Проект по познавательному развитию "Лето"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Проект
по познавательному развитию «Лето».
Разработчик проекта: Фандеева Елена Анатольевна, воспитатель высшей категории.
Содержание:
- наблюдение и изучение закономерностей в природе;
- наблюдение за неживой природой;
- наблюдение за погодными изменениями в течение суток, на протяжении летних месяцев;
- знакомство с деревьями и кустарниками;
- прогулки по маршрутам – экологическим тропам;
- изучение луговых растений, лекарственных растений;
- изучение цветковых растений клумб;
- наблюдение за насекомыми;
- птичьи «заботы» летом;
- жизнь животных летом;
- труд взрослых летом.
Участники: воспитанники старшей - подготовительной группы, педагоги, родители.
Цель: реализовать интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с временем года – «лето».
Задачи:
1 | Воспитательные |
|
2 | Образовательные |
|
3. | Развивающие | 3.1. Развивать наблюдательность, 3.2. Развивать сенсорные навыки. 3.3. Развивать эмоциональную сферу ребёнка. 3.4. Тренировать мелкую моторику. 3.5. Развивать мышление, память и воображение, усидчивость. Развивать чувство любования любым проявлением жизни. |
4 | Практические | 4.1. Собрать гербарий растений участка детского сада. 4.2. Оформить альбом (фото, рис.) наблюдений. 4.3. Обучить элементарным агротехническим навыкам, научить ухаживать за питомцами уголка природы. |
Этапы работы
1. Подготовительный:
- определение объектов изучения;
- подготовка огородного инвентаря;
- подбор пословиц, поговорок и загадок о погоде, времени года, труде взрослых, растениях.
2. Исследовательский:
- изучение хода солнца в течение дня;
- наблюдения за направлением ветра;
- изучение предметов неживой природы, их изменений (температура, влажность, влагопроницаемость);
- изучение роста растений;
- изучение влияния ухода, полива, прополки, подкормки на рост огородных культур.
3. Этап создания продукта по проекту:
- создание гербария растений территории детского сада;
- оформление альбома наблюдений.
4. Заключительный:
- обобщение результатов работы;
- праздник «Прощай, лето!».
5. Защита проекта:
- проводится в августе 2009 г.;
- в виде презентации «Красно лето тёплым солнышком согрето».
Способы организации работы:
- принцип добровольности участия;
- работа проводится в течение дня;
- воспитанники работают под руководством педагога.
Работа по проекту оценивается:
- конкурсной комиссией (зав. ДОУ, творческой группой).
Практический выход:
- презентация «Красно лето жёлтым солнышком согрето»;
- подборка методических материалов «Что я знаю про лето»;
- праздник «Прощай, лето!».
Тематический план проекта «Лето»
№ | Тема занятия | Краткое содержание. |
1 | Погода и неживая природа. | Показать связь (солнечная погода – нагревание предметов, испарение воды на асфальте, высыхание и растрескивание земли). Наблюдения за ветром, облаками, дождём, лужами, радугой, водой, песком, глиной, почвой. Ведение календаря погоды (календаря природы). |
2 | Знакомство с берёзкой, как представителем мира растений. | Показать отличие дерева от кустарника. Рассмотреть кору, форму кроны, ветви, листья. Отметить сходства и отличия у различных деревьев. |
3 | Такие разные деревья. | Прогулка по экологическому маршруту «Деревья». Знакомство с разнообразием видов деревьев. Отметить различия: форма кроны, цвет коры, форма и размер листьев, различия семян и крылаток. |
4 | Чтение и обсуждение рассказа. | С.Воронин, рассказ «Моя берёза (летом, осенью, зимой, весной)» из книги С.Н.Николаевой «Методика экологического воспитания в детском саду» стр. 195. |
5 | Кустарники. | Главный признак – несколько стволов. Познакомить с разнообразием стволов (прямостоячие, стелящиеся, вьющиеся). Видовое разнообразие - прогулка по экологическому маршруту «Кустарники». |
6 | «Приглашаем в хоровод». | Разучивание движений хороводов. Хороводных песен. |
7 | Поэтический и художественный образ природы. | Чтение стихов о природе. Рассматривание тематических картин. Составление описательных рассказов. Знакомство со стихотворениями С.Есенина, А.Блока (материал – в Программе Кочергиной В.Н.). |
