Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» (средняя группа)
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.
Задачи:
- Формировать элементарные представления о живой и неживой природе.
- Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).
- Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.
- Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» (средняя группа)
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.
Задачи:
- Формировать элементарные представления о живой и неживой природе.
- Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).
- Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.
- Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь.
Словарная работа.
Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый, крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, прозрачный, светлый, тёмный, прочный, надёжный.
Материалы: набор схем-рисунков о свойствах камней, наборы камней, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой.
Предварительная работа.
Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами, сбор коллекции камней.
Ход занятия
Организационный момент: «Приветствие»
Все мы дружно встанем в круг,
За руки возьмёмся.
Я твой друг и ты – мой друг,
Ну-ка, улыбнёмся!
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Вы их узнали? Из какой они сказки?
Дети: Это поросята из сказки «Три поросёнка».
Воспитатель: Вспомните, кого они боялись больше всего на свете?
Дети: Серого волка!
Воспитатель: Что же помогло нашим героям спастись от волка?
Дети: Они построили дома.
Воспитатель: Правильно! Из чего же были сделаны дома поросят?
Дети: Ниф-Ниф и Нуф-Нуф строят соломенный и деревянный домики, а Наф-Наф – дом из камня.
Воспитатель: Скажите, какой дом оказался самым крепким и надёжным?
Дети: Дом Наф-Нафа из камня.
Воспитатель: Вы правы, только Ниф-Ниф и Нуф-Нуф не понимают, почему их домики оказались такими непрочными. Поможем поросятам разобраться?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, наши поросята пришли не с пустыми руками, они принесли с собой коробки. Давайте посмотрим, что в них.
Дети открывают коробки. В первой находится солома, во второй – ветки, в третьей – камни. Воспитатель предлагает детям проверить, какой из этих материалов самый прочный. Дети рассматривают, изучают и пытаются сломать солому, ветки и камни, затем дуют на них, как делал это волк в сказке, и приходят к выводу, что солома легко ломается, её легко сдвинуть с места при помощи дыхания. Ветки прочнее соломы, но их тоже можно сломать, приложив усилия. Содержимое третьей коробки – камни – не сломать, они твёрдые и тяжёлые.
Воспитатель: Из какого же материала получится самый надёжный дом?
Дети: Из камня.
Воспитатель: Правильно! Камни – очень удивительные и необычные. Мы о них знаем очень мало. Вы хотите познакомимся с камнями поближе?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда поспешим в нашу исследовательскую лабораторию и проведём с камнями интересные опыты. Но сначала вспомним правила поведения в лаборатории. Какие?
Дети: Не мешать друг другу, быть аккуратными и внимательными, ничего не брать в рот, не размахивать камнями и не кидать их.
Опыт №1. Определение цвета и формы камней.
Воспитатель: Сначала поработаем глазками. Давайте внимательно осмотрим камни. Какого они цвета?
Дети делятся наблюдениями: камни разные по цвету: коричневые, серые, белые, голубые, разноцветные.
Воспитатель: А какие камни по форме?
Дети делают вывод: по цвету и форме камни разные.
Воспитатель прикрепляет на доску рисунок-схему «Цвет и форма камней».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, меняет ли камень свою форму? Давайте сожмём камень в ладошках и проверим. А теперь сожмите в руке пластилин? Что произошло с пластилином?
Дети: Он изменил форму.
Воспитатель: Молодцы! А камень? Почему?
Дети: Камень твёрже пластилина.
Вывод: Камень твёрдый, прочный. Он твёрже пластилина.
Опыт №2. Определение размера камней.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно камни и скажите: все ли камни одинакового размера?
Дети: Нет. Они разные.
Воспитатель: Найдите и покажите мне самый большой камень. А теперь самый маленький.
Вывод: камни бывают разных размеров.
Воспитатель прикрепляет на доску схему-рисунок «Размер камней».
Физминутка «Камни»
Камни мы найдём в горах,
Их верхушки в облаках. (Поднимаем руки, тянемся вверх)
На дороге камни есть,
Под ногами их не счесть. (Наклоны вниз, тянемся руками к пальцам ног)
Если в море мы нырнём,
Камни даже там найдём. (Приседаем, задерживаем дыхание, будто ныряем)
Опыт №3. Определение характера поверхности камней.
Воспитатель: Сейчас нам понадобятся очень чувствительные пальчики.
Самомассаж. Каждый пальчик мы потрём,
Свои ручки разомнём.
Воспитатель: Возьмите и погладьте каждый камушек. Какая поверхность камней?
Дети делятся открытиями.
Воспитатель: Покажите самый гладкий камень. А теперь – самый шершавый.
Вывод: камни могут быть гладкими и шероховатыми.
Воспитатель прикрепляет на доску схему «Поверхность камней».
Опыт №4. Рассматривание камней через лупу.
Воспитатель: Чтобы ещё лучше увидеть поверхность камней, воспользуемся лупами.
Дети при помощи лупы изучают камни.
Воспитатель: Что интересного вы увидели?
Вывод: камни имеют рисунок: ямочки, узоры, крапинки, полоски, углубления.
Воспитатель прикрепляет на доску схему «Рисунок камней»
Опыт №5. Определение веса камней.
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, разные или одинаковые камни по весу. Возьмите в одну руку маленький камень, а в другую – большой. Подержите их в ладошках, взвесьте. Что вы заметили?
Вывод: камни бывают разные по весу: лёгкие и тяжёлые.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Вы заметили, какой температуры камни: горячие или холодные?
Дети: Холодные.
Воспитатель: Мы можем согреть камушки, если положим их в горячую воду, вынесем под солнышко или согреем своим дыханием.
Дети делают вдох носом, выдыхают через рот, вытянув губы трубочкой.
Опыт №6. Плавучесть камней.
Перед детьми прозрачные стаканы с водой. Воспитатель предлагает детям отметить уровень воды в стакане карандашом.
Воспитатель: Как думаете, что произойдёт, если мы положим камень в стакан?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте опустим камни в воду и понаблюдаем.
Каждый ребёнок опускает камень в свой стакан. Уровень воды в сосуде повышается относительно отмеченного карандашом уровня. Дети высказывают свои мнения.
Вывод: камни в воде не растворяются, не впитывают воду, потому что они тяжёлые и плотные. Камни благодаря своему весу выталкивают воду.
Воспитатель: Как изменились камни в воде?
Дети: Они стали темнее, ярче.
Воспитатель прикрепляет на доску схему «Плавучесть камней».
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли камни разговаривать и даже петь? Давайте это проверим! Постучите камнями друг о друга. Что вы слышите? Камни разговаривают друг с другом, и у каждого из них свой голос. Насыпьте камушки в пластмассовую коробку, закройте её крышкой и потрясите. У нас получился настоящий оркестр!
Воспитатель: Вы – большие молодцы! Мы с вами доказали поросятам, что камень – очень надёжный материал для строительства дома, и волку он не по зубам. К тому же камни очень красивые. А теперь нам пора прощаться с нашими гостями. Поросята хотят построить крепкие каменные дома. До свиданья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Конспект по экспериментальной деятельности "Удивительные камни"
Конспект по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
Познавательно-исследовательский проект «Эти удивительные камни»
Цель проекта – развивать умение общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, т.е. научить детей умению ...
Долгосрочный познавательно - исследовательский проект «Лаборатория удивительных наук» (средняя - старшая группа)
Направление реализации проекта: построение в дошкольном учреждении целостной системы формирования у детей познавательного интереса, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлен...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» (средняя группа)
Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, ...
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...
Конспект познавательно- исследовательской деятельности" Удивительные камни" ( средняя группа)
Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, ...