Проектная деятельность По реализации ОО «Познавательное развитие» «Экология родного края - наше будущее»
проект по окружающему миру (старшая группа)
В условиях надвигающегося экологического кризиса социальным заказом общества становится формирование экологической культуры личности.Забота о сохранности экологии родного края – важнейшая задача дошкольного учереждения, семьи и государства. В период начального этапа формирования личности ребёнка, его ценностной ориентации в окружающем мире закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру».Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.В связи с этим был разработан проект «Экология родного края - наше будущее». Проект рассчитан на период с января по май 2019 года. Он является интегрированным, так как тесно вплетён в другие виды деятельности. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний, умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. В ходе проекта заранее моделированы проблемные мотивации, с которыми дети самостоятельно справлялись и предлагали различные пути решений проблем на основе самостоятельно принятого мышления. Реализация проекта осуществляется в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Вольского муниципального района
«ЦРР – детский сад №17 «Ладушки» г. Вольска Саратовской области»
Проектная деятельность
По реализации ОО «Познавательное развитие»
«Экология родного края - наше будущее»
С Января по Май 2019г.
ДЛЯ ДЕТЕЙ
(5-6 лет)
Составитель:
Воспитатель высшей
Квалификационной категории
Мордовина Юлия Юрьевна
Технологическая карта проекта
Название проекта | «Экология родного края - наше будущее» |
Тип | Познавательно-исследовательский |
Вид | информационно-практико-ориентированный |
Основное направление | Формирование экологической культуры дошкольников, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм в системе ценностных ориентаций. |
Срок реализации | Долгосрочный |
Организатор | Воспитатель –Мордовина Юлия Юрьевна высшая квалификационная категория |
Целевая группа | Воспитанники группы,родители. |
Основания для разработки проекта. Проблема. | В условиях надвигающегося экологического кризиса социальным заказом общества становится формирование экологической культуры личности.Забота о сохранности экологии родного края – важнейшая задача дошкольного учереждения, семьи и государства. В период начального этапа формирования личности ребёнка, его ценностной ориентации в окружающем мире закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру».Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. |
Цель | Ознакомление детей с природой родного края,с разнообразием флоры и фауны.Формирование у детей представлений о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности. |
Задачи | Образовательные: 1.Разработать методику ознакомления детей с природой родного края. Познакомить детей с Красной книгой Саратовской области. 2.Сформировать знания у детей о проблемах животных и растений занесённых в Красную книгу, способов их сохранения. 3.Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе. 4.Продолжать совершенствовать поисково-исследовательскую деятельность детей. 5.Вовлечь семьи воспитанников в процесс реализации проекта. Развивающие: 1.Развивать любознательность, внимание,память, воображение детей. 2.Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Воспитательные: 1.Воспитывать у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе родного края. 2.Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к мирк природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы. |
Ожидаемые результаты | Обогащены и систематизированы знания о представителях животного и растительного мира Саратовской области. Приобретены знания детьми о представителях Красной книги Саратовской области, способов их сохранения. В результате проведённой работы у дошкольников чётко сформировалось предсталение о том, что сохранность мира природы – обязанность человека,его будущее. Дети научились работать в коллективе, самостоятельно находить ответы на вопросы, делать выводы. |
Пояснительная записка
Экологическое образование, воспитание и просвещение населения является насущной потребностью дальнейшего развития и процветания человечества. Оно должно стать непрерывным и всеобщим, где первым звеном являются дети детских дошкольных учреждений. Дошкольное детство - начальный этап становления мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования определённого отношения ко всему, что окружает ребёнка. Истоки подобной значимости, как считают специалисты, кроются в психофизических особенностях детей дошкольного возраста – в их особой чувствительности, эмоциональности, целостности мировосприятия. Всё это создаёт базу для обучения воспитания дошкольников в духе экологической ответственности. Результатом проявления творческой инициативы стало создание большого числа эколого-образовательных программ и учебно-методических разработок, создаваемых отдельными авторами и творческими коллективами. Наиболее интересны программы Н. А. Рыжовой «Наш дом природа» и С. Н. Николаевой «Юный эколог», которые выделяются своей систематичностью и научностью. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребёнок, полюбивший природу, не будет безумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от природы родного края очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. В связи с этим был разработан проект «Экология родного края - наше будущее». Проект рассчитан на период с января по май 2019 года. Он является интегрированным, так как тесно вплетён в другие виды деятельности. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний, умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. В ходе проекта заранее моделированы проблемные мотивации, с которыми дети самостоятельно справлялись и предлагали различные пути решений проблем на основе самостоятельно принятого мышления. Реализация проекта осуществляется в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Этапы проекта:
1.Подготовительный(1 неделя). Диагностическое обследование детей, анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
2.Основной(5 месяцев). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация.
