СТАТЬЯ НА ТЕМУ : «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ФГОС. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ »
статья
Сухова Ольга Николаевна, Лихошерстова Ольга Александровна,
Димова Галина Владимировна
воспитатели, МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Акварель» города Белгорода
СТАТЬЯ НА ТЕМУ : «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ФГОС. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ »
Аннотация: в статье рассказывается о экологическом воспитании детей дошкольного возраста в условии ФГОС, о формах, методах экологического воспитания.
Ключевые слова: наблюдения, опыты, исследования, игры, труд, «коллективные формы», «групповые формы», «проектная деятельность»
Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины. Как реализуется экологическое воспитание в детском саду?
Суть экологического воспитания в ДОУ
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
- устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
- бережного отношения к природе;
- правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
- моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
- эмоциональной отзывчивости к живой природе;
- положительных эстетических ощущений от любования природой;
- умений познавать особенности окружающего мира.
Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:
- наблюдения;
- опыты;
- исследования;
- игры;
- труд;
- художественно-эстетическая практика;
- знакомство с природоведческой литературой;
- занятия физкультурой и спортом.
Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:
- на обучающих занятиях;
- в повседневной жизни.
Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.
Формы экологического воспитания
Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания:
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные.
Среди коллективных форм наиболее популярными являются экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию в тренингах, конференциях, уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях.
К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать такие мероприятия, как выступление агитбригады, ролевые игры, деятельность кружков или клубов экологической направленности, участие в природоохранных акциях.
В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.
Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями:
- консультации;
- конкурсы;
- семейные встречи;
- выставки детских работ;
- методические бюллетени;
- праздники.
Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.
Методы экологического воспитания дошкольников
Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания дошкольников с учетом ФГОС, нужно отдавать предпочтение игровым, наглядно-действенным и проектным.
Наблюдение
Основным методом экологического воспитания является наблюдение. Он позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом могут быть задействованы все формы восприятия.
Чаще всего дошкольникам предлагается понаблюдать за состоянием природы и жизнью растений. Такие наблюдения должны проводиться регулярно на протяжении всего года. Данный вид работы является обязательным элементом ежедневных прогулок. Помимо этого периодически объектами наблюдения становятся птицы, домашние животные и насекомые. Примерно 1-2 раза в месяц дети наблюдают за социальными объектами, особенностями трудовой деятельности взрослых.
При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:
- объект наблюдения должен быть доступным для восприятия;
- время для наблюдения должно составлять 5-10 минут;
- нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы.
Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, чтобы данный процесс был многоступенчатым:
- восприятие объектов природы;
- исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с другими предметами или явлениями;
- творческое отображение полученной информации.
Воспитатель должен направлять деятельность дошкольников в процессе наблюдения, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания. Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить такую деятельность самостоятельно.
Игра
Игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность проявить инициативу. Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать ее таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы.
Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют привычки и образ жизни животных.
Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. Дети будут знакомиться с характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельности получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным занятиям.
В детском саду практикуются сюжетные игры, игры-практикумы, игры- иллюстрации и инсценизации. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т.д.), но и познать свойства этих природных материалов.
Проектная деятельность
Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.
Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные, ролево-игровые, творческие проекты. Обычно это кратковременные групповые или индивидуальные проекты.
Создание экологической среды
Важным воспитательным аспектом, влияющим на формирование экологической культуры у дошкольников, является создание в детском саду благоприятной экологической среды. Это непрерывный процесс, который подразумевает организацию специального экологического пространства и проведение регулярных действий, направленных на поддержание в нем необходимых для живой природы условий.
Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы являются создание «живого уголка», разведение комнатных цветов, оформление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а принимать активное участие в уходе за ними.
Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.
Список используемой литературы
1. Варламова Н.Ю. Система экологического воспитания в детском саду / Варламова
Н. Ю., Соколова В. С., Кочеткова Н. В.// Детский сад от А.до Я. 2008 - № 6 С. 92-100.
2 .Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.:
Академия, 2001 - С. 184
3. Николаева С.Н Юный эколог. Программа экологического воспитания
дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004
4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду: книга для педагогов
дошк. учреждений, преподавателей и студ. пед. ун-тов и колледжей / Рыжова Н.А.; науч.
ред. Г.А. Ягодин. - М.Изд. дом «Карапуз», 2001 - С. 432
Начало формы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suhova_o.n._lihosherstova_o.a._dimova_g.v.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Сухова Ольга Николаевна, Лихошерстова Ольга Александровна,
Димова Галина Владимировна
воспитатели, МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Акварель» города Белгорода
СТАТЬЯ НА ТЕМУ : «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ФГОС. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ »
Аннотация: в статье рассказывается о экологическом воспитании детей дошкольного возраста в условии ФГОС, о формах, методах экологического воспитания.
