Тематический план
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Наталья Михайловна Тихомирова

Тематический план работы по исследовательской деятельности с элементами ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_plan_raboty_s_elementami_triz.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический план работы по исследовательской деятельности с элементами ТРИЗ с детьми старшего возраста

Цель: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования

Задачи: 

- формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково- познавательной деятельности;

- используя элементы ТРИЗ и РТВ, развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение  анализировать, сравнивать и обобщать;

-  формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои  

                  желания, взгляды, предложения с другими детьми

Формы и методы работы: 

 Формы: индивидуальная, подгрупповая, практическая, теоретическая

Методы и приёмы: игровой;

словесный: беседы, рассуждения, разъяснения;

 моделирование, рассматривание иллюстраций, наблюдения.

Месяц

Неделя

Тема

Содержание

Сентябрь

1.

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

- игра «Угадай, что звучит»;

- игра «Отгадай по запаху»;     - игра «Отгадай на вкус»;

- игра «Отгадай на ощупь»;  

- на фланелеграфе с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств.

2.

«Почему все звучит?»

 - игра «Что звучит?»;

- предложить ребенку тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук;

извлекаем звук из деревянной линейки, стеклянного стакана.

3.

«Прозрачная вода»

- сравнение двух банок по весу;

- заполнение стеклянных банок водой;

- игра «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку);

вывод

4.

«Вода принимает форму»

- дети наливают в разные сосуды воду и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах;

- рассмотреть, какой формы вода в разных сосудах;

- вывод

Октябрь

1.

«Что растворяется в воде?»

- дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства;

- игра «Покрасим воду»;  

- игра «Изменим вкус воды»;

- вывод  

2.

«Какие предметы могут плавать?»

- рассмотреть предметы разного качества;

- сравнить плавучесть предметов;

-вывод;

3.

«Делаем мыльные пузыри»

- рассматривание картинки «Дети играют с мыльными пузырями»;

- изготовление состава для пузырей;

- игра «Какой формы пузыри, какой летит дальше, выше?»

4.

«Подушка из пены»

- изготовление мыльного раствора;

- взбивание пены разными предметами;

- игра «Тонет, не тонет»;

- вывод

Ноябрь

1.

«Мокрые перья»

- беседа по пословице «Как с гуся вода»;

- рассматривание перьев;

- игра «Мокрое – сухое»;

- вывод

2.

«Чудо – свеча»

 - рассматривание свечей  разной формы, размера, цвета, аромата;

- беседа «Опасна ли свеча?»;

-игра «Рисуем свечой»;

- вывод

3.

«Огнеопасные предметы»

- рассматривание предметов;

-беседа о вреде огня;

- игра «Горит – не горит»;

- вывод

4.

«Воздух повсюду»

 - загадка о воздухе;

- беседа «Что такое воздух? Для чего он нужен?»;

- игровое упражнение «Почувствуй воздух»;

- игра «Есть ли воздух в предметах;

- вывод   

Декабрь

1.

«Воздух работает»

- рассмотреть воздушные шарики;

- обсуждение «Может ли воздух двигать предметы»;

- игра «Попробуй  заставить лодочку плыть»;

- игра «Как можно заставить двигаться воздушный шарик?»;

- вывод;

- дети самостоятельно играют с лодочкой, шариком.

2.

 «Запуск ракеты»

- загадка

- изготовление ракеты из бумаги;

- запуск ракеты;

- вывод

3.

«Каждому камешку свой домик»

- рассматривание камней;

- работа по модели;

- игра «Выложи картинку»;

- ходьба по камням

4.

«Можно ли менять форму камня и глины»

- рассматривание камней и глины;

- работа по модели;

- лепка из глины

1.

«Замерзшая вода»

- беседа о свойстве воды;

- рассматривание кусочков льда;

- рассматривание иллюстраций с айсбергом;

- игра с льдинками

Январь

2.

«Тающий лед»

- наблюдение за таянием льда;

-рассматривание цветного льда;

- изготовление цветного льда;

- игра с льдинками

3.

«Спасём бусинки»

- беседа о свойстве льда;- рассуждение «Как можно спасти бусинки»;

- наблюдение за таянием льдинок;

- вывод

4.

«Разноцветные шарики»

- загадка;

- рассматривание красок;

- смешивание красок;

- зарисовка в рабочем листе

Февраль

1.

«Таинственные картинки»

- рассматривание разноцветных стёкол;

- наблюдение за окружающим через разноцветное стекло;

- изменение оттенков с помощью наложения стекол других оттенков;

- зарисовка в рабочем листе

2.

 «Все увидим, все узнаем»

- знакомство с лупой;

- рассматривание предметов через лупу;

- зарисовка в рабочем листе

3.

«Песочная страна»

- беседа о свойстве песка;

- рассматривание песка через лупу;

- создание картины с помощью песка

4.

«Где вода?»

- беседа о свойстве глины и песка;

- рассматривание частичек песка и глины через лупу;

-игра «Что сыпется?»;

- игра «Где вода?;

- зарисовка в рабочих  листах

Март

1.

«Водяная мельница»

- беседа о пользе воды, о её свойствах;

- игра с водяными мельницами;

- вывод

2.

«Звенящая вода»

- беседа «Что такое звук?», «Как его извлечь из предмета»;

- игра на стаканах с водой;

- вывод

3.

«Угадай-ка»

- рассматривание предметов;

- игра «Угадай – ка (на ощупь, на слух)»;

- вывод

4.

«Ловись рыбка, и мала, и велика»

- беседа о рыбалке;

- игра «Рыбалка»;

- знакомство с магнитом;

- зарисовка в рабочих листах

Апрель

1.

«Фокусы с магнитами»

- знакомство с магнитом;

- игра «Разборчивый гусь»;

- игра «Живые звери»;

- игра «Достань иголку из воды»;

- вывод

2.

«Свет повсюду»

- беседа об искусственном и природном свете;

- игра «Свет бывает разный»;
- игра «Что сначала, что потом»;

- вывод

3.

 «Солнечные зайчики»

- чтение стихотворения «Солнечный зайчик»;

- игра «Поймай солнечного зайчика»;

- вывод

4.

«Что отражается в зеркале?»

- дать понятие, что такое отражение;

- игра с зеркалами;

- игра «Найди своё отражение в предметах»;

- вывод

Май

1.

«Волшебное сито»

- рассматривание сита;

-просеивание мелких сыпучих веществ;

- вывод

2.

«Цветной песок»

- игра «Что в мешочке?»;

- рассматривание песка и мела;

- превращение мела в порошок;

- смешивание песка с цветным мелом – порошком;

- игра «Спрячем и найдём»;

-вывод

3.

«Игры с песком»,

на прогулке

- беседа о свойстве песка;

- игра «Найди животного по отпечаткам следа»;

- игра «Чья ладошка больше»;

- игра «Строим дома для зверей»;

- вывод

4.

«Фонтанчики»,

на прогулке

- рассматривание иллюстраций с изображением фонтанов;

- изготовление фонтанчиков из бутылочки;

- игры с фонтанчиками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к календарно-тематическому плану работы группы на примере плана работы по лексической теме "Овощи" в средней (диагностической) группе для детей с ЗПР.

Планирование работы группыВажным условием эффективности деятельности воспитателя группы является планирование. Календарно-тематическое планирование - это своеобразная цепочка последовательных дей...

Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Художественная литература»

Данный материрал поможет воспитателю при планировании работы по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой....

Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Обучение грамоте»

Данный материал поможет при планировании организованной образовательной деятельности по обучению грамоте....

Календарно-тематический план реализации тематического модуля смешанной ОНР группы дошкольного возраста на тему: «До свидания, лето! Здравствуй детский, сад!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 «Пчелка» муниципальное образование Тимашевский район     Кален...