КОНСПЕКТ занятия в подготовительной группе «Доброта» с использованием инновационной технологии «Ситуация» и интерактивной доски
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Приоритетная образовательная область:
«Развитие речи»
Интеграция образовательных областей:
«Социально — коммуникативное»
« Познавательное»
Цель:« Художественно-эстетическое»формирование у дошкольников умений находить решение в проблемных ситуациях, конструктивно относится к затруднениям, переводить проблемы в задачи.
В ходе занятия с детьми поставила для себя следующие задачи:
1. Продолжать формировать умение коллективного обсуждения проблем.
2. Развивать основы логического мышления, воображения.
3. Учить воспитанников выражать свои мысли о добрых поступках.
4. Побуждать к отражению абстрактных понятий через изобразительные средства.
5. Содействовать развитию качеств личности: отзывчивости, самостоятельности, наблюдательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_tdobrota_s_isp_innovatsionnyh_tehnologiy.docx | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ « Детский сад №124»
КОНСПЕКТ
занятия в подготовительной группе
«Доброта»
с использованием инновационной технологии «Ситуация» и интерактивной доски
Приоритетная образовательная область:
«Развитие речи»
Интеграция образовательных областей:
«Социально — коммуникативное»
« Познавательное»
« Художественно-эстетическое»
Суздальцева Ирина Владимировна
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 124 »
высшая квалификационная категория
г. Череповец
2016 год
Цель: формирование у дошкольников умений находить решение в проблемных ситуациях, конструктивно относится к затруднениям, переводить проблемы в задачи.
Задачи:
1. Продолжать формировать умение коллективного обсуждения проблем.
2. Развивать основы логического мышления, воображения.
3. Учить воспитанников выражать свои мысли о добрых поступках.
4. Побуждать к отражению абстрактных понятий через изобразительные средства.
5. Содействовать развитию качеств личности: отзывчивости, самостоятельности, наблюдательности.
Предварительная работа:
-чтение сказки «Добрая Ежиха» (А. Лопатина, М. Скребцова), сказки «Даром ни одно добро не пропадает» (А. Неелова);
- беседа по пословицам о добре;
- коллективная творческая работа «Дерево доброты».
- Беседы о собаках;
- Просмотр видео-фильма о породах собак;
- Интерактивная игра «Загадки»
- Дидактические игры: «Кто больше назовет»; «Найди отличия»; и т.д.
- Чтение познавательной литературы о собаках;
- Рассматривание открыток с разными породами собак.
Оборудование:
Интерактивная доска;
Распечатанные на принтере породы собак;
Схемы для описательных рассказов
Ход занятия:
1 часть - Вводная
Свободный вход
Дети спокойно заходят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель подзывает детей к себе.
На ширме Злость ( чёрный воздушный шар со злым лицом) и Доброта
( белый шар с добрым лицом). Рядом письмо.
Воспитатель: Что это? Здесь, какое то письмо. Ребята, а давайте его прочтем и узнаем от кого оно. ( читает письмо) Мы поселились в вашей группе, но мы постоянно конфликтуем из-за того, знают ли дети, что такое доброта.
Проблемная ситуация
Воспитатель: Дети, кто знает, что такое доброта? (выслушивает ответы детей.) Воспитатель подводит итоги высказываний детей.
(Целеполагание) Давайте мы с вами выясним, что это такое?
Педагог: Ребята, как вы думаете, какому человеку легче жить на белом свете – доброму или злому?». (Дети отвечают)
Воспитатель: послушайте стихотворение:
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда один...
(Л. Полякова)
Ресурсный круг
«Какое сердце?»
Дети присаживаются в кружочек.
Инструкция к игре: Приложите правую руку к груди. Что вы чувствуете? Сердце бьётся в груди каждого человека. Придумайте определения, которыми можно ответить на вопрос: какое сердце? ( здоровое, горячее, доброе, злое, ласковое…) Как вы думаете, какое сердце лучше иметь: доброе или злое?
Воспитатель передает по кругу мячик, дети дают описание ,
Отвечая на вопрос, какое сердце?
Игра « Хорошо - плохо»
Для этого мы с вами поиграем в игру «Хорошо – плохо».
Когда у человека доброе сердце, это хорошо, почему?
Когда у человека злое сердце, это хорошо, почему?
Когда у человека доброе сердце, это плохо , почему?
Когда у человека злое сердце, это хорошо, почему?
Воспитатель обобщает ответы детей, каким лучше быть( продвижение к цели)
Воспитатель: Сердце бывает добрым и злым и в зависимости от этого совершаются разные поступки…
- Если человеку плохо, он одинок, беззащитен, - то, как у него на душе? (Ответы детей. )
А если настроение улучшилось, кто-то пришел на помощь, защитил, то как станет на душе? (Ответы детей)
Так, дети, наше душевное состояние зависит от поступков, совершенных в конкретной ситуации.
