Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Знакомство с хвойными деревьями"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Асигритова Дарья Анатольевна

Знакомство с хвойными деревьями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_znakomstvo_s_hvoynymi_derevyami.docx391.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

«Знакомство с хвойными деревьями»

(для детей подготовительной группы)

         Автор: Асигритова Дарья Анатольевна, воспитатель МАДОУ № 163                

           г.Кемерово, Кемеровская область.

         Цель: знакомство с хвойными деревьями.

         Задачи:

Образовательные: познакомить с основными видами хвойных деревьев; закрепить умение проводить звуковой анализ слова;

                 проверить умение детей делить слова на слоги и ставить      

                           ударение; формировать умение соотносить 3-4-х, 5-ти и 6-ти        

                           звуковые слова с заданными звуковыми схемами;

закреплять умение устанавливать классификационные отношения между понятиями; формировать интеллектуальные действия, умение сравнивать по существенным признакам, обобщать; обогащать словарный запас детей.

Развивающие: Развивать память, внимание, воображение, мышление, восприятие, речь, фонематический слух, мелкую моторику руки, умение разгадывать загадки, эмоциональную отзывчивость детей.

Воспитательные: Воспитывать культуру общения  у детей, интерес к новому материалу.

      Материал.  Демонстрационный: иллюстрации хвойных          

                           деревьев: ель, кедр, пихта, сосна, лиственница; музыкальное          

                           сопровождение;  шесть (3-4-х,5-ти и 6-ти)  звуковых схем;

                           картинки (дуб, кедр, ель, клен, пихта, береза); два обруча  

                           (синий, зеленый); четыре карточки с предметными    

                           картинками.

                         Раздаточный: листочки с  изображением половины ели,    

                          цветные карандаши.

Ход занятия

Этапы,

Виды

работ

Содержание занятия

Примечание

1.

2.

3.

     

     

4.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

5.

1)

Организационный момент.

Сообщение темы

- Отгадайте  загадку:

     Его весной и летом

      Мы видели одетым,

      А осенью с бедняжки

     Сорвали все рубашки,

     Но зимние метели

     В меха его одели.

 (Дерево)

Знакомство с новой  темой.

- Ребята, что такое дерево?

(Дерево – растение со стволом и отходящими от него ветвями и листьям).

- Из чего состоят деревья?

(Деревья состоят из корня, ствола, ветвей и листьев).

- На какие группы делятся деревья?

(Деревья делятся на две группы: лиственные и хвойные).

- Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

(Лиственные деревья имеют листья различной формы, которые осенью опадают, а хвойные деревья имеют иголки (хвоинки), которые не опадают, кроме лиственницы. У нее опадают иголки).

- Совершенно верно. Хвойные деревья, ребята, в основном различаются между собой по хвоинкам и шишкам.

Итак, давайте рассмотрим подробнее.

C:\Users\Дарья\Documents\700165-451706-original.jpg

 Ель – хвойное дерево, ветви которой направлены вверх. Имеет острые мелкие иголки, в основном единичные. Шишки у ели слегка заостренные, вытянутые, пустые.

http://www.playing-field.ru/img/2015/052211/0826574

Кедр- хвойное дерево, очень высокое, раскидистое и мощное. Дерево является вечнозеленым. Хвоя мягкая и длинная. В каждом пучке находится по 4-5 пять иголок.  Шишки похожи на небольшие ромбики, имеют съедобные семена.

C:\Users\Дарья\Documents\pihta.jpg

Пихта – хвойное дерево. У пихт хвоя длинная, плоская, одиночная, тёмно-зелёная с двумя белыми полосами, иголки плотно прилегают друг к другу. Главное её отличие от других хвойных – мягкость и отсутствие колкости. Шишки у пихт овальной формы, растут на самой верхушке дерева и направлены не вниз, а вверх.

C:\Users\Дарья\Documents\6 (1).jpg

Сосна - хвойное дерево. Хвоинки парные, мягкие, ствол коричневый. Шишки  по величине чуть больше грецкого ореха.

C:\Users\Дарья\Documents\lardec_big.jpg

Лиственница – хвойное дерево. Хвоя у лиственницы узкая, мягкая, имеет множество иголочек в пучке, распускается ранней весной, желтеет в октябре. Шишка по форме похожа на  розу.

- Мы рассмотрели основные хвойные деревья.

