Экологическая тропа в ДОУ
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
"Экологическая тропа в ДОУ"- так просто я назвала свой проект, который вынашивала очень долго. Меня очень волнует то, что в прессе , с экранов телевизоров мы слышим,, что надо беречь природу, окружающую среду, но выйдя на улицу, видим часто другое.
Например, папа ( дедушка) ломает ветку сирени- маме в подарок , и вручает ребенку, ломают , сбивают каштаны, так хочет ребенок! Ведь объяснить малышу, что надо подождать, когда созреет каштан и сам упадет к его ногам- это утомительно.
Я думаю, когда воспитатели не только в группе, но и на экологической тропе, будут рассказывать детям о конкретном дереве, а родители, прочитают на табличке ( у видовой точки ) интересные факты о растении, эти знания быстрее достучатся до сердечка ребенка, и он задумается, прежде, чем раздавит жука или сломает ветку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Детский сад комбинированного вида №41 «Заряночка»
Проект по созданию экологической тропы на территории МБДОУ № 41 «Заряночка»
Составила:
Воспитатель Сухорукова Г.П
Балашиха, октябрь 2017 г.
Пояснительная записка
- Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 41» «Заряночка» в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. 1.1. Настоящее положение определяет назначение, цели, задачи, примерное содержание, формы и методы работы на экологической тропе. 1.2. Экологическая тропа – специально оборудованный, организованный маршрут на территории ДОУ для создания условий и проведения воспитательно-образовательной работы по воспитанию экологически грамотной культуры поведения ребенка- дошкольника в окружающей среде. Экологическая тропа включает в себя разнообразные объекты растительного и животного мира, ландшафтные композиции, малые архитектурные формы. 1.3. Срок данного Положения не ограничен. Экологическая тропа будет пополняться новыми объектами интересными с познавательной точки зрения. Данное Положение действует до создания нового.
- Основные характеристики экологической тропы.
Вид тропы- экологическая.
Местонахождение: микрорайон Заря городской округ Балашиха, улица Садовая 6а территория МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 41».
Год закладки: 2017-2019
Протяженность: 500 м.
Режим пользования: экологическая тропа рассчитана на организованные экскурсии, тематика экскурсий различна, зависит от возраста детей и поставленных задач; наблюдения, исследования; экологические праздники и развлечения.
Содержание
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Экологическая тропа – организованный маршрут на территории ДОУ для создания условий и проведения воспитательно-образовательной работы по воспитанию экологической грамотной культуры поведения ребёнка-дошкольника в окружающей среде. Работа экологической тропы строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Программно-методическое обеспечение и содержание деятельности экологической тропы определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, программой «Юный эколог» С.Н. Николаевой. Воспитательно-образовательная работа на экологической тропе проходит в соответствии с образовательной программой ДОУ и учетом требований СанПиН. Требования, предъявляемые к организации экологической тропы: - доступность маршрута для посещения; - эстетическая выразительность окружающего ландшафта; - информационная емкость маршрута.
В работе по организации экологической тропы используются следующие формы и методы: ∙ экологические беседы; ∙ экологические экскурсии; ∙ опытно-исследовательская деятельность; ∙ конкурсы, викторины; ∙ труд в природе; ∙ коллекционирование;∙ экологические игры; ∙ экологические сказки; ∙инсценировки, театрализации.
Основная часть.
Информационная карта проекта.
Вид проекта: информационно - исследовательский
Тип проекта: информационно – практико-ориентированный.
Проект: долгосрочный (октябрь 2017-апрель 2019 г. )
Участники: администрация ДОУ, воспитатели, воспитанники, родители.
Место проекта: МБДОУ «Детский сад №41»
Актуальность: у детей дошкольного возраста еще нет основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе; не развито понимания взаимосвязей в природе и места человека в них; не все родители и опекуны обеспечивают воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе. Создание экологической тропы поможет формированию навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе; - развитию первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания детей об окружающей их среде, совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине. Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.
Цель проекта: формирование основ экологической культуры у ребенка дошкольного возраста как совокупности экологического сознания,
Задачи проект
- предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме ( понимания взаимосвязей в природе и места человека в них, первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности).
