ПРОЕКТ«Распрекрасный огород на окошке растет!»
проект по окружающему миру (младшая группа)
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – младшего дошкольного возраста. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует и делает сам.
Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.
Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.
Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ogorod_na_podokonnike.docx | 46.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Распрекрасный огород на окошке растет!»
Введение
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – младшего дошкольного возраста. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует и делает сам.
Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.
Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.
Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.
Актуальность проекта:
В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд. Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку, посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д.
Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.
Тип проекта: обучающий познавательно-исследовательский, информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Формы работы: образовательная деятельность, игровая деятельность, познавательно - исследовательская, продуктивная, работа с родителями.
Участники проекта: воспитанники второй младшей группы (3-4) лет родители воспитанников, воспитатель группы.
Цель: Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях. Формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности в процессе выращивания. Привлечь родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи:
Познавательное развитие: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представление детей о растениях, овощах и фруктах, сенсорные эталоны. Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет) Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать трудолюбие желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями. Учить бережно относится к природе.
Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы. Знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.
Художественно - эстетическое развитие: продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета. Учить использовать в творческой деятельности, ранее приобретенные знания и навыки. Знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.)
Проект: краткосрочный.
Срок реализации проекта: один месяц (февраль-март).
Ожидаемые результаты:
Дети
*Дети получают знания по уходу за культурными огородными растениями.
*Сформируются представления о структуре трудового процесса.
* Дети узнают и называют части растения.
* Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
Родители
* Повысился уровень экологической воспитанности родителей.
*Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборка семян для посадки, в оформлении огорода на подоконнике.
Педагоги
* Ведут активную работу по экологическому воспитанию детей.
* Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей.
* Распространяют и обобщают опыт работы по данной теме.
Этапы реализации экологического проекта «Огород на окне»
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап (практический).
3. Воспитательно-образовательное мероприятие во второй младшей группе по познавательному развитию (ознакомление с миром природы)
Тема: «Культурные растения и их польза»
- Подготовительный этап.
1.В группе детского сада разбили огород на подоконнике.
2.Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов).
3.Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки по данной теме.
- Основной этап (исследовательский)
Содержание деятельности воспитателя и детей:
• рассматривание и сравнение семян (помидор, укропа, огурец, салат, горох).
• посадка: лук коллективно, огурец,
• посев: овёс, салат, укроп.
• исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы;
- знакомство с моделью трудового процесса;
- посадка;
- установка на светлое место;
- полив;
- рыхление.
- оформление огорода на окне;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- знакомство с моделью строения растения.
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения -земля, растения -вода, растения-человек.
В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
Взаимодействие с детьми.
№п/п | Вид образовательной деятельности. Наименование мероприятия | Цель | |
Познавательное развитие (ознакомление с миром природы) | |||
1. | - Беседы с детьми: «Что такое огород и что на нём растёт», «Что такое «Огород на окне», «Какие растения можно вырастить на подоконнике», «Семена». | • Формировать обобщённые представления об овощах: овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу. •Образовательные задачи • Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой. • Уточнить представления о многообразии овощей. | |
| |||
«Что растет на огороде» | •Развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога. | ||
«Найди по описанию» | •Выявить характер представлений детей об овощных культурах, пользе для человека. | ||
«Цветочный магазин». | •Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. | ||
«Собери из частей целое» | •Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей. | ||
«Вершки и корешки» | •Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки. | ||
«Мой любимый овощ» | •Закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь. | ||
«Культурные и дикорастущие». | •Закреплять классификацию растений по ценности для людей. | ||
3. | Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. | •Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. | |
4. | Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление (ежедневно) | •Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) | |
5. | Наблюдения: «Растут ли наши растения?» (ежедневно). | •Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений | |
6. | Оформление дневника наблюдений. | •Зафиксировать наблюдение за растениями. | |
7. | Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. | •Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). | |
8. | Рассматривание цветочных семян | •Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. | |
9. | Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, перец). Практическая деятельность: посадка лука, гороха, салата, цветов. | •Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. •Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. | |
10. | Опыт – наблюдение за ростом лука, семян цветов, гороха, салата. | •Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна. | |
11. | НОД «Земля – какая она». | •Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая); «Семена растений отличаются друг от друга» | |
12. | НОД «Культурные растения и их польза» | •Познакомить с интересными представителями мира растений. | |
13. | НОД «БЫЛ У ЗАЙКИ ОГОРОД.» Посадка овощных культур. | •Закреплять практические знания о посадке семян в землю. •Выявить внешние отличия луковиц лука и чеснока друг от друга. | |
Речевое развитие (развитие речи, художественная литература) | |||
14. | Чтение В. Коркина «Что растет у нас на грядке?»
Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки» | •Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки. | |
«Художественно эстетическое развитие» | |||
15. | Рисование ««Раскрась овощи» | •Уточнить знания детей об овощах; - формировать графические навыки: учится правильно держать карандаш, проводить линии без отрыва от бумаги, штриховать в одном направлении не выходя за контуры; | |
16. | Рисование «Зеленый лучок» | •Познакомить детей с техникой рисования по трафарету | |
17. | Лепка «Сажаем лук» | •Закрепить названия приемов лепки, необходимых для создания поделки («скатывание», «прищипывание», «соединение»); - учить правильно согласовывать существительные с прилагательными; описывать предметы. •Учить передавать в лепке характерные признаки лука;- закреплять навык скатывания пластилина между ладонями прямыми и кругообразными движениями. | |
18. | АППЛИКАЦИЯ «Солнышко лучистое улыбнулось весело». ИЛИ ЛУЧИКИ СОЛНЫШКА ДЛЯ ОГОРОДА | •Продолжить знакомить детей с обрыванием бумаги (салфетки, скатывания её в шар. Закрепить работу с клеем. •Развивать мелкую моторику рук, усидчивость. | |
19. |
АППЛИКАЦИЯ «Выросла репка на грядке» | Формирование умения составлять целое из двух частей. Задачи: •Учить детей составлять целое из двух частей; •Закреплять умение наносить клей на детали и наклеивать их на лист, прижимая тряпочкой | |
Физическое развитие | |||
20. | П/и «Огуречик» Хороводная игра «Огородная хороводная» Игра м/п «Огород у нас в порядке» | •Формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом. •Учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей. |
Взаимодействие с родителями
* Консультация «Для чего нужен «огород на окне»?
* Консультация и рекомендации по созданию мини огорода в домашних условиях.
* Создание мини – энциклопедии о пользе лука: «Чудо - лук»;
Изготовление фотоальбома «Огород на окне ГРУППЫ»
Работа с родителями
-Консультация и рекомендации к созданию мини-энциклопедии о пользе лука «Чудо-лук»;
-Оформление стенда для родителей «Наш огород»;
-Оформление мини-фото альбома «Семейный огород»;
-Выставка детских работ для родителей по проекту;
Рекомендации - домашние задание родителям:
- Создание мини-огорода в домашних условиях.
Работа с коллегами
• Составление методического пособия по организации экологической предметно-пространственной развивающей среды
«Огород на подоконнике»
•Оформление и показ результата проекта «Огород на подоконнике» в виде презентации.
Результаты реализации проекта:
•Проводимая работа позволила воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растениям, а приобщение детей к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
• Дети получили знания, что растение живое, о значении света для растений, зачем растениям нужна вода.
•Научились сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам.
•Различают некоторые виды растений, узнали много интересного из жизни растений, исследовали опытным путем условия, необходимые для их роста.
•Дети научились вести наблюдения и делать первые выводы.
• Приобрели новый опыт исследовательской деятельности, расширили свой кругозор и мыслительную деятельность.
• Развивающая среда группы пополнилась: художественной, методической, справочной литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами загадками по данной теме.
• У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
• Привлечение большего количества родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию путём создания огорода на окне, дети в домашних условиях, совместно с родителями вырастили лук, фасоль, петрушку, огурцы и другие овощные и тропические культуры
• В детском саду дети, совместно с воспитателями, вырастили семена перца, фасоли, чеснока, репы, салата, тыквы. Конечный результат проектной деятельности можно будет увидеть на участке детского сада, где высажены будут корневая петрушка и лук, бархатцы.
• Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
3.Заключительный этап.
• Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
•Оформили выставку рисунков «Овощи с нашей грядки».
•Фотоотчет "Как мы сажаем и ухаживаем за растениями"
•Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.
• Воспитательно-образовательное мероприятие во второй младшей группе по познавательному развитию (ознакомление с миром природы)
Тема: «Культурные растения и их польза»
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», М.: 2009 г.
2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005. – 240с. -(Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем)
4. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн. : «Асар»- 1999 – 128с.
5. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М. : Новая школа, 1993- 64с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Чудо - огород на окошке растет" в старшей группе детского сада
Представляю краткосрочный проект наблюдений за растениями, помещенными в разную среду....
Проект "Что за чудо- огород на окошке растет" старшая группа.
Презентация к проекту "Что за чудо- огород на окошке растет" в старшей группе....
Экологический проект для старшего дошкольного возраста "Чудо - огород на окошке растет".
Данный проект направлен на развитие экологической культуры дошкольника.Весна благодатная пора для ознакомления детей с ростом и развитием растений.В этом окажет помощь,создание огорода на окошке....
Проект «Что за чудо-огород на окошке растет» в старшей группе
Паспорт проекта*1. Организация: МБДОУ д/с «Малыш»*3.Название проекта: «Что за чудо-огород на окошке растет»*4.Тема проекта: «Формирование интереса к исследовательской деятельности по выращиванию...
Проект «Что за чудо-огород на окошке растет» старшая группа
Проект: "Что за чудо-огород на окошке растет" Паспорт проекта1. Организация: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр развития ребенка - детский...
ПРОЕКТ "чТО ЗА ЧУДО - ОГОРОД НА ОКОШКЕ РАСТЕТ" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Проект для воспитателей и детей детского сада. старшая группа...