Игра « Определи настроение»
А давайте определи , какое настроение было вызвано хорошим поступком, а какое плохим, наблюдая за сказочными героями. Показ на экране картинок с изображением сказочных герое , которые находятся в разных эмоциональных состояниях).
Вопрос:
- А что почувствовал Кот, когда Лиса украла Петуха? (Волнение)
- Что чувствовал Буратино, когда нашел Золотой ключик? (Радость)
- Что почувствовали мачеха и ее дочери, когда увидели, что Золушка надела хрустальный башмачок? (Зависть)
- Что почувствовали во дворце, когда зимой принесли корзину подснежников? (Удивление)
- Какие чувства вызвала у Дюймовочки ласточка, которую она нашла осенью? (Сочувствие)
- А какие чувства у вас вызывают действия Бабы-Яги? (Ответы).
Можно любить злых людей? Можно по-доброму относиться к отрицательным персонажам? Разве не печально Бабе-Яге без любви? )
Обобщение…(продвижение к цели).
Физкультминутка.
Игровое упражнения «Встреча друзей»
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
До свидания, милый друг! (за руку)
Очень рада встрече! (машут)
Может, встретимся еще? (хлопают по плечу)
Давай же как-то вечером! (обнимаются).
Ребята, давайте выясним, когда человек становится добрым или злым. От чего это зависит?
Упражнение с использованием технологии ОТСМ ТРИЗ
Прошлое | настоящее | будущее |
Доброта ( злость, жестокость)родителей | Доброта ( злость ,жестокость) окружающих людей | Добрые ( злые) поступки окружающих людей |
Маленький человек ( ребёнок) | Добрый ( злой) человек | Добрый, ( злой) человек |
Сердце ребёнка | Доброе (злое) сердце | Добрые ( злые ) поступки |
Ребята , мы с вами узнали, почему становятся люди добрыми и злыми.
Обобщение…
Упражнение «Ваза доброты»
Воспитатель: А давайте на мгновение представим, что вот эта ваза (показывает) означает маленького человека, который родился. Давайте наполним ее душу разноцветными камнями, которые означают богатый, духовный мир человека.
Инструкция: Надо класть камушек в вазу, и говорить слова: добро, любовь, добрые поступки, вежливость и т.д. (Дети говорят, кладут камни в вазу). Вот и получилась у нас светлая, богатая душа. В жизни много чудес, которые творят любовь, нежность, добро.
Беседа « Добрые поступки в жизни»
Воспитатель: А в жизни вы встречали добрых людей или добрые поступки? Расскажите о них.
(Предлагаю детям привести примеры из своей жизни). Например: Моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной, делится игрушками. Моя мама добрая, она заботится о нас, ласкает и обнимает, когда плохо или просто так и т.п.)
Воспитатель: Как здорово, что нас окружают такие замечательные добрые люди.
Использование « Толковый словарь русского языка» В.И. Даль.
- Послушайте, что написано в «Толковом словаре русского языка», который составил В. И. Даль. «Доброта – добрина – прочность , достоинство вещи, качество выработки…Добродушие, доброжелательство, наклонность к добру как качество человека. Добряк, добрячка, добрыш, добрыня- добрый человек, прямой и простоватый, нехитростный и доброжелательный» (Дети повторяют незнакомые им слова.)
Рисование техникой « Монотипия»
« Волшебные звезды доброты»
Педагог: Я предлагаю вам сейчас пройти к столам и самим нарисовать волшебные «звезды доброты». Но что нам для этого потребуется?
Дети: Волшебные краски!
Воспитатель: А где же мы их возьмем?
(Рассуждения детей)
Педагог: Конечно, ребята, мы добавим в них улыбок, доброты, радости, солнечного света и перемещаем. А я научу вас как можно быстро и необычно нарисовать наши волшебные «звезды доброты». Приступая к работе, думайте обо всём добром, что можете сделать друг для друга, для своих близких.
(Далее воспитатель показывает детям технику рисования «монотипия» на заранее подготовленных листах в виде звезд)
Педагог: Листы бумаги сложить пополам, развернуть - капнуть краску разного или одно цвета на середину, друг под другом.
(Дети выполняют работу в парах под музыкальное сопровождение)
Вывод : что такое доброта? ( Это-…) возвращение к цели, достижение цели.
Зло не приводит ни к чему хорошему. А от злости можно лопнуть (злость лопает.)
А сейчас возьмите сердечки и поместите себя на лестницу доброты. ( На самой высокой ступеньке - доброта, а на нижней - зло. Подумайте, куда вы себя поставите?
Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде:
В улыбке доброй и в рассвете,
В мечте и в ласковом привете.
По всей земле добра частицы,
Их надо замечать учиться
И в сердце собирать своем,
Тогда не будет злобы в нем.
