ПРОЕКТ«Распрекрасный огород на окошке растет!»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Кондина Елена Анатольевна

     С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – младшего дошкольного возраста. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует и делает сам.

     Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.

     Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.

     Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.

    Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_podokonnike.docx46.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Распрекрасный огород на окошке растет!»

Введение

     С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – младшего дошкольного возраста. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует и делает сам.

     Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.

     Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.

     Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.

    Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.

     

Актуальность проекта:

     В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд. Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку, посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д.

     Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

     Тип проекта: обучающий познавательно-исследовательский, информационно-творческий.

     Вид проекта: групповой. 

     Формы работы: образовательная деятельность, игровая деятельность, познавательно - исследовательская, продуктивная, работа с родителями.

     Участники проекта: воспитанники второй младшей группы (3-4) лет родители воспитанников, воспитатель группы.

     Цель: Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях. Формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности в процессе выращивания. Привлечь родителей в совместную исследовательскую деятельность.

     

Задачи:

Познавательное развитие: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представление детей о растениях, овощах и фруктах, сенсорные эталоны. Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет) Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать трудолюбие желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями. Учить бережно относится к природе.

Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы. Знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.

Художественно - эстетическое развитие: продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета. Учить использовать в творческой деятельности, ранее приобретенные знания и навыки. Знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.)

      Проект: краткосрочный.

     Срок реализации проекта: один месяц (февраль-март).

     Ожидаемые результаты:

Дети

*Дети получают знания по уходу за культурными огородными растениями.

*Сформируются представления о структуре трудового процесса.

* Дети узнают и называют части растения.

* Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

Родители

* Повысился уровень экологической воспитанности родителей.

*Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборка семян для посадки, в оформлении огорода на подоконнике.

      Педагоги

* Ведут активную работу по экологическому воспитанию детей.

* Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей.

* Распространяют и обобщают опыт работы по данной теме.

     Этапы реализации экологического проекта «Огород на окне»

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап (практический).

3. Воспитательно-образовательное мероприятие во второй младшей группе по познавательному развитию (ознакомление  с миром природы)

Тема:  «Культурные растения и их польза»

 

  1.  Подготовительный этап.

1.В группе детского сада разбили огород на подоконнике.

2.Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов).

3.Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки по данной теме.

  1.   Основной этап (исследовательский) 

Содержание деятельности воспитателя и детей:

• рассматривание и сравнение семян (помидор, укропа, огурец, салат, горох).

• посадка: лук коллективно, огурец,

• посев: овёс, салат, укроп.

• исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

- подготовка почвы;

- знакомство с моделью трудового процесса;

- посадка;

- установка на светлое место;

- полив;

- рыхление.

- оформление огорода на окне;

- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;

- знакомство с моделью строения растения.

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения -земля, растения -вода, растения-человек.  

В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

Взаимодействие с детьми.

№п/п

Вид образовательной деятельности.

Наименование мероприятия

Цель

Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)

1.

- Беседы с детьми:

«Что такое огород и что на нём растёт»,

«Что такое «Огород на окне»,

«Какие растения можно вырастить на подоконнике»,

«Семена».

• Формировать обобщённые представления об овощах: овощи - это части и плоды

растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу.

•Образовательные задачи

• Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой.

• Уточнить представления о многообразии овощей.

  1.                                - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

 

«Что растет на огороде»

Развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.

 

«Найди по описанию»

Выявить характер представлений детей об овощных культурах, пользе для человека. 

«Цветочный магазин».

Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

«Собери из частей целое»

Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей.

«Вершки и корешки»

Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки.

«Мой любимый овощ»

Закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.


«Культурные и дикорастущие».

Закреплять классификацию растений по ценности для людей.

3.

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

4.

Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление  (ежедневно)

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)

5.

Наблюдения: «Растут ли наши растения?» (ежедневно).

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений 

6.

Оформление дневника наблюдений.

Зафиксировать наблюдение за растениями.

7.

Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

8.

Рассматривание   цветочных семян

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное.

9.

Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, перец). 

Практическая деятельность: посадка лука, гороха, салата, цветов.

Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. 

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. 

10.

Опыт – наблюдение за ростом лука, семян цветов, гороха, салата.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.

11.

НОД «Земля – какая она».

Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая); «Семена растений отличаются друг от друга»

12.

НОД «Культурные растения и их польза»

•Познакомить с интересными представителями мира растений.

13.

НОД «БЫЛ У ЗАЙКИ ОГОРОД.» Посадка овощных культур.

Закреплять практические знания о посадке семян в землю.

Выявить внешние отличия луковиц лука и чеснока друг от друга.

Речевое развитие (развитие речи, художественная литература)

14.

Чтение В. Коркина «Что растет у нас на грядке?» 


Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи»

Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»

Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки.

«Художественно эстетическое развитие»

15.

Рисование ««Раскрась овощи»

Уточнить знания детей об овощах; - формировать графические навыки: учится правильно держать карандаш, проводить линии без отрыва от бумаги, штриховать в одном направлении не выходя за контуры;

16.

