Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему "Волшебница - вода".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnitsa-voda._konspekt.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
в средней группе на тему "Волшебница - вода".
Форма работы с детьми: интегрированное занятие.
Образовательные области: познавательное, физическое, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Возраст детей 4-5 лет.
Программные задачи:
Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.
Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.
Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр.
Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику.
Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде.
Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде».
Чтение сказки «Два ручья».
Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море).
Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе»
Методическое обеспечение:
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Аудиозаписи.
Водяная мельница.
Раздаточный материал:
Емкости с водой, пипетки, камни, пластмассовые кубики, емкости с песком и почвой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, вместо крышки.
Методы и приемы:
1.Сюрпризный момент, игры.
2.Словесные: беседа, пояснение, вопросы, стихи.
3.Наглядные: рассматривание.
4.Практические: собственная деятельность детей.
Оргмомент.
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Мотивационно-ориентировочный этап.
Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы снова поработаем в «Лаборатории Почемучек». Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?
Загадать загадку
С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда —
Руби хоть топором!
Нагрей ее — и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее — ... (вода).
Правильно, ребята – это вода.
(Показ глобуса).
Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус — так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.
Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.
Не соленой — пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Ребята, я хочу познакомить вас с тем, как вода путешествует.
Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»
Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажу вам .
Каждый день восходит на небе солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.
попала на небо. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря.
Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваясь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».
Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. Вы видели в нашем Феодосийском заливе корабли? (Показ картинки).
Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).
Наблюдение за водяной мельницей.
Дети льют воду на водяную мельницу и рассматривают принцип ее работы. Вот так вода работает на гидроэлектростанциях – вертит большие турбины и помогает добывать электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).
Динамическая пауза «Тучка и капельки»
Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.
Есть такая поговорка: «Где вода — там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
А сейчас давайте отправимся в «Лабораторию Почемучек».
Опыт № 1 . Определение цвета воды.
Посмотрите, что у нас на столах. Предлагаю вам сейчас налить в один стакан воду, а в другой молочко. Определите, в каком стакане вода. Как вы догадались и как определили? (Вода прозрачная, а молоко нет).
А давайте с вами посмотрим, правда это или нет? Положите в стаканчик с водой 2-3 ракушки. Они видны в стакане с водой? (да) А теперь положите ракушки в стаканчик с молоком. Видно их? (нет) Теперь мы с вами убедились, что чистая вода на самом деле прозрачна. А вся ли вода прозрачна (грязная вода не бывает прозрачной). Но какой же всё-таки цвет имеет вода на самом деле? (разные ответы)
Давайте мы с вами это проверим. У вас на столах лежат разноцветные крышки. Вы будете опускать в воду эти крышки по очереди и смотреть, с цветом какой крышки совпадет цвет воды (выполняют действия с крышками и наблюдение за результатом).
Ну, что ребята, подошла какая-нибудь крышка по цвету? (нет)
Тогда какой вывод мы можем с вами сделать? Есть цвет у воды? (Нет, у воды нет цвета). Она бесцветная.
Опыт № 2 . Определение вкуса воды.
А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и сначала попробуйте сок. А какой у него вкус? (вкусный, сладкий).
Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? Есть у нее вкус? (Вода безвкусная. У нее нет вкуса.) Правильно, ребята! Чистая вода безвкусная.
Опыт № 3. Определение запаха воды.
Ребята, скажите, а вода чем-нибудь пахнет? Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет (разные ответы детей). Правильно, чистая вода ничем не пахнет! Добавим в воду лимон.
А теперь ребята понюхайте воду с лимоном. Есть запах у воды?(есть)
Как вы думаете, почему вода с лимоном пахнет? (Лимон пахнет, поэтому и вода пахнет). Правильно, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод? Чистая вода не пахнет, а если в нее добавить что-нибудь, то у воды появится запах, что в нее добавили.
Опыт № 4. Определение возможности воды растворять.
Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит? (он исчез, растворился). Где в жизни мы можем наблюдать? (когда мы кладём кусочек сахара в чай, он растворяется и становится сладким). Вывод: вода растворитель, может растворять различные вещества.
Выводы: А из опытов мы узнали о воде, что она: прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, может растворять различные вещества.
Опыт №5. Фильтрование воды.
Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.
В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра — тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.
Ребята, а что вам известно про воду.
-Какая бывает вода? .
Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная.
-В каком виде бывает вода? Жидкая, твердая (снег, лед, град), газообразная (пар).
-Какой вкус у воды? У воды нет вкуса.
-Какой у воды запах? У воды нет запаха.
-Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная.
-Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили.
Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,
Ходят к водопою звери по тропинкам.
А детишкам малым водичка всех нужнее –
С нею мы растем, с нею здоровеем.
Знаем мы теперь, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, береги всегда!
Рефлексивно-оценочный этап.
Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
Проводили интересные опыты и эксперименты.
Познакомились с понятием «круговорот воды в природе», способами очистки воды,
с умением воды работать на благо человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности «Познание» в средней группе. Тема: «Мой посёлок»
Знакомство с родным посёлком формирует представление детей о том месте, где они живут; даёт представление о социуме; развивает диалогическую речь; учит при конструировании выдел...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. «Знакомство с воздухом».
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность и любознательность; расширять знания о воздухе; познакомить со свойствами воздуха и способами...
Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы "Путешествие в страну игрушек"
В игровой форме дети путешествуют в страну игрушек.Так знакомятся с игрушками из разных материалов,а так же учатся расписывать лошадок дымковским узором....
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ средней ГРУППЫ Тема:«Волшебные фигуры» НОД для детей среднего дошкольного возраста
Конспект открытого занятия в средней группе по ФЭМП...
Образовательная деятельность с детьми средней группы «Узнаем, какая вода»
Выявление свойств воды (опыты с водой)...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области "Речевое развитие" Тема: «Готовимся встречать весну и Международный женский день»
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Готовимся встречать весну и Международный женский день»....
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы: «Тайна чистой воды»
Создавать условия для экспериментирования( научить детей с помощью эксперимента очищать воду, познакомить с фильтром для очищения воды). Подвести детей к пониманию того, как вода поступает к люд...