Педагогический опыт на тему : «Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада»
материал
Инновационный педагогический опыт Ильиной О.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_ilina.docx | 58.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад № 17 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Справка
представление педагогического опыта
«Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада»
воспитателя
Ильиной Олеси Николаевны
В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспитание и образование приобретает особое значение, появляется необходимость в формировании нового экономического мышления, соответствующего измененным условиям жизни.
Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость.
Действительно, экономическое воспитание в его традиционном понимании как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития.
Актуальность рассмотрения данной темы педагогического опыта обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Отсутствие системы в работе по экономическому образованию в дошкольных учреждениях, отсутствие бережного отношения к вещам, не принадлежащим лично детям, труду других людей, результату трудовой деятельности, недостаточная материально-техническая база дошкольных учреждений в создании предметно-развивающей среды способствовали созданию программы экономического воспитания дошкольников.
Основной идеей моего педагогического опыта является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры в процессе формирования нравственных представлений об окружающем мире, а также повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них, а также ценить труд. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам.
Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая деятельность становится основным средством экономического воспитания ребёнка 5-7 лет.
Задачи:
- Познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, знакомство с современными рыночными отношениями).
- Формировать умение применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, рациональном использовании доступных материальных ценностей.
- Способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями.
- Воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.
- Познакомить детей со сложным миром предметов и вещей (как результата труда людей), человеческих взаимоотношений.
- Дать представления про взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность — с другой.
- Познакомить с элементарными экономическими понятиями, со способами зарабатывания денег и разумной их трате.
- Пробуждать здоровый интерес к деньгам, учить бережному отношению с деньгами;
- Учить решать простейшие экономические задачи;
- Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения.
Отличительной особенностью моего педагогического опыта является то, что педагогический процесс, спроектированный на базе единства цели, содержания форм и методов обучения и основанный на установлении взаимодействия по принципу «педагог - ребенок - родитель», при специально созданной предметно-пространственной среде.
По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экономического воспитания. Поэтому участниками реализации программы являются дети 5-7 лет.
Новизна заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Основными формами реализации является игра, наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, просмотр обучающих мультфильмов, проектная деятельность, а также поручения для родителей, создание проблемных ситуаций, которые необходимо решить совместными усилиями «родитель-ребенок».
Технология опыта
Проведя диагностику детей старшей группы по экономическим понятиям и проанализировав ее результаты, я пришла к выводу, что знания детей в этой области требуют совершенствования. Для того чтобы работа велась последовательно и в системе мной была изучена литература по данному вопросу.
Затем, мной, был составлен учебно-тематический план, с перечнем актуальных для детей разделами.
Перечень разделов:
В старшей группе (дети 5-6 лет) – происходит изучение 4-х экономических разделов:
- потребности;
- труд;
- товар;
- деньги.
В подготовительной к школе группе (дети 6-7 лет) – идёт процесс усвоения 7-ю экономическими разделами:
- экономика;
- потребности;
- труд (профессии);
- выгода и убыток;
- деньги;
- реклама;
- бизнес и капитал.
