НОД "Моя малая Родина- Мордовия"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

- Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.
- Познакомить с охраняемыми видами животных Мордовии.
- Знать животных из «Красной книги Мордовии». Учить детей рассказывать о них, отмечая характерные особенности животных.
- Формировать желание беречь и охранять природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_moya_rodina_respublika_mordoviya.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                    «Моя малая Родина –Мордовия».
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Программное содержание.
- Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.
- Познакомить с охраняемыми видами животных Мордовии.
- Знать животных из «Красной книги Мордовии». Учить детей рассказывать о них, отмечая характерные особенности животных.
- Формировать желание беречь и охранять природу.
- Дать детям представление об очистке и фильтровании воды; применение полученных знаний об очистке воды на практике (опыт):
- закреплять в речи детей слова: фильтр, лаборант, лаборатория, воронка.
- Активизация интереса детей к экспериментированию; развитие логического мышления в процессе совместного со взрослым и самостоятельного экспериментирования (мысленного и практического).
- развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
- развивать логическое мышление путём моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения;
- Формировать связную речь, умение общаться, обобщать, делать выводы;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира; формировать доброжелательное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Методы.
Словесный: беседа, рассказ, объяснение
Наглядный: наблюдение, демонстрация опытов, рассматривание схем,
Практический: проведение опытов, проблемные ситуации
Приёмы: игровой ,
Предварительная работа. Просмотр с беседами о животных Красной книги Мордовии, беседа о заповедниках. Составление рассказов о животных. Отгадывание загадок, о воде, лесе. Работа с родителями рисование плакатов о лесе. Рассматривание экологических знаков о правилах поведения в природе.
Оборудование. Грязная вода в бутылке, емкости для воды, воронки, бумажные салфетки, фильтровальная бумага, ватные диски, тряпочки, клеенки, стаканчики для каждого ребенка, импровизированное озеро с мусором, запрещающие знаки поведения в природе, гуашь, заготовки и трафареты для изготовления запрещающих знаков в природе.                                                Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришла мордовская матрешка. Она хочет узнать есть ли у нас такие ребята, которые любят и ценят свой родной край, знают о растительном и животном мире родного края. 
А теперь скажите, в какой республике мы с вами живем?
Дети: В Республике Мордовии.
Воспитатель: А город как наш с вами называется?
Дети: Город Саранск.
Воспитатель: Теперь обратите внимание на экран. Что вы видите? 
Дети: Это карта Мордовии.
Воспитатель: Какой цвет преобладает на карте?
Дети: Зеленый.
Воспитатель: Что он означает?
Дети: В нашей республике очень много лесов.
Воспитатель: Ребята, какие достопримечательности города Саранска вы знаете?
Дети: Парк А.С.Пушкина, памятники, заводы, собор Ф.Ф.Ушакова и т.д.
Рассказ воспитателя о достопримечательностях города (о памятниках, заводах, спорткомплексах, храмах)
Воспитатель: А сейчас поиграем в дидактическую игру «Заводы и фабрики города Саранска» .
Воспитатель: Молодцы, ребята! Знаете какие находятся заводы и фабрики в нашем городе Саранске.
А теперь назовите, какие города республики кроме Саранска вы знаете?
Воспитатель: Ребята, в северо-западной части нашей республике Темниковском районе, находится Мордовский Государственный заповедник имени П.Г.Смидовича.
Послушайте стихотворение об этом заповеднике: 
Глушь лесная. Травы, лозы.
До небес здесь лес дорос.
И родная наша Мокша
Между сосен и берёз.
Неширокая, живая,
Наполняя песней бор,
Пробегает, как связная,
Меж задумчивых озёр.
Ели, сосны встали тесно,
Чтоб укрыть лесной народ.
Только мне давно известно,
Кто и как в лесу живёт.
Вот летит глухарь чубатый,
Колыхнула ветки рысь…,
- Добрый день, мой лось сохатый,
Что испуганно глядишь?
Сквозь осинник по болоту,
Я к реке сошла с бугра.
Слышу, в воду прыгнул кто-то,
И увидела бобра.
Говорю ему:
- Не прячься, не скрывайся под водой!
Я пришла сода, приятель,
Поздороваться с тобой.
Знаю, строишь ты отлично
И плотины и мосты.
Захотелось самоличноНа твои взглянуть труды.
Сом хвостом колышет воду,
Спит сова среди осин,
Ходит аист по болоту,
Словно важный господин.
В бор опять пойду отсюда
Напрямик через кусты…
- Здравствуй, белка-непоседа!
Не меня ль встречаешь ты?
А средь мха, грибы рядами,
Словно воинская рать.
Никакими мне словами
Этот край не описать.
Зайцы здесь живут беспечно,
Попадается олень.
Дальше в глушь лесную лезу,
Сквозь ветвей густую сеть…
- Вот ты где, хозяин леса?!
Здравствуй, батюшка медведь.
Край родной, разноголосый
Предо мной во всей красе
Над родимой речкой Мокшей
Стаи уток и гусей.
(по ходу рассказывания стихотворения на экране появляются соответствующие фотографии с изображением природы и животных).
Воспитатель: Очень красивое стихотворение. Итак, кто же обитает в нашем заповеднике ?Ответы детей.

