Познавательно-исследовательский проект "Мир камней"
проект по окружающему миру (старшая группа)
В материале представлен проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kamni.docx | 31.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация проекта.
Проект «Мир камней» является одним из серии проектов по ознакомлению с неживой природой. Проект проводится с использованием методики Савенкова А.И. по обучению детей исследовательскому поведению и предполагает работу с детьми старшего дошкольного возраста. Работа над проектом способствует формированию у детей готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в процессе организации посильной, интересной и адекватной возрасту познавательно-исследовательской деятельности для повышения эффективности экологического воспитания. В проекте представлены: план проектной деятельности и её результаты, картотека экспериментов по теме.
Актуальность и значимость.
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!»
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. К знаниям экологического характера относятся сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных, элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Знания – необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Проектно – исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия через опыты и эксперименты. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
В образовательной программе дошкольного образования нашего дошкольного учреждения в содержании образовательной области «Познавательное развитие» прописаны задачи по содействию своевременному и полноценному психическому развитию детей 5-6 и 6-8 лет, закладывающие основы личности:
-формировать и укреплять познавательное отношение к миру, знакомя с различными способами и источниками получения информации;
-формировать эмоциональное отношение к окружающему миру, закладывая основы бережного и заботливого отношения к нему;
-формировать чувство ответственности за судьбу планеты, активизировать посильную деятельность детей по охране окружающей среды.
Для решения данных задач в группе был организован экологический проект «Мир камней».
Гипотеза: экологическое воспитание дошкольников будет осуществляться эффективно, если будет вестись систематическая работа на занятиях и в повседневной жизни. Воспитанники группы и их родители, получив знания о экологических объектах и влиянии на них человека, будут бережнее к ним относится.
Проект средней продолжительности (1.5месяца), исследовательский.
Участники проекта:
Воспитатель: Корнева Надежда Юрьевна, высшая квалификационная категория.
Дети старшей группы.
Цель проекта: формирование у детей готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в процессе организации посильной, интересной и адекватной возрасту познавательно-исследовательской деятельности для повышения экологического воспитания на основе проектного подхода.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами;
-формировать представление детей о взаимосвязи живой и неживой природы;
-продолжать знакомить детей с различными способами и источниками получения информации.
Развивающие:
-развивать у детей дошкольного возраста умения и навыки исследовательского поиска;
-развивать умение систематизировать накопленную и полученную информацию посредством логических операций(анализ, классификация, сравнение, обобщение);
-развивать у детей умение отображать полученные знания в обобщенном виде с помощью наглядных средств(символов, условных заместителей, моделей, пиктографического письма, продуктивной деятельности);
-развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-развивать диалогическую и монологическую речь детей.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к неживой природе средствами экспериментирования;
-воспитывать уверенность в себе и своих возможностях, самостоятельность, инициативу;
-совершенствовать коммуникативные навыки.
Ожидаемые результаты. Приобретение детьми знаний о свойствах камней, их
классификации, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в
природе и жизни человека. Формирование познавательного интереса к
окружающему миру, формирование навыков исследовательского поиска через наблюдения и экспериментирование, оформление уголка в группе по теме проекта.
