Организационный момент. Сообщение темы - Отгадайте загадку: Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки, Но зимние метели В меха его одели. (Дерево)
Знакомство с новой темой. - Ребята, что такое дерево? (Дерево – растение со стволом и отходящими от него ветвями и листьям).
- Из чего состоят деревья? (Деревья состоят из корня, ствола, ветвей и листьев).
- На какие группы делятся деревья? (Деревья делятся на две группы: лиственные и хвойные).
- Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (Лиственные деревья имеют листья различной формы, которые осенью опадают, а хвойные деревья имеют иголки (хвоинки), которые не опадают, кроме лиственницы. У нее опадают иголки).
- Совершенно верно. Хвойные деревья, ребята, в основном различаются между собой по хвоинкам и шишкам.
Итак, давайте рассмотрим подробнее.
Ель – хвойное дерево, ветви которой направлены вверх. Имеет острые мелкие иголки, в основном единичные. Шишки у ели слегка заостренные, вытянутые, пустые.
Кедр- хвойное дерево, очень высокое, раскидистое и мощное. Дерево является вечнозеленым. Хвоя мягкая и длинная. В каждом пучке находится по 4-5 пять иголок. Шишки похожи на небольшие ромбики, имеют съедобные семена.
Пихта – хвойное дерево. У пихт хвоя длинная, плоская, одиночная, тёмно-зелёная с двумя белыми полосами, иголки плотно прилегают друг к другу. Главное её отличие от других хвойных – мягкость и отсутствие колкости. Шишки у пихт овальной формы, растут на самой верхушке дерева и направлены не вниз, а вверх.
Сосна - хвойное дерево. Хвоинки парные, мягкие, ствол коричневый. Шишки по величине чуть больше грецкого ореха.
Лиственница – хвойное дерево. Хвоя у лиственницы узкая, мягкая, имеет множество иголочек в пучке, распускается ранней весной, желтеет в октябре. Шишка по форме похожа на розу. - Мы рассмотрели основные хвойные деревья. Закрепление
Упражнение 1. Звуковой анализ слова «шишки»
- Ребята, отгадайте загадку: На высоких стройных ёлках Дружно прячутся в иголках. Любят белочка и клёст Ими лакомиться. Прост мой вопрос для вас, детишки: - Что ж едят они все? (Шишки)
- Ребята, что такое шишки? (Плод хвойных и некоторых других растений округлой или овальной формы, покрытый чешуйками) - Ребята, сколько звуков в слове «шишки»? (В слове «шишки» пять звуков) - Давайте разберем слово «шишки» ш и ш к и
- Сколько слогов в слове «шишки»? (В слове «шишки» два слога) - Как определили? (Сколько в слове гласных, столько и слогов. В данном слове два гласных звука, значит и два слога)
-Разделите слово «шишки» на слоги
ш и ш к и
- Назовите первый слог. (шиш-) - Из скольки звуков состоит первый слог? (Первый слог состоит из трех звуков) - Назовите второй слог. (-ки) - Из скольки звуков состоит второй слог? (Второй слог состоит из двух звуков) - Определите ударный и безударный звуки в слове «шишки». (В слове «шишки» ударным является первый гласный звук [и], а безударным – второй гласный звук [и]) - Как определили? (Для того, чтобы определить ударный звук в слове, необходимо позвать данное слово) - Поставьте ударение.
ш и ш к и
- Ребята, семена каких шишек съедобны? (Семена кедровых шишек съедобны) - Совершенно верно. Их называют - кедровыми орешками.
Релаксация «В хвойном лесу»
Для этого примите удобное положение для вас, закройте глаза, расслабьтесь, дышите глубоко и свободно. Расслабьте все мышцы лица, рук, спины, ног. Тело тяжелое и теплое, дыхание ровное и свободное, сердце бьется мощно и ровно. Представьте себе, что вы гуляете по осеннему хвойному лесу. Где растет много хвойных, душистых деревьев. Трава невысокая, кое-где лежат опавшие хвоинки лиственницы. В лесу так тихо. Каждый шаг далеко слышен, но негромкий треск веточек под ногой не нарушает лесное спокойствие и тишину. Летают птички, вы слышите звуки их песенок. Где-то на ветвях могущественного кедра мелькнул пушистый рыжий хвостик белки. Вы идете по лесной тропинке, вам так хорошо и спокойно. Вдыхаете запах смолистых сосен. Их стволы такие шершавые, теплые, кое-где поблескивают на солнце капли свежей смолы. Если постараться, то можно найти несколько ароматных лесных грибов, увидеть шляпки маленьких опят. Вы можете набрать их целое лукошко, а можете просто ими любоваться, вдыхать ни с чем не сравнимый грибной запах, который долго еще будет напоминать вам о вашей лесной прогулке. Давайте развернемся и будем возвращаться по нашей тропинке обратно. По пути останавливаться там, где вам особенно понравилось. Попрощаться с лесными жителями, погладить шершавые стволы сосен, прижаться щекой к стволу лиственницы. Медленно тропинка выводить вас из хвойного леса. Вы можете вернуться обратно в лес, погулять там, когда захотите. Он всегда поможет вам отдохнуть и восстановить силы. Вы готовы к работе. Вы хорошо отдохнули на природе, в хвойном лесу и набравшись сил, понемножку пробуждаетесь и на счет от 10 до 1, открываете глаза: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. - Откройте глаза. Потянитесь. - Как вы себя чувствуйте?