Для старшей группы (дети 5-6 лет) | ||||||||
№ | Месяц | Темы занятий | Количество занятий (по 25 минут каждое) | |||||
Всего | Теория | Практика | ||||||
1 | Сентябрь | Вводное занятие. Что такое экономика | 2 | 2 | ||||
2 | Октябрь | В гостях у гнома Эконома | 2 | 1 | 1 | |||
3 | Ноябрь | Потребности: «хочу», «надо» | 2 | 1 | 1 | |||
4 | Декабрь | Производство, производитель | 2 | 1 | 1 | |||
5 | Январь | Торговля. | 2 | 1 | 1 | |||
6 | Февраль | Ярмарка идей. | 2 | 1 | 1 | |||
7 | Март | Цена, зарплата. | 2 | 1 | 1 | |||
8 | Апрель | Всюду деньги, деньги, деньги | 2 | 1 | 1 | |||
9 | Май | Капитал. Что такое сберегательный банк. | 2 | 1 | 1 | |||
Всего занятий для детей старшей группы | 18 | 10 | 8 | |||||
Для подготовительной к школе группы (дети 6-7 лет) | ||||||||
№ | Месяц | Темы занятий | Количество занятий (по 30 минут каждое) | |||||
Всего | Теория | Практика | ||||||
1 | Сентябрь | Что такое экономика | 2 | 2 | ||||
2 | Октябрь | Экономическая азбука | 2 | 1 | 1 | |||
3 | Ноябрь | Я - потребитель. Иерархия потребностей. | 2 | 1 | 1 | |||
4 | Декабрь | Знакомство с основными профессиями рыночной экономики | 2 | 1 | 1 | |||
5 | Январь | Реклама и бизнес | 2 | 1 | 1 | |||
6 | Февраль | Семейная экономика | 2 | 1 | 1 | |||
7 | Март | Экономная хозяйка | 2 | 1 | 1 | |||
8 | Апрель | Аукцион экономических знаний | 2 | 1 | 1 | |||
9 | Май | Итоговое занятие. «MiniBoss». | 2 | 1 | 1 | |||
Всего занятий для детей подготовительной группы | 18 | 10 | 8 |
Содержание педагогического опыта
для старшей группы (дети 5-6 лет)
Тема 1. Вводное занятие. Что такое экономика.
Теория.
Что такое экономика.
Цель: познакомить детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности.
Задачи: Дать понятие, что такое экономика. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать речь, умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения. Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности.
Формировать знания и представления учащихся о правилах занятий, подвижных игр, о правилах безопасного поведения.
Тема 2. В гостях у гнома - Эконома.
Практика.
Игра «В гости к гному-Эконому» (в игровой форме моделируют основныеэкономические действия).
Цель: в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания.
Задачи: Формировать понятие «экономика». Формировать представления о денежных знаках. Способствовать созданию комфортной атмосферы в группе. Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию, воображение. Закреплять умение соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются.
Тема 3.Потребности: «хочу, «надо»
Теория.
Потребитель, потребление – понятия. Формирование потребностей.
Цель:Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении, формирование семейных потребностей, общие потребности человека,понимать различие между словами «хочу» и «надо».
Задачи:учить, как можно отказаться от потребности « я хочу», и понять, что есть необходимость покупки «надо», дать представления о потребностях в экономических и духовных благах. Дать понятие, что такое товар, цель его существования, возможности его приобретения.
Практика.
Дидактические игры «Я потребитель», «Строим пирамиду потребностей».Ролевая игра «В магазине».
Цель: расширение кругозора детей; формирование и закрепление знаний по данным понятиям.
Задачи: повторение и закрепление пройденных понятий (потребитель, пирамида потребностей) в игровой форме.
Тема 4. Производство, производитель.
Теория.
Производство, производитель – понятия. Формы, этапы производства.
Знакомство с профессиями.
Цель: Расширять экономические знания детей о том, что все, что нас окружает, является результатом труда многих людей. Воспитывать ценностное отношение к продуктам их деятельности, уважение к труду и профессиям.
Задачи: научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессий человека.
Практика.
Игра «Все работы хороши». Упражнение «Узнай профессию по картинке».Блиц-опрос «Кем я хочу быть».
Цель: сформировать и развить представления детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Задачи: уточнение представлений о профессиональной деятельности, продолжать закреплять знания детей о том, что все нас окружает является результатом труда людей.
Тема 5. Торговля.
Теория.
Понятие цены и как ее надо назначать. Как можно торговать и какой способ торговли выгоднее.
Цель: сформировать знания детей о том, что является товаром.
Дать представление о многообразии товаров. Закрепить знания о магазине, о работе продавца.
Задачи: закрепление навыков счета в пределах 10 и знание цифр, совершенствование речевой формы (согласование числительного с существительным), ориентирование в пространстве, классификация предметов, составление описательного рассказа.
Тема 6. Ярмарка идей.
Теория.
Должны ли дети зарабатывать карманные деньги. Как определить цель и ее достичь.