Воспитатель: Мне хотелось бы задать вам вопрос. Что же такое заповедник и зачем люди создают заповедники?
Дети: Люди создают заповедники, чтобы спасти редких животных и растения. Заповедник строго охраняется законом. Поэтому на территории заповедника нельзя заниматься сельским хозяйством, охотиться, ловить рыбу, строить фабрики, заводы, разводить костры, там запрещена вырубка леса. Заповедник – это острова спасения для животных и растений. В этом месте живут и работают учёные-биологи, лесники, лаборанты и многие другие специалисты. Они следят за жизнью природы, изучают её законы и стараются помочь ей уцелеть.
Воспитатель: Рассказывая о животных и растениях, мы знаем о том, что они занесены в Красную книгу. Что это за книга и зачем она нужна?
Дети: Книга - это список растений и животных над которыми нависла угроза полного уничтожения. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими и занесены в Красную книгу. 

Воспитатель: Почему она называется Красная книга? 

Дети: Книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности. Она говорит: «Остановись человек!» Потому что гибель растений и животных - это результат деятельности человека. В Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите. «Красная книга» помогает нам сохранить исчезающие растения и животные. Это книга, куда занесены редко встречающиеся растения.
Воспитатель: Как вы думаете, каковы причины исчезновения животных о которых вы рассказали?
Дети: Вырубка леса. Охота. Загрязнение окружающей среды. Сбор, насекомых коллекционерами.
Воспитатель: Какие меры охраны надо предпринять?
Дети: Запретить вырубку леса, охоту, запретить сбор редких видов насекомых и растений для коллекций и гербариев.
Воспитатель: А сейчас поиграем в дидактические игры: «Рассели животных» и «С какого дерева листок».
Физкультминутка
Воспитатель: (стук в дверь) Ребята, кто-то стучится в дверь. Это почтальон Печкин, он нам принес письмо от жителей одного маленького села, расположенного на берегу озера. Они жалуются, на то, когда-то в их озере водилось очень много разной рыбы, но со временем озеро обмелело, рыбы не стало совсем. Вместе с письмом они прислали фотографии (фотографии загрязнения озёра). Давайте поможем жителям этой маленькой деревни. Я думаю, что из наших ребят найдутся настоящие исследователи, которые помогут нам разобраться с этой проблемой. Кто хочет принять участие в нашем расследовании? Прошу занять места в нашей лаборатории.
Воспитатель: А теперь давайте вернёмся к фотографиям и рассмотрим их. Что мы на них видим? (на берегу очень много мусора, в воду попадают отходы с фабрики, в воде моют машины и т.д.)
Воспитатель: Давайте проведём опыт.
Опыт 1.
Воспитатель: Давайте представим, что эта чашка озеро. Когда-то оно было чистым (Наливает чистую воду). А теперь бросим туда, банки, кусочки газеты, несколько капель растительного масла (который заменяет мазут и бензин) и дугой мусор. Что вы видите?
Дети: Вначале, когда мусора было немного, вода оставалась чистой. Когда мусора стало больше, вода стала грязной. А в конце, воды совсем не осталось.
Воспитатель: Что же произошло с озером, почему оно обмелело?
Вывод: Озеро обмелело из-за накопившегося там мусора. Люди стали очень часто бросать в воду мусор, сливать остатки бензина, оставлять брёвна, которые потом гниют в воде. На берегу построили завод, который потребляет много воды и одновременно загрязняет её отходами своего производства, сбрасывая их озёро. От этого гибнет рыба, нечем будет питаться чайкам, цаплям. Они улетят. Из-за грязной воды начнут болеть водоросли, прибрежные травы, камыши, кустарники. Негде будет жить стрекозам, мошкам, бабочкам, нечем питаться лягушкам. Озеро опустеет.