Закрепление

Упражнение 1. Звуковой анализ слова «шишки»

- Ребята, отгадайте  загадку:

      На высоких стройных ёлках

Дружно прячутся в иголках.

Любят белочка и клёст

Ими лакомиться.

Прост  мой вопрос для вас, детишки:

- Что ж едят они все?

 (Шишки)

- Ребята, что такое шишки?

(Плод хвойных и некоторых других растений округлой или овальной формы, покрытый чешуйками)

- Ребята, сколько звуков в слове «шишки»?

(В слове «шишки» пять звуков)

- Давайте разберем слово «шишки»

 ш    и   ш    к   и

- Сколько слогов в слове «шишки»?

(В слове «шишки» два слога)

- Как определили?

(Сколько в слове гласных, столько и слогов. В данном слове два гласных звука, значит и два слога)

-Разделите слово «шишки» на слоги

 ш    и    ш   к    и

- Назовите первый слог.

(шиш-)

- Из скольки звуков состоит  первый слог?

(Первый слог состоит из трех звуков)

- Назовите второй слог.

(-ки)

- Из скольки звуков состоит  второй слог?

(Второй слог состоит из двух звуков)

- Определите ударный  и безударный звуки в слове «шишки».

(В слове «шишки» ударным является первый гласный звук  [и], а безударным – второй гласный звук [и])

- Как определили?

(Для того, чтобы определить ударный звук в слове, необходимо позвать данное слово)

- Поставьте ударение.

 ш   и   ш   к    и

- Ребята, семена каких шишек съедобны?

(Семена кедровых шишек съедобны)

- Совершенно верно. Их называют - кедровыми орешками.

Релаксация

«В хвойном лесу»

Для этого примите удобное положение для вас, закройте глаза, расслабьтесь, дышите глубоко и свободно.

  Расслабьте все мышцы лица, рук, спины, ног. Тело тяжелое и теплое, дыхание ровное и свободное, сердце бьется мощно и ровно.

  Представьте себе, что вы гуляете по осеннему хвойному лесу. Где растет много хвойных, душистых деревьев. Трава невысокая, кое-где лежат опавшие хвоинки лиственницы. В лесу так тихо. Каждый шаг далеко слышен, но негромкий треск веточек под ногой не нарушает лесное спокойствие и тишину. Летают птички, вы слышите звуки их песенок. Где-то на ветвях могущественного кедра мелькнул пушистый рыжий хвостик белки. Вы идете по лесной тропинке, вам так хорошо и спокойно. Вдыхаете запах смолистых сосен. Их стволы такие шершавые, теплые, кое-где поблескивают на солнце капли свежей смолы.  Если постараться, то можно найти несколько ароматных лесных грибов, увидеть  шляпки маленьких опят. Вы можете набрать их целое лукошко, а можете просто ими любоваться, вдыхать ни с чем не сравнимый грибной запах, который долго еще будет напоминать вам о вашей лесной прогулке. Давайте развернемся и будем возвращаться по нашей тропинке обратно. По пути останавливаться там, где вам особенно понравилось. Попрощаться с лесными жителями, погладить шершавые стволы сосен, прижаться щекой к стволу лиственницы. Медленно тропинка выводить вас из хвойного леса. Вы можете вернуться обратно в лес, погулять там, когда захотите. Он всегда поможет вам отдохнуть и восстановить силы.

  Вы готовы к работе. Вы хорошо отдохнули на природе, в хвойном лесу и набравшись сил, понемножку пробуждаетесь и на счет от 10 до 1, открываете глаза: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.

- Откройте глаза. Потянитесь.

- Как вы себя чувствуйте?

Упражнение 2. «Соотнесение звуковых схем с картинками»

- Послушайте внимательно задание.

Итак, на ковре расположены картинки и различные звуковые схемы. Ваша задача  найти к каждой звуковой схеме соответствующую картинку.

- Прежде чем начнем работать, давайте разберемся,   что изображено на картинках.

(дуб, кедр, ель, клен, пихта, береза)

[Дети рассматривая каждую иллюстрацию с изображением хвойного дерева, называют ее отличительные признаки от других хвойных деревьев]

- Приступайте к заданию.

  Д   у    б

  К   е    д     р

        Е   л    ь

  К   л    е    н

  П   и    х    т     а

  Б   е     р    е    з     а

- Спасибо (имена ребят), т.к. вы действительно думали и размышляли выполняя это задание.