Цель: воспитание интереса к предмету; формирование экономического мировоззрения; понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Задачи: закрепление теоретического материала по теме: «Производство, производитель»; закрепление умений и навыков применения полученных знаний в конкретных ситуациях; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Практика.
Упражнение «Моя цель и что я делаю, чтобы ее достичь».
Цель: закрепить и практически применить полученные знания в форме экономической игры.
Задачи: развитие самостоятельности мышления, воображения, логического подхода к решению поставленных задач; развитие умений работать в группе.
Тема 7. Цена, зарплата.
Теория.
Понятие цены и как ее надо назначать. Как можно торговать и какой способ
торговли выгоднее.
Цель: Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним. Учить составлять семейный бюджет.
Задачи: раскрыть принципы формирования семейного бюджета;
Практика.
Имитационная игра «Как Миша назначал цену на свой товар»
Цель: воспитывать организованность, деловитость, культуру потребления, самостоятельность и смелость в защите своих прав, бережливость, аккуратность, ответственность за порученное дело, уважение к труду.
Задачи: формировать представления о потребностях в экономических и духовных благах; формировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
Тема 8. Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги - там и тут...
Теория.
Понятие и виды денег. Деньги любят счет.
Цели: познакомить воспитанников с историей денег;
показать процесс развития денег от примитивных форм до современных модификаций; раскрыть основные функции денег;
Задачи: способствовать формированию и развитию экономической культуры детей; развитие памяти, внимания, умения ясно выражать свои мысли и обыгрывать житейские ситуации. Карманные деньги. Воспитаниеправильного отношения к деньгам, как к предмету жизненной необходимости (деньги, как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи).
Практика.
Упражнение «Зарабатываем и тратим карманные деньги».
Цель:закрепить и практически применить полученные знания в форме экономической игры.
Задачи: Подводить детей к пониманию того, что люди разных профессий работают, за свой труд получают зарплату, которую тратят для нужд семьи.
Расширять знания о значении тепла, света, газа в жизни человека, экономное их использование.
Тема 9.Капитал. Что такое сберегательный банк.
Теория.
Как деньги не только хранятся в банке, но и «растут».
Цель:Раскрыть понятия: банк, банкир, кредит, проценты, капитал.
Задачи:Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги нахранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг); о существовании государственных и коммерческих банков.
Практика.
Экскурсия в банк.
Цель:Закрепить знания о правилах дорожного движения; расширить знания о пассажирском транспорте, о специальных площадках - местах остановки общественного транспорта; о правилах посадки и высадки из общественного транспорта.
Задачи:узнать, для чего существуют банки; профессии людей, которые работают в банковском деле;
Итоговое занятие «Ярмарка»
Цель: Обобщать знания детей, полученных в течение года и закрепление экономических понятий.
Задачи: Учить классифицировать товары. Формировать нравственное поведение в торговых заведениях, выполняя, роль продавца. Закрепление понятия «цена»; учить сравнивать цены: дешево — дорого.
Содержание педагогического опыта
для подготовительной к школе группы (дети 6-7 лет)
Тема 1. Что такое экономика.
Теория.
Инструктаж по технике безопасности. Что такое экономика.
Цель: Формировать знания и представления учащихся о правилах занятий, подвижных игр, о правилах безопасного поведения.
Задачи: Вспомнить, что такое экономика. Уметь выделять в окружающем мире экономические характеристики. Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности.
Тема 2. Экономическая азбука.
Теория.
Экономическая азбука-раскрытие основных экономических понятий.
Цель: продолжать знакомить детей с экономическими понятиями, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности.
Задачи: Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать речь, воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности.
Практика.
Игра «Экономическая азбука».Игры на знакомство. Игра-тест «Что такое экономика».
Цель:В игровой занимательной форме закрепить знание детьми различных экономических понятий: профессии, труд, товар, покупатель , продавец, бартер, реклама и т. д. ;
Задачи: развивать связную речь, умение обосновывать свои ответы;
развивать смекалку, сообразительность.
Тема 3. Я - потребитель. Иерархия потребностей.
Теория.
Потребитель, потребление–понятия.
Цель: Раскрыть понятие потребитель.
