Конспект по экологическому образованию на тему: «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР МУРАВЬЕВ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни в лесу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
departament_obrazovaniya_administratsii_munitsipalnogo_obrazovaniya_gorod_krasnodar.docx | 31.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по экологическому образованию
для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
«Удивительный мир муравьев»
Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни в лесу.
Образовательные задачи:
- расширить и закрепить знания детей о насекомых – муравьях;
- дать представление об особенностях внешнего вида и образе жизни муравья;
- развивать познавательный интерес к окружающей живой среде.
Развивающие задачи:
- развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой природы;
- развивать двигательную активность, фонетический слух, мелкую моторику, умение сочетать речь с движениями.
Воспитательные задачи:
- формировать интерес к насекомым и бережное отношение к ним.
Предварительная работа:
- наблюдение за муравейником во время прогулки;
- чтение художественной литературы о жизни муравьев;
- беседы о насекомых;
- просмотр картин, иллюстраций, мультфильмов;
- заучивание стихотворений, пословиц о муравьях;
- загадки по теме;
- дидактические игры;
- проведен краткосрочный проект «Удивительный мир муравьёв»
Материал:
- аудиозапись «Звуки леса»;
- разрезные картинки муравья и бабочки;
- модель муравейника из природного материала;
- иллюстрации насекомых, презентация на интерактивную доску;
- картина «Муравьи – санитары леса»;
- макет формикария.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель включает аудиозапись «Звуки леса».
Воспитатель: ребята, что вы слышите? (ответы детей).
Воспитатель: как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся? (ответы детей).
Воспитатель: правильно, мы с вами отправляемся на прогулку в лес, чтобы продолжить знакомство с его обитателями.
Ребята, представьте себе, что мы с вами оказались на лесной полянке. Всё вокруг нас радует: светит солнышко, цветут разные травы, вокруг летают бабочки, гудят жуки, снуют муравьи. Как назвать их всех одним словом? Насекомые.
Отгадайте загадку и узнаете, о ком сегодня мы будем говорить:
Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник – … (ответы детей)
Правильно, муравей – защитник леса. Там, где много муравьёв, лес здоровый и чистый. Они защищают лес от вредных насекомых, таких как листоеды, короеды. С весны до осени трудятся муравьи, стаскивая в муравейник личинок, гусениц, жуков, мушек.
Я предлагаю сыграть вам в игру «Собери картинку». Вам нужно самостоятельно сложить разрезанную на 6 частей картинку с изображением муравья и бабочки. Разделитесь, пожалуйста, на 2 команды: команда мальчиков и команда девочек. Подходите к столам. Готовы? Начали!
Воспитатель: у всех получилось собрать картинку с изображением муравья и бабочки? Здорово! С заданием все справились. Давайте подумаем, как мы можем назвать этих представителей живой природы одним словом? (Насекомые). Верно. А какие признаки их объединяют? Действительно, только у насекомых можно увидеть наличие усиков и шести лапок, при этом одни летают, как наша бабочка, а другие ползают, как муравей. Перечислите, пожалуйста, названия насекомых, которые вы знаете. (ответы детей).
Воспитатель: на земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «Насекомые» – от слова «насекать». У насекомых три части тела: голова, грудь, брюшко и шесть ног. Насекомые – обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают, прыгают, одни живут несколько лет, другие один день.
Предлагаю послушать загадку, отгадав которую, вы еще раз встретитесь с хорошо знакомым для нас насекомым:
Стоит под ёлкой городок.
К нему 100 тропок, 100 дорог,
По тем дорожкам взад – вперед
Народец крохотный снуёт.
Что за городок, что за народ? (ответы ребят)
А где живут муравьи? Кто видел их дом – муравейник? (ответы ребят)
Физкультминутка «Муравей»
От друзей муравьишка отстал, прижимаем ладони к щекам, качаем
головой.
Ой-ой-ой!
Опоздал он и очень устал,
Ай-ай-ай!
В муравейник скорей побежал, бег на месте.
Топ-топ-топ!
Но друзей он своих не догнал, прижимаем ладони к щекам, качаем
Ой-ой-ой! головой
Ну а солнце за лес уж зашло, присели.
Ох-ох-ох!
Стало страшновато и очень темно, обхватили себя руками.
Ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли, берёмся за руки, раскачиваем их вверх –
Да-да-да! вниз.
Муравьишку домой привели,
Да-да-да!