Этапы проекта | Проектные мероприятия | |
Деятельность педагога | Деятельность детей, совместная деятельность детей и взрослых | |
1.Выбор темы | -Выбор темы из предложенных на картинках. -Тренинг «Хочу узнать» ( с куклой Почемучкой), формулирование вопросов детьми. | В ходе обсуждения выбора темы исследования выяснили, что дети мало знают о неживой природе, в частности о камнях. Мы их видим, можем взять в руки. А что еще? Дети захотели больше узнать о них и рассказать об этом другим: -Что такое камни? Какие бывают? Из чего состоят? -А горы - это тоже камни? -Что такое вулкан? -Горы могут разрушаться? От чего? -В чем польза камней? -Может, они не нужны? |
2.Подготовка к проекту. | - Беседа «Методы получения информации». | -Участие в беседе. - Составление плана исследования (проектирование). |
3.Реализация проекта | Такие разные камни. Видеофильм «Мир камней». Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (с коллекцией камней). Что такое горы? Почему разрушаются горы? Беседа с показом слайдов «Образование и разрушение гор». Дидактическая игра «Волшебный сундучок». Дымящиеся горы (вулкан). Видеофильм «Легенда о вулкане». Роль камней в жизни человека. Видеофильм «Полезные ископаемые». Энциклопедия «Я познаю мир» (камни). Рассказ медсестры «Камни лечат». | Опыты: «Цвет и форма», «Размер и фактура», «Определение веса», «Температура камня», «Плавучесть камней», «Твердость камней». Наблюдение: «Рассматривание камней через лупу». Зарисовка полученной информации с помощью пиктографического письма. Опыты: «Горы разного цвета», «Горы разной высоты» (из слоеного теста). «Дождь и горы», «Ветер и горы», «Лед и горы». Макет «Горы». Опыт с дальнейшей зарисовкой «Извержение вулкана». Фотоальбом «Вулканы». Выставка украшений из камня. Рисование на камнях «Божьи коровки». |
4.Презентация | 1.Оформление результатов проекта. 2.Презентация проекта. | 1.Сортировка информации с помощью папки исследователя, её обобщение при помощи вопросов «Что интересного мы узнали?», «Что нового мы можем рассказать и показать другим?» Составление плана мини-доклада. 2.Гостиная Почемучки -мини-доклад «Что узнал я о камнях?» (по пиктографическим письмам); -демонстрация макетов «Горы» с рассказами детей; -фотоальбом «Вулканы»; -демонстрация опытов. |
Достигнутые результаты
В результате проекта «Мир камней», расширился кругозор детей, развились умения определять материалы, из которых изготовлены предметы, умения устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умения определять происхождение рукотворных предметов, научились обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей. У детей развились навыки исследовательского поиска, умения систематизировать накопленную и полученную информацию посредством логических операций (анализ, классификация, сравнение, обобщение).
Перспективы дальнейшего развития проекта.
В настоящее время остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников.
Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.
Благодаря проекту «Мир камней», дети получили возможность ставить себе новую, все более сложную цель, посредством исследовательского поиска изучать новые предметы и объекты в процессе самостоятельной исследовательской деятельности по выбранным детьми темам.
Взаимодействие с семьей.
Привлечение родителей к созданию и пополнению предметно-развивающей среды для развития познавательно- исследовательской деятельности
по теме проекта «Мир камней».
Наглядная информация:
-консультация «Экологическое воспитание – что это»;
-фотоотчет проектной деятельности детей по теме «Мир камней».
Вовлечение родителей в проектную деятельность:
-участие в сборе материала;
-помощь в оформлении материалов проекта;
-участие в презентации «Гостиная Почемучки».
Литература.
1.Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
2.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Метод. рекомендации под общ. ред. Л.Н.Прохоровой. М:АРКТИ, 2004.
3.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М:ТЦ Сфера, 2004.
4.Ильницкая И, Остапенко Л. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения. Ж. «Дошкольное воспитание» :№12-2006; №1-2007; №3-2007.
5.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Метод. пособие: Детство-пресс, 2009.
6.Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Библиотека журнала «Дошкольная педагогика», 2013.
7.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.: Авт. сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина. М.: АРКТИ, 2004.
8. - nsportal.ru - социальная сеть работников образования
-http://www.maam.ru - Международный образовательный портал
-http://www.prosv.ru/info
9.ФГОС ДО.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 «Антошка» г. Павлово
Конспект
экологического проекта
познавательно-исследовательской деятельности
тема «Мир камней»
Составила: Корнева Надежда Юрьевна,
Высшая квалификационная категория
2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности и развитию мелкой моторики "Камни бывают разные"
Тема: «Камни бывают разные»Цель: Закрепить знания детей о разнообразии мира камней .Программные задачи:Обучающие:Расширить знания о разнообразии камней, познакомить детей с их свойствами, особенностям...
Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кладовая Земли. Камни".
Предлагаю методическую разработку, содержащую опыты по исследованию свойств и состава камней. Знакомство с камнями способствует расширению кругозора детей....
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности («Познавательное развитие») в средней группе на тему: «Путешествие в Волшебную страну: воды, камней и песка»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширять кругозор детей. Способствовать познавательной активности каждого ребёнка....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» (средняя группа)
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.Задачи:Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. Поддерживать интерес к изучению ка...
Познавательно-исследовательский проект «Удивительные камни»
Познавательно-исследовательский проект «Удивительные камни»...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» (средняя группа)
Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, ...
Конспект познавательно- исследовательской деятельности" Удивительные камни" ( средняя группа)
Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, ...