Задачи:познакомить детей с элементарными экономическими представлениями о современной жизни, развивать социально – нравственные качества личности (трудолюбие, бережливость), обогащать словарный запас, прививать взаимопомощь и доброе отношение друг к другу.
Практика.
Дидактические игры «Я потребитель», «Строим пирамиду потребностей».
Ролевая игра «В магазине».
Цель: создание социальной ситуации развития личности ребёнка в ходе игр.
Задачи: создать условия для выполнения соответствующих игровых действий, для нахождения в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, для подведения детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.
Тема 4. Знакомство с основными профессиями рыночной экономики.
Теория.
Знакомство с профессиями рыночной экономики, актуальные профессии.
Цель: Формировать представление детей оактуальных видах профессий
Задачи: Уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессии дизайнера, архитектора, банкира, экономиста, юриста и т.д.
Практика.
Игра «Все работы хороши». Упражнение «Узнай профессию по картинке».
Блиц-опрос «Кем я хочу быть».
Цель: вызвать интерес к труду взрослых разных профессий.
Задачи: создать условия для формирования умения распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;
создать условия для выполнения соответствующих игровых действий, для нахождения в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, для подведения детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;
Тема 5. Реклама и бизнес.
Теория.
Понятие рекламы и бизнеса. Как лучше организовать рекламу.
Цель: формировать представления о финансовых категориях: реклама, бизнес. В доступной форме надо знакомить детей с рекламой,
Задачи: Формировать представление о товарах и товарно-денежных отношениях.
Практика.
Упражнение «Поможем Мише продать товар».
Цель: составить и нарисовать рекламу товара для Миши самостоятельно.
Задачи:Рассказывать детям о цели рекламы, источниках рекламирования товаров: виды рекламы; учить рекламировать товар.
Тема 6. Семейная экономика. Формирование семейного бюджета.
Теория.
Экономика в семье.
Цель: Формирование основ финансовой грамотности детей.
Задачи: Дать детям первоначальные представления о семейном бюджете;
Обогащать словарь детей за счет слов: семейный бюджет, доходы и расходы семьи, экономия, товар, зарплата;
Развивать умственные способности детей, речь, познавательный интерес.
Практика.
Дидактическая игра «Составляем семейный бюджет»(как сэкономить
семейный бюджет, зачем нужно экономить, на чем можно сэкономить).
Цель: учить выделять первоочередные нужды семьи;
Задачи: научить экономно использовать электроэнергию, воду, газ; познакомить с тем, что компьютер и калькулятор помогают в ведении семейного хозяйства.
Тема 7. Экономная хозяйка. Как сэкономить семейный бюджет.
Теория.
Цель: иметь представление о товарно-денежных отношениях, уметь осуществить покупку, классифицировать товар, понятия «дешево-дорого»
Задачи: Создавать ситуации для закрепления знаний о правилах экономного использования электроэнергии некоторыми приборами (холодильник, утюг, телевизор, лампочка), сохранение тепла, экономного использования воды. Подводить детей к пониманию того, что рациональное использование электроэнергии, воды, газа экономит средства семьи. Воспитывать бережливость, умение соотносить свои желания с возможностями.
Практика.
Ролевая игра «Экономная хозяйка» (как экономно организовать и провести
день рождения).
Цель: Учить выделять первоочередные нужды, собственные и потребности семьи.
Задачи: Расширять знания о рациональном использовании остатков продуктов питания (из хлеба можно приготовить гренки; крошки дать птичкам; кости отдать собакам; остатки от чая использовать как удобрение для комнатных растений).
Тема 8. Аукцион экономических знаний.
Теория.
Правила игры. Деление на команды.
Цель: вызвать интерес к игре в команде
Задачи: создать условия для выполнения игровых действий.
Игра «Аукцион экономических знаний».
Цель: Формировать у детей основы экономической культуры.
Задачи: Учить преодолевать трудности и жизненные неурядицы; воспитывать настойчивость, компетентность.
Тема 9. Итоговое занятие. «MiniBoss». Моделирование собственного бизнеса.
Теория.
Где можно получить знания по экономике.
