Познавательно-исследовательский проект "Мир камней"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Корнева Надежда Юрьевна

В материале представлен проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kamni.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация проекта.

     Проект «Мир камней» является одним из серии проектов по ознакомлению с неживой природой. Проект проводится с использованием методики Савенкова А.И. по обучению детей исследовательскому поведению и предполагает работу с детьми старшего дошкольного возраста. Работа над проектом способствует формированию у детей готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в процессе организации посильной, интересной и адекватной возрасту познавательно-исследовательской деятельности  для повышения эффективности экологического воспитания. В проекте представлены: план проектной деятельности и её результаты, картотека экспериментов по теме.

Актуальность и значимость.

 «Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!»

    Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. К знаниям экологического характера относятся сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных, элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Знания – необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

     Проектно – исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия через опыты и эксперименты. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

     В образовательной программе дошкольного образования нашего дошкольного учреждения в содержании образовательной области  «Познавательное развитие»  прописаны задачи по содействию своевременному и полноценному психическому развитию детей 5-6 и 6-8 лет, закладывающие основы личности:

-формировать и укреплять познавательное отношение к миру, знакомя с различными способами и источниками получения информации;

-формировать эмоциональное отношение к окружающему миру, закладывая основы бережного и заботливого отношения к нему;

-формировать чувство ответственности за судьбу планеты, активизировать посильную деятельность детей по охране окружающей среды.

    Для решения данных задач  в группе был организован экологический проект «Мир камней».

Гипотеза:   экологическое воспитание дошкольников будет осуществляться эффективно, если будет вестись систематическая работа на занятиях  и в повседневной жизни. Воспитанники группы и их родители, получив знания о экологических объектах и влиянии на них человека, будут бережнее к ним относится.

     

 Проект средней продолжительности (1.5месяца), исследовательский.

Участники проекта:

Воспитатель: Корнева Надежда Юрьевна, высшая квалификационная категория.

Дети старшей группы.

 Цель проекта: формирование у детей готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в процессе организации посильной, интересной и адекватной возрасту познавательно-исследовательской деятельности  для повышения экологического воспитания на основе проектного подхода.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами;

-формировать представление детей о взаимосвязи живой и неживой природы;

-продолжать  знакомить детей с различными способами и источниками получения информации.

Развивающие:

-развивать у детей дошкольного возраста умения и навыки исследовательского поиска;

-развивать умение систематизировать накопленную и полученную информацию посредством логических операций(анализ, классификация, сравнение, обобщение);

-развивать у детей умение отображать полученные знания в обобщенном виде с помощью наглядных средств(символов, условных заместителей, моделей, пиктографического письма, продуктивной деятельности);

-развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-развивать диалогическую и монологическую речь детей.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к неживой природе средствами экспериментирования;

-воспитывать уверенность в себе и своих возможностях, самостоятельность, инициативу;

-совершенствовать коммуникативные навыки.

Ожидаемые результаты. Приобретение детьми знаний о свойствах камней, их

классификации, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в

природе и жизни человека. Формирование познавательного интереса к

окружающему миру, формирование навыков исследовательского поиска через наблюдения и экспериментирование, оформление уголка в группе по теме проекта.

         Этапы

       проекта

                        Проектные мероприятия

Деятельность педагога

    Деятельность детей, совместная деятельность детей и взрослых

1.Выбор темы

-Выбор темы из предложенных на картинках.

-Тренинг «Хочу узнать»

( с куклой Почемучкой), формулирование вопросов детьми.

В ходе обсуждения выбора темы исследования выяснили, что дети мало знают о неживой природе, в частности о камнях. Мы их видим, можем взять в руки. А что еще? Дети захотели больше узнать о них  и рассказать об этом другим:

-Что такое камни?  Какие бывают? Из чего состоят?

-А горы - это тоже камни?

-Что такое вулкан?

-Горы могут разрушаться? От чего?

-В чем польза камней?

-Может, они не нужны?

2.Подготовка           к проекту.

- Беседа «Методы получения информации».

-Участие в беседе.

- Составление плана исследования (проектирование).

3.Реализация

   проекта

Такие разные камни.

Видеофильм «Мир камней».

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (с коллекцией камней).

Что такое горы?

Почему разрушаются горы?

Беседа с показом слайдов «Образование и разрушение гор».

Дидактическая игра «Волшебный сундучок».

