Проект по познавательному развитию "Лето"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Фандеева Елена Анатольевна
Проект по познавательному развитию "Лето"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_leto_fandeeva.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                   

Проект

по познавательному развитию «Лето».

Разработчик проекта: Фандеева Елена Анатольевна, воспитатель высшей категории.

Содержание:

  • наблюдение и изучение закономерностей в природе;
  • наблюдение за неживой природой;
  • наблюдение за погодными изменениями в течение суток, на протяжении летних месяцев;
  • знакомство с деревьями и кустарниками;
  • прогулки по маршрутам – экологическим тропам;
  • изучение луговых растений, лекарственных растений;
  • изучение цветковых растений клумб;
  • наблюдение за насекомыми;
  • птичьи «заботы» летом;
  • жизнь животных летом;
  • труд взрослых летом.

Участники: воспитанники старшей - подготовительной группы, педагоги, родители.

Цель: реализовать интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с временем года – «лето».

Задачи:

1

Воспитательные

  1. Воспитывать любовь к природе.
  2. Воспитывать стремление заботиться о растениях, животных.
  3. Воспитывать уважение к труду полеводов, овощеводов, животноводов.
  4.  Научить доводить порученное дело до конца.
  5. Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.
  6. Учить получать радость от бескорыстного труда во благо других людей.
  7. Воспитывать чувство прекрасного через общение с природой.

2

Образовательные

  1. Познакомить с разнообразием в растительном и животном мире.
  2. Показать влияние неживой природы на живую.
  3. Расширить кругозор о закономерностях в природе (погода и световая длительность – жизнь растений – жизнь насекомых – жизнь птиц).
  4. Обогатить словарь народными пословицами и поговорками о погоде, времени года, труде взрослых, растениях).
  5. Научить моделировать (части растения, строение животного, «пищевые цепочки».
  6. Научить правильно собирать коллекции, гербарий травянистых растений.

3.

Развивающие

3.1. Развивать наблюдательность,

3.2. Развивать сенсорные навыки.

3.3. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

3.4. Тренировать мелкую моторику.

3.5. Развивать мышление, память и воображение, усидчивость.

Развивать чувство любования любым проявлением жизни.

4

Практические

4.1. Собрать гербарий растений участка детского сада.

4.2. Оформить альбом  (фото, рис.) наблюдений.

4.3. Обучить элементарным агротехническим навыкам, научить ухаживать за питомцами уголка природы.

Этапы работы

1. Подготовительный:

- определение объектов изучения;

- подготовка огородного инвентаря;

- подбор пословиц, поговорок и загадок о погоде, времени года, труде взрослых, растениях.

2. Исследовательский: 

- изучение хода солнца в течение дня;

- наблюдения за направлением ветра;

 - изучение предметов неживой природы, их изменений (температура, влажность, влагопроницаемость);

- изучение роста растений;

- изучение влияния ухода, полива, прополки, подкормки на рост огородных культур.

3. Этап создания продукта по проекту:

- создание гербария растений территории детского сада;

- оформление альбома наблюдений.

4.  Заключительный:

- обобщение результатов работы;

- праздник «Прощай, лето!».

5. Защита проекта:

- проводится в августе 2009 г.;

- в виде презентации «Красно лето тёплым солнышком согрето».

Способы организации работы:

- принцип добровольности участия;

- работа проводится в течение дня;

- воспитанники работают под руководством педагога.

Работа по проекту оценивается:

- конкурсной комиссией (зав. ДОУ, творческой группой).

Практический выход:

- презентация «Красно лето жёлтым солнышком согрето»;

- подборка методических материалов «Что я знаю про лето»;

- праздник «Прощай, лето!».

Тематический план проекта «Лето»

Тема занятия

Краткое содержание.

1

Погода и неживая природа.

Показать связь (солнечная погода – нагревание предметов, испарение воды на асфальте, высыхание и растрескивание земли). Наблюдения за ветром, облаками, дождём, лужами, радугой, водой, песком, глиной, почвой. Ведение календаря погоды (календаря природы).

2

Знакомство с берёзкой, как представителем мира растений.

Показать отличие дерева от кустарника. Рассмотреть кору, форму кроны, ветви, листья. Отметить сходства и  отличия у различных деревьев.

3

Такие разные деревья.

Прогулка по экологическому маршруту «Деревья». Знакомство с разнообразием видов деревьев. Отметить различия: форма кроны, цвет коры, форма и размер листьев, различия семян и крылаток.

4

Чтение и обсуждение рассказа.

