«Деревья нашего участка».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Методическая разработка «Деревья нашего участка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_derevya_nashego_uchastka.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Деревья нашего участка».
Автор: Дорохова Татьяна Витальевна.
Разработан для занятий с детьми подготовительной к школе группе. По количеству участников является коллективным, долгосрочным, так как реализуется в течение 1 месяца (январь - февраль).
Цель проекта:
Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность.
Задачи:
- Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.
- Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.
- Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.
Экологический проект «Деревья нашего участка», развивает интерес к представителям растительного мира - деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формирует разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
В ходе реализации проекта большое внимание необходимо уделить внимание развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Что способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе.
Содержание этапов проекта.
Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).
Подготовительный этап.
Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте, совместно с детьми изготовила кормушки для птиц, чтобы спасать деревья от нашествия гусениц, из бросового материала были изготовлены ёлочки. Вместе с родителями создала экологический альбом «Деревья нашего участка»; спилы разных деревьев, коллекцию: «Кора деревьев»; семена деревьев. Вместе с детьми создала план участка с объектом исследования: «Экологическая тропа». На занятиях по изобразительной деятельности – организовала выставку «Зимний пейзаж», «Зимушка зима», «Ёлочка – колючая иголочка», «Деревья на нашем участке», «Лесные скульптуры», «Деревце за деревце». На музыкальном занятии – выучили хоровод «Березонька», песню «Калинка», прослушали в музыкально-поэтическом сопровождении Э. Верхарн «Из солнечных лучей ...», Е. Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.
Работа с детьми.
Перед началом работы по проекту «Деревья нашего участка» провела с детьми беседу о деревьях. Выяснила их представления о деревьях, их отношение к ним. Предложила детям схему знакомства:
1. Как зовут тебя дерево?
2. Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?
3. Есть ли у тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?
4. Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?
5. Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?
Исследовательский этап.
Цель: выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья в нашем лесу.
Дала детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора?
У детей есть знакомые: друзья, соседи, а у дерева? Кто бегает рядом с ними? Растет рядом с ними? Прилетает к нему? Предложить детям понаблюдать за окружением дерева, по рассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему?
На занятиях по изо деятельности предложила нарисовать соседей дерева.
У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у дерева? Пусть дети внимательно рассмотрят территорию рядом с деревом и постараются отыскать его семью. Потом можно нарисовать семейный портрет дерева. Предложить детям найти место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий.
Пусть по гладят кору, при жмутся к ней щекой. Какая она- теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в стороны? В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о деревьях, о природе родного края, широко использовала игру. Проводилась работа на основе регионального компонента. Старались раскрыть уникальность и неповторимость богатства родного края.
Для меня было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Мой проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Свою работу я построили по следующей системе.
Занятия.
Занятие 1. Заучивание стихотворения И. Бунин «Листопад».
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Бунина «Листопад», учить детей понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям.
Занятие 2. «Деревья нашего двора».
Цель: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.
Занятие 3. «Осень золото роняет» – экскурсия в осенний сад.
Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.
2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).
3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.
4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.
5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т.д.).
6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.
Наблюдения и исследовательская деятельность.
1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
2. Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.
Художественно-продуктивная деятельность.
Выставка: «Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Ёлочка – колючая иголочка», «Зимушка зима», «Деревья на нашем участке», «Соседи дерева», «Осенняя березка» – рисование, «Кисть рябины» - нетрадиционное рисование, аппликация, лепка: «Какие породы деревьев мы знаем»: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни»,
Чтение художественной литературы:
- «Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
- «Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
- «Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
- «Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.
Заключительный, обобщающий этап.
В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: «Деревья – наши друзья». Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Итогом проекта «Деревья нашего участка» стало обобщение результатов моей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
- Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.
- Знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья. Любить свой край, любить природу!
Список литературы:
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - 3-е изд., исп. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. -96 с.
- Растительный мир нашей родины/ В.В. Петров - 2-е изд. доп.- М.: Просвещение, 1991. - 208 с.: цв. ил.
- Деревья - наши друзья: Книга для педагогов и родителей нет серии ISBN 978-5-8252-0066-8 Рыжова Н.А. Линка-Пресс 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповой долгосрочный исследовательский-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫
Групповой долгосрочный исследовательско-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫ . Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская, деятельность по изучению жизни дерева во взаимосвязи...
Проект "Деревья нашего участка"
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей сре...
Конспект прогулки "Деревья нашего участка"
В конспекте описываются игры, приводится познавательный материал для активизации внимания дошкольников на прогулке....
Конспект прогулки «Деревья нашего участка» во 2 младшей группе №1 МБДОУ №6 г. Зеленодольска РТ Воспитатель Майорова Ю.С.
Конспект прогулки «Деревья нашего участка» во 2 младшей группе №1 МБДОУ №6 г. Зеленодольска РТ Воспитатель Майорова Ю.С. Цель: Закреплять знания детей о внешнем виде деревьев на участке. На...
Детско-родительский проект «Деревья нашего участка»
Детско-родительский проект«Деревья нашего участка»...
Образовательный проект "Деревья нашего участка"
образоватеьный проект для детей старшего дошкольного возраста...
экологический проект "деревья нашего участка"
проект для старшего дошкольного возраста...