Саранск – столица республики Мордовия».

Просмотр презентаций:  о Мордовии, «Мордовский  национальный костюм».

Драматизация сказки:  «Как собака друга искала».

Путешествие по родному поселку.

Дидактические игры: «Кто оденет куклу Алдуню?», «Что где находится?», «Достопримечательности Саранска», «Расскажи, а мы отгадаем», «Кто в заповеднике живет?»,  «Назови знакомые сказки мордовского народа», , «Собери узор».

Чтение произведений мордовского народа: сказки, легенды, рассказы.

Организация выставки книг:  «Мордовские народные сказки».

Слушание музыкальных произведений, песен.

Разучивание элементов мордовских народных танцев.

Рисование:  «Моя Родина», «Мой дом».

Аппликация: «Валенки, валенки», «Укрась мордовское платье, полотенце, фартук».

Лепка: «Символ Мордовии - лиса».

Подвижные игры: «В гусей и волка», «Салки», «Бабушка».

3 этап. Результаты:

- Оформление альбома «Моя малая Родина - Мордовия».

- Помощь родителей в создании картотеки «Мордовские пословицы и поговорки».

- Оформление картотеки «Мордовские народные игры».

- Праздник «Мордовия моя».

Направления работы с родителями:

  - участие в тематических праздниках, проектах, конкурсах и развлечениях (родители с удовольствием берут на себя различные роли, а дети гордятся тем, что именно их мама или папа принимали участие в развлечениях);

-  для тематических выставок родители вместе с детьми делают кормушки для птиц, скворечники, сооружают композиции из природного материала;

- организация семейных походов и затем обмен информацией, впечатлениями (в общении друг с другом родители дают свою оценку, делятся результатами проделанной работы, обмениваются адресами и необходимой информацией)

- организация выставки совместных домашних работ детей и родителей;

- совместная работа по благоустройству группы и участка.  

     Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволит пробудить у детей активный интерес к познанию самих себя, они получат возможность реализовать своё право на саморазвитие. Раскрывая дошкольникам на конкретных примерах быт, жизнь, искусство, труд людей, живущих в поселке, можно расширять представление детей о родном крае, лучшее понимать его культуру, воспитывать чувство гордости за отчий дом, бережное отношение к нему и Родине.

Результаты работы в ходе реализации проекта:

     На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задач содержания всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно – эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение.

     В результате использования культурно-исторического наследия семьи, у детей установились партнёрские отношения с родителями. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и обществе; позитивным и ответственным отношением к себе и окружающим, к природе.

     Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникнет интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного поселка.

     Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить, положительные результаты которых удалось добиться.

1.Повысился уровень знаний по познавательному развитию в разделе «Моя семья», «Мой дом».

2.Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего занятия.

3. Пополнение развивающей среды группы альбомами о нашем поселке.

5.Значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для учебно-воспитательного процесса.

6. Значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.

Список литературы:

  1. 1. Валдоня (Светлячок): Программа и метод. рекомендации: Для дошк. образов. учреждений Респ. Мордовия / М-во образования Респ. Мордовия. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.».
  2. «Мы в Мордовии живем: прим. Рег. модуль прог. дошк. образования/ Бурляева О. В. и др. – Саранск, Морд. книжное изд-во.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Детство-Пресс», 2002
  4. Бурляева О.В.,  Киркина Е.Н. «Детям  о Мордовии» - Саранск, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Беседа " Малая родина Мордовия" в подготовительной к школе логопедической группе детей с ОНР.

Беседа в подготовительной к школе логопедической группе детей с ОНР по теме : "Малая родина Мордовия"  Сегодня мы будем путешествовать по страницам истории нашей Мордовии. Вы готовы к путешествию...

Презентация на тему "Моя малая Родина-Мордовия"

Мордовия – это замечательная Республика. Народ  мордовский известен с древнейших времён. Мордва – сильные люди, готовые на самоотверженные поступки ради блага республики и всего проживающего здес...

НОД "Моя малая Родина- Мордовия"

- Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.- Познакомить с охраняемыми видами животных Мордовии.- Знать животных из «Красной книги Мордовии». Учить детей рассказывать о н...

Конспект беседы в старшей группе «Моя малая родина - Мордовия»

Милый край! Мордовия родная!Здесь раздолье рек, лесов, полейДля меня нет лучше в мире краяОн мне всех дороже и милей....

Консультация для родителей по нравственно — патриотическому воспитанию на тему: «Моя малая Родина — Мордовия»

Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важ...