«Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №9»
города Пикалево
Конспект занятия
Тема: «Зимующие птицы»
ЦЕЛИ:
1.Закрепление представлений о зимующих птицах.
Ввести в активный словарь:
существительные:
снегирь, синица, сова, тетерев, воробей, сорока. ворона. голубь, клест, дятел, кормушка, дупло
прилагательные:
зимующие, красногрудый, чернокрылый, пестрый, говорливая. длиннохвостая,
болтливая, шустрый, крепкий, ночная.
глаголы:
долбит, спряталась, прыгнул, похаживает,трещит,перелетел,взлетел,сидит,вспортхнул,вылетела,выглянул,
спрыгнул, кружит, шелушит, клюет, спит, мастерить.
2.Упражнение в употреблении предлогов.
3.Развитие логической памяти- воспроизведение в логической взаимосвязи плана описания птиц.
4.Самостоятельное описание зимующей птицы по индивидуальной картинке и плану.
5.Закрепление навыков звуко- слогового анализа слов.
6,Формирование навыков по изготовлению кормушек из различных материалов.
ОБОРУДОВАНИЕ
Предметные картинки с изображением зимующих птиц (снигирь,синица,сова,тетерев,воробей,сорока,ворона,голубь,клест,дятел пестрый)
Картинки-схемы слов зимующим птицам.
Раздаточные таблицы - «Лесные полянки» со схематическим изображением предлогов – у каждого ребенка индивидуальный вариант расположения деталей (в основе схемы предлогов- из пособия Т.А.Ткаченко «В первый класс – без дефектов речи.»)
Фишки для обозначения птиц (у каждого ребенка по одной фишке).
Заготовки для кормушек (деревянные, пластиковые бутылки, коробки из - под сока).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1.Отгадывание и заучивание загадок о зимующих птицах.
Чтение художественной литературы:
С.А.Есенин «Поет зима - аукает …»
М.Горький «Воробьишко»
Л.Н.Толстой «Хотела галка пить»,»Ворона и рак»
2.Экскурсия в лес.
Наблюдение за птицами, подкармливание синичек и других зимующих птиц.
3.Рассматривание птиц на картинках.
Рассматривание различных кормушек.
4.Дидактические игры:
«Улетают - не улетают»
«Узнай по описанию»
«Четвертый лишний»
«Кто как кричит?»
«Чей голос?»
«Назови признаки»
«Зоологическое лото»
«Подбери родственные слова»
5.Рисование схем слов к зимующим птицам.
6.Рисование на тему «Птицы на кормушке».
7.Попросить папу Кости М. сделать заготовку для деревянной кормушки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Групповой сбор.
1.Дети вспоминают загадки о зимующих птицах
Загадывают друг другу и отгадывают их.
-Черная, как вар, кричит: «Карр!» (ворона)
-Всю ночь летает, мышей добывает.
А станет светло- спать ляжет в дупло. (сова)
-Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь)
- Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
птица говорливая, самая болтливая (сорока)
-Плотник с острым долотом строит дом с одним окном (дятел)
- Шустренький мальчишка в сером армячишке,
по дворам шныряет - крошки собирает. ( воробей)
- Крепкий нос и много пятен,
ну, конечно это, … (дятел)
2.Дидактическая игра «Кто где и как зимует ?»
- выделение птиц, зимующих в дремучих лесах и не нуждающихся
в помощи человека на первую полоску фланелеграфа ( сова, дятел, тетерев)
- выделение птиц, зимующих вблизи человека, человеческого жилья,
на вторую полоску (ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, сорока)
Дети распределяются по центрам.
Мальчикам предлагается в центре конструирования смастерить различные кормушки для птиц.
Помогает им в этом папа Кости - Константин Иванович
Девочки занимаются в центре развития речи с воспитателем.
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕЧИ
1.Дидактическая игра «Найди свою птицу»-закрепление навыков звуко-слогового анализа слов.
Дети подбирают картинки с изображением зимующих птиц в соответствии
с индивидуальными схемами слов.
2.Каждому ребенку раздаются индивидуальные картинки с изображением птиц. Предлагается составить самостоятельно описание зимующих птиц по плану:
Где живет….?
Как зимует…?
Чем питается …?
Какую приносит пользу…?
Внешний вид: размер,строение,окрас
3.Игра «На лесной полянке» -закрепление в ориентировки в пространстве, упражнение в употреблении предлогов.
Пояснение правил и хода игры.
У всех детей таблицы - «Лесные полянки».
Вокруг «полянки» растут «деревья и кусты»- геометрические фигуры.
Кружками обозначены места приземления птиц.
Фишка-это птица. У каждого ребенка своя птица, которая у него на картинке.
Пред началом игры все птицы – фишки сидят посередине «полянки».
Задача: слушать внимательно, не пропустить «свою» инструкцию, точно выполнить ее - перелететь с места на место(переставить фишку).
Ход игры.
Дятел сидит на берёзе и долбит клювом кору.
Сова спряталась в дупло с наступлением утра.
Воробей прыгнул на ветку старого дуба.
Ворона важно похаживает под старой берёзой.
Сорока громко трещит между двумя молодыми сосенками.
Голубь перелетел через голый куст калины на полянку.
Клёст сидит на ветке ели и шелушит большую шишку.
Тетерев спит под снегом.
Синица подлетела к рябине и стала клевать ягоды.
Снегирь спрятался за ствол калины.
Тетерев вспорхнул из-под снега, подняв огромный снежный вихрь.
Снегирь выглянул из-за калины и начал осторожно клевать сухие ягоды.
Синица, поклевав ягоды, улетела прочь от рябины.
Клест, закончив шелушить шишку, слетел с ветки ели.
Сова вылетела из дупла на ночную охоту.
Дятел перелетел с дерева на дерево.
Ворона взлетела из-под старой березы.
Воробей спрыгнул с ветки дуба на снег.
Сорока кружит над молодыми сосенками.
ИТОГ:
Припоминание каждым ребенком и проговаривание, как и куда перемещалась его птица.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВНЕ ЗАНЯТИЯ
1.Повторение описаний зимующих птиц (в кругу семьи).
2.Постановка вопросов о своей зимующей птице (адресованных родителям).
3.Игра «Кто где и как зимует?» (с воспитателями).
4.Игра «Кто чем питается?»
5.Аппликация «синица на ветке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...