Цель: Создавать экономические игровые ситуации для получения и закрепления знаний об экономике.
Задачи: найти ответы на главные вопросы экономики: «Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?», «Как экономить?».
Практика.
Экономическая игра «MiniBoss». Подведение итогов. Коллективное
обсуждение, чему научились.
Цель: осознать правила экономической деятельности.
Задачи: закрепить умение детей планировать игру и самостоятельно подбирать игровой материал, находить в реальной жизни экономические понятия и находить им практическое применение.
Методическое обеспечение
Основными формами организации деятельности детей по экономическому воспитанию являются:
- совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»;
- проведение бесед, создание проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих решать экономические задачи;
- создание обогащённой развивающей среды в группах;
- информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;
- включение детей в социо игровые ситуации
- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы, выставки);
- дидактические игры: “Веселые повара”, “Придумай рекламу”, “В доме зарплата”, “Береги все, что нас окружает”, “Накорми животных”, “Детки с чьей ветки?”, “Что из чего изготовлено”, “Подбери витрины магазинов”, “На необитаемом острове”.
- организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет» и т.д.;
- сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;
- Чтение и обсуждение сказок о бартере.
Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».
Авторских: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик».
- Чтение и обсуждение сказок о деньгах.
Авторских: К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво».
- Чтение и обсуждение сказок о рекламе.
Народных: «Лиса и козел».
Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал»
- Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.
Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».
Авторских: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Результативность опыта
Реализуя задачи своего педагогического опыта я разработала информационные листы экономической направленности (памятки, советы, мини-консультации); с воспитанниками приняли участие в конкурсе «Финансовая грамотность» на сайте «Совушка», где мы добились достаточно высоких результатов; провела родительские собрания (цель: вовлечь родителей в процесс экономического образования детей, разъяснить необходимость привлечения детей к рациональному ведению домашнего хозяйства, к расчету бюджета, рационализации потребностей детей соразмерно материальным возможностям семьи, привлечение родителей к процессу передачи экономической информации)
Результатом проводимой мною работы явилась положительная динамика формирования основ экономического воспитания детей. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов и реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Повысился интерес детей к играм экономического содержания, что подтверждает эффективность использования методов и приёмов в формировании экономического воспитания. К концу подготовительной группы провела анкетирование, которое показало, что большая часть родителей считают: экономический аспект в воспитании играет важную роль. Таким образом, проведя целенаправленную работу, я убедилась, что экономическое развитие детей вышло на более высокий уровень.
Список литературы
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
10. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
11.Шатова, А.Д. Дошкольник и экономика //Обруч. – 1999. – №1. – с. 29-31.
12. Шатова, А.Д.Программа «Дошкольник и экономика»: [О формировании у ребенка экономических знаний, экономического мышления] //Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000. – с. 179-18
13. Шатова, А.Д. Становление начал ценностных ориентаций: [Об экономическом воспитании дошкольников] // Образование и рынок. – 1997. № 1. – с. 4-7.
14. Шведова, И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992. Вып. 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей"
Педагогический опыт на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей"...
Статья на тему "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях детского сада
Наша задача, дорогие педагоги – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему ...
Серия педагогических мероприятий по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада.
Весь материал систематизирован и представлен в виде занятий, развлечений. Все занятия призваны сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских р...
Конспект занятия по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. Тема: формирование основ экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста "Экспериментальная лаборатория"
Материал и оборудование: белые халаты-2 детских,1 взрослый; различные изделия из стекла; стакан- пластмассовый, бумажный, керамический; разноцветные стеклянные шарики; трубочки; карточки для игры, инт...
Доклад Пленарного заседания Совещания Тема: «Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада»
Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста - когда детьми приобретается первичный опыт ...
Статья на тему : «Рекомендации по формированию основ здорового образа жизни в условиях детского сада»
В статье рассматриваются подходы к формированию здорового образа жизни у дошкольников в условиях деткого сада, даются советы и рекомендации педагогам....
Опыт работы на тему: "Формирование семейных ценностей у дошкольников через преемственность детского сада и семьи".
Презентация и доклад опыта работы по теме....