Познавательно-экологический проект «Мир природы родного края»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_prirody_rodnogo_kraya.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» города Кирсанов Тамбовской области
Рассмотрен и согласован методическим объединением воспитателей Протокол от 31.08.2018г. № 1___ | Утвержден приказом МБДОУ От 03.09.2018г._ № 112 Заведующий_________ Таранникова Е.Т |
Познавательно-экологический проект
«Мир природы родного края»
(с 1 сентября 2018 года по 31 мая 2019 год)
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 4-5 лет
Составитель:
воспитатель Степаненко Т.В.
2018 год.
Актуальность:
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. На основе знаний о происходящих изменениях в природе в разные времена года, у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Проблема:
Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношения к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы детского сада. В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования особые требования предъявляются к профессиональной деятельности педагогов, в том числе и по вопросам ознакомления дошкольников с природой с учетом регионального компонента.
Новизна:
Проект направлен на достижение оптимального общего развития дошкольников, развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте окружающего мира. Взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию подрастающего поколения. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.
Педагогическая целесообразность проекта обусловлена:
- недостаточной разработанностью данной проблемы на современном этапе.
- важностью проблемы ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе в условиях введения ФГОС ДО.
Цель: формировать знания и умения видеть и понимать красоту природы родного края в разное время года через экологическое воспитание.
Задачи:
- Формирование у детей интереса и желания изучать сезонные изменения, взаимосвязь в явлениях живой и неживой природы, используя различные виды деятельности.
- Формирование представлений о труде людей в различные времена года (посев семян, посадка растений, уборка урожая, полив, уборка улиц и т.д.)
- Обобщение всех полученных знаний и их использование в практической деятельности (игры, детские праздники, рисование, аппликация и т.д.)
- Воспитание любви к родной природе, эмоционально значимого отношения к каждому времени года.
- Воспитание потребности внимательно и бережно относится к природе, развивая наблюдательность и интерес к окружающему, прививать чувство единения с природой, ответственности за свои поступки.
Ожидаемые результаты:
Образ конечного результата | Критерии оценки |
Интерес родителей к вопросам экологического воспитания | - Анкетирование родителей при участии в совместной деятельности; - Отзывы родителей. |
Пополнена развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду | - Пополнение группы дидактическими играми; - Пополнение уголка природы комнатными растениями, поделками из природного материала, огорода на окне. |
В процессе ознакомления с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природе, заботливое отношение к растительному и животному миру, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. | - Анализ уровня сформированности у детей познавательного интереса, творческих способностей будет осуществляться через наблюдение, интерес к природе, заботливого отношения к растительному и животному миру; - Оценка уровня заинтересованности и участия родителей в реализации проекта будет осуществляться по результатам анкетирования и по итогам участия в совместных мероприятиях; - Активность педагогов в реализации проекта. |
Этапы проекта:
Подготовительный этап сентябрь | Основной этап реализации октябрь - апрель | Заключительный этап май. |
1.Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме. 2.Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей. 3.Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта. 4.Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта. 5.Изучение ситуации, подготовка к осуществлению проекта. | 1.Диагностический срез знаний детей. 5.Проведение цикла занятий, экскурсий. 6.Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью. | 1.Открытое занятие по результатам проведенной работы 2.Оформление календаря природы. 3.Оформление фотовыставки. 4. Вовлечение родителей в участии конкурса поделок из природного материала. |
План работы с детьми:
Формы работы | Цель | Дата проведения |
Рассматривание цветов на клумбе | Продолжать знакомить с сезонными явлениями в природе, собрать созревшие семена цветов. Воспитывать ответственность, желание ухаживать за растениями. | Сентябрь |