Ключевые слова: наблюдения, опыты, исследования, игры, труд, «коллективные формы», «групповые формы», «проектная деятельность»
Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины. Как реализуется экологическое воспитание в детском саду?
Суть экологического воспитания в ДОУ
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
- устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
- бережного отношения к природе;
- правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
- моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
- эмоциональной отзывчивости к живой природе;
- положительных эстетических ощущений от любования природой;
- умений познавать особенности окружающего мира.
Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:
- наблюдения;
- опыты;
- исследования;
- игры;
- труд;
- художественно-эстетическая практика;
- знакомство с природоведческой литературой;
- занятия физкультурой и спортом.
Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:
- на обучающих занятиях;
- в повседневной жизни.
Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.
Формы экологического воспитания
Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания:
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные.
Среди коллективных форм наиболее популярными являются экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию в тренингах, конференциях, уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях.
К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать такие мероприятия, как выступление агитбригады, ролевые игры, деятельность кружков или клубов экологической направленности, участие в природоохранных акциях.
В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.
Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями:
- консультации;
- конкурсы;
- семейные встречи;
- выставки детских работ;
- методические бюллетени;
- праздники.
Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.
Методы экологического воспитания дошкольников
Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания дошкольников с учетом ФГОС, нужно отдавать предпочтение игровым, наглядно-действенным и проектным.
Наблюдение
Основным методом экологического воспитания является наблюдение. Он позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом могут быть задействованы все формы восприятия.
Чаще всего дошкольникам предлагается понаблюдать за состоянием природы и жизнью растений. Такие наблюдения должны проводиться регулярно на протяжении всего года. Данный вид работы является обязательным элементом ежедневных прогулок. Помимо этого периодически объектами наблюдения становятся птицы, домашние животные и насекомые. Примерно 1-2 раза в месяц дети наблюдают за социальными объектами, особенностями трудовой деятельности взрослых.
При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:
- объект наблюдения должен быть доступным для восприятия;
- время для наблюдения должно составлять 5-10 минут;
- нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы.
Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, чтобы данный процесс был многоступенчатым:
- восприятие объектов природы;
- исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с другими предметами или явлениями;
- творческое отображение полученной информации.
Воспитатель должен направлять деятельность дошкольников в процессе наблюдения, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания. Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить такую деятельность самостоятельно.
Игра
Игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность проявить инициативу. Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать ее таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы.
Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют привычки и образ жизни животных.
Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. Дети будут знакомиться с характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельности получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным занятиям.
В детском саду практикуются сюжетные игры, игры-практикумы, игры- иллюстрации и инсценизации. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т.д.), но и познать свойства этих природных материалов.
Проектная деятельность
Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.
Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные, ролево-игровые, творческие проекты. Обычно это кратковременные групповые или индивидуальные проекты.
Создание экологической среды
Важным воспитательным аспектом, влияющим на формирование экологической культуры у дошкольников, является создание в детском саду благоприятной экологической среды. Это непрерывный процесс, который подразумевает организацию специального экологического пространства и проведение регулярных действий, направленных на поддержание в нем необходимых для живой природы условий.
Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы являются создание «живого уголка», разведение комнатных цветов, оформление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а принимать активное участие в уходе за ними.
Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.
Список используемой литературы
1. Варламова Н.Ю. Система экологического воспитания в детском саду / Варламова
Н. Ю., Соколова В. С., Кочеткова Н. В.// Детский сад от А.до Я. 2008 - № 6 С. 92-100.
2 .Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.:
Академия, 2001 - С. 184
3. Николаева С.Н Юный эколог. Программа экологического воспитания
дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004
4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду: книга для педагогов
дошк. учреждений, преподавателей и студ. пед. ун-тов и колледжей / Рыжова Н.А.; науч.
ред. Г.А. Ягодин. - М.Изд. дом «Карапуз», 2001 - С. 432
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС.
Презентация для консультации воспитателей...
Методическая разработка "Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Консультация для воспитателей раскрывает суть основных методов и приемов экологического воспитания дошкольников , учитывая требования ФГОС ДО...
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС. Формы и методы экологического воспитания
Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является э...
Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка хоро...
Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка хоро...
Семинар для педагогов На тему: Экологическое воспитание дошкольников с учётом ФГОС ДО. Формы и методы экологического воспитания.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формирует...
Семинар для педагогов: "Экологическое воспитание дошкольников с учётом ФГОС ДО. Формы и методы экологического воспитания".
Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка хоро...