Упражнение 2. «Соотнесение звуковых схем с картинками» - Послушайте внимательно задание. Итак, на ковре расположены картинки и различные звуковые схемы. Ваша задача найти к каждой звуковой схеме соответствующую картинку. - Прежде чем начнем работать, давайте разберемся, что изображено на картинках. (дуб, кедр, ель, клен, пихта, береза) [Дети рассматривая каждую иллюстрацию с изображением хвойного дерева, называют ее отличительные признаки от других хвойных деревьев]
- Приступайте к заданию.
Д у б К е д р Е л ь К л е н П и х т а Б е р е з а - Спасибо (имена ребят), т.к. вы действительно думали и размышляли выполняя это задание.
Упражнение 3 «Классификация предметов» - А сейчас я предлагаю выполнить еще одно задание. - Итак, ваша задача рассмотренные в предыдущем задании картинки разделить на две группы. - В синий обруч - разместить картинки, которые вы бы отнесли к первой группе, а в зеленый обруч - расположить картинки, которые вы бы отнесли во вторую группу и объяснить свой выбор.
- Объясните, по какому признаку вы разделили картинки на две группы? (В синий обруч отнесли лиственные деревья, в зеленый обруч отнесли хвойные деревья) - А можно ли их объединить в одну группу, т.е. назвать одним словом? (Да. Это деревья) Упражнение 4. «Елка» - Итак, для выполнения этого задания у вас у каждого лежит листочек, на котором изображена половина елки. Ваша задача, дорисовать, точно так же скопировать ее 2-ю половину и красиво раскрасить ель, используя цветной карандаш. - Выполняем это задание очень аккуратно и красиво. (дети копируют)
-Теперь мы можем сделать выставку из замечательных и стройных елочек. Особенно хочу поблагодарить ребят, а именно (имена детей), т.к. у них елочки получились самые аккуратные. Упражнение 5 « Лишний предмет» - Слушайте внимательно следующее задание, которое называется «Найди лишний предмет». Для этого, я буду вам показывать карточки с предметами, ваша задача их внимательно рассмотреть, назвать лишний предмет и объяснить, почему именно этот предмет является лишним. - Итак, приготовились, работают и думают все. 1) 1к.: ель, ромашка, клен (лишним является ромашка, т.к. это цветок, а ель и клен – деревья); 2) 2 к.: (сосна, береза, смородина) (лишним является смородина, т.к. это кустарник, а сосна и береза – деревья); 3) 3 к.: ( крапива, дуб, кедр) (лишним является крапива, т.к. это трава, а дуб и кедр – деревья); 4) 4 к.: (пихта, тополь, лиственница) (лишним является тополь, т.к. это лиственное дерево, а пихта и лиственница – хвойные деревья). - Верно. Молодцы! Заключительная часть Подведение итогов -Итак, ребята, с какими деревьями мы сегодня познакомились более подробно? (с хвойными деревьями) - Перечислите основные виды хвойных деревьев, которые мы с вами рассмотрели? (ель, кедр, пихта, сосна и лиственница) - Назовите основные признаки различия хвойных деревьев между собой? (хвойные деревья в основном различаются по хвоинкам и шишкам). - Расскажите о каждом рассмотренном нами хвойном дереве, что вам запомнилось. - Какое дерево является хвойным, но ежегодно сбрасывает свои хвоинки? (таким хвойным деревом является – лиственница). - Ребята, как называется лес, в котором растут только хвойные деревья? (такие леса называются хвойными). - Как называют леса, в которых растут не только хвойные деревья, но лиственные? (а такие леса называются – смешанными) - Верно. Молодцы, ребята! - Спасибо за занятие.
|