«Береза — символ России»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Береза — символ России»
Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира.
Задачи:
- расширить представления детей о деревьях;
- расширить кругозор о красоте окружающего мира;
- познакомить с деревом береза – русская береза, ставшим символом России;
- с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев;
- рассказать о том, какую пользу береза приносит людям;
- познакомить со стихотворением, загадками, пословицами, приметами;
- развивать речь детей, обогащать словарь;
- развивать продуктивную деятельность;
- воспитывать заботливое отношение к деревьям, к окружающей среде, к природе;
- воспитывать любовь к родному краю, развивать интерес к природе.
Виды детской деятельности: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Форма организации: групповое.
Предварительная работа: беседы, прогулки, чтение рассказов о природе; рассматривание иллюстраций с изображением леса.
Оборудование: картинки с изображением различных деревьев, леса; художественная литература; карточки с изображением листьев и плодов; бумага белого цвета формата А5, фломастеры.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня, ребята, я вам принесла очень красивые картинки, хотите их увидеть? (ответы детей).
Отгадав загадку, вы узнаете, что это за картинки. Послушайте внимательно:
1. В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья.)
2. Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. (Лес.)
3. Много рук, а нога одна. (Дерево.)
Воспитатель. (Воспитатель выставляет картинки с изображением леса.) Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации.
-Что это? (Лес.)
- Как вы догадались, что это лес? (Много разных деревьев.)
- Названия каких деревьев вы знаете? (Ель, клен, тополь, береза.)
-А кто из вас был в лесу?
Расскажите, что вы там делали. (Рассказы детей.)
-Красиво в лесу?
Вам там понравилось?
Деревья – это жилища многих зверей, птиц. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Тогда деревья будут долго радовать нас своей красотой.
- Основная часть. Ознакомление с деревом. (Береза)
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации о природе нашей Родины. Обратить внимание детей на то, что в русских лесах очень часто встречается березка. Березка есть и на нашем участке. (Указывает на березу.) Это береза. У березы гладкий белый ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»! Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой? (Ответы детей) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что есть на веточках? Маленькие клейкие зелененькие листочки и плоды березы - длинные сережки. Ребята, как вы думаете, береза любит солнце? (Ответы детей.) Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.
-Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрите в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь береза – частица России моей.
Береза украшает наши города. Это красивое дерево. О ней сложено много
стихов. Послушайте, что пишет поэт А. Прокофьев 2.Стихотворение. «Люблю березку русскую»
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, - но не ломится.
Воспитатель:- В лесу береза приносит много пользы человеку, животным,
птицам и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать
березу? Воспитатель обобщает ответы детей: «Люди заготавливают
березовый сок? Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить
дерева. Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и
животные любят березовый сок. Любят птицы и березовые почки. Птицы
устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они
так и называются – подберезовики. Из почек изготавливают лекарство, из
листьев – желтую и зеленую краску. Березовые дрова считаются ценным
топливом. Из древесины делают бумагу, фанеру, мебель, лыжи. Много
пользы приносит нам береза. Белоствольная, кудрявая, шелковистая, русская
красавица – такими ласковыми словами называют березу. Еще ее называют
символ – России.
3. Физкультминутка «Деревья»
Ветер сильный налетал, (Наклоны корпуса вперед-назад.)
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад – вперед. (Рывки руками перед грудью)
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать – (Приседания)
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы размялись от души (Шагают на месте.)
И на место вновь пошли.
4. Воспитатель: Про березу много пословиц, примет, загадок.
Приметы:
Из берез течет много сока – к дождливому лету.
Нет дерева белей на свете.
Летом на березе появляются желтые листья – осень будет ранней.
Пословицы:
сломать дерево – секунда, вырастить – года.
Загадки про березу.
- Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
2. Зелена, а не луг, бела, а не снег, Кудрява, а не голова. (Береза.)
3. Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки. (Береза.)
5. Игра «Узнай и назови»
Воспитатель задает вопросы детям:
- Какие части дерева вы знаете? (ствол, корни, ветки, листья, почки)
- Зачем корни деревьям? (корнями дерево питается, пьет)
- Где находятся корни? (корни в земле, иногда выходят на землю)
- Какого цвета ствол у березы? (ствол белый с черными пятнами)
- А какие ветки у березы? (длинные, тонкие)
- Какой формы березовые листья? (похожи на треугольники)
- Как вы думаете, зачем березе черные пятна на стволе? (Черными пятнами
березка дышит, они заменяют ей легкие)
-Какую пользу приносит береза (сок, лекарства, краска, дрова, мебель, лыжи,
корм для птиц)
-Какое дерево называют кудрявым (береза)
-Какое дерево называют русским (береза)
6. Упражнение «Покажи и назови части дерева».
Воспитатель показывает на картине корни, ствол, ветки, крону, листья, Затем
каждый ребенок самостоятельно показывает на картинке части дерева.
7. Игра «Плоды и листья».
Детям раздают карточки с изображением листьев деревьев и их плодов, по
заданию необходимо определить плоды и листья березы, соединить в пары.
8. Физкультминутка.
Выросли деревья в поле (руки вверх)
Хорошо расти на воле! (руки разводим в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (потягиваемся вверх, поднимая руки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки (руки наверху, покачивания из стороны в сторону)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли (наклоны всем корпусом)
Вправо - влево, взад - вперед
Так деревья ветер гнет. (наклоны корпусом)
Он их вертит, он их крутит, (повороты туловища)
Да когда же отдых будет?
Ветер стих.
Взошла луна (руки опустили, голову поднимаем вверх)
Наступила тишина (опустили голову вниз)
9. Рисование березы. Предлагает детям еще раз внимательно рассмотреть
березку и нарисовать. Воспитатель напоминает, что ствол березы – белый, с
черными пятнами, веточки напоминают дуги; наверху они короткие; чем
ниже, тем длиннее. Самостоятельная деятельность.
III. Заключительная часть. Подведение итогов
10. Рефлексия.
Вопросы:
-С каким деревом вы сегодня познакомились?
-Что вы нового сегодня узнали о березе?
-Какое дерево рисовали?
-Что вам понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Береза - символ России"(проектная деятельность по народной культуре)
Проектная деятельность....
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ: «БЕРЕЗА – СИМВОЛ РОССИИИ»
Аннотация: Непосредственно образовательной деятельность игра – путешествие «Береза – символ России» для детей подготовительной к школе группы. Воспитанники закрепляют знания о Родине, рассматривая илл...
Презентация "Береза - символ России"
Цель : развивать чувства патриотизма и любви к Родине.Задачи:-расширять знания детей о русской березе –как символе России;развивать познавательный интерес. ...
Конспект занятия "Береза — символ России"
приложение к проекту...
Учебно-методический материал (старшая группа) по теме "Береза-символ России"
В учебном материале изложена информация по обучению и знакомству детей с малой Родиной, с символом России-березой, а также историческая справка об использовании березы как дерева и сырья....
Проект "Русская береза - символ России"
Белоствольная березаСимвол Родины моейНету деревца другого,Сердцу русскому милей....
"Русская береза - символ России" беседа по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе
Беседа по патриотическому воспитанию...