3.Итоговый(1 неделя). Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Принципы построения проектной деятельности.
Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребёнка, развития познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения. Принцип доступности предполагает доступность материала для ребёнка определённого возраста и значимости получаемых знаний. Принцип гуманности означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о себе и окружающем мире. Принцип деятельности лежит в основе различных экологических проектов. Принцип системности предполагает формирование у дошкольников системы знаний и организацию системы различных видов деятельности. Принцип интеграции отражает необходимость экологизации различных видов деятельности дошкольников.
Учебный график.
№ п/п | Возрастная группа | Кол-во детей в группе | Кол-во групп | Количество часов | ||
Длительность одного сеанса | В неделю на группу | В месяц на группу | ||||
1. | 5-6 лет | 12 | 2 | 25 мин | 2х25мин = 50 мин | 8х25мин= 3.2 часа |
Особое место в проекте «Экология родного края - наше будущее» занимает организация предметно пространственной среды по ознакомлению детей с экологическими проблемами родного края, включающей в себя:
1.Наглядные пособия: Наглядная агитация для родителей и детей; макет микрорайона; картинки и иллюстрации, отражающие экологическую тему; плакаты «Береги природу», «Лес - наше богатство»,«Капелька за капелькой»; фотографии животных и растений Красной книги Саратовской области; альбомы для рассматривания «Растения саратовской области», «Волга-матушка».
2.Детская литература по экологической тематике, о родном крае.
3.Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Пожарный»; «Ветеринарная клиника».
4.Дидактические игры, игровой материал: «Хорошо, плохо»; «Стань другом природе»; «Источники опасности».
5.Дополнительный материал: аудио - и видеозаписи; материалы для самостоятельной художественно-творческой деятельности; экологическая тропа.
Взаимодействие с родителями.
Взаимодействие с семьями воспитанников для решений задач проекта осуществляется через различные виды деятельности: беседы; консультации; наглядная информация в виде буклетов, фотовыставок, фотоколлажей; родительские собрания; совместные походы с детьми; создание видеороликов об экспериментальной деятельности.
Организация партнёрства с родителями воспитанников группы – одна из приоритетных задач проекта «Экология родного края - наше будущее». Анализ методической литературы, изучение современных тенденций в организации сотрудничества с семьями воспитанников МДОУ, ситуации дефицита времени на повседневное общение педагога и родителей, вызвали необходимость коррекции реального взаимодействия воспитателей группы и родителей.
Основная цель сотрудничества педагогов и родителей – установить и поддержать актуальным взаимодействие между родителями и педагогами на основе принятия единых требований, разнообразить формы сотрудничества с семьями воспитанников, систематизировать работу.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач: 1.Изучить специфику семей и семейного воспитания детей. 2.Выявить запросы и ожидания родителей от посещения детьми дошкольного учреждения. 3.Разнообразить тематику сотрудничества с родителями, внедрить в практику нетрадиционные формы. 4. Интенсифицировать информационную работу с семьёй в приёмной.
Направленность информации: активизирующая (побуждающая); констатирующая(информирующая); просветительская (расширяющая).
Информационная работа с родителями осуществляется следующими средствами: стенды, тематические выставки, ширмы.
Перспективный план работы с родителями.
Месяц | Мероприятия |
Январь | 1.Анкетирование родителей, посвященное изучению особенностей семейного воспитания. 2.Изготовление экологических макетов «Земля наш общий дом». 3.Консультация «Ты часть природы». 4.Выставка газеты для родителей и детей «Экология родного края глазами ребёнка». |
Февраль | 1.Консультация для родителей «Учите детей любить природу». 2.Изготовление и установка кормушек для прикормки птиц. 3. Тематическая выставка «Птицы нашего края». 4.Ширма по сезону «Весна стучится в двери». |
Март | 1.Создание плакатов по темам: «Растения Красной книги Саратовской области», «Лес – наше богатство», «Волга – матушка», «Капелька за капелькой». 2.Совместный труд детей и родителей «И у рыбки есть друзья» (модели аквариумов, импровизация водоёмов). 3. «Экологическая азбука», просмотр слайдов о загрязнении Волги и методах устранения эко проблемы. |
Апрель | 1.Ширма «Дитя природы» (природа и экология). 2.Постановка экологической сказки «Дерево заболело». 3.Тематическая выставка «Основы безопасности поведения в лесных массивах родного края». 4.Совместная экскурсия с детьми в рощу. 5.Помощь в создании стенда «Экологическая тропа». |
Май | 1.Совмесная экскурсия с детьми на родник в г. Вольск. 2.Тематическое развлечение «Природа родного края». 3.Помощь в создании презентации «Животные Красной книги Саратовской области». 4.День открытых дверей (Консультации воспитателей, специалистов). 5.Анкетирование, посвящённое оценке родителями результатов проекта. |
Календарно тематическое планирование.