(А. Лопатина, М. Скребцова)
Что такое доброта? (Чувствительное, дружеское отношение к людям; привязанность, пожалуйста, радушие)
Доброту и милосердие люди создавали веками. А все для того, чтобы всем было легче жить, приятнее общаться друг с другом, чтобы это общение дарило радость. Считалось естественным помогать другому, защищать его, давать приют, спасать. Предложить детям по 1 листу черной бумаги, скомкать его руками, при этом сделать мимику злого человека: нахмурить брови, с силой смять листочек и можно немного потопать. В мешочек волшебнику воспитатель предлагает сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев. - Доброта. А что это такое? (Ответы детей.)
- А как вы думаете, можно доброту потрогать? Есть у неё вкус, запах? А можно доброту увидеть? (Дети делятся своим мнением, отстаивают свою точку зрения.)
- Доброта - удивительное, волшебное слово! Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово - «доброта».
- Подумайте и скажите, о ком можно сказать «доброе» («добрая», «добрый», «добрые»)? (Дети придумывают подходящие слова, составляют из них предложения…)
- Вспомните о своих добрых делах и расскажите нам о них.
- Легко ли быть добрым? (Рассказы детей из личного опыта.)
Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день, дорогие дети и взрослые! Сегодня я приготовила вам сюрприз! Хотите узнать какой?
Дети: Да! Конечно!
Воспитатель: Ну, тогда смотрите! (Снимает накидку и открывает стебель с лепестками) Ну надо же! Цветок где-то потерял свои лепестки. А из какой сказки этот цветок, вы догадались?
Дети: Да «Цветик – семицветик»
Игра « Собери пазл»
Воспитатель: Сейчас проверим! Здесь на полу разбросаны какие-то карточки, а на них картинки. Давайте их соберем и посмотрим, что на них изображено. Как вы думаете, ребята, вы правильно догадались из какой сказки этот цветок?Дети: Да, из сказки «Цветик – семицветик» (Выплывает воздушный шарик с письмом)
Воспитатель: Вот это да! Сюрпризы не закончились! (Отвязывает письмо и читает его) «Дорогие, ребята! Я знаю, что вы любите сказки. Но в моем Королевстве сказок случилась беда. Сильный северный ветер разбросал все лепестки цветика – семицветика. Помогите их найти. Если вы согласны помочь, то подсказка на карточках с картинками. Расставьте их в той последовательности как в сказке. Это и будет вашей картой. Она поможет найти вам 7станций. Если вы все сделаете правильно, то соберете все 7 лепестков и отгадаете волшебное слово, которое скрывает цветик – семицветик.С благодарностью Король Королевства Сказок» Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Надо только добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
Легко ли быть добрым? .: Свет в зале приглушается и под тревожную музыку появляется из-за ширмы злой Тролль (на палочке черный воздушный шарик со злым лицом. На тролля направлен свет лампы)
Тролль: О каком добре вы тут болтаете? А знаете ли вы, что я специально появился здесь сообщить вам, что я намерен стать королем самого злого на свете царства. И это царство я сам себе захвачу. Я отправлю своих помощников с волшебным зеркалом. И кто посмотрит или дотронется до этого зеркала, станет злым и безобразным и сразу же превратится в моего подчиненного. Ха-ха-ха! Вот так-то. Эй, слуги мои противные, гадкие и злые, несите мое волшебное зеркало.
Зло не приводит ни к чему хорошему. А от злости можно лопнуть- Ребята, вот мы сегодня много говорим о доброте. А как выглядит добрый человек? (Ответы детей). Какие лица у злых людей? Как можно исправить выражение лица на доброе?
предлагает исправить злые лица на добрые)
Стол овальный .На столе прикрепленные к пластиковым стаканчикам стоят воздушные шары с злыми лицами (из расчета - один шарик на двоих детей). Детали для аппликации наклеены на двухсторонний скотч. Предлагаю вспомнить как расположены черты лица у доброго человека и исправить злое выражение на доброе.
Посмотрите, ребята, получилось у нас сделать лица добрыми? (Дети показывают друг другу шарики.) Молодцы, справились!
Воспитатель подводит итог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "День доброты"
Далее представлено развлечение, которое можно провести в День Доброты...
Конспект НОД "Доброта-что солнце" (старшая группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию у воспитанников коммуникативных качеств, ценностных ориентаций....
Конспект занятия "Доброта в коми сказках".
Занятие участвовало в проекте "К дню инвалидов"....
Конспект НОД "Доброта"
Занятие по нравственному воспитатнию направляет сознанме ребенка к идеалам ДОБРА через изучение текстов нравственного содержания. кризис ценностных систем в современном обществе, размывание норм морал...
Конспект ООД "Доброта в твоём сердце."
Урок Доброты в 1 младшей группе....
Конспект занятия "Доброта"
Цель занятия развивать доброе отношение ко всему окружающему миру....
Конспект "Уроки доброты"
Воспитание у детей доброты, вежливости, толерантности....