С.Воронин, рассказ «Моя берёза (летом, осенью, зимой, весной)» из книги С.Н.Николаевой «Методика экологического воспитания в детском саду» стр. 195.

5

Кустарники.

Главный признак – несколько стволов. Познакомить с разнообразием стволов (прямостоячие, стелящиеся, вьющиеся). Видовое разнообразие - прогулка по экологическому маршруту «Кустарники».

6

«Приглашаем в хоровод».

Разучивание движений хороводов. Хороводных песен.

7

Поэтический и художественный образ природы.

Чтение стихов о природе. Рассматривание тематических картин. Составление описательных рассказов. Знакомство со стихотворениями С.Есенина, А.Блока  (материал – в Программе Кочергиной В.Н.).

8

Кто лес сажает?

Рассказ о работниках лесхоза, лесниках. Показ иллюстраций. Заучивание наизусть пословиц и поговорок о растениях, лесе и т.д.

9

Трава – мурава.

Главный признак – травянистый стебель, отмирающий на зиму. Знакомство с видовым разнообразием – целевая прогулка на луг. Прогулка по эко-маршруту «Травы».

10

Рукотворная красота.

Знакомство с цветковыми растениями клумб и рабаток. Рассматривание плаката «Цветы». Моделирование «Части растения», Д/игра «Божья коровка» (части растения). рассказ о труде цветоводов. Эко-маршрут «Цветы».

11

Что нужно дереву для жизни?

Показать влияние факторов внешней среды на рост и развитие растений (свет, тепло, вода, воздух).  Постановка опытов, фиксация в альбоме.

12

Кто с деревом дружит?

Рассмотреть дерево, как «дом» для насекомых, птиц, гриба-трутовика, жителей почвы, грибов.

13

Маленькие животные.

Наблюдения за насекомыми (ползающими, летающими). Знакомство с видовым разнообразием. Рисование, аппликация. Детская энциклопедия о насекомых.

14

Правила поведения в природе.

Беседа по «запрещающим знакам». Составление рассказов на тему «Если…, то…),

15

«Природные цепочки» и «Цепи питания».

Расширить кругозор о закономерностях в природе (погода и световая длительность – жизнь растений – жизнь насекомых – жизнь птиц).

16

«Во саду ли, в огороде…».

Наблюдения и труд на огороде. Вывод по уходу за посадками (что влияет на рост растений). Обучение простейшим агротехническим навыкам. «Весенний день – год кормит», «Лето и осень – припасиха, зима – подбериха» - рассказ о летних ягодных, фруктовых и овощных заготовках. Рассказ о труде полеводов.

17

Жизнь животных летом.

Рассказ, демонстрация иллюстраций, доступные наблюдения в природе. Дикие и домашние животные. (сезонные особенности – «лёгкий» мех, «нагуливание» жировых запасов, взращение и воспитание детёнышей). Моделирование (строение тела животного). Труд животноводов,  доярок.  Загадывание загадок о животных (Программа КочергинойВ.).

18

Экскурсии в природу (лес, парк, побережье)

См. Программу. Повторение правил поведения в природе, правил ОБЖ. Беседа о вреде вытаптывания. «Лес с огнём не дружит!».

19

Сбор гербария.

Сбор листьев деревьев и кустарников, травянистых растений территории детского сада. Сбор и рассеивание семян трав.

20

Радуга.

Наблюдение за радугой. Игра с радужными мыльными пузырями. Игры с султанчиками и  вертушками, слежение за ветром, флюгером.

21

Праздник «Прощай, лето!».

Создание радостного настроения. Подведение итогов.

Создание презентации на основе фотоматериалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект «Развитие познавательного интереса у детей 2 младшей группы через экспериментирование»

Предлагаемая ниже структура проекта -экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы....

Методическая разработка. Проект по познавательному развитию на тему: "Игры и задания по формированию познавательных знаний у детей дошкольного возраста"

Интерес дошкольников к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества. На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошк...

Познавательный проект "Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование".

Краткосрочный творческий проект в средней группе детского сада, тема:  "Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование"....

Проект «Развитие познавательно-речевой активности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через познавательно-исследовательскую деятельность»

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Педагоги и специалисты нашей дошкольной организации постоян...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ "Развитие познавательных способностей детей путём создания мини-музея: «Моя лошадка» (познавательно-исследовательский проект)"

         Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа ...

Познавательный проект по познавательному развитию «Безопасная дорога»

Актуальность проекта:Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детям, начиная с самого детства, следует на примере и наглядно показать последствия неправиль...