Месяц | Тема встречи | Цель | Содержание |
Январь | «Как много интересного бывает зимой» | Формирование представлений о способах познания окружающего мира. | 1.Беседа о природных явлениях (смерчи, ураганы, бури) с показом презентации. 2.Эксперимент «Тёплое дыхание». 3.Опыты с водой и воздухом. 4.Дидактическая игра экологического содержания «Ты - часть природы». 5.Игра «Звонок в лесничество». 6.Творческая мастерская. Рисование цветной водой(заливка). 7.Чтение стихотворения Р. Рождественского «Береги природу» |
Февраль | «В гостях у птиц». | Продолжение знакомства с перелётными птицами. Расширение знаний детей о жизни птиц нашего края. | 1.Кроссворд «Угадай какая птица». 2.Презентация «Угадай-ка». 3.Пальчиковая гимнастика «Грачи». 4.Видеоролик «Перелётные птицы». 5.Дидактическая игра экологического содержания «Птицы нашего края». 6. Устройство птичьей столовой. |
Март | «Волшебница вода». | Создание условий для познавательно -исследовательской деятельности детей. | 1.Беседа о воде. 2. Игра «Ходят капельки по кругу». 3.Моделирование маленькими человечками (ТРИЗ). 4.Опыты с водой: «Сухой из воды», «Изготовление цветных льдинок». 5.Фокус «почему вода не выливается?». 6.Беседа «Что такое туман» с использованием презентации. 7.Кляксография «Вода». 8.Релаксация «Звуки воды. Речка». |
Апрель | «Лес-наше богатство, его береги». | Обеспечение развития понятия, что лес это сообщество растений и животных. | 1.Беседа о лесе. 2.Чтение рассказа «По лесным тропинкам». 3..Опыт «Здравствуй ветер», «Опыт с древесиной и опилками». 4.Игра «Волшебные слова». 5. Нахождение противоречий. 6. Настольная игра «Лес и его жители». 7. Релаксация «Лес». |
Май | «Красная книга» | Знакомство с красной книгой, редкими видами растений и животных Саратовской области. | 1.Видеоролик «Красная книга». 2.Игровое упражнение «Посели цветы там, где они выросли». 3.Игра «Где живут животные». 4.Игра «Какой цветок просит помощи, нарисуй его». 5.Барельеф «Красивые цветы нашего края». 6.Теневой театр «Как я ухаживаю за растениями». 7.Упражнение «Экологический пост». |
Методическое обеспечение проектной деятельности:
1.Бондаренко Т. М. Практический материал по освоению образовательных областей в старшей группе детского сада. Воронеж, ООО «Метода», 2013.
2.Земцова О. Н. Умные книжки. Тесты. Москва, «Махаон», 2014.
3.Земцова О. Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие. Москва, «Махаон», 2013.
4.Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Москва, «ТЦ СФЕРА», 2008.
5.Уланова Л. А. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. Санкт-Петербург, «Детство-ПРЕСС», 2008.
6.Рыжова Л. В. Экология души. «Дополнительное образование и воспитание» №6, 2009.
7. «Дошкольное воспитание» №2, 2010.
8. «Хрестоматия для начальной и средней школ: Издательство «Саратовские писатели детям»».
9. «Души учительской прекрасные порывы»: Издательство Саратов, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию через экологию родного края для средней группы.
Непосредственно-образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию через экологию родного края для средней группы. Тема: «Путешествие по лесам родного края»Цель: ф...
НОД по познавательному развитию( мой родной край)
Дети познакомились с красной книгой родного края. Закрепили знания о животном мире....
Презентация проектной деятельности «Экология родного края-наше будущее»
Экологическое образование, воспитание и просвещение населения является насущной потребностью дальнейшего развития и процветания человечества. Оно должно стать непрерывным и всеобщим, где первым звеном...
НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Родной край»
Тема: «Родной край»Интеграция образовательных областей:- Социально-коммуникативное развитие- Познавательное развитие- Речевое развитие- Художественно-эстетическое...
Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Богатство родного края»
Пояснительная записка к конспекту Занятие познавательной направленности, образовательная область «Познавательное развитие» составлено в соответствии с Примерной образовательной программой дошкольного...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию. Тема: «Мой край родной- седой ЯМАЛ
Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию с интеграцией образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, художественно&ndash...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию:« Мой родной край» для детей
Обобщение знания детей о растительном и животном мире родного края....
- Мне нравится (1)