Конспект НОД "ЗИМА"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Филиппова Наталья Викторовна

Представляю Вашему вниманию конспект НОД по теме "Зима" для детей среднего возрста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.zanyatie_2_zima.docx21.44 КБ
Файл zima.pptx2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по развитию речи и познавательной деятельности

с применением ИКТ

для детей среднего дошкольного возраста

по теме "Зима"















Актуальность

Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.

Существует несколько видов составления рассказов:

1. Составление рассказа по демонстрируемому действию.

2. Составление рассказа по одной сюжетной картине.

3. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

4. Составление рассказа на основе сравнения предметов.

5. Составление описательного рассказа о предметах и временах года.

Самым сложным видом рассказывания является описательный рассказ о предмете, он вызывает наибольшие затруднения.

Вот основные из них:

1. Самостоятельно определить при рассматривании объекта его

главные свойства и признаки.

2. Установить последовательность изложения выявленных признаков.

3. Удержать в памяти эту последовательность, которая и является

планом рассказа-описания.

Т.А.Ткаченко обратила внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

1. Один из таких факторов - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки и производимые с ними действия.

2. В качестве второго вспомогательного фактора автор выделяет создание плана высказывания, где в предварительной программе-схеме есть все конкретные элементы высказывания. Важно также, что каждое звено высказывания последовательно сменяется другим.

Программное содержание:

  • закрепить представления об основных признаках зимы;
  • формировать умение детей составлять рассказ по опорным картинкам;
  • упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;
  • упражнять в составлении предложений, рассказов по картинно-графическому плану
  • закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • развивать координацию движений с речью;
  • обогащать активный словарь детей
  • учить детей замечать красоту зимнего пейзажа;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать мышление, внимание и память.
  • воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других;

Коррекционно-образовательные цели:

  • уточнить и расширить представление о зиме, ее признаках.
  • Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
  • совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие цели:

  • развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.


Коррекционно-воспитательные цели:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.


Материалы: презентация «Детям о зиме», снежинки (вата на ниточке 15-20 см), картинки по схемам Ткаченко Т.А., видеоматериалы «Уроки тетушки Совы», стихотворение Сурикова И.З. «Зима», видеозагадка.


Ход занятия

1Организационный момент.

  1. Воспитатель: Ребята, посмотрите, на экране появилось видео-сообщение! (видеозагадка. Слайд 2)

Что это? Давайте посмотрим видео и узнаем, о чём мы будем сегодня говорить? (смотрим видео)

-Так о чём же, мы будем говорить?

Дети: о зиме

2. Основная часть.

1. Беседа по теме (используя видеоряд предыдущего видео)

Воспитатель:

– После чего наступает зима?

– Назовите зимние месяцы.

– Что происходит в природе зимой?

– Какие стоят деревья?

– Что лежит на крышах домов и на улице?

– Что надевают люди зимой?

– Как живется зверям и птицам зимой? Почему? Как им можно помочь?

– Какие вы знаете зимние праздники?

– Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая)

(ответы детей)

– Про что говорят: ударили (морозы), бушует( вьюга), замерзли (реки), метут(метели), хрустит (лед)т, висят(сосульки), скрипит(снег)?

Молодцы.

Чтобы правильно и красиво произносить все слова, повторим чистоговорку:

Чистоговорка “Зима”

Ма-ма-ма – пришла снежная зима.

Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.

Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.

Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.

Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.

Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.


Воспитатель: а теперь послушаем как звучат настоящие стихотворения.

Поэт И.З.Суриков написал о зиме так…вот, послушайте…

(видеоматериал ) слайд 5

-О чем стихотворение? Как поэт говорит о зиме? С чем сравнивает?

Дыхательная гимнастика (слайд 7)

Ребята, сейчас мы послушаем музыку Петра Ильича Чайковского «Декабрь» и представим, что , на улице пошел снег, и к нам прилетели снежинки. Посмотрите, какие они?

Раздать каждому ребенку снежинку ( часть ватного диска) на ниточке.

Дети выходят в круг.

– Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Следим, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи.

Воспитатель: Снежинки улетели и хотят чтобы мы поиграли дальше.

Давайте соберем все «снежинки» в корзинку .

Садитесь все поудобней в центре ковра.

Дети садятся на ковер

Играть будем в зимние слова!

Дидактическая игра «Зимние слова»

Внимание! Хлопаем в ладоши, если слышим слово, связанное с зимой: Снежинка, ёлка, Новый год, санки, лед, жара, коньки, рукавички, ромашки, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, мандарины, загорать, сосульки, трава, снегопад, ручьи, сугробы, лыжи.

Молодцы, хорошо вы справились с этим заданием.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе стоит сундук. Посмотрим что в нем?

Дети : рисунки

Все верно – это карточки. Проходите на стульчики, будем составлять по этим картинкам предложения о зиме.

Дети садятся на стулья полукругом.

Напоминаем условие игры: кто знает- тот и руку поднимает

Дети отвечают поочередно, составляя полное предложение.

Воспитатель: Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково. Становитесь возле стульев.

Игра “Назови ласково” с мячом ( слайд 12)

Снег – снежок Сосулька – сосулечка

Мороз – морозец Дерево – деревце

Ветер – ветерок Горка – горочка

Лёд – ледок Холод – холодок

Зима – зимушка Санки – саночки

Вот сколько мы можем рассказать о зиме.

Теперь и в зимнюю игру поиграть можем!

Подвижная игра «Сугроб»

Вился, вился снежный рой,

Сел на землю – стал горой. (Снег).

Вы будете снежинки, я –ветер. Дует ветер, на снежинки и они разлетаются ( дети кружатся в свободном движении), но вдруг ветер стих и снежинки медленно спускаются на землю, прижимаются друг к другу и так превращаются в снежный ком.. сугроб! ( дети подбегают к воспитателю, садятся на пол, прижимаясь друг другу)

провести игру 2-3 раза

На экране появляется интерактивная картинка «Что перепутал художник?»

Воспитатель: Ребята, вот художник нарисовал картину «Зимушка-зима», но, кажется, он что-то перепутал. Посмотрите внимательно и назовите, что художник перепутал?

Дети: цветущее дерево –заснеженное дерево; не дождь, а снег; на месте бабочки должен быть снегирь; заяц не в серой шубке, а в белой; девочка не в плаще, а в теплой одежде; на месте подснежников должны быть лыжи.

Воспитатель: хорошо, вы справились с заданием.

Ни одна зима не обходится без забав! Любимое занятие всех деток- лепить снеговика! Сегодня на улице тепло и наши снеговички растаяли…. Попробуем их собрать?

А сейчас мы наших снеговичков оживим….Я вас приглашаю в небольшую мастерскую, где мы сделаем настоящий собственный мультфильм!

Наше зимнее путешествие подошло к концу.

Заключительная часть.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....