Упражнение 3 «Классификация предметов»

- А сейчас я предлагаю выполнить еще одно задание.

- Итак, ваша задача рассмотренные в предыдущем задании картинки разделить на две  группы.

- В  синий обруч - разместить  картинки, которые вы бы отнесли к первой группе, а в зеленый обруч - расположить картинки, которые вы бы отнесли во вторую группу и объяснить свой выбор.

 

- Объясните, по какому признаку вы разделили картинки на две группы?

(В синий обруч отнесли лиственные деревья, в зеленый обруч отнесли хвойные деревья)        

- А можно ли их объединить в одну группу, т.е. назвать одним словом?

(Да.  Это деревья)

Упражнение 4. «Елка»

- Итак, для выполнения этого задания у вас у каждого лежит листочек, на котором изображена половина елки. Ваша задача, дорисовать, точно так же скопировать ее 2-ю половину и красиво раскрасить ель, используя цветной карандаш.

- Выполняем это задание очень аккуратно и красиво.

                         (дети копируют)

-Теперь мы можем сделать выставку из замечательных и стройных елочек. Особенно хочу поблагодарить ребят, а именно (имена детей), т.к. у них елочки получились самые аккуратные.

Упражнение 5 « Лишний предмет»

- Слушайте внимательно следующее задание, которое называется «Найди лишний предмет». Для этого, я буду вам показывать карточки с предметами, ваша задача их внимательно рассмотреть, назвать лишний предмет и объяснить, почему именно этот предмет является лишним.

- Итак, приготовились, работают и думают все.

1) 1к.: ель, ромашка, клен

(лишним является ромашка, т.к. это цветок, а ель и клен – деревья);

2) 2 к.: (сосна, береза, смородина)

(лишним является смородина, т.к. это кустарник, а сосна и береза – деревья);

3) 3 к.: ( крапива, дуб, кедр)

(лишним является крапива, т.к. это трава, а дуб и кедр – деревья);

4) 4 к.: (пихта, тополь, лиственница)

(лишним является тополь, т.к. это лиственное дерево, а пихта и лиственница – хвойные деревья).

- Верно. Молодцы!

Заключительная часть

Подведение итогов

-Итак, ребята, с какими деревьями мы сегодня познакомились более подробно?

(с хвойными деревьями)

- Перечислите основные виды хвойных деревьев, которые мы с вами рассмотрели?

(ель, кедр, пихта, сосна и лиственница)

- Назовите основные признаки различия хвойных деревьев между собой?

(хвойные деревья в основном различаются по  хвоинкам и шишкам).

- Расскажите о каждом рассмотренном нами хвойном дереве, что вам запомнилось.

- Какое дерево является хвойным, но ежегодно сбрасывает свои хвоинки?

(таким хвойным деревом является – лиственница).

- Ребята, как называется лес, в котором растут только хвойные деревья?

(такие леса называются хвойными).

- Как называют леса, в которых растут не только хвойные деревья, но лиственные?

(а такие леса называются – смешанными)

- Верно. Молодцы, ребята!

- Спасибо за занятие.

- дети сидят за столом

- дети сели на ковер

- дети сели за столы

- звучит мелодичная мелодия

-дети сели на ковер в круг

-дети сели на стульчики

-  дети рассположились на ковре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Деревья нашего края»

Цель: расширять знания детей о деревьях родного края.Интеграция образовательных областей:Образовательная область «Познавательное развитие»: Расширять  представления детей о видах леса, в зависимо...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по художественно – эстетическому направлению «Дерево в 3D исполнении»

Существует понятие «3D – технологии», которые  дают возможность погружения  дошкольников  в образовательную деятельность через создаваемый   3 D- анимацией  живой образ ,...

Конспект образовательной деятельности "В гостях у Гнома и дерева Знаний" (подготовительная группа)

Конспект образовательной деятельности«В гостях у Гнома и дерева  Знаний».  (подготовительная группа) Цель:показать необходимость получения знаний, развивать навыки...

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для воспитанников с ТНР «Деревья осенью» (интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, художественно-эстетическое р

Цель: Развитие общих речевых навыков и мелкой моторики рук с использованием пластических форм (пластилин),  формировать умения передавать в работе характерные особенности вн...

Конспект познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. Тема: «Хвойные деревья».

Цель: создать условия для ознакомления детей с хвойными деревьями (с елью и сосной)....