Воспитатель: Что же надо сделать, чтобы помочь оживить озеро.
Дети: Надо очистить его от мусора. (Чистят воду в чашке маленькими грабельками)
Воспитатель: От мусора мы озеро очистили. Но вода в нём всё равно осталась грязной. Давайте проведём ещё один опыт и попробуем очистить воду в этом озере.
Опыт 2.
Для опыта нам понадобится чистые стаканы, стаканы с мутной водой, воронки, фильтры (вата, салфетка). Постепенно переливаем мутную воду в чистый стакан. Что происходит? (вода очищается) Очистилось вода от растительного масла (да)
Воспитатель: Масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, потому что оно не растворилось в воде; на фильтре хорошо видны следы масла.
Вывод: Все нечистоты, которые находятся в воде, остаются на фильтрах, а вода становится чистой. Воспитатель: Наше озеро снова стало чистым. Что же мы посоветуем людям, которые обратились к нам за помощью.
Дети: Очистить озеро от мусора. Ставить очистные сооружения и фильтры на заводах и фабриках, чтобы грязная вода не попадала в реки. Экономить воду. И впредь не оставлять мусор на берегу и не бросать его в воду.
Воспитатель: Чтобы таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и нарисуем экологические знаки, которые можно поставить в лесу и у речки. Для чего нужны такие знаки? Такие знаки напомнят людям о правилах поведения в природе. Давайте и мы с вами попробуем придумать и нарисовать такие знаки, которые помогут людям не нарушать правила поведения в природе.
Воспитатель: А чтобы они помнили и не забывали, как нужно вести себя в природе, я предлагаю составить правила поведения в природе и сделать специальные знаки, которые помогут им соблюдать порядок в природе и не только на речке но и в лесу.
Рисование экологических знаков.
Дети рисуют знаки поведения в природе методом томпонирования, используя трафареты.
Воспитатель: Расскажите мне о знаках, которые вы нарисовали, что они обозначают? (Ответы детей)
Итог:
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Что нового мы узнали и полезного сделали? (Ответы детей)
Воспитатель: Матрешке очень понравилось, как вы сегодня работали. Она надеется, что вы станете настоящими защитниками природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мордово - моя малая Родина"

Тематическое занятие для старших дошкольников на тему  "Родина" (прилагается слайдовая презентация)...

Беседа " Малая родина Мордовия" в подготовительной к школе логопедической группе детей с ОНР.

Беседа в подготовительной к школе логопедической группе детей с ОНР по теме : "Малая родина Мордовия"  Сегодня мы будем путешествовать по страницам истории нашей Мордовии. Вы готовы к путешествию...

Презентация на тему "Моя малая Родина-Мордовия"

Мордовия – это замечательная Республика. Народ  мордовский известен с древнейших времён. Мордва – сильные люди, готовые на самоотверженные поступки ради блага республики и всего проживающего здес...

Конспект беседы в старшей группе «Моя малая родина - Мордовия»

Милый край! Мордовия родная!Здесь раздолье рек, лесов, полейДля меня нет лучше в мире краяОн мне всех дороже и милей....

Консультация для родителей по нравственно — патриотическому воспитанию на тему: «Моя малая Родина — Мордовия»

Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важ...

Проект - «Моя малая родина – Мордовия»

Тип проектаОбразовательный, социальный, среднесрочный, творческий....