Воспитатель: отдохнули? (ответы ребят)
Воспитатель: Муравьи обычно строят свои дома, где-нибудь под деревом, чаще около пня. Домик строят из обычных хвойных веток, чешуек. Мы видим дом муравьёв над землёй, но есть ещё и часть дома под землёй. Это прекрасный, многоэтажный дом с множеством квартир, теплыми, уютными комнатами, со спальнями, с детскими комнатами, с кладовками, с хорошей вентиляцией. Есть у муравьев и хлебный склад, здесь они хранят зерно. В «царской камере» живет царица – матка, откладывающая яйца с маленькими муравьями (личинками). Все ходы и выходы устроены так, чтобы свежий воздух свободно проникал вглубь муравейника. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.
Воспитатель: ребята, всё у муравьишек складно, да ладно получается, так как они очень дружный и трудолюбивый народ. Но бывает, случается, что и в их спокойной и размеренной жизни, происходят неприятные события. Посмотрите, что я держу в руках. (Воспитатель показывает макет частично разрушенного муравейника, разложенного на столе). На что это похоже? (Ответы детей). Да, действительно – это муравейник, но, к сожалению, частично разрушенный.
Дети видят на столе разбросанные палочки, веточки, сухие листья.
Воспитатель: кто же это сделал? (ответы ребят)
Воспитатель: давайте, скорее, поможем дружной семьи муравьёв, построим им новый домик.
Дети складывают палочки, строят домик.
Муравьи – неугомонные ребята, вся жизнь их связана с трудом. В семье муравьиной трудятся все: есть рабочие муравьи, они строят муравейник. Другие “рабочие” таскают корм для всей семьи – вредных насекомых. Есть и солдаты, которые охраняют дом от врагов, а есть и няни, которые ухаживают за маленькими детками. Муравьи видят плохо, поэтому у них очень хорошо развит слух. Всё, что встречается им на пути, они ощупывают при помощи усиков, по пахучим следам на тропинках муравьи находят дорогу домой. Муравьишки – дружный народ, они всегда друг другу помогают.
Ребята, а как вы думаете, муравьи, полезные насекомые или нет? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: муравьёв называют «санитарами леса». Они приносят огромную пользу, истребляя множество вредителей, особенно гусениц. Муравьи, селятся в старой древесине или старых пнях, разрушают отмершую древесину, после чего она быстро разлагается. Еще муравьи рыхлят и удобряют почву. Так же эти маленькие насекомые помогают птицам – дроздам, они чистят их перышки своей кислотой. А как она называется, как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: кислота, выделяемая муравьями, называется – муравьиной. Ее используют люди в медицинских целях.
Муравьи – это часть природы, а ее надо любить, беречь, охранять. Находясь на природе – восхищайтесь, любуйтесь ею, заботьтесь о ней!
Я хочу, поиграть с вами еще в одну интересую игру, которая называется «Угадай, чей звук?» – она о насекомых. Но чтобы в нее играть нужно уметь слышать в словах нужные звуки. Поиграем? А в помощь вам на панно прикреплены картинки с разными насекомыми. Я вам показываю картинку, а вы воспроизведите тот звук, который произносит это насекомое» (комар, жук, пчела, оса, муха…).
Для того чтобы закрепить полученные знания о насекомых, давайте поиграем.
Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят какому насекомому: муравейник, зелёный, порхает, мёд, трудолюбивый, красная спинка, улей, стрекочет, паутина, вредитель, «летающий цветок», жужжит.
Вот и подошло наше путешествие к концу.
Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (ответы детей).
Мне понравилось, что вы внимательно меня слушали, были активными, и очень старались справиться со всеми заданиями. Ребята, вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому образованию на тему: "Отходы в доходы!"
Цели и задачи проекта. Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хоз...
Проект по экологическому образованию на тему: "Огород на окне".
Краткосрочный проект продолжительностью 1 месяц (март). Тема проекта. «Огород на окне»....
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по экологическому образованию на тему "Путешествие капельки"
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по экологическому образованию на тему "Путешествие капельки"...
Конспект по экологическому образованию "Волшебница- вода"
Задачи:Образовательные: ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха;уточнить знания де...
Конструкт непрерывной образовательной деятельности (НОД) экологического образования на тему: «Кто остается в наших краях зимовать?» в подготовительной группе
Тема: «Кто остается в наших краях зимовать?» Вид НОД: Экологическое образование Возрастная группа: дети 7-го года жизни Форма организации: групповая Программно-методический комплект: примерная о...
Конспект по экологическому образованию в средней группе на тему: "Путешествие в лес"
Развивающее занятие по экологии для детей...
Краткосрочный проект по экологическому образованию на тему «Что мы знаешь о зиме?»
Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий.Участники: дети средней группы, родители, воспитатели и музыкальный руководитель.Продолжительность: 18.12.202...