- формировать эмоционально-положительное отношение к природе; понятий о живой и неживой природе.
- обеспечивать условия для развития экологического сознания; навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
- воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, бережного отношения ко всему живому на Земле, вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по еѐ охране;
- Обучить родителей практическим приемам экологического воспитания.
Ожидаемый результат.
1. Создание экологической среды в ДОУ, создание атрибутов к видовым точкам.
2. Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей.
3. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения программы.
4. Активное участие родителей в воспитании экологического сознания детей.
3.Дети замечают красоту природы, знают и соблюдают элементарные правила поведения на природе по охране и защите природы.
Практический выход.
- Проект закончен, создана экологической среда в ДОУ. Работа по пополнению экологической среды будет продолжена .
- Представление «Экологической тропы» в форме презентации.
Перспективный план работы.
- Составить карту-схему экотропы.
- Создать стенд-план экотропы.
- Составить экологический паспорт объекта (точки).
- Исследовательская работа.
- Создание метеоплощадки.
Работа с детьми.
• Высадка растений на территории детского сада.
• Работа на цветочных клумбах.
• Экскурсии по экологической тропе.
• Акция «Каждой пичужке-кормушка» (объяснение, чем можно и чем нельзя кормить птиц.)
• Работа в мини-лаборатории, на участке: опыты с природным материалом.
Работа с родителями.
1. Работа с родителями проводится в форме собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия:
• ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, консультации);
• туристические походы на природу,
• изготовление кормушек для птиц;
На общем родительском собрании познакомить родителей с предметом экологии, компонентами экологической культуры, процессом формирования экологических знаний и отношений к природе, методикой экологического воспитания детей, показать групповые уголки природы, огороды и цветочные клумбы детского сада. Среди родителей провести анкетирование.
Реализация проекта.
- Объекты экологической тропы (видовые точки).
- Формы работы детей на объекте: учебно-познавательная деятельность, природоохранная работа, исследовательская деятельность, пропагандистская работа и др.;
- Рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию детей и просвещению родителей;
- Материально-техническое оснащение тропы.
Этапы реализации проекта.
1 этап.
Подготовительный. Подбор и изучение методической литературы по созданию экотропы. Составление плана экологической тропинки на территории детского сада, подбор материал к описанию объектов экологической тропинки (создание паспортов).
1.1 Паспорт объекта экологической тропы (видовые точки)
Видовые точки ДОУ: ель, липа; ива, рябина, сад-огород; ясень, гнездо вороны, береза; шиповник, ель -барометр, груша лесная, черешня лесная (птичья вишня), уголок леса (зона уединения с природой) , дуб, сосна, пузыреплодник калинолистный , кизильник блестящий, цветник; снежноягодник , скворечник, аптекарский огород, муравьиный холм, пень, яблоня «Солнышко», искусственный водоем; чубушник венечный (жасмин); карагана (акация), серебристый лох, сирень обыкновенная; лимонник дальневосточный, каштан; клен, черемуха, можжевельник, самшит вечнозеленый, бересклет форчуна , клен приречный.
1.2. Изготовление подставок для паспортов объекта. Установление подставок с описанием объекта.
2.
Создание плансхемы, стенд-плана экологической тропы. Консультация «Каждой пичужке- кормушка» (изготовление кормушек, памятка, чем можно кормить птиц).
- Разработать образовательный маршрут по экологической тропе.
Материально-техническое оснащение тропы отражено в паспорте экологической тропы.
Заключение.
Введение Федеральных государственных стандартов требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми – цикл экскурсий по экологической тропе.
Использование в работе с детьми в качестве развивающей среды экологической тропинки, путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладываются основы экологической культуры личности. Работа по созданию экологической среды в ДОУ будет продолжена.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/07/15/20160522_175112.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/07/15/img-20190623-wa0001.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189289-1359305945.jpg)
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/17/picture-317915-1613528113.jpg)
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-193130-1362504266.jpg)
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-841386-1478251829.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....
- Мне нравится (1)