Опыт работы по теме:« Совершенствование работы коллектива по формированию основ экологического воспитания дошкольников с учётом ФГОС ДО» в старшей группе
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
Опыт работы по формированию основ экологического воспитания дошкольников с учетом ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_ekologiya.docx | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ №31 «Улыбка»
Опыт работы по теме:
« Совершенствование работы коллектива по формированию основ экологического воспитания дошкольников с учётом ФГОС ДО»
в старшей группе «Ладушки»
Подготовил воспитатель: Гузева С.Д.
Ст. Егорлыкская
Реализация второй годовой задачи «Совершенствование работы коллектива по формированию основ экологического воспитания дошкольников с учётом ФГОС ДО » осуществлялась мною в ходе работы по выполнению перспективно-тематического плана в старшей группе; проекта « У нас в лукошке всего понемножку».
Экологическое воспитание является важнейшим условием гармонично развитой личности. Главная его цель воспитать у детей любовь к природе, желание стать её защитником, сформировать экологические знания, умение бережно распоряжаться её богатствами. Экологическое образование подразумевает формирование у дошкольников основ культуры рационального природопользования, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому, прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.
Для этого в своей работе с детьми использовали разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: наблюдения, экспериментально - опытную деятельность, экологические игры, экологические развлечения, экскурсии, природоохранные акции, чтение художественной литературы экологического содержания, игротренниги (игры-путешествия, д/и «Хорошо-плохо»), мини-этюды, труд в природе; просмотры различных презентаций, слушание музыки, песен о природе ; продуктивную деятельность. Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Работая по проблеме: «Развитие речи дошкольников, средствами малых форм фольклора», реализуя проект« У нас в лукошке всего понемножку», широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, загадки, и т.д) на НОД, в совместной деятельности, в наблюдениях, т к в них проявляется душа народа, его многовековая мудрость, его язык и история.
Благодаря сказке, дети познают мир природы не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношение к добру и злу, знакомятся с животным и растительным миром, узнают о взаимосвязи всего сущего вокруг нас.
На прогулке в ненастную погоду, для того чтобы выглянуло солнышко, или пошел дождик произносим с детьми разные заклички. Каждая из природных стихий (а в закличках обращаются за помощью именно к ним) обладает чудесной силой, и посредством заклички ребёнок входит в контакт с ней.
Через потешку у детей пополняется словарь, приобретается чувственный опыт ласкательно – уважительного обращения к животному, прослеживается любовь, забота о животных.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность.
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития, формирования у них бережного отношения к природе
Было проведено интересное развлечение «В гости к бабушке Загадушке»; занятие « Животные леса».
Однако, некоторые ребята еще не называют комнатные растения, полезные ископаемые, не могут объяснять причинно-следственные связи, проявляют равнодушие ко всему окружающему.
Поэтому, в дальнейшем необходимо продолжать развивать любознательность; воображение и творческую активность детей, формировать представлений о комнатных растениях, о их способах выращиваниях, о полезных ископаемых, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы. Подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Проводились беседы с родителями (законными представителями): о воспитании у детей любови к природе, желания стать её защитником; о необходимости формирования у ребят экологических знаний, умений бережно распоряжаться её богатствами,
-консультации: «Экологическое воспитание в семье» , «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка», «Экологическое воспитание детей в семье» , « Как научить ребенка беречь природу», «Досуг с ребенком на природе», «Воспитание любви к природе»
-совместные мероприятия: «День открытых дверей, посвященный ко дню Земли»; родительское собрание «Взаимодействие родителей и детского сада по вопросам формирования экологических представлений» ( «Руки дружбы природы» ); совместный досуг для детей и семей воспитанников на тему: « Знатоки природы»; Были подготовлены консультации для родительского уголка, в папке – передвижке размещались экологические игры и перечень художественной литературы для детей экологического содержания, родители участвовали природоохранных акциях («Древонасаждение» «Покормите птиц», «Дом для птиц») и выставках книг экологического содержания.
Однако, многие родители имеют не очень высокий уровень экологической культуры и не уделяют особого внимания уровню развития детей в этом направлении. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Поэтому, в первую очередь взрослые должны быть сами примером для детей; продолжать формировать у дошкольников элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, бережно и заботливо относиться к природе.
Работа с педагогами
Для воспитателей провела консультации:
- «Методы экологического воспитания»
-« Экологическое воспитание – это воспитание
нравственности, духовности и интеллекта»
-«Методика развития у дошкольников умения классифицировать предметы по свойствам».
Подготовила и провела занятие по экологии «Животные леса» , участвовали во Всероссийском конкурсе по окружающему миру «Чудеса вокруг нас» (диплом за 3е место, три сертификата участника)
Создание предметно - пространственной среды (ППС)
Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.
Организован уголок экологической среды в группе, который включает в себя: «зелёную зону» (комнатные растения), где проходит трудовая деятельность детей по уходу за растениями; уголок экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься; зону библиотеки – это книги, энциклопедии экологической направленности; зона коллекций, предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины, речные и морские раковины и др.). Оформлены: календарь природы, календарь погоды; собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы); подобраны дидактические, словесные и настольные игры экологического содержания; созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе; имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе); огород на участке детского сада; природоохранительные и запрещающие знаки. На игровом участке - метеоплощадка, для определения детьми частей света, силы ветра, направления ветра и т д.
Однако, в недостаточном количестве материала для работы с детьми на экологической тропе и в уголке леса; схем экосистем и различных сред обитания (наземной, воздушной, водной), способствующих развитию логического мышления. Поэтому, необходимо чаще использовать в работе с детьми экосхемы, схемы способов сенсорного обследования в наблюдениях за живой природой, лабиринты типа «Найди путь к домику белки», дидактические игры «Кто найдет больше отличий», «Путаница» и др. Создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды
Целенаправленная работа воспитателей и родителей уже в ближайшее время показала результат. Ребята проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, с большим интересом наблюдают, экспериментируют. Обладают начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Дети имеют представление о том, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем.
В дальнейшем, буду продолжать развить познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности; развивать у детей умение видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, умение сопереживать живым существам и вызывать эстетические переживания, закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома; формировать чувства бережного отношения к природе. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и показывать тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт на тему : «Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада»
Инновационный педагогический опыт Ильиной О.Н....
Доклад. Формирование основ экологического воспитания дошкольников
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса и горы… Как много...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ : «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ФГОС. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ »
Сухова Ольга Николаевна, Лихошерстова Ольга Александровна, Димова Галина Владимировнавоспитатели, МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Акварель» города Б...
Конспект НОД по познавательному развитию (формирование основ экологической культуры и элементарных естественно научных представлений) в старшей группе детского сада.
Образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей:«речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие»...
Семинар для педагогов На тему: Экологическое воспитание дошкольников с учётом ФГОС ДО. Формы и методы экологического воспитания.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формирует...
План работы МБДОУ по формированию основ экологического воспитания дошкольников 2023-2024 учебный год
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по формированию основ экологической культуры детей дошкольного возраста....
Семинар для педагогов: "Экологическое воспитание дошкольников с учётом ФГОС ДО. Формы и методы экологического воспитания".
Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка хоро...