Рисование «Зеленый лучок»

Познакомить детей с техникой рисования по трафарету

17.

Лепка «Сажаем лук»

Закрепить названия приемов лепки, необходимых для создания поделки («скатывание», «прищипывание», «соединение»);

- учить правильно согласовывать существительные с прилагательными; описывать предметы.

Учить передавать в лепке характерные признаки лука;- закреплять навык скатывания пластилина между ладонями прямыми и кругообразными движениями.

18.

АППЛИКАЦИЯ «Солнышко лучистое улыбнулось весело». 

ИЛИ

ЛУЧИКИ СОЛНЫШКА ДЛЯ ОГОРОДА

•Продолжить знакомить детей с обрыванием бумаги (салфетки, скатывания её в шар. Закрепить работу с клеем.

•Развивать мелкую моторику рук, усидчивость.

19.

 

АППЛИКАЦИЯ

«Выросла репка на грядке»

Формирование умения составлять целое из двух частей.

Задачи:

•Учить детей составлять целое из двух частей;

•Закреплять умение наносить клей на детали и наклеивать их на лист, прижимая тряпочкой

Физическое развитие

20.

П/и «Огуречик»

Хороводная игра «Огородная хороводная»

Игра м/п «Огород у нас в порядке»

Формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей.
Развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.

Взаимодействие с родителями

* Консультация «Для чего нужен «огород на окне»?

* Консультация и рекомендации по созданию мини огорода в домашних условиях.

* Создание  мини – энциклопедии о пользе  лука: «Чудо - лук»;      

                Изготовление фотоальбома «Огород на окне ГРУППЫ»

Работа с родителями

-Консультация и рекомендации к созданию мини-энциклопедии о пользе лука  «Чудо-лук»;

-Оформление стенда для родителей «Наш огород»;

-Оформление мини-фото альбома «Семейный огород»;

-Выставка детских работ для родителей по проекту;

Рекомендации - домашние задание родителям:

  • Создание мини-огорода  в домашних условиях.                                

Работа с коллегами

 Составление методического пособия по организации экологической предметно-пространственной развивающей среды

«Огород на подоконнике»

•Оформление и показ результата проекта «Огород на подоконнике» в виде презентации.

Результаты реализации проекта:

Проводимая работа позволила воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растениям, а приобщение детей к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Дети получили знания, что растение живое, о значении света для растений, зачем растениям нужна вода.

Научились сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам.

Различают некоторые виды растений, узнали много интересного из жизни растений, исследовали опытным путем условия, необходимые для их роста.

Дети научились вести наблюдения и делать первые выводы.

 Приобрели новый опыт исследовательской деятельности, расширили свой кругозор и мыслительную деятельность.

• Развивающая среда группы пополнилась: художественной, методической, справочной литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами  загадками по данной теме.

• У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

• Привлечение большего количества родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию путём создания огорода на окне, дети в домашних условиях, совместно с родителями вырастили лук, фасоль, петрушку, огурцы и другие овощные и тропические культуры

В детском саду дети, совместно с воспитателями, вырастили семена перца, фасоли, чеснока, репы, салата, тыквы. Конечный результат проектной деятельности можно будет увидеть на участке детского сада, где высажены будут корневая петрушка и лук, бархатцы.

   Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

3.Заключительный этап.

 Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Оформили выставку рисунков «Овощи с нашей грядки».

Фотоотчет "Как мы сажаем и ухаживаем за растениями"

 Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.

 Воспитательно-образовательное мероприятие во второй младшей группе по познавательному развитию (ознакомление  с миром природы)

Тема:  «Культурные растения и их польза»

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

     Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», М.: 2009 г.

2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.

3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005. – 240с. -(Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем)

4. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн. : «Асар»- 1999 – 128с.

5. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М. : Новая школа, 1993- 64с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Чудо - огород на окошке растет" в старшей группе детского сада

Представляю краткосрочный проект наблюдений за растениями, помещенными в разную среду....

Проект "Что за чудо- огород на окошке растет" старшая группа.

Презентация к проекту  "Что за чудо- огород на окошке растет" в старшей группе....

Экологический проект для старшего дошкольного возраста "Чудо - огород на окошке растет".

Данный проект направлен на развитие экологической культуры дошкольника.Весна благодатная пора для ознакомления детей с ростом и развитием растений.В этом окажет помощь,создание огорода на окошке....

Проект «Что за чудо-огород на окошке растет» в старшей группе

Паспорт проекта*1. Организация: МБДОУ д/с «Малыш»*3.Название проекта:  «Что за чудо-огород на окошке растет»*4.Тема проекта: «Формирование интереса к исследовательской деятельности по выращиванию...

Проект «Что за чудо-огород на окошке растет» старшая группа

Проект: "Что за чудо-огород на окошке растет"     Паспорт проекта1. Организация: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр развития ребенка - детский...

ПРОЕКТ "чТО ЗА ЧУДО - ОГОРОД НА ОКОШКЕ РАСТЕТ" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Проект для воспитателей и детей детского сада. старшая группа...