Рассматривание сюжетных картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. | Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. | Сентябрь |
Экскурсия в осенний парк. | Отметить дальнейшие изменения осенью (прекращение роста, пожелтение и опадание листьев, наличие плодов и семян). Воспитывать интерес к экскурсии, любовь к природе | Сентябрь |
Чтение художественной литературы, стихов, загадок. (по выбору) | Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе. Формирование умения внимательно и заинтересованно слушать рассказы, сказки, стихи, запоминать загадки. А.К.Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад» А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы», А. Фет «Еще вчера на солнце млея», В.Бианки «Сентябрь», А. Майкова «Осенние листья по ветру кружат», И. Бунина «Листопад». | Сентябрь |
Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень». | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение. | Октябрь |
Беседа «Наступила осень». | Уточнить знания детей о признаках наступления осени в живой и неживой природе, воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду. | Октябрь |
Дидактическая игры «Что? Где растет?», «Земля, вода, воздух, огонь», «Третий лишний», «Да или нет». | Закреплять знания детей об осенних приметах, умение классифицировать и называть птиц, животных. | Октябрь |
Рассматривание иллюстраций с изображениями различных деревьев и кустов, произрастающих на территории Тамбовской области, определение их названий. | Совершенствовать умение находить растение по названию. | Октябрь |
Рисование «Осеннее дерево». | Продолжать знакомить с разными видами деревьев. Учить рисовать ствол с расходящимися ветками, рисовать листья разными способами. | Ноябрь |
Аппликация коллективная «Грибы на лесной полянке». | Продолжать учить детей составлять общую сюжетно-тематическую композицию. | Ноябрь |
Рисование с натуры «Осенние листья». | Учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев. | Ноябрь |
Игра-путешествие «Осенняя пора». | Закреплять и расширять знания детей об осенних явлениях средствами, поэзии, подвижных и развивающих игр. | Ноябрь |
Вечер загадок о Зиме. | Побуждать детей к наблюдениям, размышлениям, познанию через отгадывание загадок. | Декабрь |
Экскурсия в зимний парк. | Закреплять знания детей о характерных особенностях природы зимой, научить видеть красоту природы в зимнее время | Декабрь |
Поделки из снега: «Змейка», «Лабиринт», «Динозавр» | Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес к прогулке через двигательную, игровую, познавательную деятельность. Воспитать доброжелательность и желание помогать ближнему. | Декабрь |
Моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги «Снегири и яблочки». | Показать детям возможность лепки птиц из ваты. | Декабрь |
Игры-забавы с санками | Доставить детям радость путём подвижных игр зимой на открытом воздухе «Собери кегли», «Гонки на санках», «Сбей цель», «Санный круг», «На ровном месте». | Январь |
Чтение стихотворения «Покормим птиц зимой». Заучивание стихотворения «Снегирь». | Развитие у детей интереса и любви к птицам | Январь |
Выставка открыток с зимними пейзажами. | Знакомить детей с искусством «зимних» пейзажей, закреплять знания о сезонных изменениях в природе | Январь |
Рисование «Зима». | Учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу. Развивать образное восприятие, образные представления, творчество. | Февраль |
Аппликация «Снеговики в шапочках и шарфиках». | Побуждать детей к декоративному оформлению созданного образа. | Февраль |
Лепка «Снегурочка» | Учить детей передавать в лепке образ Снегурочки. Упражнять в приемах лепки (раскатывание, оттягивание, сглаживание мест скрепления). Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца | Февраль |
Труд на участке. Нагребают снег для построек. Чистят дорожки. | Воспитывать дружелюбие, умение работать в коллективе детей, уметь договариваться, начатое дело доводить до конца. Дети собирают снег в кучи. | Февраль |
Дидактическая игра «Времена года». | Закреплять представления детей о последовательности изменений в природе весной, летом, осенью, зимой по существенным признакам | Март |
Беседа на тему «За что мы любим весну?». | Закреплять знание о весенних явлениях природы, уточнять и расширять представления об изменениях в жизни растений и диких животных с наступлением весны, умение активно участвовать в беседе. | Март |
Наблюдение за изменениями, происходящими в природе. | Формировать представления о весне, как о пробуждении природы, развивать умения замечать новые изменения в природе. | Март 3-я неделя |