Дымящиеся горы (вулкан).

Видеофильм «Легенда о вулкане».

Роль камней в жизни человека.

Видеофильм «Полезные ископаемые».

Энциклопедия «Я познаю мир» (камни).

Рассказ медсестры «Камни лечат».

Опыты: «Цвет и форма», «Размер и фактура», «Определение веса», «Температура камня», «Плавучесть камней»,

«Твердость камней».

Наблюдение: «Рассматривание камней через лупу».

Зарисовка полученной информации с помощью пиктографического письма.

Опыты: «Горы разного цвета», «Горы разной высоты»

 (из слоеного теста).

«Дождь и горы», «Ветер и горы», «Лед и горы».

Макет «Горы».

Опыт  с дальнейшей зарисовкой «Извержение вулкана».

Фотоальбом «Вулканы».

Выставка украшений из камня.

Рисование на камнях «Божьи коровки».

4.Презентация

1.Оформление результатов проекта.

2.Презентация проекта.

1.Сортировка информации с помощью папки исследователя,

её обобщение при помощи вопросов

«Что интересного мы узнали?»,

«Что нового мы можем рассказать и показать другим?»

 Составление  плана мини-доклада.

2.Гостиная Почемучки

-мини-доклад «Что узнал я о камнях?»

(по пиктографическим письмам);

-демонстрация макетов «Горы» с рассказами детей;

-фотоальбом «Вулканы»;

-демонстрация опытов.

Достигнутые результаты

В результате проекта «Мир камней», расширился кругозор детей, развились умения определять материалы, из которых изготовлены предметы, умения устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умения определять происхождение рукотворных предметов, научились обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей. У детей развились навыки исследовательского поиска, умения систематизировать накопленную и полученную информацию посредством логических операций (анализ, классификация, сравнение, обобщение).

Перспективы дальнейшего развития проекта.

В настоящее время остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников.  

Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.

Благодаря проекту «Мир камней», дети получили возможность ставить себе новую, все более сложную цель, посредством исследовательского поиска изучать новые предметы и объекты в процессе самостоятельной исследовательской деятельности по выбранным детьми темам.

Взаимодействие с семьей.

Привлечение родителей к созданию и пополнению предметно-развивающей среды для развития познавательно- исследовательской деятельности

 по теме проекта «Мир камней».

Наглядная информация:

-консультация «Экологическое воспитание – что это»;

-фотоотчет  проектной деятельности детей по теме «Мир камней».

Вовлечение родителей в проектную деятельность:

-участие в сборе материала;

-помощь в оформлении материалов проекта;

-участие в презентации «Гостиная Почемучки».

                             

                                                     Литература.

1.Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

2.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Метод. рекомендации под общ. ред. Л.Н.Прохоровой. М:АРКТИ, 2004.

3.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М:ТЦ Сфера, 2004.

4.Ильницкая И, Остапенко Л. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения. Ж. «Дошкольное воспитание» :№12-2006; №1-2007; №3-2007.

5.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Метод. пособие: Детство-пресс, 2009.

6.Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Библиотека журнала «Дошкольная педагогика», 2013.

7.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.: Авт. сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина. М.: АРКТИ, 2004.

8. - nsportal.ru - социальная сеть работников образования

    -http://www.maam.ru - Международный образовательный портал

    -http://www.prosv.ru/info

9.ФГОС  ДО.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 6  «Антошка» г. Павлово

 

Конспект

 экологического проекта

познавательно-исследовательской деятельности

тема «Мир камней»

Составила: Корнева Надежда Юрьевна,

Высшая квалификационная категория

                                                                2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности и развитию мелкой моторики "Камни бывают разные"

Тема: «Камни бывают разные»Цель: Закрепить знания детей о разнообразии мира камней .Программные задачи:Обучающие:Расширить знания о разнообразии камней, познакомить детей с их свойствами, особенностям...

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кладовая Земли. Камни".

Предлагаю методическую разработку, содержащую опыты по исследованию свойств и состава камней. Знакомство с камнями способствует расширению кругозора детей....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» (средняя группа)

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.Задачи:Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. Поддерживать интерес к изучению ка...

Познавательно-исследовательский проект «Удивительные камни»

Познавательно-исследовательский проект «Удивительные камни»...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» (средняя группа)

Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, ...

Конспект познавательно- исследовательской деятельности" Удивительные камни" ( средняя группа)

Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, ...