8 | Кто лес сажает? | Рассказ о работниках лесхоза, лесниках. Показ иллюстраций. Заучивание наизусть пословиц и поговорок о растениях, лесе и т.д. |
9 | Трава – мурава. | Главный признак – травянистый стебель, отмирающий на зиму. Знакомство с видовым разнообразием – целевая прогулка на луг. Прогулка по эко-маршруту «Травы». |
10 | Рукотворная красота. | Знакомство с цветковыми растениями клумб и рабаток. Рассматривание плаката «Цветы». Моделирование «Части растения», Д/игра «Божья коровка» (части растения). рассказ о труде цветоводов. Эко-маршрут «Цветы». |
11 | Что нужно дереву для жизни? | Показать влияние факторов внешней среды на рост и развитие растений (свет, тепло, вода, воздух). Постановка опытов, фиксация в альбоме. |
12 | Кто с деревом дружит? | Рассмотреть дерево, как «дом» для насекомых, птиц, гриба-трутовика, жителей почвы, грибов. |
13 | Маленькие животные. | Наблюдения за насекомыми (ползающими, летающими). Знакомство с видовым разнообразием. Рисование, аппликация. Детская энциклопедия о насекомых. |
14 | Правила поведения в природе. | Беседа по «запрещающим знакам». Составление рассказов на тему «Если…, то…), |
15 | «Природные цепочки» и «Цепи питания». | Расширить кругозор о закономерностях в природе (погода и световая длительность – жизнь растений – жизнь насекомых – жизнь птиц). |
16 | «Во саду ли, в огороде…». | Наблюдения и труд на огороде. Вывод по уходу за посадками (что влияет на рост растений). Обучение простейшим агротехническим навыкам. «Весенний день – год кормит», «Лето и осень – припасиха, зима – подбериха» - рассказ о летних ягодных, фруктовых и овощных заготовках. Рассказ о труде полеводов. |
17 | Жизнь животных летом. | Рассказ, демонстрация иллюстраций, доступные наблюдения в природе. Дикие и домашние животные. (сезонные особенности – «лёгкий» мех, «нагуливание» жировых запасов, взращение и воспитание детёнышей). Моделирование (строение тела животного). Труд животноводов, доярок. Загадывание загадок о животных (Программа КочергинойВ.). |
18 | Экскурсии в природу (лес, парк, побережье) | См. Программу. Повторение правил поведения в природе, правил ОБЖ. Беседа о вреде вытаптывания. «Лес с огнём не дружит!». |
19 | Сбор гербария. | Сбор листьев деревьев и кустарников, травянистых растений территории детского сада. Сбор и рассеивание семян трав. |
20 | Радуга. | Наблюдение за радугой. Игра с радужными мыльными пузырями. Игры с султанчиками и вертушками, слежение за ветром, флюгером. |
21 | Праздник «Прощай, лето!». | Создание радостного настроения. Подведение итогов. Создание презентации на основе фотоматериалов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект «Развитие познавательного интереса у детей 2 младшей группы через экспериментирование»
Предлагаемая ниже структура проекта -экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы....
Методическая разработка. Проект по познавательному развитию на тему: "Игры и задания по формированию познавательных знаний у детей дошкольного возраста"
Интерес дошкольников к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества. На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошк...
Познавательный проект "Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование".
Краткосрочный творческий проект в средней группе детского сада, тема: "Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование"....
Проект «Развитие познавательно-речевой активности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через познавательно-исследовательскую деятельность»
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Педагоги и специалисты нашей дошкольной организации постоян...
МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ "Развитие познавательных способностей детей путём создания мини-музея: «Моя лошадка» (познавательно-исследовательский проект)"
Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа ...
Познавательный проект по познавательному развитию «Безопасная дорога»
Актуальность проекта:Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детям, начиная с самого детства, следует на примере и наглядно показать последствия неправиль...
Познавательно-творческий проект по познавательному развитию
Паспорт проекта.Геометрическии фигуры....