Работа в уголке природы, посадка семян для «Огорода на окне». | Расширять знания детей о семенах растений | Март 4-я неделя |
Лепка «Весенний ковер» - плетение из жгутиков. | Продолжать знакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства (ковроделием). Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя технику плетения. | Апрель 1-я неделя |
Аппликация с элементами рисования «Нежные подснежники». | Учить детей воплощать в художественной форме свое представление о первоцветах. Составлять аппликативный цветок из отдельных элементов. Воспитывать бережное отношение к природе | Апрель 2-я неделя |
Чтение: К. Ушинский «Слепая лошадь», Ершов «Конек-горбунок», С. Маршак «Кошкин дом», Л. Н. Толстой «Котёнок», «Лев и собачка», «Пожарные собаки» | Развитие у детей интереса к чтению художественных произведений о животных. | Апрель 3-я неделя |
Беседа «Насекомые мира природы родного края». | Закреплять знания детей о весенних приметах, умение классифицировать и называть насекомых | Апрель 4-я неделя |
Наблюдение за солнцем, небом, ветром. | Формировать у детей умение сравнивать осенние, зимние и весенние явления природы, развивать способность анализировать характерные изменения в живой и неживой природе в весенний период времени. | Май 1-я неделя |
Рисование в технике монотипия «Бабочка». | Учить детей рисовать на мокром листе бумаги | Май 2-я неделя |
Рассказывание из опыта «Как мы провели весну». | Закреплять у детей представления о явлениях природы и деятельности детей в весенний период. | Май 3-я неделя |
Итоговое занятие «Круглый год» (викторина) | Обобщить пройденный материал по проекту. | Май 4-я неделя |
План работы с родителями:
Формы работы | Цели | Дата проведения |
Беседа о целях и задачах проекта | Информирование родителей о ходе образовательной деятельности, запланированной в рамках проекта «Времена года» | Сентябрь |
Посещение леса. | Привлекать к отдыху на природе. Воспитывать дружеские отношения между детьми и родителями. | Октябрь |
Консультация «Знакомство детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых». | Предупреждение родителей об опасностях в весеннее время года. | Ноябрь |
Приобретение и изготовление различных виды театров: плоскостной, настольный театр картинок; декорации. | Оказание помощи в пополнении предметно – развивающей среды. | Ноябрь |
Беседа «Как мы относимся к природе». | Передача информации по данной проблеме. | Декабрь |
Консультация «Воспитание бережного отношения к природе» | Усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. | Январь |
Рекомендации «Что нужно знать родителям при заучивании стихотворения с ребенком» |
| Февраль |
Конкурс рисунков «Первоцветы» |
| Март |
Оформление выставки рисунков посвященная родному краю. | Пополнение знаний о природе родного края. | Апрель |
Показ итогового занятия «Круглый год» (викторина) | Сплочение детского и родительского коллектива. | Май |
Список литературы:
- Стихи о временах года и игры: Дидактические материалы по развитию речи детей 4-5 лет / авторы-сост. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова – М.: Сфера, 2007.
- Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа / авт.-сост. Т.Г. Кобзева, Г.С. Александрова, И.А. Холодова. – Волгоград: Учитель, 2011
- И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗИК-ДИДАКТИКА», 2007.
- Л.П. Молодова. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996.
- Стихи о временах года и игры: Дидактические материалы по развитию речи детей 4-5 лет / авторы-сост. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова – М.: Сфера, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Берегите природу родного края"
Краткосрочный проект по нравственному и экологическому воспитанию старших дошкольников....
Педагогический проект "Мир природы родного края" подготовительная группа
Проект включает в себя перспективное планирование, презентация опыта работы....
Педагогический проект "Мир природы родного края" подготовительная группа
долгосрочный проект...
Проект "Люблю природу родного края"
Проект для дошкольников 4-5 лет "Люблю природу родного края"...
Презентация проекта "Берегите природу родного края"
Презентация проекта "Берегите природу родного края"...
Экологический проект "Берегите природу родного края!"
Мой проект направлен на формирование эмоциональной эмпатии, отзывчивости по отношению к объектам природного окружения и практических навыков безопасного поведения в природной среде. Проект поможет эфф...
Проект "Любите природу родного края"
Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией...